Документационное обеспечение
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ __________________________________________________ Лекция 3. документ и его основные виды Классификация деловых документов. Общая классификация организационно - распорядительных документов и специфика их использования в ДОУ. Бланки и их виды. Правила оформления отдельных документов ДОУ. Классификация деловых документов
Все документы, используемые в организациях, можно классифицировать по следующим признакам: видам деятельности, наименованию, способу фиксации информации, месту составления, степени сложности, степени гласности (секретности), срокам исполнения, юридической силе, стадиям создания, происхождению, срокам хранения, степени обязательности, степени унификации и характеру содержания. По видам деятельности (или назначению) документы подразделяются на научно-технические, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, организационно - распорядительные, по личному составу, учебно-методические, плановые, финансово-расчетные, отчетно-статистические, по бухгалтерскому учету, торговле, ценообразованию, изобретениям и открытиям, социальному обеспечению и др. По наименованию существует множество разновидностей документов. Приведем лишь некоторые: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, указания, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, (правки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, факсы, телеграммы, анкеты и т. д. По способу фиксации информации документы бывают: письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, электронные), графические и фото-, фоно-, кинодокументы.
По месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация, в свою очередь, делится на входящую и исходящую корреспонденцию. По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные (многоаспектные). Простые- это документы, в которых рассматривается один вопрос, сложные - несколько вопросов. По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом (совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования, с грифом «конфиденциально», «лично»). По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы в отличие от подложных бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом. По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным соответствующими правовыми актами, резолюцией руководителя, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно». По стадиям подготовки документы подразделяются на черновики и подлинники (оригиналы). Подлинник - единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. С подлинника могут быть изготовлены копии, выписки из документа и дубликат подлинника. Копия - идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Выписка из документа - заверенная часть текста подлинника. Дубликат - второй экземпляр заверенного документа, имеющего одинаковую силу с подлинником. По происхождению документы классифицируют на служебные (деловые), подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.
По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и временного хранения. Документы временного хранения, в свою очередь, подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет. По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы. По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные (образцовые) и унифицированные в виде анкеты или таблицы. Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа, излагаемого деловым языком. Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и.т.п. Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации: - анкета - способ представления унифицированного документа или текста, при котором постоянная информации располагается в левой части листа, строками друг под другом, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. Анкета рекомендуется для использования в тех случаях, когда характеризуется один объект по ряду параметров. - таблица - форма подачи материала, когда постоянная информация размещается в заголовках граф и боковике (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк. Примерные документы (образцы) носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии. В хозяйственной деятельности организаций используются разнообразные документы, оформляющие взаимоотношения сторон, вступающих в деловое сотрудничество. Это, в частности, договоры (поставки, выполнения работ или услуг, аренды и др.), трудовые соглашения и т. п. По характеру содержания документы бывают первичные и вторичные. Первичный документ содержит исходную информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.
Опираясь на данную классификацию документов, следует выделить основные документы управления ДОУ, которые сведены в следующие группы: - организационные документы (устав, учредительный договор, регистрационные документы и другие); - распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, инструкции и другие); - документы по личному составу (документы по кадрам); - финансово-хозяйственные документы (правила внутреннего трудового распорядка, технический паспорт учреждения, инвентаризационные ведомости, сметы и другие); - документы по методической работе (протоколы Совета педагогов, годовые планы, планы развития учреждения и другие - медицинские документы (медицинские карты детей, журналы по контролю за питанием, за санитарным состоянием учреждения). Возможно отдельное выделение таких групп документов, как информационно-справочные и нормативные документы государственных органов. При наличии хозяйственной самостоятельности учреждения можно соответствующие документы выделить в отдельную группу.
Общая классификация организационно - распорядительных документов
ГОСТ Р 6.30-2003 распространяется на организационно-распорядительные документы (ОРД), относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) - постановления, приказы, распоряжения, письма, протоколы, акты и другие документы, включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000). Стандарт устанавливает: состав и схемы расположения реквизитов; требования к оформлению реквизитов; требования к бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. ОРД является наиболее распространенным видом документации. Исходя из функций, предусмотренных ОКУД, организационно - распорядительные документы можно классифицировать на четыре группы:
- организационно-правовая документация (учредительные договоры, уставы, положения, правила, инструкции, штатные расписания); - распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания); - информационно-справочная документация, которая, в свою очередь, может быть условно подразделена на: • оперативно-информационную (письма, телеграммы, факсы, докладные и служебные записки и т. п.); • справочно-информационную (акты, протоколы, отчеты и др.); - документация по личному составу (заявления, трудовые договоры, характеристики, личные карточки, учетные формы и др.). Внедрение ГОСТ Р 6.30-2003 в организации предполагает разработку инструкции по документационному обеспечению управления, оформление бланков, проведение учебных занятий с работниками, имеющими отношение к вопросам подготовки документов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 являются рекомендуемыми, что следует истолковывать как требования, допускающие некоторые послабления в оформлении документов по сравнению с жесткими требованиями ранее действовавших и ныне отмененных стандартов (ГОСТ Р 6.30-97 и его предшественников ГОСТ 6.38-72 и ГОСТ 6.39-92).
