Введение в Делопроизводство
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Организация Делопроизводства В дошкольном Образовательном Учреждении
Курс лекций
Армавир 2010
Организация Делопроизводства В дошкольном Образовательном Учреждении
курс лекций
Рекомендовано кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета в качестве учебного пособия для студентов факультета психологии, логопедии и дошкольной педагогики
Армавир 2015
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования АГПУ
Демко Е.В. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении. Курс лекций. – Армавир, 2015. – 135 с.
Данное учебное пособие разработано для студентов факультета психологии, логопедии и дошкольной педагогики в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В пособии раскрывается сущность содержание курса «Организация делопроизводства в ДОУ» (специальность 031100). Теоретический материал представлен курсом лекций. В пособии так же представлена программа курса «Организация делопроизводства в ДОУ», планы семинарских и лабораторных занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, а так же задания к зачету и тесты
Рецензенты: Тупичкина Е.А., доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир.
Семенака С.И., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир.
Печатается в авторской редакции © Демко Е.В., 2015 Оглавление Обращение к студентам……………………………...............5
Обращение к студентам Дорогие студенты! Вы получаете одну из перспективных в современное время специальностей – методист дошкольного образования. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении - одна из дисциплин управленческого курса, направленного на становление будущего управленца дошкольного образования. Научиться ведению делопроизводства в общем смысле достаточно просто, сложнее всего перевести общие основы делопроизводства в конкретную область – организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.
В своем пособии мы исходим из того, что содержание курса организации делопроизводства в ДОУ способствует повышению качества подготовки студентов к управленческой деятельности, если в нем находит отражение современный уровень развития управления и реальные потребности сегодняшней практики. Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными проблемами организации делопроизводства в ДОУ, поможет будущим специалистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами знаний организации делопроизводства позволит им не только объяснять существующие в жизни ДОУ проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее решение. В первой части книги представлены материалы лекций, построенные с учетом требований государственного образовательного стандарта и обозначенных в нем основных дидактических единиц. Материал лекций скомпонован в четыре раздела: «Введение в делопроизводство», «Документационное обеспечение дошкольного образовательного учреждения», «Основы организации документооборота в дошкольных учреждениях». В первом разделе рассматриваются понятие «делопроизводство», содержание и значение делопроизводства, характеристика государственных стандартов по ведению документирования. Во втором и третьем разделах освещаются вопросы характеристики документов и их основных видов, организации документооборота в дошкольном образовательном учреждении. Четвертый раздел пособия посвящен формированию и оперативному хранение дел, средствам составления, копирования и оперативного размножения текстовых документов. В конце каждой лекции приводятся вопросы для самоконтроля, а так же список литературы по данной теме. Организация делопроизводства в ДОУ - относительно молодая отрасль педагогического знания, включенная в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Определение содержания и структуры программы такого курса для подготовки методистов дошкольного образования в высших профессиональных учебных заведениях весьма сложная задача, поскольку сегодня сама предметная область находится в стадии нового формирования. Это определило структуру второго раздела, который посвящен содержанию и методике проведения семинарских и практических занятий, способствующих закреплению и расширению теоретических знаний студентов в области организации делопроизводства в ДОУ, формированию у них умений и навыков организации документооборота и документопотока в ДОУ. Семинарские занятия, как правило, рассчитаны на репродуктивный характер, а для актуализации теоретических знаний автор рекомендуют включение в русло изучения курса практические занятия, которые посвящены решению возникающих проблем в организации делопроизводства в ДОУ. В данной части учебного пособия так же приводятся варианты заданий к зачету по данной дисциплине, тестовые задания; общий список рекомендуемой литературы по изучению курса, проведению практических и семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов. Данный раздел поможет как студентам, осваивающим специальность «методист дошкольного образования», так и преподавателям высших учебных заведений, преподающих данный курс; и всем, кто интересуется вопросами решения проблем организации делопроизводства в образовательном учреждении.
В заключении хотелось выразить благодарность к уважаемым рецензентам: доктору педагогических наук, профессору Тупичкиной Елене Александровне и кандидату педагогических наук, доценту Семенаке Светлане Ивановне, которые внимательно прочитали рукопись и своими критическими замечаниями помогли снять некоторые сомнения, возникавшие при написании учебного пособия. (Е.В. Демко, доцент, канд. пед. наук) Раздел 1. Лекционный курс
Введение в Делопроизводство _________________________________________________ Лекция 1. Понятие «Делопроизводство». Содержание и значение делопроизводства
Документ и его функции. Делопроизводство и его структура. История становления делопроизводства в России.
