Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в Делопроизводство




Организация

Делопроизводства

В дошкольном

Образовательном

Учреждении

 

Курс лекций

 

Армавир

2010
Е.В. Демко

 

 

Организация

Делопроизводства

В дошкольном

Образовательном

Учреждении

 

курс лекций

 

Рекомендовано кафедрой педагогики и

методики дошкольного образования

Армавирского государственного педагогического университета в качестве учебного пособия для студентов факультета психологии, логопедии и дошкольной педагогики

 

Армавир

2015

 

Кафедра педагогики и методики

дошкольного образования АГПУ

 

Демко Е.В.

Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении. Курс лекций. – Армавир, 2015. – 135 с.

 

Данное учебное пособие разработано для студентов факультета психологии, логопедии и дошкольной педагогики в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии раскрывается сущность содержание курса «Организация делопроизводства в ДОУ» (специальность 031100). Теоретический материал представлен курсом лекций. В пособии так же представлена программа курса «Организация делопроизводства в ДОУ», планы семинарских и лабораторных занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, а так же задания к зачету и тесты

 

Рецензенты:

Тупичкина Е.А., доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир.

 

 

Семенака С.И., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир.

 

Печатается в авторской редакции

© Демко Е.В., 2015


Оглавление

Обращение к студентам……………………………...............5

Раздел 1. Лекционный курс Введение в делопроизводство Лекция 1. Понятие «Делопроизводство». Содержание и значение делопроизводства………………………………….…….7 Лекция 2. Характеристика государственных стандартов по ведению документирования……………………………….....13 Документационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Лекция 3. Документ и его основные виды…………………...23 Лекция 4. Организация документооборота в дошкольном образовательном учреждении………………………………….55 Средства оперативного делопроизводства в дошкольном учреждении Лекция 5. Формирование и хранение дел……………………70 Лекция 6. Средства составления, копирования и оперативного размножения текстовых документов………………………...82   Раздел 2. Учебно-методическое обеспечение курса «Организация делопроизводства в дошкольном учреждении»   Программа курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении» ……………………….92 Планы семинарских занятий………………………………….98 Структурныйплан лабораторных занятий…………………..105 Задания для самостоятельной работы студентов…………..110 Задания к зачету……………………………………………....111 Тест на определение уровня профессиональной подготов-ленности к осуществлению делопроизводства в ДОУ….…112 Библиографический список…………………………………133    

Обращение к студентам

Дорогие студенты! Вы получаете одну из перспективных в современное время специальностей – методист дошкольного образования. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении - одна из дисциплин управленческого курса, направленного на становление будущего управленца дошкольного образования. Научиться ведению делопроизводства в общем смысле достаточно просто, сложнее всего перевести общие основы делопроизводства в конкретную область – организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.

В своем пособии мы исходим из того, что содержание кур­са организации делопроизводства в ДОУ способствует повышению качества подготов­ки студентов к управленческой деятельности, если в нем нахо­дит отражение современный уровень развития управления и реальные потребности сегодняшней практики. Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными про­блемами организации делопроизводства в ДОУ, поможет будущим специ­алистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами знаний организации делопроизводства позволит им не только объяснять существующие в жизни ДОУ проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее решение.

В первой части книги представлены материалы лекций, построенные с учетом требований государственного образовательного стандарта и обозначенных в нем основных дидактических единиц. Материал лекций скомпонован в четыре раздела: «Введение в делопроизводство», «Документационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения», «Основы организации документооборота в дошкольных учреждениях». В первом разделе рассматриваются понятие «делопроизводство», содержание и значение делопроизводства, характеристика государственных стандартов по ведению документирования. Во втором и третьем разделах освещаются вопросы характеристики документов и их основных видов, организации документооборота в дошкольном образовательном учреждении. Четвертый раздел пособия посвящен формированию и оперативному хранение дел, средствам составления, копирования и оперативного размножения текстовых документов. В конце каждой лекции приводятся вопросы для самоконтроля, а так же список литературы по данной теме.