Бланки и их виды
Бланк документа - это стандартный лист бумаги (формат) с нанесенными на нем постоянными реквизитами. На рабочем поле бланка, предназначенном для переменной информации, могут также размещаться символические знаки («уголки», «отрезки прямой линии», «крестики»), которые служат ориентирами при оформлении документов, указывают начало и конец размещения переменных реквизитов, отмечают места для пробивки отверстий под подшивку документов. ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два стандартных формата бланков документов- А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). В делопроизводстве также находит применение формат АЗ (297 х 420 мм), используемый для подготовки больших таблиц, диаграмм, схем в качестве приложений к различным видам документов - письмам, постановлениям и др. Бланки документов следует изготавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003, каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее. На верхнем поле посередине при составлении многостраничных документов на второй и последующих страницах наносится номер страницы. Номер пишется арабскими цифрами без указания слова «страница» и его сокращенных вариантов («с», «стр.»), знаков «тире» (черточек). Стандартом установлены следующие виды бланков документов: - общие виды бланков;
- бланки писем; - бланки конкретного вида документа. Общие виды бланков используют для изготовления любых видов документов, кроме писем. Общий бланк согласно учредительным документам организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14. Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, в целях ускорения оформления, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20. Для бланков писем, как и для общих бланков, характерны два варианта размещения постоянных реквизитов в рамках выделенной зоны - угловое и продольное. Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 05, 08, 10, 14, и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19. Бланки документов, как уже было сказано, следует изготавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов (плотность не менее 80 г/м, белизна - не менее 90 %). Бумага должна быть достаточно прочной, малодеформирующейся. Воспроизведение реквизитов на бланках производится типографским способом. При изготовлении бланков размеры шрифтов выбирают в зависимости от количества печатных знаков в реквизите. Более крупным шрифтом выделяют наименование организаций и видов документов. При этом следует соблюдать следующие правила: простое и удобное их расположение, соблюдение пропорций между толщиной линий типографского набора и компьютерного текста. Допускается реквизит 08 (наименование организации) печатать рисованными шрифтами. Бланки следует печатать красками насыщенного цвета, обеспечивающими незатруднительное чтение текста в удовлетворительных условиях помещения и получение качественных копий с помощью копировальной техники. ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает определенные требования к размещению на бланке постоянных реквизитов и ограничительных отметок. Реквизиты 01, 02, 03 располагаются над серединой реквизита 08. Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08 слева от него, включая поле для подшивки. Реквизиты 08, 09, 10, 14, трафаретные места для реквизитов 11, 12, 13 могут размещаться в пределах границ зон расположения реквизитов одним из способов: - центрованным, рекомендованным ГОСТ Р 6.30—2003 (начало и конец каждой строки реквизита равноудалены от границ зоны расположения реквизитов); - флаговым, нередко используемым на практике (каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов). Центрованный вариант расположения реквизитов используется при типографском способе изготовления бланков. При этом под реквизитом 11,12, 13 оставляются трафаретные места. Флаговый вариант расположения реквизитов используется в основном при воспроизведении угловых бланков на чистом листе бумаги с помощью ПК непосредственно при подготовке документа. При этом воспроизведение постоянных реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, для исходящих документов является обязательным. Для документов внутреннего хождения часть реквизитов (01—07, 14) не воспроизводится, опускается. На бланках организации субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, реквизиты 08, 09, 14 печатаются на двух языках: русском и национальном, на одном уровне продольного бланка. Особые требования к изготовлению, учету, использованию и хранению предъявляются к гербовым бланкам. Эти требования в отношении воспроизведения реквизита 01 (Государственный герб Российской Федерации) оговорены Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г.). Бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации (далее гербовые бланки) являются полиграфической продукцией, подлежащей учету. Гербовые бланки изготавливают только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Гербовые бланки в организациях подлежат специальному учету. На гербовых бланках типографским способом или нумератором проставляют порядковые номера, а при необходимости и серии этих номеров. Учет гербовых бланков ведется раздельно по видам бланков в регистрационно-учетной форме (карточке, журнале). Гербовые бланки хранят в надежно запираемых и опечатываемых шкафах. Уничтожение гербовых бланков осуществляют по акту с отметкой в учетно-регистрационной форме. Контроль за изготовлением, использованием и хранением гербовых бланков возлагают на подразделение организации, ответственное за делопроизводство. Лица, персонально ответственные за учет, использование и хранение бланков, назначаются распорядительным документом руководителя организации. Проверку наличия, использования и хранения гербовых бланков проводит не реже одного раза в год комиссия, назначаемая распорядительным документом руководителя организации. В случае обнаружения нарушений при изготовлении, учете, хранении и использовании гербовых бланков комиссия проводит служебное расследование, результаты которого оформляют актом и доводят до сведения руководителя организации. Регистрационно-учетные формы включают в номенклатуру дел организации.
