Связь предложений двойными союзами.
От сложных предложений с указательными словами и подчинительными союзами надо отличать сложные предложения с двойными союзами (условными, временными, причинными): если—то. если—так, коли — то, раз — то, когда — то. так как — то и т. п., например: 1) Если ты согласен, то поедем. 2) Если ты согласен, так поедем. 3) Когда дружно работают, то и дело веселей идёт. 4) Так как всё сделано, то мы можем отдохнуть. Двойные союзы отличаются следующими особенностями: 1) второй компонент этих союзов (то, так) находится в главной части предложения (этим они отличаются от сложных союзов, которые целиком находятся в придаточных частях); 2) второй компонент союзов может быть только в тех главных частях, которые стоят за придаточными; 3) этот компонент, как правило, не обязателен. (Сравните с данными выше примерами следующие предложения: 1) Если согласен — поедем. 2) Когда дружно работают, дело идёт веселей. 3) Так как всё сделано, мы можем отдохнуть.) Второй компонент двойных союзов (то, так) по происхождению является указательным местоимением или наречием. Но эти указательные слова оказались в необычной синтаксической позиции: не в паре с соответствующими относительными словами, а в паре с союзами если, когда, так как. Вследствие этого они утратили своё указательное значение, потеряли ударение и стали частью союзов. § 96. Придаточные части сложноподчиненного предложения с частицей ни.
Тесная связь между частями предложения устанавливается тогда, когда в придаточной имеется усилительная частица ни. Эта частица тесно сливается с относительным словом или подчинительным союзом: кто ни что ни, какую ни куда ни, где ни, сколько ни, как ни, когда ни и т. п. Придаточные части с этими сочетаниями имеют добавочное значение обобщения и усиления. Эти добавочные значения вызывают следующие особенности в форме сложных предложений:
а) относительным словам с частицей ни в главной части предложения обычно соответствуют не указательные местоимения (и местоимённые наречия), а определительные со значением совокупности, обобщения (весь, всякий, каждый, везде, всегда и т. п.) или отрицательные, тоже с очень общим значением (никто, никакой, ничей, нигде, никуда и т. п.); б) придаточная часть обычно находится впереди главной. П р и м е р ы. 1) Кто ни входил, все с изумлением смотрели на громадную черепаху. (Придаточная часть присоединяется к главной сочетанием кто ни, она имеет значение обобщения и усиления, стоит впереди главной; в главной частя имеется не указательное, а определительное местоимение все со значением совокупности.) 2) Что ни дай, он всё читает. (Придаточная часть с сочетанием что ни тоже имеет значение обобщения и усиления, в главной части сочетанию что ни соответствует дополнение всё, выраженное определительным местоимением со значением совокупности.) 3) Он читает всякую книгу, какую ни дай. (Придаточная часть обобщающего значения с сочетанием какую ни, в главной этому сочетанию соответствует определительное местоимение всякий с обобщающим значением.) 4) Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (Придаточная часть с обобщающим значением присоединяется сочетанием куда ни. в главной ему соответствует местоименное наречие повсюду с обобщающим значением.) 5) Как ни старался, ничего у него не вышло. (Придаточная часть обобщающего характера с сочетанием как ни, которому в главном соответствует отрицательное местоимение ничего с обобщающим значением.) Упражнение 122. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните указательные слова, союзные слова и подчинительные союзы, укажите их роль в предложении.
