Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документационное обеспечение




ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

__________________________________________________

Лекция 3.

документ и его основные виды

Классификация деловых документов. Общая классификация организационно - распорядительных документов и специфика их использования в ДОУ. Бланки и их виды. Правила оформления отдельных документов ДОУ.

Классификация деловых документов

 

Все документы, используемые в организациях, мож­но классифицировать по следующим признакам: видам деятельности, наименованию, способу фиксации инфор­мации, месту составления, степени сложности, степени гласности (секретности), срокам исполнения, юридиче­ской силе, стадиям создания, происхождению, срокам хранения, степени обязательности, степени унификации и характеру содержания.

По видам деятельности (или назначению) документы подразделяются на научно-технические, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, организационно - распорядительные, по личному составу, учебно-методические, плановые, финансово-расчетные, отчетно-статистические, по бухгалтерскому учету, торговле, ценообразованию, изобретениям и открытиям, социаль­ному обеспечению и др.

По наименованию существует множество разновиднос­тей документов. Приведем лишь некоторые: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, указания, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, (правки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, факсы, телеграммы, анкеты и т. д.

По способу фиксации информации документы бывают: письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, электрон­ные), графические и фото-, фоно-, кинодокументы.

По месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация, в свою очередь, делится на входящую и исходящую корреспонденцию.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные (многоаспектные). Простые- это документы, в которых рассматривается один вопрос, сложные - несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом (совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования, с грифом «конфиденциально», «лично»).

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы в отличие от подложных бывают действительные и недействитель­ные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным соответствующими правовыми актами, резолюцией руководителя, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно».

По стадиям подготовки документы подразделяются на черновики и подлинники (оригиналы). Подлинник - единственный экземпляр документа, оформленный и под­писанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. С подлинника могут быть изготовлены копии, выпис­ки из документа и дубликат подлинника. Копия - идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Выписка из документа - заверенная часть текста подлинника. Дубликат - второй экземпляр заверенного документа, имеющего одинаковую силу с подлинником.

По происхождению документы классифицируют на слу­жебные (деловые), подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.

По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и временного хранения. Доку­менты временного хранения, в свою очередь, подразделя­ются на документы со сроком хранения до 10 лет и свы­ше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают инфор­мационные, содержащие сведения и факты о производ­ственной и иной деятельности организаций, и директив­ные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

По степени унификации различают документы индиви­дуальные, типовые, трафаретные, примерные (образцо­вые) и унифицированные в виде анкеты или таблицы.

Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового докумен­та, излагаемого деловым языком.

Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и.т.п.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации:

- анкета - способ представления унифицированного документа или текста, при котором постоянная информа­ции располагается в левой части листа, строками друг под другом, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. Анкета рекомендуется для использования в тех случаях, когда характеризуется один объект по ряду параметров.

- таблица - форма подачи материала, когда постоянная информация размещается в заголовках граф и боковике (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словес­ном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.

Примерные документы (образцы) носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

В хозяйственной деятельности организаций использу­ются разнообразные документы, оформляющие взаимоотношения сторон, вступающих в деловое сотрудничество. Это, в частности, договоры (поставки, выполнения работ или услуг, аренды и др.), трудовые соглашения и т. п.

По характеру содержания документы бывают первичные и вторичные. Первичный документ содержит исход­ную информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.

Опираясь на данную классификацию документов, следует выделить основные документы управления ДОУ, которые сведены в следующие груп­пы:

- организационные документы (устав, учредительный договор, регистрационные документы и другие);

- распорядительные документы (приказы по основной деятель­ности, распоряжения, инструкции и другие);

- документы по личному составу (документы по кадрам);

- финансово-хозяйственные документы (правила внутреннего трудового распорядка, технический паспорт учреждения, инвен­таризационные ведомости, сметы и другие);

- документы по методической работе (протоколы Совета пе­дагогов, годовые планы, планы развития учреждения и другие

- медицинские документы (медицинские карты детей, журна­лы по контролю за питанием, за санитарным состоянием учреж­дения).

Возможно отдельное выделение таких групп документов, как информационно-справочные и нормативные документы государ­ственных органов. При наличии хозяйственной самостоятельнос­ти учреждения можно соответствующие документы выделить в от­дельную группу.


 

Общая классификация

организационно - распорядительных документов

 

ГОСТ Р 6.30-2003 распространяется на орга­низационно-распорядительные документы (ОРД), относящи­еся к Унифицированной системе организационно-распоря­дительной документации (УСОРД) - постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и дру­гие документы, включенные в ОК 011-93 «Общероссий­ский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000).

