Учебно-методическое обеспечение курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»
____________________________________________ Программа курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении» (пояснительная записка)
Курс «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении» имеет важное значение в профессиональной подготовке студентов факультета педагогики и методики дошкольного образования, так как современный руководитель дошкольного учреждения должен владеть организацией делопроизводства. Основными задачами курса являются: - изучение теоретических основ делопроизводства в системе дошкольного образования; - вооружение студентов умениями ведения делопроизводства, подготовки и оформления многих видов документов; - развитие способностей применять полученные знания и умения в практике управления дошкольным образованием. Целью выступило освоение студентами системы знаний по основам делопроизводства; овладение умениями, навыками в области организации работы дошкольного учреждения по делопроизводству, а атак же обеспечение научной и практической подготовки студентов к ведению делопроизводства в дошкольном учреждении, приобретение навыков грамотной работы с документами. Курс «Делопроизводство в ДОУ» вступает в междисциплинарными связями в такими курсами как «Правовые основы управления в ДОУ» (отражение прав педагогических работников и работников ДОУ в должностных инструкциях), «Управление ДОУ» (вопросы управления делопроизводством в ДОУ) и др. В данной программе на изучение курса «Организация делопроизводства в ДОУ» отводится 100 часов (20 часов лекций, 20 часов семинарских и 10 часов лабораторных занятий, 50 часов – на самостоятельную работу студентов). Однако такое распределение часов носит примерный характер, все зависит от возможностей и особенностей ведения курса в том или ином высшем учебном заведении.
Зачет, по каждому виду задания, студент получает, если: - обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; - дает правильные формулировки, точные определения понятий и терминов; - может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; - правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала. В конце курса студент долженовладеть теоретическими знаниями в объеме, необходимом и достаточном для реализации профессиональной деятельности; развить умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере организации делопроизводства ДОУ, а так же сформировать профессиональные установки к овладению делопроизводственных функций будущего управленца дошкольным учреждением. Выписка из Гос. стандарта ОПД.Ф.07 Содержание, значение делопроизводства; службы документации и секретарские службы; государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификации и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам; основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, другие виды; организация документооборота, работа с документами; дела: номенклатура дел, формирование дел; средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование персонального компьютера в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Значение делопроизводства в работе дошкольного учреждения, его содержание. История возникновения делопроизводства в России Развитие общественного дошкольного воспитания на современном этапе и необходимость организации делопроизводства в дошкольном учреждении. Значение делопроизводства для управленческого труда заведующего, ответственность за правильное ведение делопроизводства. История делопроизводства: периоды в развитии делопроизводства в России, основные линии в развитии делопроизводства на каждом этапе его развития. Понятие «документ», «документирование управленческой деятельности», «документационное обеспечение управления». Содержание делопроизводства: документы, поступающие в учреждение, документы, созданные в учреждении. Службы документации и секретарские службы. Тема 2. Государственные стандарты по ведению документирования в дошкольном образовательном учреждении Требования государственных стандартов по документированию управленческой деятельности в ДОУ. Документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам и формулярам. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Общий российский классификатор управленческой документации. Содержание инструкции «Основные положения Государственной системы документационного обеспечения управления». Вопросы организации работы с документами, рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др.
Тема 3. Основные виды документов в дошкольном учреждении и требования к ним Основные группы (виды) документов управления: организационные документы, распорядительные документы, документы по личному составу, финансово-хозяйственные документы, документы по методической работе, медицинские документы, информационно-справочные и нормативные документы государственных органов. Административная документация и специальная документация как отражение деятельности дошкольного учреждения. Правила оформления отдельных документов: служебных писем, телеграмм и телефонограмм, справок, актов, приказов по основной деятельности, приказов по личному составу, личных карточек, личных дел сотрудников. Оформление трудовых книжек. Тема 4. Организация документооборота и работа по регистрации и оформлению документов Понятие документооборота, назначение документооборота. Принципы организации движения документов в учреждении. Документопоток: входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Понятия «регистрация», задачи регистрации документов, правила регистрации документов Форма регистрационного журнала. Контроль за сроками исполнения документов. Оформление документов: протоколы, письма, факсы, контракты, справки, инструкции и др. Организация хранения документов. Тема 5. Номенклатура дел и формирование дел Понятие «номенклатура дел». Функции номенклатуры дел. Виды номенклатуры: типовая, примерная, конкретная. Утверждение номенклатуры дел. Формирование дел, операции по формированию дел. Правила формирования дел и оформления документов. Номенклатура дел дошкольного образовательного учреждения. Основные группы документов, входящих в номенклатуру дел. Тема 6. Средства хранения и поиска документов Основные правила хранения документов. Характеристика сроков хранения входящей и исходящей документации дошкольного образовательного учреждения. Организация и проведение экспертизы ценности документов. Организация и правила сдачи дел в архив.