1) Хорошо тому, кто в н...настные дни сидит под кровлей дома, у кого есть тёплый уголок. (Т.) 2) То, что я хочу ра.…казать, было в сороковых годах. (Л. Т.) 3) Тому, что было, уже не бывать. (П.) 4) Я тот, которому вн...мала ты в полуночной тишине. (Л.) 5) Кто живёт без печали и гнева, тот н... любит отчизны своей. (Н.) 6) Ветер выл с такой св...репой выр…зительностью, что казался одушевлё...ым. (Ч.) 7) Снега г...рели кумачным блеском так весело, так ярко, что, каже...ся, тут бы и остался жить навеки. (Л.) 8) Ходил Беликов к нам только потому, что считал это своей товарищеской обяза...остью. (Ч.) 9) Наташа заревела, как ребёнок, только оттого, что Соня плакала. (Л. Т.) 10) Обоз тронулся с места рано, потому что было н...жарко. (Ч.) 11) Часа в три утра я проснулся оттого, что озяб. (Арс.) 12) Васенька так шибко гнал лошадей, что они пр...ехали к болоту слишком рано. (Л. Т.) 13) То, что он уви-д...л, было так н...ожиданно, что он н...множко и...пугался. (Ч.) 14) Алексей пополз туда, куда уш...л самолёт. (Б. П.) 15) Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач н... стали гаснуть отp...жения звёзд. (Ч.) Упражнение 123. Спишите. Укажите сложноподчинённые предложения с двойными союзами и сложноподчиненные с частицей ни (с усилительно-обобщающим значением). 1) Где бы мы ни плавали, все звёзды над водой казались нам московскою кремлёвскою звездой. (Жар.) 2) Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землёй ни дождя, ни туч нет. Если ему было весело, то он думал, что и всем на свете людям хорошо и весело тоже. (А. Г.) 3) Когда они возвращались домой, то ещё издали услышали музыку и хоровые песни. (А. Г.) 4) Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на неё внимания. (Ч.) 5) Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. (Арс.) 6) Сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. (Л.) 7) Что ни спроси, растолкует, научит, с ней говорить никогда не наскучит. (Н.) § 97. Переходные случаи между сочинением и подчинением предложений. В языке резкой границы между сочинением и подчинением нет. Некоторые сочетания предложений, оформленные как подчинение, по смысловым отношениям близки к сочинению; такими являются сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными, например: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей, что и было отчасти причиною проступка Корсакова...(П.) Второе предложение в этом примере что и было отчасти причиною проступка Корсакова оформлено как придаточная часть, на его зависимый характер ясно указывает относительное местоимение что, которым оно прикрепляется к первому предложению. Но по смыслу это сочетание предложений близко к сочинению; сравните синонимическое сочетание предложений сочинительного характера с союзом и: Наталья Гавриловна славилась на ассамблеях лучшей танцовщицей, и это было отчасти причиною проступка Корсакова. И в том и в другом примере второе предложение имеет характер чего-то добавочного (по отношению к смыслу первого предложения).
Сочетание некоторых предложений, оформленное как сочинение, по смысловым отношениям близко к подчинению, например: Все очень устали, и отряд должен был остановиться. В этом сочетании второе предложение имеет значение следствия. Сравните синонимическое сочетание подчинительного характера: Все очень устали, так что отряд должен был остановиться. Сравним ещё два примера: 1) Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.) 2) Если Левину весело было на скотном и житном дворах, то ему стало ещё веселее в поле. (Л. Г.) И в первом и во втором примере предложения связаны подчинительным союзом если (если — то), но в первом примере смысловые отношения подчинительные, а во втором — сочинительные. В первом примере главная часть — бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, придаточная — если дед уходил из дома; она заключает условие, при котором возможно то, о чём сообщается в главной части. Во втором примере предложение если Левину весело было на скотном и житном. дворах не является придаточным условным к предложению ему стало ещё веселее в поле. В этом сложном предложении сопоставляются два явления для их различия. Сравните сочинительное сочетание: Левину весело было на скотном и житном дворах, а ещё веселее ему стало в поле.