Стандарт устанавливает: состав и схемы расположения реквизитов; требования к оформлению реквизитов; требо­вания к бланкам документов, включая бланки с воспроиз­ведением Государственного герба Российской Федерации.

ОРД является наиболее распространенным видом доку­ментации. Исходя из функций, предусмотренных ОКУД, организационно - распорядительные документы можно классифицировать на четыре группы:

- организационно-правовая документация (учредитель­ные договоры, уставы, положения, правила, инструкции, штатные рас­писания);

- распорядительная документация (при­казы, распоряжения, постановления, ре­шения, указания);

- информационно-справочная документа­ция, которая, в свою очередь, может быть условно подразделе­на на:

• оперативно-инфор­мационную (письма, телеграммы, факсы, докладные и служеб­ные записки и т. п.);

• справочно-информационную (акты, протоколы, отчеты

и др.);

- документация по личному составу (заявления, трудовые договоры, характеристики, лич­ные карточки, учетные формы и др.).

Внедрение ГОСТ Р 6.30-2003 в организации предпола­гает разработку инструкции по документационному обеспе­чению управления, оформление бланков, проведение учеб­ных занятий с работниками, имеющими отношение к вопросам подготовки документов.

Требования ГОСТ Р 6.30-2003 являются рекомендуемы­ми, что следует истолковывать как требования, допускаю­щие некоторые послабления в оформлении документов по сравнению с жесткими требованиями ранее действовавших и ныне отмененных стандартов (ГОСТ Р 6.30-97 и его предшественников ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-92).

 

Бланки и их виды

 

Бланк документа - это стандартный лист бумаги (фор­мат) с нанесенными на нем постоянными реквизитами. На рабочем поле бланка, предназначенном для переменной информации, могут также размещаться символические знаки («уголки», «отрезки прямой линии», «крестики»), которые служат ориентирами при оформлении докумен­тов, указывают начало и конец размещения переменных реквизитов, отмечают места для пробивки отверстий под подшивку документов.

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два стандартных фор­мата бланков документов- А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). В делопроизводстве также находит приме­нение формат АЗ (297 х 420 мм), используемый для под­готовки больших таблиц, диаграмм, схем в качестве при­ложений к различным видам документов - письмам, постановлениям и др.

Бланки документов следует изготавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов.

Согласно ГОСТ Р 6.30-2003, каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:

20 мм - левое;

10 мм - правое;

20 мм - верхнее;

20 мм - нижнее.

На верхнем поле посе­редине при составлении многостра­ничных документов на второй и последующих страницах наносится но­мер страницы. Номер пи­шется арабскими цифра­ми без указания слова «страница» и его сокра­щенных вариантов («с», «стр.»), знаков «тире» (черточек).

Стандартом установлены следующие виды бланков до­кументов:

- общие виды бланков;

- бланки писем;

- бланки конкретного вида документа.

Общие виды бланков используют для изготовления лю­бых видов документов, кроме писем.

Общий бланк согласно учредительным документам организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных доку­ментов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, в целях ускорения оформления, ограничительные отметки для верхних границ зон распо­ложения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20. Для бланков писем, как и для общих бланков, характерны два варианта размещения постоянных реквизитов в рамках выделенной зоны - угловое и продольное.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в за­висимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 05, 08, 10, 14, и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.

Бланки документов, как уже было сказано, следует из­готавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов (плотность не менее 80 г/м, белизна - не менее 90 %). Бумага должна быть достаточно прочной, малодеформирующейся. Воспроизведение реквизитов на блан­ках производится типографским способом.

При изготовлении бланков размеры шрифтов выбира­ют в зависимости от количества печатных знаков в рекви­зите. Более крупным шрифтом выделяют наименование организаций и видов документов. При этом следует соблюдать следующие правила: простое и удобное их распо­ложение, соблюдение пропорций между толщиной линий типографского набора и компьютерного текста. Допуска­ется реквизит 08 (наименование организации) печатать рисованными шрифтами.

Бланки следует печатать красками насыщенного цве­та, обеспечивающими незатруднительное чтение текста в удовлетворительных условиях помещения и получение ка­чественных копий с помощью копировальной техники.

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает определенные требо­вания к размещению на бланке постоянных реквизитов и ограничительных отметок.

