39. Культура Римской империи
Август обратился к поэту Вергилию с предложением написать о том, как Август избавил Рим от гражданской смуты. Поэт берет за основу два своих любимых произведения – «Илиаду» и «Одиссею» и поэму Невия «Пуническая война» (герой Эней). Вергилий пишет поэму «Энеида» 6 лет. Ее признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее – миф о том, что троянец Эней, сын богине Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои, где основал город, в котором позднее родились Ромул и Рем, основавшие Рим Еще одним знаменитым поэтом является друг Вергилия – Гораций, который опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений. Вергилий создал классический римский эпос, а Гораций – классическую римскую лирику Третьим поэтом этой эпохи является Овидий. Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы». Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (свыше 200) и пересказал в поэме Уроженец греческого города Плутарх прославился как автор «Сравнительных жизнеописаний» греческих и римских деятелей (50 биографий), а также как философ-моралист (произведение «Морали»). Еще одним автором биографий известных политических деятелей был Гай Светоний Транквилл Выдающимся римским историком был Корнелий Тацит – автор литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом он описывал нравы римского общества Новым был жанр романа, из римских романов до нас дошел «Золотой осел» Апулея (2 в. ), проникнутый элементами бытовой сатиры и религиозной мистики. Юмором и едкой сатирой отличаются сатиры Ювенала. Он гневно бичует пороки современного ему общества, его сатиры не щадили никого даже императоров
Все императоры продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец. Почти полностью перестроил центр Рима Нерон после пожара в 64 г. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке После гражданской войны 63-69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей его сын Тит (80 г. ). В честь его открытия были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это – трехэтажное сооружение (позднее добавлен четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Высота стены 50 м, состояла из трех ярусов арок – выходов (80 арок нижнего яруса позволяли 50 тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты). В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В 400 г. гладиаторские бои были запрещены, как языческие зрелища К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся триумфальные арки, которые ставились честь императора. В Риме сохранились арки Тита (80 г. ), Септимия Севера (3 в. ), Константина (4 в. ) Императоры ранней Римской империи продолжали украшать Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна (начало 2 в. ). Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения – рынки. В глубине форума высилось грандиозное сооружение – Базилика Ульпия (базилика – прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на продольные части) – здание для судебных заседаний. К базилике примыкали две библиотеки – латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была триумфальная колонна (высота 37 м) Во 2 в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь. Одним из замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни. Термы были как общественными, так и частными. Общественные вмещали до 2-3 тысяч человек. Они включали в себя холодные и теплые бани, помещение для гимнастических упражнений и умственных занятий. Наиболее известными частными были термы Каракаллы (3 в. ) – площадь 12 га, отделка – мрамор, мозаика
События 3 века в Римской империи получили в науке название «кризис 3 века» Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям В изобразительном искусстве практически единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др. ), он достиг своего расцвета в эпоху Империи (выразительны портретные бюсты императоров: Каракаллы, Веспасиана, Домициана и т. д. ) – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статую содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью В конце 3 в. вступивший на императорский престол Диоклетиан и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Мелиоланский эдикт Константина (313 г. ) признал равноправие христианства с другими религиями. В 4-5 вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию Культу имперской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. В пластическом искусстве отражена идея о том, что художник должен отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т. е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта – она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Позднеримское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу
Античная культура легла в основу европейской культуры, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающиеся астрономы средневековья – Галилей, Коперник, Кеплер – опирались на труды Демокрита и Аристарха Самосского. Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией. Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских стран. Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|