Организация делопроизводства в ДОУ - относительно молодая отрасль педагогического знания, включенная в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Определение содер­жания и структуры программы такого курса для подготовки методистов дошкольного образования в высших профессиональных учебных заведениях весьма сложная задача, поскольку сегодня сама предметная область находится в ста­дии нового формирования. Это определило структуру второго раздела, который посвящен содержанию и методике проведения семинарских и практичес­ких занятий, способствующих закреплению и расширению теорети­ческих знаний студентов в области организации делопроизводства в ДОУ, формированию у них умений и навыков организации документооборота и документопотока в ДОУ. Семи­нарские занятия, как правило, рассчитаны на репродуктивный ха­рактер, а для актуализации теоретических знаний автор рекомендуют включение в русло изучения курса практические занятия, которые посвящены решению возникающих проблем в организации делопроизводства в ДОУ. В данной части учебного пособия так же приводятся варианты заданий к зачету по данной дисциплине, тестовые задания; общий список рекомендуемой литературы по изучению курса, проведе­нию практических и семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов. Данный раздел поможет как студентам, осваивающим специальность «методист дошкольного образования», так и преподавателям высших учеб­ных заведений, преподающих данный курс; и всем, кто ин­тересуется вопросами решения проблем организации делопроизводства в образовательном учреждении.

В заключении хотелось выразить благодарность к уважаемым рецензентам: доктору педагогических наук, профессору Тупичкиной Елене Александровне и кандидату педагогических наук, доценту Семенаке Светлане Ивановне, которые внимательно прочитали рукопись и своими критическими замечаниями помогли снять некоторые сомнения, возникавшие при написании учебного пособия. (Е.В. Демко, доцент, канд. пед. наук)


Раздел 1. Лекционный курс

 

Введение в Делопроизводство

_________________________________________________

Лекция 1.

Понятие «Делопроизводство».

Содержание и значение делопроизводства

 

Документ и его функции. Делопроизводство и его структура. История становления делопроизводства в России.

 

Документ и его функции

 

Управление дошкольным образовательным учреждением в на­стоящее время неизбежно сопряжено с подготовкой многих видов документов, без которых невозможно своевременно и грамотно при­нимать управленческие решения, а, следовательно, невозможно обес­печить качественное функционирование и развитие учреждения. Поскольку в штатах дошкольных образо­вательных учреждений отсутствует специальная профессиональ­ная служба по работе с документами, делопроизводство - со­ставление и организацию работы с документами - осуществляет руководитель учреждения.

Управленческая деятельность любой организации бази­руется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98 %), использу­емой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, ре­шения спорных вопросов, анализа и исследования управ­ления с целью повышения его эффективности и т. д. До­кумент и управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его ре­зультат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства».

Документ - это материальный объект с закрепленной на нем информаци­ей для передачи ее во времени и пространстве.

Документ - зафиксированная на материальном носителе инфор­мация с определенными реквизитами, позволяющими ее идентифици­ровать.

Основным материальным носителем деловой информации в настоя­щее время является бумага.

Документ выполняет следую­щие функции:

- информационную,

- организационную,

- ком­муникативную,

- юридическую,

- воспитательную.

Важнейшей среди названных функций является инфор­мационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятель­ности человека.

Документ обладает организационной функцией. С помо­щью документа обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности.

Внешние связи предприятий и организаций обеспечива­ет коммуникативная функция документов.

Документ несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформлен­ный документ воспитывает эстетический вкус управленче­ских кадров, повышает престиж организации в глазах де­ловых партнеров.

Различные формы управленческой деятельности реали­зуются посредством определенной совокупности докумен­тов, например, учет - в виде составления и обработки бух­галтерской и статистической документации, контроль - путем сбора сведений с целью проверки соответствия на­блюдаемого объекта необходимому состоянию и т. д.

Совокупность взаимосвязанных документов, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, называется системой документации.

Рационально органи­зованный комплекс взаимосвязанных документов, создан­ный по единым правилам и требованиям для применения в конкретной области деятельности, называют унифициро­ванной системой документации (УСД).

 

Делопроизводство и его структура

 

Делопроизводством называют сферу деятельности чело­века по разработке и оформлению официальных докумен­тов, организации их движения, учета и хранения.

Поскольку управленческая деятельность человека осу­ществляется в основном с применением разного рода документов и новых информационных технологий, дело­производство в настоящее время именуют также документационным обеспечением управления (ДОУ). Оба термина в конспекте будут использоваться как синонимы.

Часть делопроизводства, непосредственно связанная с записью информации на определенном носителе с соблю­дением установленных правил, называют документировани­ем.

В общем случае создание документа включает следующие стадии:

- изучение существа дела,

- сбор необходимой информации,

- подготовка проекта документа,

- согласование проекта,

- подписание документа.