Реквизиты 01, 02, 03 располагаются над серединой рек­визита 08. Реквизит 03 допускается располагать на уровне рекви­зита 08 слева от него, включая поле для подшивки. Рек­визиты 08, 09, 10, 14, трафаретные места для реквизитов 11, 12, 13 могут размещаться в пределах границ зон распо­ложения реквизитов одним из способов:

- центрованным, рекомендованным ГОСТ Р 6.30—2003 (начало и конец каждой строки реквизита равноуда­лены от границ зоны расположения реквизитов);

- флаговым, нередко используемым на практике (каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

Центрованный ва­риант расположения реквизитов использу­ется при типограф­ском способе изго­товления бланков. При этом под рекви­зитом 11,12, 13 остав­ляются трафаретные места.

Флаговый вари­ант расположения реквизитов используется в ос­новном при воспро­изведении угловых бланков на чистом листе бумаги с помо­щью ПК непосред­ственно при под­готовке документа. При этом воспроиз­ведение постоянных реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, для ис­ходящих документов является обязательным. Для документов внутреннего хождения часть реквизитов (01—07, 14) не воспроизводится, опускается.

На бланках организации субъектов Российской Федера­ции, имеющих наряду с русским языком в качестве государ­ственного национальный язык, реквизиты 08, 09, 14 печа­таются на двух языках: русском и национальном, на одном уровне продольного бланка.

Особые требования к изготовлению, учету, использова­нию и хранению предъявляются к гербовым бланкам. Эти требования в отношении воспроизведения реквизита 01 (Государственный герб Российской Федерации) оговоре­ны Федеральным конституционным законом «О Государ­ственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г.).

Бланки документов с воспроизведением Государствен­ного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации (далее гербовые бланки) являют­ся полиграфической продукцией, подлежащей учету.

Гербовые бланки изготавливают только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о на­личии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном ка­чественном уровне.

Гербовые бланки в организациях подлежат специ­альному учету. На гербовых бланках типографским спосо­бом или нумератором проставляют порядковые номера, а при необходимости и серии этих номеров. Учет гербовых бланков ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме (карточке, журнале).

Гербовые бланки хранят в надежно запираемых и опе­чатываемых шкафах. Уничтожение гербовых бланков осу­ществляют по акту с отметкой в учетно-регистрационной форме.

Контроль за изготовлением, использованием и хранени­ем гербовых бланков возлагают на подразделение органи­зации, ответственное за делопроизводство. Лица, персо­нально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются распорядительным документом руко­водителя организации.

Проверку наличия, использования и хранения гербовых бланков проводит не реже одного раза в год комиссия, назначаемая распорядительным документом руководите­ля организации. В случае обнаружения нарушений при изготовлении, учете, хранении и использовании гербовых бланков комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляют актом и доводят до све­дения руководителя организации.

Регистрационно-учетные формы включают в номенк­латуру дел организации.

 


 

Правила оформления отдельных документов ДОУ

 

По результатам изучения и анализа литературы, докумен­тов, справочников по вопросу делопроизводства и ведения до­кументации в образовательном учреждении были выделены следующие требования, предъявляемые к текстам служеб­ных документов.

Эти требования основываются на рекомендациях, разрабо­танных Министерством образования РФ (Письмо от 20.12.2000 №03-51/64) [17].

Итак, можно выделить общие требования к текстам слу­жебных документов:

• краткость и точность изложения информации, исключе­ние двоякого толкования;

• объективность и достоверность информации;

• составление, по возможности, простых, т. е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения ра­боты с ними;

• структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как введение, доказательство, заключе­ние;

• широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций.

В документах разных организаций описываются часто повторяющиеся однотипные управленческие ситуации, поэто­му специалисты - документоведы предлагают использовать унифицированные тексты документов с единой формой язы­кового выражения, наиболее точно передающей содержание конкретных действий или ситуаций.

Выполнение одного из важнейших требований к тексту документов - точное изложение его сути - в незначительной степени зависит от правильности употребления слов и слово­сочетаний с учетом их значения и формы. При составлении текстов документов необходимо учитывать нормы русского языка. Тексты большого объема принято делить на разделы, пун­кты, подпункты, применяя нумерацию арабскими цифрами с точками после них.

Изучение документов и делопроизводства в современных дошкольных учреждениях, справочников и пособий, а также действующих стандартов на организационно-распорядитель­ную документацию (ГОСТ Р 6.30-97; ГОСТ 6.10.4-84) показы­вает, что документы организационно-распорядительного харак­тера составляют значительную часть всей документации, с которой заведующему ДОУ приходится постоянно работать. Однако, к сожалению, в литературе нет четких определений организационной, распорядительной и информационно-справоч­ной документации. Поэтому постараемся сами определить важ­нейшие понятия.