Правила оформления отдельных документов ДОУ
По результатам изучения и анализа литературы, документов, справочников по вопросу делопроизводства и ведения документации в образовательном учреждении были выделены следующие требования, предъявляемые к текстам служебных документов. Эти требования основываются на рекомендациях, разработанных Министерством образования РФ (Письмо от 20.12.2000 №03-51/64) [17]. Итак, можно выделить общие требования к текстам служебных документов: • краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования; • объективность и достоверность информации; • составление, по возможности, простых, т. е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения работы с ними; • структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как введение, доказательство, заключение; • широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций. В документах разных организаций описываются часто повторяющиеся однотипные управленческие ситуации, поэтому специалисты - документоведы предлагают использовать унифицированные тексты документов с единой формой языкового выражения, наиболее точно передающей содержание конкретных действий или ситуаций. Выполнение одного из важнейших требований к тексту документов - точное изложение его сути - в незначительной степени зависит от правильности употребления слов и словосочетаний с учетом их значения и формы. При составлении текстов документов необходимо учитывать нормы русского языка. Тексты большого объема принято делить на разделы, пункты, подпункты, применяя нумерацию арабскими цифрами с точками после них. Изучение документов и делопроизводства в современных дошкольных учреждениях, справочников и пособий, а также действующих стандартов на организационно-распорядительную документацию (ГОСТ Р 6.30-97; ГОСТ 6.10.4-84) показывает, что документы организационно-распорядительного характера составляют значительную часть всей документации, с которой заведующему ДОУ приходится постоянно работать. Однако, к сожалению, в литературе нет четких определений организационной, распорядительной и информационно-справочной документации. Поэтому постараемся сами определить важнейшие понятия. Информационно-справочная документация содержит информацию о фактическом положении дел в учреждениях и служит основанием для принятия распорядительных документов. К информационно-справочным документам относятся: справки, докладные и объяснительные записки, акты, письма, телеграммы и телефонограммы. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию или лишь принята к сведению. Организационная документация - документы, регламентирующие структуру, задачи и функции учреждения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителя и работников. Распорядительная документация - документы, издающиеся руководителем, содержащие информацию к обязательному исполнению. Особую роль среди управленческих документов играет организационно-распорядительная документация, которая применяется при оформлении распорядительной и исполнительной деятельности учреждения. Более подробно указанные виды документации будут рассмотрены ниже. Организационно-правовое обеспечение деятельности ДОУ включает комплекс взаимосвязанных документов. Согласно Методическим рекомендациям по работе с документами в общеобразовательных учреждениях, в состав организационных документов общеобразовательного учреждения входят: • Устав общеобразовательного учреждения; • договор с учредителем; • положения о подразделениях; • должностные инструкции сотрудников; • структура и штатная численность; • штатное расписание; • правила внутреннего трудового распорядка. При назначении на должность нового заведующего ДОУ ему часто приходится сталкиваться с неполноценным оформлением имеющихся в производстве документов и даже с отсутствием некоторых видов документов. Рассмотрим виды документов и наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с ними. Устав дошкольного образовательного учреждения. Устав является основным организационным документом ДОУ. В Большом энциклопедическом словаре под уставом понимается «свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности». Таким образом, устав является организационно-правовым документом, в котором закрепляются структура, функции, права и обязанности ДОУ, вытекающие из Закона РФ «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, полномочия, дополнительно переданные ДОУ учредителем, а также иные необходимые вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления деятельности ДОУ. Устав разрабатывается ДОУ самостоятельно и утверждается его учредителем (ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Для каждого ДОУ Устав является индивидуальным документом, действующим в течение длительного периода времени. К написанию Устава предъявляются особые требования, изложенные в статье 13 Закона РФ «Об образовании». Подготовка Устава - очень ответственная и трудоемкая работа, т. к. важно сконцентрировать в нем все юридические аспекты, отражающие организационную, финансовую, хозяйственную деятельность и задачи ДОУ, права и обязанности участников образовательного процесса. Поэтому составление Устава рекомендуется проводить с участием юриста. Содержательная часть Устава заключает в себе следующие основные разделы: • общие положения; • цели и предмет деятельности; • организация образовательного процесса; • участники образовательного процесса; • управление учреждением; • финансовая и хозяйственная деятельность; • регламентация деятельности; • реорганизация и