Документ и его функции
Управление дошкольным образовательным учреждением в настоящее время неизбежно сопряжено с подготовкой многих видов документов, без которых невозможно своевременно и грамотно принимать управленческие решения, а, следовательно, невозможно обеспечить качественное функционирование и развитие учреждения. Поскольку в штатах дошкольных образовательных учреждений отсутствует специальная профессиональная служба по работе с документами, делопроизводство - составление и организацию работы с документами - осуществляет руководитель учреждения. Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98 %), используемой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности и т. д. Документ и управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат. Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ - это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Основным материальным носителем деловой информации в настоящее время является бумага. Документ выполняет следующие функции: - информационную, - организационную, - коммуникативную, - юридическую, - воспитательную. Важнейшей среди названных функций является информационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека. Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействие на группы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи предприятий и организаций обеспечивает коммуникативная функция документов. Документ несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений. Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.
Различные формы управленческой деятельности реализуются посредством определенной совокупности документов, например, учет - в виде составления и обработки бухгалтерской и статистической документации, контроль - путем сбора сведений с целью проверки соответствия наблюдаемого объекта необходимому состоянию и т. д. Совокупность взаимосвязанных документов, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, называется системой документации. Рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, созданный по единым правилам и требованиям для применения в конкретной области деятельности, называют унифицированной системой документации (УСД).
Делопроизводство и его структура
Делопроизводством называют сферу деятельности человека по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения. Поскольку управленческая деятельность человека осуществляется в основном с применением разного рода документов и новых информационных технологий, делопроизводство в настоящее время именуют также документационным обеспечением управления (ДОУ). Оба термина в конспекте будут использоваться как синонимы. Часть делопроизводства, непосредственно связанная с записью информации на определенном носителе с соблюдением установленных правил, называют документированием. В общем случае создание документа включает следующие стадии: - изучение существа дела, - сбор необходимой информации, - подготовка проекта документа, - согласование проекта, - подписание документа. Движение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам, дающее возможность проинформировать всех заинтересованных лиц, довести до них принятые решения, осуществлять учет и контроль исполнения, называется документооборотом. Делопроизводство охватывает вопросы оперативного хранения документов, экспертизы их ценности и подготовки к сдаче на архивное хранение. Деятельность по организации хранения документов, обладающих значимостью для общества и имеющих ценность для собственника, относится к архивному делу. Совокупность правил работы с документами в организации, подкрепленных соответствующим нормативно - правовым, материальным и кадровым обеспечением, составит систему документационного обеспечения управления данной организации (или систему делопроизводства).
История становления делопроизводства в России
Делопроизводство имеет длительную историю. Документы вначале возникали как свидетельства происходивших событий, а затем - как способ закрепления имущественных отношений между людьми. Рождение документов связано с возникновением письменности. Письменные источники, обнаруженные в Египте (литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы царских хозяйств), позволяют судить о том, что фиксация событий жизни и общественных отношений стала производиться довольно давно. Сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. В летописи перечислялись египетские цари, пиктографические (рисуночные) тексты, выполненные на глиняных плитках (табличках), а клинописные тексты свидетельствуют о путешествиях, о дружеских отношениях с другими странами, а так же об особенностях хозяйственной деятельности храмов. Сохранились и списки царских династий, правивших в государствах Двуречья. Документы вначале возникли как свидетельство происходивших событий, а затем как способ закрепления имущественных отношений между людьми. В истории делопроизводства нашего государства принято выделять семь периодов: - делопроизводство в Древнерусском государстве (X -XI вв.), - делопроизводство в период феодальной раздробленности (XI -XV вв.), - приказное делопроизводство (XV - XVII вв.), - коллежское делопроизводство (XVIII в.), - министерское делопроизводство в России XIX - начала XX в., - государственное делопроизводство в советскую эпоху (1917-1980 гг.), - современное делопроизводство (1980 г. и далее). Первые древнерусские документы найдены археологами на территории Новгорода. Написаны они на бересте. Это частные письма новгородцев, жалованные и вкладные грамоты, отражающие правовые отношения, права собственности и др. В последнее время найдена рукопись, относящаяся к 1056 году, содержащая сведения о жизни новгородцев. Различные виды новгородских документов позволяют судить об эволюции служб документации. В XI - XV вв. в период развития феодальных отношений создаются такие документы, как купчие грамоты, закладные, служилые на заем имущества и денег, полные грамоты на продажу в рабство, отпускные грамоты, судные грамоты и др. Верховная власть для управления подчиненными издает указные грамоты. Работу с документами осуществляли специальные люди - дьяки, профессионально занимающиеся делопроизводством. В этот