Тема 7. Средства составления текстовых документов Подготовка к составлению текстовых служебных документов. Использование реквизитов при составлении текстовых документов. Правила оформления отдельных реквизитов документов: гербы, коды, справочные денные об организации, регистрационный номер, грифы и т.д. Текст документа - основной элемент, части текстовых документов. Средства составления и изготовления документов. Тема 8. Копирование документов по управлению ДОУ. Средства оперативного размножения и передачи информации. Общая характеристика средств копирования информации. Принципиальное различие средств копирования и средств размножения документации. Группы копировальных процессов. Основные достоинства электрографического копирования. Значение передачи информации в системе делопроизводства дошкольного образовательного учреждения. Средства передачи информации: системы телефонной и телеграфной связи, факсимильная передача информации, электронная почта в системе делопроизводства ДОУ. Значение внедрения персонального компьютера в делопроизводство дошкольного образовательного учреждения: сосредоточение информации, возможность оперативного анализа. Использование текстовых редакторов в создании документов. Традиционные способы регистрации документов. Поиск и хранение документов в ПК.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИй Тема: Государственные стандарты по документированию. Классификация и унификация.
Терминологический аппарат: Унификация, классификатор, государственный стандарт, документирование управленческой деятельности, организационно-распорядительная документация, унифицированная система. Вопросы для обсуждения:
Литература:
3. Кац А.М. Применение Закона РФ «Об образовании» в деятельности руководителя и специалиста системы образования. М., 1998.
4. Пустозерова В. М. Юридический справочник работодателя. М., 1997. 5. ПшенкоА. В. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. М., 1995. 6. Справочник работника кадровой службы / Сост. А. В. Верховцев. М., 2002. 7. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М., 1997. Тема: Основные виды документов в ДОУ. Терминологический аппарат: Приказ, приказ по личному составу, личная карточка, личное дело, трудовая книжка, протокол, письмо, инструкционное (директивное) письмо, информационное письмо, гарантийное письмо, рекламное письмо, рекламационное (претензионное) письмо, письмо – запрос, акт, докладная записка, трудовой договор, должностная инструкция, справка, объяснительная записка. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Белов А., Белов В. Корреспонденция и делопроизводство. М., 1988. 2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991. 3. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001. 4. Маневцова Л. М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 5. Система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению документов. М., 1998. 6. Сокова Л. Документация в сфере управления. М., 1985. 7. Справочник по подготовке и оформлению официальных документов. М., 1988. 8. Справочник работника кадровой службы / Сост. А. В. Верховцев. М., 2002. 9. Стенюков М. В. Справочник по делопроизводству. М., 1997. 10. Толстов Н. С. Как подготовить приказ: методическое руководство в помощь руководителям учреждений образования: Образцы документов. Чебоксары, 1999. 11. Фриш Г. Л. Книга приказов дошкольного образовательного учреждения. М., 2000. Тема: Организация документооборота и работа по регистрации и оформлению документов
Терминологический аппарат: Трудовой договор, документооборот, документопоток, регистрация документов, докладная, объяснительная записка. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Басаков М.И. Делопроизводство. Конспект лекций. - Ростов – на – Дону, 2009. 2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - М., 1997. 3. Кирсанова М. В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства. М.Новосибирск, 2000. 4. Маневцова Л. М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 5. Методические рекомендации по ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении /автор сост. И.Н. Савина, В.Н. Сидоренко. – М, 2006. 6. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000. 7. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999. 8. Рогачева Н.А., Смирнов С. А. Делопроизводство в общеобразовательном учреждении. М., 1999. 9. Сокова Л. Документация в сфере управления. М., 1985. Справочник по подготовке и оформлению официальных документов. М., 1988. 10. Фролов А. Культура делопроизводства // Дошкольное воспитание. 1987. №3. 11. Юдина С.М. Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении. Практическое пособие. – М., 2004. Тема: Номенклатура дел и формирование дел Терминологический аппарат: Распоряжение, печать, формирования дел, утверждение документов, дело, договор, исходный документ, контракт, личное дело, номенклатура дел, орган, паспортные документы, организация работы с документами. Вопросы для обсуждения: 1. Номенклатура дел ДОУ. Виды номенклатуры дел руководителя и сотрудников ДОУ. Её состав (индексы, локальные акты, нормативные акты, наименования, сроки хранения). 2. Каковы основные принципы построения номенклатуры дел. 3. Документальная основа и характеристика разделов номенклатуры. 4. Перечислите порядок действий руководителя при составлении номенклатуры дел. Литература: 1. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997. 2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991. 3. Номенклатура дел по охране труда, ведущихся в образовательном учреждении // Вестник образования. 1995. № 12. 4. О порядке ведомственного хранения документов и организация их в делопроизводстве // Вестник образования. 1994. №3. 5. Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986. 6. Примерная номенклатура дел дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1989. № 2. 7. Данилина Т.А. Делопроизводство в детском саду.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 8. – август- Москва, 2005. 8. Еремченко В.П. Совершенствование документационного обеспечения управления в современных условиях. - Л., 1992. 9. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000. 10. Рогачева Н.А., Смирнов С.А. Делопроизводство в образовательном учреждении. - М., 1999.
Тема: Средства хранения документации
Терминологический аппарат: Личное дело, документ, завершение дела, экспертиза, ценность документа, экспертиза ценности документа, отбор документов, архив, акт, опись. Вопросы для обсуждения:
Литература: 1. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М., 1997. 2. Документы и делопроизводство: Справочное пособие. М., 1991. 3. Номенклатура дел по охране труда, ведущихся в образовательном учреждении // Вестник образования. 1995. № 12. 4. О порядке ведомственного хранения документов и организация их в делопроизводстве // Вестник образования. 1994. №3. 5. Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986. 6. Примерная номенклатура дел дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. 1989. № 2. 7. Данилина Т.А. Делопроизводство в детском саду.// Справочник руководителя дошкольного учреждения. - № 8. – август- Москва, 2005. 8. Еремченко В.П. Совершенствование документационного обеспечения управления в современных условиях. - Л., 1992. 9. Организация технологии документационного обеспечения управления. /Под ред. Т.В.Кузнецовой. - М., 2000. 10. Рогачева Н.А., Смирнов С.А. Делопроизводство в образовательном учреждении. -М., 1999.
Тема: Средства составления документов Терминологический аппарат: Автоматизация, информационная система, докладная записка, документационное обеспечение управления, документооборот, регистрация документов, текстовый редактор, файл, формуляр-образец. Вопросы для обсуждения:
Литература:
7. Фролов А. Культура делопроизводства // Дошкольное воспитание. 1987. №3.
Структурный План лабораторных занятий
Все занятия проводятся на основе ознакомления с оригиналами (по возможности) и с копиями документов дошкольных учреждений, и направлены на анализ структурных компонентов и содержания тех или иных делопроизводственных документов дошкольного образовательного учреждения.
Тема: Ознакомление с организационными документами дошкольного образовательного учреждения Задание 1. Познакомиться с уставом государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста ДОУ г. Армавира. Проанализировать общие положения устава, права и обязанности участников образовательного процесса, систему организации образовательного процесса, условия финансирования и хозяйственной деятельности, управление образовательным процессом. Перечислите локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения, а так же требования к ликвидации и реорганизации учреждения, отраженные в уставе ДОУ. Задание 2. Познакомьтесь со следующими документами: - Свидетельство о государственной регистрации; - Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ; - Лицензией дошкольного образовательного учреждения; - Договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем; - Визитной карточкой ДОУ; - Договором о регулировании взаимоотношений между ДОУ и родителями воспитанников. Проанализируйте основные направления данной документации и особенности их составления.