Информационно-справочная документация содержит ин­формацию о фактическом положении дел в учреждениях и служит основанием для принятия распорядительных доку­ментов. К информационно-справочным документам относят­ся: справки, докладные и объяснительные записки, акты, пись­ма, телеграммы и телефонограммы. Информация, содержаща­яся в них, может побуждать к действию или лишь принята к сведению.

Организационная документация - документы, регламен­тирующие структуру, задачи и функции учреждения, органи­зацию его работы, права и обязанности, ответственность руко­водителя и работников.

Распорядительная документация - документы, издающи­еся руководителем, содержащие информацию к обязательно­му исполнению.

Особую роль среди управленческих документов играет организационно-распорядительная документация, которая применяется при оформлении распорядительной и исполни­тельной деятельности учреждения. Более подробно указан­ные виды документации будут рассмотрены ниже. Организационно-правовое обеспечение деятельности ДОУ включает комплекс взаимосвязанных документов.

Согласно Методическим рекомендациям по работе с до­кументами в общеобразовательных учреждениях, в состав орга­низационных документов общеобразовательного учреждения входят:

• Устав общеобразовательного учреждения;

• договор с учредителем;

• положения о подразделениях;

• должностные инструкции сотрудников;

• структура и штатная численность;

• штатное расписание;

• правила внутреннего трудового распорядка.

При назначении на должность нового заведующего ДОУ ему часто приходится сталкиваться с неполноценным оформ­лением имеющихся в производстве документов и даже с от­сутствием некоторых видов документов. Рассмотрим виды документов и наиболее часто встречающиеся проблемы, свя­занные с ними.

Устав дошкольного образовательного учреждения. Устав является основным организационным документом ДОУ. В Большом энциклопедическом словаре под уставом по­нимается «свод правил, регулирующих деятельность органи­заций, учреждений, их взаимоотношения с другими организа­циями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной дея­тельности».

Таким образом, устав является организационно-правовым документом, в котором закрепляются структура, функции, права и обязанности ДОУ, вытекающие из Закона РФ «Об об­разовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные ДОУ учредителем, а также иные необходимые вопросы, не про­тиворечащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности ДОУ.

Устав разрабатывается ДОУ самостоятельно и утвержда­ется его учредителем (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Для каждого ДОУ Устав является индивидуальным доку­ментом, действующим в течение длительного периода време­ни. К написанию Устава предъявляются особые требования, изложенные в статье 13 Закона РФ «Об образовании». Подго­товка Устава - очень ответственная и трудоемкая работа, т. к. важно сконцентрировать в нем все юридические аспекты, отра­жающие организационную, финансовую, хозяйственную дея­тельность и задачи ДОУ, права и обязанности участников обра­зовательного процесса. Поэтому составление Устава рекомен­дуется проводить с участием юриста.

Содержательная часть Устава заключает в себе следую­щие основные разделы:

• общие положения;

• цели и предмет деятельности;

• организация образовательного процесса;

• участники образовательного процесса;

• управление учреждением;

• финансовая и хозяйственная деятельность;

• регламентация деятельности;

• реорганизация и ликвидация.

Большую помощь руководителю ДОУ при работе над Ус­тавом может оказать типовой Устав, составленный на основа­нии рекомендаций МКО и Минобразования РФ (Письмо Ми­нобразования РФ № 212/19-12 от 30.03.94). Особые сложнос­ти возникают при работе над Уставом ГОУ СОШ - детский сад. В Уставе школы, имеющей в своем структурном подраз­делении детский сад, в пункте 1.3 должна быть ссылка на Типовое положение о дошкольном образовательном учреж­дении. В пункте 4.4 Устава, где определен порядок приема детей в школу, должен быть указан порядок при­ема в детский сад и т. д.

Завершающим этапом в работе над Уставом является его регистрация. После регистрации Устава образовательного уч­реждения отделом по регистрации некоммерческих органи­заций Департамента общественных и политических связей правительства Москвы выдается свидетельство о государствен­ной регистрации общеобразовательного учреждения. Таким образом, уставы всех ДОУ должны быть внесены в Единый реестр юридических лиц. Опыт работы экспертных комиссий по лицензированию показывает, что около 30 % ДОУ не имеют свидетельства о внесении записи в такой реестр.