период накапливается опыт работы с документами: складываются порядок написания документа (черновик и беловик), правила удостоверения документов (подписи, скрепы, печати). Документы писали на пергаменте, при этом старый текст зачастую счищали и сверху писали новый. Этот исторический период можно назвать временем накопления традиций и обычаев в работе с официальными документами. Первым, к началу XVII в., в России сложилось приказное делопроизводство. Приказами в то время именовались органы государственной власти. Документы имели форму свитка, составляющего иногда в длину десятки и даже сотни метров. При Петре I было введено коллежское делопроизводство, более прогрессивное по сравнению с приказным. Коллегиями назывались центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В коллегиях были созданы канцелярии, введена должность секретаря, сложилась журнальная форма регистрации документов. В начале XIX в. коллегии были заменены министерствами, коллегиальность в руководстве сменилась единоначалием. Сложилось исполнительное («министерское») делопроизводство. Появились бланки служебных документов, в каждом департаменте для хранения дел создавались архивы, началось внедрение механизации конторского труда. В годы советской власти было разработано делопроизводство, характерное для централизованного (государственного) управления народным хозяйством. В практике делопроизводства был установлен единый порядок документирования, внедрены стандартные требования к форме и структуре документов. Установлен типовой состав информационных элементов документов (реквизитов). Была предпринята попытка внедрения Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), на базе которой позже (1988 г.) была создана Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), действующая в Российской Федерации в настоящее время. В целях применения средств вычислительной техники и ряде отраслей осуществлялось освоение унифицированных систем документации, позволяющих одновременно использовать их и при традиционных методах обработки документов. В настоящее время сложившаяся система делопроизводства в России развивается с учетом специфики рыночных отношений и массовой компьютеризации управления. Вопросы для самоконтроля
Литература
2. Государственные учреждения России ХVI-ХVIII вв. М., 1991. 3. Единая государственная система делопроизводства: Основные положения. М., 1995. 4. Илюшенко М. П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1992.
Лекция 2. характеристика ГОСУДАРСТВЕННЫХ стандартов по ведению документирования
Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация в делопроизводстве. Государственные стандарты по документированию управленческой деятельности в дошкольном учреждении. Нормативно-правовая база делопроизводства
Нормативно-правовую базу современного делопроизводства в России составляет совокупность законодательных актов РФ, нормативно-методических документов, государственных стандартов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых документов, а также регулирующих работу служб организаций всех форм собственности. Здесь будет приведена краткая характеристика важнейших законодательных и нормативных актов, содержащих как отдельные положения по организации делопроизводства и оформлению документов, так и целиком посвященные данным вопросам. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установил обязательность документирования информации, определил ряд терминов (информация, документированная информация и др.). Гражданский кодекс РФ установил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. В ряде статей ГК установлены требования к содержанию устава и учредительного договора, на основании которого действуют юридические лица. Уголовный кодекс установил уголовную ответственность за неправомерные действия с документами и информацией. Ряд федеральных законодательных актов (Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», Закон РФ «Об электронной цифровой подписи», постановлений Правительства РФ «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации», «О трудовых книжках» и др.) содержит совокупность частных норм, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении деловых документов. Законодательством также регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи, требования к защите информации, приданию документам юридической силы (официальности), определяется порядок формирования, хранения, учета и использования архивных документов. Первостепенное значение для оформления деловых документов имеют следующие нормативные акты: - Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ). Нормы и правила ГСДОУ базируются на основных положениях Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), созданной в СССР еще в 1973 г. и сыгравшей важную роль в оптимизации документационных процессов в отечественной экономике. В ближайшие годы планируется разработка новой редакции ГСДОУ как системы норм, требований, положений, регламентирующих основные правила работы с документами на предприятиях и в организациях. Принципиальное отличие будущей системы состоит в том, что она будет представлять собой единый комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий (современные текстовые редакторы, электронная почта, автоматизированная номенклатура дел и т. д.). - Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Инструкция устанавливает общие требования к функционированию служб ДОУ, документированию управленческой деятельности в федеральных органах исполнительной власти - министерствах, агентствах, службах. Инструкция, отражая специфику подготовки документов федерального уровня, по оформлению документации и связана с действующим национальным (государственным) стандартом ГОСТ Р 6.30-2003. - ГОСТ Р 6.30-2003 УС Д. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и другие документы, включенные и ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управлении документации» (ОКУД) (класс 0200000). Кроме того, в стране действуют нормы и правила работы с рядом специфических документных образований, которые регламентируются специальными актами. Речь идет о бухгалтерской, кадровой, торговой и ряде других видов документации.