Движение документов между их составителями и ис­полнителями по информационным технологическим це­почкам, дающее возможность проинформировать всех заинтересованных лиц, довести до них принятые решения, осуществлять учет и контроль исполнения, называется до­кументооборотом.

Делопроизводство охватывает вопросы оперативного хранения документов, экспертизы их ценности и подго­товки к сдаче на архивное хранение. Деятельность по организации хранения документов, обладающих значимостью для общества и имеющих ценность для собственника, от­носится к архивному делу.

Совокупность правил работы с документами в органи­зации, подкрепленных соответствующим нормативно - правовым, материальным и кадровым обеспечением, состав­ит систему документационного обеспечения управления данной организации (или систему делопроизводства).

 

История становления делопроизводства в России

 

Делопроизводство имеет длительную историю. Документы вна­чале возникали как свидетельства происходивших событий, а за­тем - как способ закрепления имущественных отношений между людьми. Рождение документов связано с возникновением пись­менности.

Письменные источники, обнаруженные в Египте (литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы царских хозяйств), позволяют судить о том, что фиксация событий жизни и общественных отношений стала производиться довольно давно. Сохранились обломки древ­неегипетской летописи, высеченной на камне примерно в тре­тьем тысячелетии до нашей эры. В летописи перечислялись еги­петские цари, пиктографические (рисуночные) тексты, выполненные на глиняных плитках (таб­личках), а клинописные тексты свидетельствуют о путешествиях, о дружеских отношениях с другими странами, а так же об особенностях хозяйствен­ной деятельности храмов. Сохранились и списки царских динас­тий, правивших в государствах Двуречья.

Документы вначале возникли как свидетельство происходив­ших событий, а затем как способ закрепления имущественных отношений между людьми.

В истории делопроизводства нашего государства принято вы­делять семь периодов:

- делопроизводство в Древнерусском госу­дарстве (X -XI вв.),

- делопроизводство в период феодальной раз­дробленности (XI -XV вв.),

- приказное делопроизводство (XV - XVII вв.),

- коллежское делопроизводство (XVIII в.),

- министерское делопро­изводство в России XIX - начала XX в.,

- государственное делопроизводство в советскую эпоху (1917-1980 гг.),

- современное делопроизводство (1980 г. и да­лее).

Первые древнерусские документы найдены археологами на территории Новгорода. Написаны они на бересте. Это частные письма новгородцев, жалованные и вкладные грамоты, отра­жающие правовые отношения, права собственности и др. В пос­леднее время найдена рукопись, относящаяся к 1056 году, со­держащая сведения о жизни новгородцев. Различные виды нов­городских документов позволяют судить об эволюции служб документации.

В XI - XV вв. в период развития феодальных отношений созда­ются такие документы, как купчие грамоты, закладные, служи­лые на заем имущества и денег, полные грамоты на продажу в рабство, отпускные грамоты, судные грамоты и др. Верховная власть для управления подчиненными издает указные грамоты.

Работу с документами осуществляли специальные люди - дья­ки, профессионально занимающиеся делопроизводством. В этот период накапливается опыт работы с документами: складываются порядок написания документа (черновик и беловик), правила удо­стоверения документов (подписи, скрепы, печати). Документы писали на пергаменте, при этом старый текст зачастую счищали и сверху писали новый. Этот исторический период можно назвать временем накопле­ния традиций и обычаев в работе с официальными документами.

Первым, к началу XVII в., в России сложилось приказ­ное делопроизводство. Приказами в то время именовались органы государственной власти. Документы имели форму свитка, составляющего иногда в длину десятки и даже сот­ни метров.

При Петре I было введено коллежское делопроизвод­ство, более прогрессивное по сравнению с приказным. Коллегиями назывались центральные учреждения, ведав­шие отдельными отраслями государственного управления. В коллегиях были созданы канцелярии, введена долж­ность секретаря, сложилась журнальная форма регистра­ции документов.

В начале XIX в. коллегии были заменены министер­ствами, коллегиальность в руководстве сменилась едино­началием. Сложилось исполнительное («министерское») делопроизводство. Появились бланки служебных доку­ментов, в каждом департаменте для хранения дел созда­вались архивы, началось внедрение механизации контор­ского труда.