Все дальнейшие изменения, касающиеся жизнедеятель­ности ДОУ, должны быть отражены в Уставе в виде внесения поправок и дополнений и зарегистрированы в территориаль­ных налоговых органах. У ДОУ должно быть свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции. Также следует особенно тщательно проверить, насколько Устав образователь­ного учреждения соответствует Письму Минобразования РФ от 17.02.97 № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Наличие свидетельства о регистрации позволяет образо­вательному учреждению открывать счета в банковских уч­реждениях, в том числе и валютные, иметь самостоятельный баланс, круглую печать, штампы со своим наименованием и бланки с реквизитами, т. е. приобрести права юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Договор с учредителем. В своих исследованиях Г. Л. Фриш (50) отмечает, что необхо­димость для образовательного учреждения иметь договор с учредителем определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ «Об образовании», в котором записано: «Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Договор между ДОУ и родителями ребенка (лицами, их заменяющими). Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 №677 утверждено Типовое положение о до­школьном образовательном учреждении. В статье 30 данного положения указывается, что взаимоотношения между до­школьным образовательным учреждением и родителями (ли­цами, их заменяющими) регулируются родительским догово­ром, включающим в себя взаимные права, обязанности и от­ветственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними.

На основании рекомендаций МКО и Минобразования РФ и примерного договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка ДОУ может также соста­вить свой договор с родителями.

Структура и штатная численность. В справочном пособии «Делопроизводство», подготовлен­ном В. И. Андреевой (1) на основе ГОСТов РФ, отмечается, что в соответствии с Уставом предприятия разрабатывается его структура и штатная численность, что закрепляется в соответ­ствующем документе. В этом документе указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на пред­приятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей. Документ составляется на бланке предприя­тия, подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается дирек­тором. Изменения в структуру и численность штата вносятся приказом директора предприятия.

Структура и штатная численность образовательных учреж­дений разрабатываются аналогично тому, как это происходит на предприятиях федерального уровня.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 №88, нормативы численности установлены для определения и обоснования необходимой списочной числен­ности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда. Нормативы численности работников, занятых в ДОУ, разработаны с учетом обеспечения нормаль­ных условий для всестороннего развития и воспитания детей.

Штатное расписание. Должностной и численный состав предприятия с указани­ем фонда заработной платы закрепляется в штатном распи­сании. Штатное расписание составляется на бланке предпри­ятия и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месяч­ном фонде заработной платы. Штатное расписание подписы­вается заместителем руководителя предприятия, согласовы­вается с главным бухгалтером и утверждается руководите­лем предприятия, при этом в грифе утверждения указываются общая штатная численность предприятия и месячный фонд заработной платы. В соответствии с пунктом 37 Типового по­ложения о дошкольном образовательном учреждении опре­делено, что в каждом ДОУ устанавливаются штатное распи­сание и должностные обязанности. Руководитель ДОУ само­стоятелен в подборе и расстановке кадров (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Согласно пункту 5.5 Устава ДОУ, штатное расписание со­ставляет заведующий. Однако чаще всего на практике оно составляется плановым отделом централизованной бухгал­терии, согласовывается с заведующим детским садом и ут­верждается начальником окружного управления образовани­ем. Штатное расписание утверждается также заведующим детским садом, заверяется печатью и согласовывается с учре­дителем.

Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка – норматив­ный акт, определяющий трудовой распорядок на предприяти­ях, в учреждениях, организациях. Утверждается трудовым коллективом по представлению администрации и профкома на основе типовых правил.

Это один из важнейших документов, регламентирующих жизнь ДОУ, который должен сочетаться с положениями Уста­ва детского сада. Организация работы учреждения, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление от­пусков, внутренний режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка. В Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразователь­ных учреждениях (Письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64) представлена следующая структура этого доку­мента:

• общие положения;

• порядок приема, перевода и увольнения работников;

• основные обязанности работников;

• рабочее время и его использование;

• поощрения за успехи в работе;

• взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

• внутриобъектный режим;

• организация работы.

Статья 189 Трудового кодекса РФ, говорит, что «правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт организации, регламентирую­щий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работни­ков, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применя­емые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в орга­низации».

Структура правил внутреннего трудового распорядка, раз­работанная согласно Методическим рекомендациям по рабо­те с документами в общеобразовательных учреждениях, в ос­новном соответствует требованиям ст. 189 ТК РФ и прибли­жена к практической деятельности ДОУ.