ликвидация. Большую помощь руководителю ДОУ при работе над Уставом может оказать типовой Устав, составленный на основании рекомендаций МКО и Минобразования РФ (Письмо Минобразования РФ № 212/19-12 от 30.03.94). Особые сложности возникают при работе над Уставом ГОУ СОШ - детский сад. В Уставе школы, имеющей в своем структурном подразделении детский сад, в пункте 1.3 должна быть ссылка на Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В пункте 4.4 Устава, где определен порядок приема детей в школу, должен быть указан порядок приема в детский сад и т. д. Завершающим этапом в работе над Уставом является его регистрация. После регистрации Устава образовательного учреждения отделом по регистрации некоммерческих организаций Департамента общественных и политических связей правительства Москвы выдается свидетельство о государственной регистрации общеобразовательного учреждения. Таким образом, уставы всех ДОУ должны быть внесены в Единый реестр юридических лиц. Опыт работы экспертных комиссий по лицензированию показывает, что около 30 % ДОУ не имеют свидетельства о внесении записи в такой реестр. Все дальнейшие изменения, касающиеся жизнедеятельности ДОУ, должны быть отражены в Уставе в виде внесения поправок и дополнений и зарегистрированы в территориальных налоговых органах. У ДОУ должно быть свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции. Также следует особенно тщательно проверить, насколько Устав образовательного учреждения соответствует Письму Минобразования РФ от 17.02.97 № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений». Наличие свидетельства о регистрации позволяет образовательному учреждению открывать счета в банковских учреждениях, в том числе и валютные, иметь самостоятельный баланс, круглую печать, штампы со своим наименованием и бланки с реквизитами, т. е. приобрести права юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Договор с учредителем. В своих исследованиях Г. Л. Фриш (50) отмечает, что необходимость для образовательного учреждения иметь договор с учредителем определяется пунктом 3 статьи 11 Закона РФ «Об образовании», в котором записано: «Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации». Договор между ДОУ и родителями ребенка (лицами, их заменяющими). Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 №677 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В статье 30 данного положения указывается, что взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются родительским договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания детей, присмотра и ухода за ними. На основании рекомендаций МКО и Минобразования РФ и примерного договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребенка ДОУ может также составить свой договор с родителями. Структура и штатная численность. В справочном пособии «Делопроизводство», подготовленном В. И. Андреевой (1) на основе ГОСТов РФ, отмечается, что в соответствии с Уставом предприятия разрабатывается его структура и штатная численность, что закрепляется в соответствующем документе. В этом документе указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей. Документ составляется на бланке предприятия, подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером, утверждается директором. Изменения в структуру и численность штата вносятся приказом директора предприятия. Структура и штатная численность образовательных учреждений разрабатываются аналогично тому, как это происходит на предприятиях федерального уровня. В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 №88, нормативы численности установлены для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда. Нормативы численности работников, занятых в ДОУ, разработаны с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей. Штатное расписание. Должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание составляется на бланке предприятия и содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание подписывается заместителем руководителя предприятия, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, при этом в грифе утверждения указываются общая штатная численность предприятия и месячный фонд заработной платы. В соответствии с пунктом 37 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении определено, что в каждом ДОУ устанавливаются штатное расписание и должностные обязанности. Руководитель ДОУ самостоятелен в подборе и расстановке кадров (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Согласно пункту 5.5 Устава ДОУ, штатное расписание составляет заведующий. Однако чаще всего на практике оно составляется плановым отделом централизованной бухгалтерии, согласовывается с заведующим детским садом и утверждается начальником окружного управления образованием. Штатное расписание утверждается также заведующим детским садом, заверяется печатью и согласовывается с учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка – нормативный акт, определяющий трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях. Утверждается трудовым коллективом по представлению администрации и профкома на основе типовых правил. Это один из важнейших документов, регламентирующих жизнь ДОУ, который должен сочетаться с положениями Устава детского сада. Организация работы учреждения, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, внутренний режим и другие вопросы отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка. В Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64) представлена следующая структура этого документа: • общие