В годы советской власти было разработано делопроизвод­ство, характерное для централизованного (государственного) управления народным хозяйством. В практике делопроиз­водства был установлен единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов. Установлен типовой состав информационных элементов документов (реквизитов). Была предпринята попытка внедрения Единой государственной системы де­лопроизводства (ЕГСД), на базе которой позже (1988 г.) была создана Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), действующая в Россий­ской Федерации в настоящее время.

В целях применения средств вычислительной техники и ряде отраслей осуще­ствлялось освоение унифицированных систем документа­ции, позволяющих одновременно использовать их и при традиционных методах обработки документов.

В настоящее время сложившаяся система делопроизвод­ства в России развивается с учетом специфики рыночных отношений и массовой компьютеризации управления.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что называется документом?
  2. Какие функции выполняет документ?
  3. Какие стадии включает процесс создания документа?
  4. Назовите основные периоды истории развития делопроизводства.
  5. Каково значение ЕГСД?

Литература

  1. Андреева В.И. Делопроизводство - М., 2000.

2. Государственные учреждения России ХVI-ХVIII вв. М., 1991.

3. Единая государственная система делопроизводства: Основ­ные положения. М., 1995.

4. Илюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюци­онной России. М., 1992.

  1. Маневцова Л.М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении. – М., Академия, 2002.
  2. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. - М., 1998.
  3. Юдина С.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие. – М., 2004.

 

Лекция 2.

характеристика ГОСУДАРСТВЕННЫХ

стандартов по ведению

документирования

 

Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация в делопроизводстве. Государственные стандарты по документированию управленческой деятельности в дошкольном учреждении.

Нормативно-правовая база делопроизводства

 

Нормативно-правовую базу современного делопроиз­водства в России составляет совокупность законодатель­ных актов РФ, нормативно-методических документов, государственных стандартов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых до­кументов, а также регулирующих работу служб орга­низаций всех форм собственности. Здесь будет приведена краткая характеристика важнейших законодательных и нормативных актов, содержащих как отдельные положе­ния по организации делопроизводства и оформлению до­кументов, так и целиком посвященные данным вопросам.

Федеральный закон «Об информации, информацион­ных технологиях и защите информации» установил обя­зательность документирования информации, определил ряд терминов (информация, документированная инфор­мация и др.).

Гражданский кодекс РФ установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей ГК установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на осно­вании которого действуют юридические лица. Уголовный кодекс установил уголовную ответственность за неправо­мерные действия с документами и информацией.

Ряд федеральных законодательных актов (Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», Закон РФ «Об электронной цифровой подписи», постановлений Правительства РФ «Об упорядочении изготовления, ис­пользования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации», «О трудовых книжках» и др.) содержит сово­купность частных норм, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении деловых документов. За­конодательством также регулируются требования к доку­ментам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, требования к защите информации, приданию доку­ментам юридической силы (официальности), определяется порядок формирования, хранения, учета и использования архивных документов.

Первостепенное значение для оформления деловых документов имеют следующие нормативные акты:

- Государственная система документационного обеспе­чения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ).

Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных по­ложениях Единой государственной системы делопроиз­водства (ЕГСД), созданной в СССР еще в 1973 г. и сыграв­шей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике.

В ближайшие годы планируется разработка новой редак­ции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документа­ми на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие будущей системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированно­го документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, автоматизированная но­менклатура дел и т. д.).

- Типовая инструкция по делопроизводству в федераль­ных органах исполнительной власти.

Инструкция устанавливает общие требования к функ­ционированию служб ДОУ, документированию управлен­ческой деятельности в федеральных органах исполнитель­ной власти - министерствах, агентствах, службах.

Инструкция, отражая специфику подготовки докумен­тов федерального уровня, по оформлению документации и связана с действующим национальным (государственным) стандартом ГОСТ Р 6.30-2003.

- ГОСТ Р 6.30-2003 УС Д. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требова­ния к оформлению документов.

Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицирован­ной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и другие документы, включенные и ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управлен­ии документации» (ОКУД) (класс 0200000).

Кроме того, в стране действуют нормы и правила работы с рядом специфических документных образований, которые регламентируются специальными актами. Речь идет о бухгалтерской, кадровой, торговой и ряде других видов документации.

 

Унификация и стандартизация в делопроизводстве

 

Как уже было сказано, большая часть управленческой информации закрепляется в виде документов.

Процессы организации и управления характеризуются разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимаемых действий по их разрешению. Отсюда большое, зачастую неоправданное, разнообразие документов и необходимость их унификации и стандартизации.