Тема: Ознакомление с документами по учебно-воспитательной работе в дошкольном образовательном учреждении Задание 1. Познакомьтесь и проанализируйте Концепцию создания инновационного образовательного учреждения. Ответьте на вопрос: Каковы принципы построения учебно-воспитательной работы в ДОУ?
Задание 2. Проанализируйте программу развития ДОУ. Дайте краткую характеристику структуре программы, основным задачам, предполагаемым результатам. Познакомьтесь с основным содержанием программы развития ДОУ.
Задание 3. Изучить план работы на предшествующий и последующий учебный год, сделав анализ работы дошкольного образовательного учреждения по следующим направлениям работы: охрана и укрепление здоровья детей; физическое развитие детей; интеллектуально – личностное развитие детей; музыкальное развитие детей; художественно – эстетическое развитие; коррекционная работа в ДОУ; методическое обеспечение; сотрудничество с семьей; взаимодействие с другими организациями.
Задание 4. Познакомьтесь с: - должностными инструкциями воспитателей ДОУ; - планом работы Совета учреждения; - перечнем платных услуг на учебный год.
Тема: Ознакомление с документами по финансово – хозяйственной деятельности в дошкольном образовательном учреждении Задание 1. Познакомьтесь и проанализируйте структуру: 1. Положения о расходовании внебюджетных средств; 2. Положения о выплате персональных надбавок и доплат; 3. Положения о порядке установления доплат за работу, не входящих в круг должностных обязанностей работника и о надбавках за сложность, напряженность и высокое качество работы; 4. Положения о материальном поощрении работников; 5. Отчета о расходовании спонсорской помощи; 6. Приказа «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению установления доплат, надбавок и материальном поощрении работников; 7. Сметы расходования внебюджетных средств, полученных по платной образовательной услуге: изобразительная деятельность детей; 8. Типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности; 9. Договора аренды имущества; 10. Расчета с арендной платы за нежилое помещение к договору аренды нежилого помещения; 11. Акта приема-передачи нежилого помещения; 12. Книги складского учета материалов; 13. Инвентаризационной описи (счислительная ведомость); 14. Договора «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг ДОУ для детей дошкольного возраста». Тема: Ознакомление с документами по питанию и с медицинскими документами в дошкольном образовательном учреждении Задание 1. 1. Познакомиться с планом работы Совета по организации питания; 2. Познакомиться и проанализировать примерное десятидневное меню дошкольного образовательного учреждения. 3. Познакомиться с карточкой – раскладкой по десятидневному питанию. Задание 2. Познакомиться и проанализировать (отличительные черты медицинских журналов): 1. Медицинские журналы: - журнал контроля санитарного состояния детского дошкольного учреждения; - журнал переписи детей, посещающих дошкольное учреждение; - журнал дегельминтизации; - журнал учета движения детей по группам здоровья; - журнал профилактики прививок; - журнал бракеража сырых продуктов; - журнал регистрации медицинских осмотров сотрудников, работающих с готовыми продуктами; - журнал бракеража готовой пищи. - журнал учета инфекционных заболеваний; - журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер. 2. Тетрадь оценки питания. Тема: Ознакомление с документами по кадрам и с документами по охране труда в дошкольном образовательном учреждении Задание 1. Познакомиться и проанализировать структурные части: 1. Заявления о принятие на должность; 2. Приказа «О назначении на должность»; 3. Трудового договора работника ДОУ; 4. Заявления на аттестацию работника на повышении категории; 5. Аттестационного листа; 6. Приказа «О присвоении квалификационной категории»; 7. Книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним; 8. Акта списания испорченных бланков трудовых книжек. Задание 2. Познакомиться с: 1. Приказом «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности»; 2. Соглашением по охране труда; 3. Журналом регистрации вводного инструктажа по охране труда; 4. Журналом инструктажа учащихся по охране труда при проведении внеклассных мероприятий; 5. Журналом регистрации несчастных случаев на производстве; 6. Журналом регистрации инструктажа на рабочем месте; 7. Журналом регистрации несчастных случаев с воспитанниками; 8. Актом «О несчастном случае с воспитанником учреждения системы образования РФ; 9. Актом «О несчастном случае на производстве». Определите общие и отличительные черты перечисленных документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|