положения; • порядок приема, перевода и увольнения работников; • основные обязанности работников; • рабочее время и его использование; • поощрения за успехи в работе; • взыскания за нарушения трудовой дисциплины; • внутриобъектный режим; • организация работы. Статья 189 Трудового кодекса РФ, говорит, что «правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации». Структура правил внутреннего трудового распорядка, разработанная согласно Методическим рекомендациям по работе с документами в общеобразовательных учреждениях, в основном соответствует требованиям ст. 189 ТК РФ и приближена к практической деятельности ДОУ. Согласно примерному Уставу дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации (п. 5.6), правила внутреннего трудового распорядка, равно как и изменения к ним, принимаются общим собранием коллектива в начале каждого учебного года и утверждаются заведующим детским садом. При приеме на работу заведующий детским садом обязан ознакомить каждого работника с указанным документом под роспись в приказе о назначении. Храниться этот документ должен в доступном для каждого работника месте. Инструкции. В Единой государственной системе делопроизводства инструкция - «правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан». В Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти инструкция представлена как самостоятельный правовой акт, который подписывается или утверждается руководителем организации. Утверждение оформляется в форме грифа или путем издания распорядительного документа. В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или применения положений законодательных и нормативных актов. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается». Заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос: «Кому?» Например: «Должностная инструкция главному специалисту». Текст инструкции разбивается по определенной логической схеме на разделы, пункты и подпункты. Инструкция начинается, как правило, с раздела «Общие положения», в котором указываются цель ее издания, область распространения, порядок пользования и другие сведения общего характера. Она является документом постоянного длительного действия (до замены ее новой инструкцией). Все сотрудники ДОУ должны быть под роспись ознакомлены со своими инструкциями, один экземпляр которых находится в личном деле, другой - у сотрудника. Эксперты отмечают, что одной из задач оперативного контроля заведующего над данным процессом является проверка наличия подписи ответственного лица на каждой инструкции. Должностные обязанности администрации должны быть тоже доведены до сведения педагогического коллектива. При проверках управленческой деятельности заведующих ДОУ часто приходится сталкиваться с проблемой несоответствия текста инструкций предъявляемым требованиям. Кроме того, одним из серьезных нарушений является отсутствие инструкций по охране труда для работников, которыми работодатель обязан обеспечить каждого (ст. 212). Особенно это касается оформления инструктажа «неэлектрического» персонала. В связи с этим одной из первоочередных задач для заведующего после вступления в должность является подготовка указанных инструкций. Их разрабатывают для каждого сотрудника в соответствии с требованиями, изложенными в справочнике по охране труда. Должностная инструкция. Правовое положение педагогического, административного и обслуживающего персонала ДОУ регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей задачи, функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц. При приеме работника заведующий ДОУ должен познакомить его с должностной инструкцией, ответить на возникшие вопросы. Каждая инструкция должна быть заверена подписью руководителя и подписью сотрудника. Должностная инструкция составляется на основе нормативных документов. К ним относятся Закон РФ «Об образовании», Трудовой кодекс РФ, Типовое положение о ДОУ, Тарифно-квалификационные характеристики, Устав ДОУ и другие документы, в которых прописаны обязанности и права работников. Согласно этим документам, инструкция состоит из следующих разделов: • общие положения; • функции; • должностные обязанности; • права; • ответственность; • взаимоотношения, связи по должности. К. Ю. Белая предлагает дополнить этот перечень разделом «Требования к квалификации по разрядам оплаты». В разделе «Общие положения» устанавливается сфера деятельности данного работника, порядок его назначения и увольнения, замещение по должности. Здесь также перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности специалист. В разделе «Функции» определяются направления деятельности работника. В разделе «Должностные обязанности» указывается форма его участия в деятельности ДОУ. В разделе «Права» определяются права, предоставляемые работнику ДОУ для выполнения возложенных на него обязанностей. В разделе «Ответственность» устанавливаются виды ответственности за неисполнение работником должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав. В разделе «Взаимоотношения, связи по должности» устанавливается круг должностных лиц, с которыми работник вступает в служебные взаимоотношения. Инструкция утверждается и вводится в действие приказом по ДОУ. На основании изложенной в настоящем разделе информации можно сделать вывод, что организация деятельности ДОУ в обязательном порядке предусматривает наличие многих видов документов (в отдельных случаях их разработку), без которых невозможно решать задачи эффективного управления. Залогом
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|