Суть унификации сводится к сокращению неоправдан­ного многообразия документов, приведению к единообразию форм, структуры языковых конструкций и опера­ций по обработке, учету и хранению.

Унификация в делопроизводстве может быть как самостоятельной работой, так и этапом в работе по стандартизации.

Суть стандартизации заключается в разработке оптимальных правил и требований по подготовке, оформле­нию, учету и хранению деловой документации, принятых в установленном порядке и рекомендованных для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Результаты работы при этом оформляются в виде нацио­нальных стандартов.

Результатом работ по унификации и стандартизации могут быть как стандарты на отдельные виды документов (например, ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследователь­ской работе. Структура и правила оформления.) или их элементы (например, ГОСТ 9327. Бумага потребительская. Форматы.), так и на унифицированные системы докумен­тации. Выше уже указывался среди важнейших норматив­ных документов ГОСТ Р 6.30-2003, входящий в состав унифицированной системы организационно-распоряди­тельной документации (УСОРД). В стране, кроме того, действуют: унифицированная система банковской доку­ментации; унифицированная система финансовой, учет­ной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций; унифицированная система отчетно-статистической документации; унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий; унифицированная система документации по труду; унифицированная система документации Пен­сионного фонда Российской Федерации; унифицирован­ная система внешнеторговой документации.

Полный перечень унифицированных систем докумен­тации и соответствующих форм документов приводится в Общероссийском Классификаторе управленческой доку­ментации ОК 011-93.

Государственные стандарты по документированию управленческой деятельности в дошкольном учреждении

 

Работа с управленческими документами включает: подготов­ку, технологию работы с ними, систематизацию и организацию архивного хранения.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения в сво­ей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Федерации, ре­шениях соответствующего органа управления образованием и другими документами в области:

а) делопроизводства;

б) организации делопроизводства в бухгалтерии;

в) гражданского законодательства и законов о труде;

г) дошкольного образования.

Основные требования к оформлению организационно-распо­рядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97. Стандарт относится к организационно-распорядительным документам, вхо­дящим в Унифицированную систему организационно-распоряди­тельной документации (УСОРД), к постановлениям, распоря­жениям, приказам, протоколам, актам, письмам и др. Они вклю­чены в общий российский классификатор управленческой доку­ментации (ОКУ).

Стандарт устанавливает состав реквизитов, а также требования к оформлению документов, к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъек­тов Российской Федерации.

Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления изложены в основных положениях государственной системы документационного обеспечения управ­ления (ГСДОУ). Это общегосударственная инструкция по дело­производству о которой мы говорили ранее. Она является нормативно-методической базой обес­печения грамотного управления учреждением. В ос­новных положениях ГСДОУ представлены вопросы организации работы с документами, рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др. На базе основных положений ГСДОУ Государственная архив­ная служба Российской Федерации утвердила 06.07.92 г. Типо­вую инструкцию по делопроизводству в министерствах и ведом­ствах РФ.

Кроме того, в организации делопроизводства в учреждении следует руководствоваться документом «Основные правила работы ведомственных архивов». Эти правила преду­сматривают порядок составления и утверждения номенклатуры дел учреждения, в том числе и дошкольного, проведения экспертизы ценнос­ти документов, оформления дел и передачи их на архивное хра­нение.

Срок хранения документов определяет «Перечень типовых до­кументов, образующихся в деятельности госкомитетов, мини­стерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприя­тий с указанием сроков хранения».

Особо важное место в деятельности дошкольного образователь­ного учреждения занимает финансово-хозяйственная деятельность. Именно она лежит в основе функционирования и развития уч­реждения. Организация делопроизводства в бухгалтерии (бухгал­терский учет) представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, его движе­нии, обязательствах организаций. Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о дея­тельности учреждения и его имущественном положении, а так же предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспе­чения финансовой деятельности. Руководитель дошкольного образовательного учреждения дол­жен хорошо себе представлять приемы организации документо­оборота, систему отработки соответствующей информации. Среди важнейших нормативных документов, которыми следу­ет руководствоваться в организации делопроизводства в бухгалте­рии учреждения, назовем следующие:

• Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. г. №129-ФЗ.

• «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в РФ» от 28.07.98 г. № 34.

• «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Россий­ской Федерации» от 26.12.94 г. № 170.

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика пред­приятия» от 28.07.94 г. №100.

• Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет­ность организации» от 08.02.96 г. № 10.

• «О годовой бухгалтерской отчетности организации». Приказ Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. №97.

• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. №49.

• Указания по ведению бухгалтерского учета для субъектов
малого предпринимательства. Утверждены Министерством финан­сов РФ от 22.11.95 г. №131.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и пра­вильное ведение документации несет руководитель дошкольного образовательного учреждения. Руководители могут в зависимости от объема документообо­рота организовать бухгалтерскую службу как структурное подраз­деление, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; или передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии; а так же вести бухгалтерский учет лично.

Принятая в учреждении бухгалтерская политика утверждается приказом руководителя и закрепляется внутренним документом: «Положением о бухгалтерии и ведении бухгалтерского учета в ДОУ».

«Положение» должно содержать следующие структурные ком­поненты: общие положения; цели и задачи; функции; права и обязанности; руководство; взаимоотношения с другими подразделениями; организация работы.

Современное документационное обеспечение управления ДОУ требует опоры на действующее законодательство: Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). В законодательстве содержится значительное количество норм, правил, требований, которые обязательны для исполнения при осуществлении делопроизводства в дошкольном учреждении.

Гражданский кодекс Российской Федерации определил пра­вовые основы деятельности юридических лиц и ее документиро­вания, например ст. 52 ГК РФ содержит требования к содержа­нию устава ДОУ и учредительного договора.

Трудовой кодекс Российской Федерации используется руково­дителями ДОУ при составлении документов по личному составу: приказов, должностных инструкций, трудовых книжек. Неправиль­ное оформление документов по личному составу сопряжено с воз­никновением конфликтов, рассмотрением исков в суде. В связи с этим особо важное значение имеет учет норм законов о труде при составлении приказов о назначении кадров, об увольнении, об административных взысканиях и др.

В организации делопроизводства в дошкольных образовательных учреждениях руководитель должен основываться на нормативных документах, регулирующих обра­зовательную деятельность. Основным нормативным документом здесь является Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. На ос­новании данного закона так же разрабатывается устав ДОУ, учредитель­ный договор. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» об­разовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать свой устав. Однако окончательное решение о содержании устава принимает учредитель, в компетенцию которого входит утверж­дение данного документа (ст. 13 п. 2). Это согласуется и с Граждан­ским кодексом (ст. 52 п. 1).

Закон РФ «Об образовании» предусматривает выбор образова­тельных (основных и дополнительных) программ; оказание допол­нительных образовательных услуг; самостоятельный выбор и раз­работку педагогических технологий; регламентирует порядок реги­страции, лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ и мно­гие другие вопросы деятельности образовательного учреждения.

Руководитель ДОУ осуществляет финансовую и экономическую деятельность на основе данного закона, в частности, закон регу­лирует вопросы сдачи помещений в аренду, организации пред­принимательской деятельности.

Деятельность ДОУ регулируется и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677. Данное положе­ние определяет цели и задачи деятельности ДОУ, его виды, нор­мативную базу, ответственность.

При разработке устава ДОУ руководитель основывается на тре­бованиях положений к организации деятельности учреждения, к комплектованию, на требованиях к участникам образовательного процесса, к управлению, к имуществу и средствам финансово-хо­зяйственной деятельности, к реорганизации и ликвидации.

Для реализации Типового положения о ДОУ Министерство обра­зования Российской Федерации утвердило Письмо № 212/19-12 от 30.03.94 г., в котором представлен пакет образцов документов: примерный устав дошкольного образовательного учреждения, при­мерный договор между учредителем и ДОУ, примерный договор между ДОУ и родителями ребенка (лицами их замещающими).

В 1994 г. Министерство образования РФ утверждает положе­ние о порядке лицензирования образовательных учреждений (Приказ МО РФ от 17.11.94 г. № 442). В данном положении рас­крываются понятия «лицензирование» и «образовательное учреж­дение», определяются задачи и порядок прохождения лицензи­рования; устанавливаются формы бланков лицензий и правила работы с ними.

Аттестация педагогических кадров проводится на основании целого ряда документов:

- Типовое положение об аттестации педагогических и руково­дящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ. Утверждено приказом Минобра­зования РФ от 17.06.93 г. № 256;

- Приказ МО РФ № 463/1268 от 31.08.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по дол­жностям работников учреждений образования, объемных показа­телей по отнесению учреждений образован

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...