Согласно примерному Уставу дошкольного образователь­ного учреждения в Российской Федерации (п. 5.6), правила внутреннего трудового распорядка, равно как и изменения к ним, принимаются общим собранием коллектива в начале каждого учебного года и утверждаются заведующим детским садом. При приеме на работу заведующий детским садом обя­зан ознакомить каждого работника с указанным документом под роспись в приказе о назначении. Храниться этот документ должен в доступном для каждого работника месте.

Инструкции. В Единой государственной системе делопроизводства ин­струкция - «правовой акт, издаваемый органом государствен­ного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные спе­циальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».

В Типовой инструкции по делопроизводству в федераль­ных органах исполнительной власти инструкция представле­на как самостоятельный правовой акт, который подписывает­ся или утверждается руководителем организации. Утверждение оформляется в форме грифа или путем издания распо­рядительного документа.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или применения положений законодатель­ных и нормативных актов.

Текст излагается от третьего лица единственного или мно­жественного числа. В тексте используются слова «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается». Заголовок к инструкции, содержащей должностные требова­ния и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос: «Кому?» Например: «Должностная инст­рукция главному специалисту».

Текст инструкции разбивается по определенной логиче­ской схеме на разделы, пункты и подпункты. Инструкция на­чинается, как правило, с раздела «Общие положения», в кото­ром указываются цель ее издания, область распространения, порядок пользования и другие сведения общего характера. Она является документом постоянного длительного действия (до замены ее новой инструкцией).

Все сотрудники ДОУ должны быть под роспись ознаком­лены со своими инструкциями, один экземпляр которых нахо­дится в личном деле, другой - у сотрудника. Эксперты отме­чают, что одной из задач оперативного контроля заведующего над данным процессом является проверка наличия подписи ответственного лица на каждой инструкции. Должностные обязанности администрации должны быть тоже доведены до сведения педагогического коллектива.

При проверках управленческой деятельности заведующих ДОУ часто приходится сталкиваться с проблемой несоответ­ствия текста инструкций предъявляемым требованиям. Кро­ме того, одним из серьезных нарушений является отсутствие инструкций по охране труда для работников, которыми рабо­тодатель обязан обеспечить каждого (ст. 212). Особенно это касается оформления инструктажа «неэлектрического» пер­сонала. В связи с этим одной из первоочередных задач для заведующего после вступления в должность является подготовка указанных инструкций. Их разрабатывают для каждого сотрудника в соответствии с требованиями, изложенными в справочнике по охране труда.

Должностная инструкция. Правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала ДОУ регламентируется долж­ностной инструкцией, устанавливающей задачи, функции, пра­ва, обязанности и ответственность должностных лиц.

При приеме работника заведующий ДОУ должен познако­мить его с должностной инструкцией, ответить на возникшие вопросы. Каждая инструкция должна быть заверена подпи­сью руководителя и подписью сотрудника.

Должностная инструкция составляется на основе норма­тивных документов. К ним относятся Закон РФ «Об образова­нии», Трудовой кодекс РФ, Типовое положение о ДОУ, Тариф­но-квалификационные характеристики, Устав ДОУ и другие документы, в которых прописаны обязанности и права работ­ников. Согласно этим документам, инструкция состоит из сле­дующих разделов:

• общие положения;

• функции;

• должностные обязанности;

• права;

• ответственность;

• взаимоотношения, связи по должности.

К. Ю. Белая предлагает дополнить этот перечень разделом «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

В разделе «Общие положения» устанавливается сфера деятельности данного работника, порядок его назначения и увольнения, замещение по должности. Здесь также пере­числяются правовые акты и нормативные документы, кото­рыми должен руководствоваться в своей деятельности спе­циалист.

В разделе «Функции» определяются направления деятель­ности работника.

В разделе «Должностные обязанности» указывается фор­ма его участия в деятельности ДОУ.

В разделе «Права» определяются права, предоставляемые работнику ДОУ для выполнения возложенных на него обя­занностей.

В разделе «Ответственность» устанавливаются виды от­ветственности за неисполнение работником должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.

В разделе «Взаимоотношения, связи по должности» уста­навливается круг должностных лиц, с которыми работник всту­пает в служебные взаимоотношения.

Инструкция утверждается и вводится в действие прика­зом по ДОУ.

На основании изложенной в настоящем разделе информа­ции можно сделать вывод, что организация деятельности ДОУ в обязательном порядке предусматривает наличие многих видов документов (в отдельных случаях их разработку), без которых невозможно решать задачи эффективного управле­ния. Залогом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...