Унификация и стандартизация в делопроизводстве
Как уже было сказано, большая часть управленческой информации закрепляется в виде документов. Процессы организации и управления характеризуются разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимаемых действий по их разрешению. Отсюда большое, зачастую неоправданное, разнообразие документов и необходимость их унификации и стандартизации. Суть унификации сводится к сокращению неоправданного многообразия документов, приведению к единообразию форм, структуры языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению. Унификация в делопроизводстве может быть как самостоятельной работой, так и этапом в работе по стандартизации. Суть стандартизации заключается в разработке оптимальных правил и требований по подготовке, оформлению, учету и хранению деловой документации, принятых в установленном порядке и рекомендованных для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Результаты работы при этом оформляются в виде национальных стандартов. Результатом работ по унификации и стандартизации могут быть как стандарты на отдельные виды документов (например, ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.) или их элементы (например, ГОСТ 9327. Бумага потребительская. Форматы.), так и на унифицированные системы документации. Выше уже указывался среди важнейших нормативных документов ГОСТ Р 6.30-2003, входящий в состав унифицированной системы организационно-распорядительной документации (УСОРД). В стране, кроме того, действуют: унифицированная система банковской документации; унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций; унифицированная система отчетно-статистической документации; унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий; унифицированная система документации по труду; унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации; унифицированная система внешнеторговой документации. Полный перечень унифицированных систем документации и соответствующих форм документов приводится в Общероссийском Классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Государственные стандарты по документированию управленческой деятельности в дошкольном учреждении
Работа с управленческими документами включает: подготовку, технологию работы с ними, систематизацию и организацию архивного хранения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Федерации, решениях соответствующего органа управления образованием и другими документами в области: а) делопроизводства; б) организации делопроизводства в бухгалтерии; в) гражданского законодательства и законов о труде; г) дошкольного образования. Основные требования к оформлению организационно-распорядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97. Стандарт относится к организационно-распорядительным документам, входящим в Унифицированную систему организационно-распорядительной документации (УСОРД), к постановлениям, распоряжениям, приказам, протоколам, актам, письмам и др. Они включены в общий российский классификатор управленческой документации (ОКУ). Стандарт устанавливает состав реквизитов, а также требования к оформлению документов, к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления изложены в основных положениях государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Это общегосударственная инструкция по делопроизводству о которой мы говорили ранее. Она является нормативно-методической базой обеспечения грамотного управления учреждением. В основных положениях ГСДОУ представлены вопросы организации работы с документами, рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др. На базе основных положений ГСДОУ Государственная архивная служба Российской Федерации утвердила 06.07.92 г. Типовую инструкцию по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. Кроме того, в организации делопроизводства в учреждении следует руководствоваться документом «Основные правила работы ведомственных архивов». Эти правила предусматривают порядок составления и утверждения номенклатуры дел учреждения, в том числе и дошкольного, проведения экспертизы ценности документов, оформления дел и передачи их на архивное хранение. Срок хранения документов определяет «Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения». Особо важное место в деятельности дошкольного образовательного учреждения занимает финансово-хозяйственная деятельность. Именно она лежит в основе функционирования и развития учреждения. Организация делопроизводства в бухгалтерии (бухгалтерский учет) представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, его движении, обязательствах организаций. Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности учреждения и его имущественном положении, а так же предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой деятельности. Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо себе представлять приемы организации документооборота, систему отработки соответствующей информации. Среди важнейших нормативных документов, которыми следует руководствоваться в организации делопроизводства в бухгалтерии учреждения, назовем следующие: • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. г. №129-ФЗ. • «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» от 28.07.98 г. № 34. • «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» от 26.12.94 г. № 170. • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» от 28.07.94 г. №100. • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» от 08.02.96 г. № 10. • «О годовой бухгалтерской отчетности организации». Приказ Министерства финансов РФ от 12.11.96 г. №97. • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. №49. • Указания по ведению бухгалтерского учета для субъектов Ответственность за организацию бухгалтерского учета и правильное ведение документации несет руководитель дошкольного образовательного учреждения. Руководители могут в зависимости от объема документооборота организовать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии; а так же вести бухгалтерский учет лично. Принятая в учреждении бухгалтерская политика утверждается приказом руководителя и закрепляется внутренним документом: «Положением о бухгалтерии и ведении бухгалтерского учета в ДОУ». «Положение» должно содержать следующие структурные компоненты: общие положения; цели и задачи; функции; права и обязанности; руководство; взаимоотношения с другими подразделениями; организация работы. Современное документационное обеспечение управления ДОУ требует опоры на действующее законодательство: Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). В законодательстве содержится значительное количество норм, правил, требований, которые обязательны для исполнения при осуществлении делопроизводства в дошкольном учреждении. Гражданский кодекс Российской Федерации определил правовые основы деятельности юридических лиц и ее документирования, например ст. 52 ГК РФ содержит требования к содержанию устава ДОУ и учредительного договора. Трудовой кодекс Российской Федерации используется руководителями ДОУ при составлении документов по личному составу: приказов, должностных инструкций, трудовых книжек. Неправильное оформление документов по личному составу сопряжено с возникновением конфликтов, рассмотрением исков в суде. В связи с этим особо важное значение имеет учет норм законов о труде при составлении приказов о назначении кадров, об увольнении, об административных взысканиях и др. В организации делопроизводства в дошкольных образовательных учреждениях руководитель должен основываться на нормативных документах, регулирующих образовательную деятельность. Основным нормативным документом здесь является Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. На основании данного закона так же разрабатывается устав ДОУ, учредительный договор. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать свой устав. Однако окончательное решение о содержании устава принимает учредитель, в компетенцию которого входит утверждение данного документа (ст. 13 п. 2). Это согласуется и с Гражданским кодексом (ст. 52 п. 1). Закон РФ «Об образовании» предусматривает выбор образовательных (основных и дополнительных) программ; оказание дополнительных образовательных услуг; самостоятельный выбор и разработку педагогических технологий; регламентирует порядок регистрации, лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ и многие другие вопросы деятельности образовательного учреждения. Руководитель ДОУ осуществляет финансовую и экономическую деятельность на основе данного закона, в частности, закон регулирует вопросы сдачи помещений в аренду, организации предпринимательской деятельности. Деятельность ДОУ регулируется и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677. Данное положение определяет цели и задачи деятельности ДОУ, его виды, нормативную базу, ответственность. При разработке устава ДОУ руководитель основывается на требованиях положений к организации деятельности учреждения, к комплектованию, на требованиях к участникам образовательного процесса, к управлению, к имуществу и средствам финансово-хозяйственной деятельности, к реорганизации и ликвидации. Для реализации Типового положения о ДОУ Министерство образования Российской Федерации утвердило Письмо № 212/19-12 от 30.03.94 г., в котором представлен пакет образцов документов: примерный устав дошкольного образовательного учреждения, примерный договор между учредителем и ДОУ, примерный договор между ДОУ и родителями ребенка (лицами их замещающими). В 1994 г. Министерство образования РФ утверждает положение о порядке лицензирования образовательных учреждений (Приказ МО РФ от 17.11.94 г. № 442). В данном положении раскрываются понятия «лицензирование» и «образовательное учреждение», определяются задачи и порядок прохождения лицензирования; устанавливаются формы бланков лицензий и правила работы с ними. Аттестация педагогических кадров проводится на основании целого ряда документов: - Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ. Утверждено приказом Минобразования РФ от 17.06.93 г. № 256; - Приказ МО РФ № 463/1268 от 31.08.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образован
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|