Рассмотрим ещё два примера: 1) Изба как будто врастает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покачивают над нею своими головами. (Кор.) 2)В длинной стволине порох воспламеняется весь до вылета дроби, тогда как в короткой он не успевает вспыхнуть. (А.) В состав выделенных сочетаний вошли указательные слова и подчинительные союзы, т е. такие элементы, которые подчиняют, а не сочиняют предложения. Но в приведённых примерах эти сочетания имеют противительное значение с очень слабыми оттенками временнóго значения. Следовательно, по форме данные предложения сложноподчинённые, а по значению они ближе к сложносочинённым Есть такие сложные предложения, в которых совершенно ясно сочетаются подчинение и сочинение, что выражается наличием подчинительного и сочинительного союзов, например: Хотя и будет дождь, но уже не зеленеть траве. (Т.) Такое сочетание бывает в сложных предложениях с придаточными уступительными вследствие близости уступительного и противительного значений. Упражнение 124. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите переходные случаи между сочинением и подчинением; объясните, почему эти случаи являются переходными. 1) Болезнь прин...ла быстрый ход, что обыкнове...о случается при хирургических отравах. (Т.) 2) Обе девицы надели ж...лтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжестве...ые случаи. (П.) 3) Г...рели фруктовые деревья около построек, отчего дым был особе...о густ и ч...рен. (С.-Ц.) 4) Он вежливо покл...нился Чичикову, на что последний ответил тем же. (Г). 5) Его не было дома, почему я и оставил записку. (П.) 6) Она сознала в себе силы и решилась боро...ся с мужем, без слез и жалоб требовать, тогда как до сих пор она только плакала, худела и ум...ляла мужа. (Пом.) 7) По берегам зелёный лопух, схваче...ый водою, тянулся из неё, тревожно размахивая н... потонувшими ещё верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-и-мачеха, и вся зелёная братия стояли уже безропотно тихо. (Кор.) 8) Эти наступательные операции были об...печены значительным пр...восходством над противником в пехоте, орудиях и пулемётах, тогда как его кавалерия по-прежнему имела огромный числе...ый перевес. 9) Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный. (Ч.) 10) Хотя было ещё рано, но ворота ок...запись запертыми. (Кор.) II) Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда. (М. Г.) § 98. Сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями. Есть такие сложноподчинённые предложения, у которых части обусловлены не односторонне (одно предложение, главное, обусловливает другое, придаточное),а в з а и м- н о; поэтому в них нельзя выделить главную и придаточную части.
Выделяются две группы сложноподчинённых предложений со взаимно обусловленными частями. В первую группу входят сложноподчинённые предложения с временными значениями, во второй части которых, как правило, находятся слова как или как вдруг, имеющие значение подчинительного союза, например: 1) Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие. (Т.) В этом примере второе предложение оформлено как зависимое: оно имеет сочетание как вдруг в роли подчинительного союза. Первое предложение не является законченным. Его незаконченность выражается лексическим значением сказуемого собирались вернуться и интонацией, которые ясно показывают, что за первым предложением что-то должно следовать. Общее значение сложного предложения: за действием, которое ещё только предполагалось, быстро и неожиданно произошло второе действие. Очень часто незаконченность первого предложения усиливается словами ещё, уже, только, не, например: 2) Ещё солнце не дошло до половины неба, как все запорожцы, собрались в круг. (Г.) 3) Нехлюдов хотел уже выйти, как протяжный, влажный вздох изобличил хозяина. (Л. Т.) 4) Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы. (П.) 5) Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. (Кр.) Во всех этих примерах первое и второе предложения взаимно обусловлены. В первом предложении говорится о действии, которое или не успело закончиться, или только что закончилось, или только ещё предполагалось, как вдруг последовало другое действие, о котором сообщается во втором предложении. Иногда во второй части слова как или как вдруг опускаются, т. с. получается бессоюзное предложение с тем же значением, например; Не успело солнце пригреть землю—загудело всё небо. (Бубен.) Во вторую группу входят сложноподчинённые предложения с двойным союзом чем — тем, с каждой частью которого связаны формы сравнительной степени, например: Чем ночь темней, тем ярче звёзды. В каждом простом предложении есть показатели подчинения — части подчинительного (сравнительного) союза чем — тем. Значение таких предложений сравнительно-сопоставительное. Упражнение 125. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите сложноподчинённые предложения со взаимно обусловленными частями и объясните, почему эти части являются взаимно обусловленными. 1) Н... проходит и пяти минут, как дети опять хохоч...т и мирно беседуют. (Ч.) 2) Уж я доканч…вал второй стакан чая, как вдруг дверь скрипнула... (Л.) 3) Н... успел я распл...ти...ся со старым моим ямщиком, как Дуня возвр…тилась с самоваром. (Л.) 4) Я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужа...ная метель. (П.) 5) Чем ближе подходит дневная съёмка к концу, тем ворчливее и бе...церемоннее делается землемер. (Купр.) 6) Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения. (М. Г.) 7) Чем ближе подходил Пастухов к дому, тем глубже вселялось в него энергичное во...бужденне. (Фед.) § 99. Место придаточной части в сложноподчинённом предложении и знаки препинания в нём. 1. Придаточные части предложения могут стоять после главной, перед главной и внутри главной части. В двух первых случаях они отделяются от главной запятой, а в третьем случае выделяются запятыми с обеих сторон, например: 1) Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей. (П.) 2) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. (Т.) 3) В больших хозяйствах, где косили машинами, пшеница лежала не в копнах, а в кучах. (Ч.) 2. Если указательные слова не сливаются со стоящим рядом союзом в один сложный союз, то запятая ставится после указательных слов, если же происходит слияние, то запятая ставится перед сложным союзом, например: 1) Нехлюдов заехал к тётушкам потому, что имение их было по дороге к прошедшему вперёд его полку, и потому, что они его очень об этом просили, но, главное, заехал он теперь для того, чтобы увидеть Катюшу. (Л. Т.) 2) Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. (А.) 3) Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа да кости. (Л. Т.) Но: 1) Учитель-француз был отпущен, потому что сыну пришёл черёд на службу. (Г.) 2) Мы. сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (Л.) П р и м е ч а н и я. 1) Неполная придаточная часть предложения, состоящая из одного союзного слова, запятой от главной части не отделяется, например: 1) Отец спросил, откуда я пришёл. Я сказал откуда. 2) Учитель спросил ученика, когда он поедет в деревню. Ученик сказал когда. 2. Если перед подчинительным союзом или относительным (союзным) словом стоит отрицание нe или сочинительный союз (и, или и т. п.), тесно сливающийся с придаточной частью, то последняя не отделяется от главной запятой, например: 1) и море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь. (Гонч.). 2) Он раздражителен и когда болен, и когда здоров. Упражнение 126. Прочитайте, укажите придаточные части. Отметьте те из них, которые допускают различные перестановки по отношению к главной части, и те, которые не допускают этих перестановок. Объясните постановку знаков препинания. 1) Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего коня. (П.) 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ямскую избу. (П.) 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. (Баб.) 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. (Купр.) 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. (Медв.) 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже стемнело. (Г. Ник.) 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу. (Гонч.) 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (Ч.) 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. (Фед.) 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как скатюши» уже давно переменили позиции. (Перв.) 11) Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. (Шол.) 12) Дело-то, если говорить по порядку, начинается с каторги. (Кор.) 13) Лукашин встряхнулся, чтобы ноша удобнее легла на плече. (Пан.) 14) У него ничего не клеилось, что бы он ни предпринимал. (Фед.) 15) Было уже совсем тепло, хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. (Семушк.) 16) В своих мягких войлочных туфлях женщина двигалась настолько бесшумно, что Воропаев почти не ощущал её соседства с собою. (Павл.) 17) С глухими звуками, как будто кто-то бьёт ладонью по картонной коробке, рвутся гранаты. (Перв.) 18) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (Ч.) 19) В телеграмме не было сказано, по какому делу его вызывают в Москву. (Баб.) 20) Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил. (Бубен.) 21) В воскресенье Лида настояла, чтобы Пырин взял её с собой в город. (П о п о в.) 22) Марийка не слышала, как позади скрипнула дверь. (Бубен.) 23) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Б. П.) 24) Вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа. (Фурм.) 25) Кто ищет, тот всегда найдёт. (Л.-К) § 100. Члены предложения, присоединяемые подчинительными союзами. Подчинительные союзы, как правило, служат для связи придаточной части предложения с главной. Употребление же их для связи членов предложения является несколько необычным, например: Молодой режиссёр И. Петров пробует свои силы на труднейшем, потому что новом, мало испытанном в кино материале. Исключением являются сравнительные союзы (как, словно, точно, будто; чем, нежели и др.), которые часто употребляются для связи членов предложения и входят в состав так называемых с р а в н и т е л ь н ы х о б о р о т о в. В одних случаях сравнительные обороты интонационно обособляются, т. е. выделяются в произношении, как придаточные части предложения, например: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.) В других случаях сравнительные обороты интонационно не выделяются, тесно сливаются со сказуемым, например: Во всё время обеда Полина сидела как на иголках. (П.) В особую группу выделяются сравнительные обороты с союзами чем и нежели, которыми оборот прикрепляется к сравнительной степени, например: 1) Они поднялись и раскланялись немного энергичнее, чем при встрече. (Фед.) 2) Ему было лет на шесть больше, нежели Астахову. (Кремлёв.) Рассмотрим п р и м е р ы. 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.) 2) К. концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями. (Т.) 3) С высоты мне виделась Москва, что муравейник. (П.) 4) Повалился он, будто сосенка. (Л.) 5) Так же. как в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах. (М. Г.) 6) Пустынник наш скорее, чем Мишенька, устал. (Кр.) Во всех этих примерах выделенные слова имеют сравнительное значение, выделяются в произношении. На письме сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами как, как и, словно, будто, чем и т. п., выделяются з а п я т ы м и. По роли в предложении они близки к обстоятельствам образа действия. Некоторые сравнительные обороты превратились во фразеологические единицы, которые интонационно не обособляются и на письме запятыми не выделяются (как свои пять пальцев, как. снег на голову, как с ножом к горлу, как пить дать, как из ведра, как на иголках и т. п.), например: 1) Он приставал к нему как с ножом к горлу. (Пом.) 2) Он эти места как свои пять пальцев знал. 3) Свалился как снег на голову. Сравнительные обороты могут быть именными сказуемыми при глаголах-связках, например: 1) Хлеб сделался как камень. (Т.) 2) Как ребёнок душою я стал. (Т.) В этих примерах сравнительный оборот входит в составное сказуемое. Занятой такой оборот не отделяется. Сравнительный оборот может быть именным сказуемым без связки, обычно перед ним в произношении делается пауза, а на письме ставится тире, например: 1) Твои речи— будто острый нож. (Л.) 2) Деревья по сторонам её — точно подожжённые факелы. (М. Г.) 3) Тишина— как льдинка, её сломаешь даже шёпотом. (Леон.) Сравнительные союзы могут входить в обороты меньше чем, не больше как, раньше чем, не позже как и т. п. Запятая перед союзами как и чем в этих оборотах не ставится, например: 1) Меньше чем через полчаса прибежал запыхавшийся Прохор. (Шол.) 2) Времени было не больше как три часа. В некоторых предложениях союз как. не имеет сравнительного значения; по значению он приближается к сочетанию в качестве, т. е. имеет выделительное значение; в произношении такой оборот с как не выделяется и на письме запятая не ставится, например: Толстой велик как писатель. Этот выделительный оборот надо отличать от оборота с союзом как, имеющего причинное значение, например: Как истинный француз, в кармане Трике привёз куплет Татьяне. (П.) (Ср.: В кармане Трике привёз куплет Татьяне, потому что он был истинный француз.). Упражнение 127. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите члены предложения, присоединяемые подчинительными союзами, и объясните расстановку знаков препинания. 1) В голубой выш...не самолёты летят, словно стая стальных журавлей. (Тимоф.) 2) Всюду жизнь и вольно и широко, точно Волга полная, теч...т. (Л.-К.) 3) Как невесту, Родину мы любим, береж...м, как ласк...вую мать. (Л.-К.) 4) Они, точно братья, сроднились, делили и хлеб и табак. (Л.-К.) 5) Точно звёзды, свет...т ясные глаза. (Л.-К.) 6) Наша воля твёрже, чем гранит. (Жар.) 7) У меня больше самолюбия, чем у него. (Купр.) 8) Дорога гладка, как водная поверхность, и покойно, как лодка, скользит по каме...ой глад... автомобиль. (Фед.) 9) Вдруг, точно искра, бл...снуло в голове Буланина тревожное оп...сение, и даже сердце у него заёкало от и...пуга. (Купр.) 10) Он носил, как и все дядьки, куртку из толстого серого сукна, сшитую на манер рубахи. (Купр.) 11) Да, всё он делал н... как люди. (М. Г.) 12. Повести мои оцен...вались как смешные или скверные анекдоты. (М. Г.) 13) Ре...ко, будто влетев в тупик, вагон ост...новился. (А. Н. Т.) 14) Я буду открове...а с вами, как мать. (Ч.) 15) Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Л.) 16) Как чайка, парус там беле...т в высоте. (Фет.) 17) Старайтесь смотреть на меня как на пациента... (Л.) 18. Любил меня как собстве...ость... (Л.) 19) Она была, как меньшая, любим...ца отца... (Л. Т.) 20) У Даш... характер был, пожалуй, покруче, чем у Дмитрия Степановича. (А. Н. Т.) 21) Пр...стал ко мне как с ножом к горлу. 22) Дождь лил как из ведра. 23) Я вам как чужой. (М. Г.) 24) Моя солдатская шинель — как печать отвержения. (Л.) 25) Эта девушка — как праздник! (В. А.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|