Концепции научного и административного управления. Принципы а. Файоля.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Этапы развития теории и практики менеджмента. Сущ-ет много подходов к опр-нию понятия «мен-т». Можно расматривать мен-т как процесс управления людьми в орг-циях с применением специфических ф-ций мен-та. Мен-том также явл-ся орган управления на пр-и. По Файолю мен-т – это прогнозирование, планирование, организация и рук-во, координация и контроль. По Тейлору мен-т – это искусство точно представить, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. В соврем. лит-ре выделяется 2 подхода к опр-нию мен-та. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом мен-та как науки явл-ся экономический механизм управления, орг-ные структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под экономическим механизмом управления понимают ф-ции и процессы целеполагания, план-ния, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти ф-ции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность мен-та. Мен-т как наука – наука управления, возникшая на базе практической деят-ти по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения мен-та называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться очень давно.
Эволюция управленческой мысли Наука управления - это результат не изобретения, а эволюции. 2600 г до нэ вахтовый метод пирамиды 1 в. нэ Римская империя делегтрование полномочий ср. века (15 в) - личность руководителя Как наука оформляется в конце 19 нач 20 века в США. Причины: 1. ограниченный ненасыщ рынок 2. причины психол. плана: отсутствие сословн перегородок, многонациональность, приток инициативных людей 3. В США на 12 лет раньше, чем в Великобр, было введено всеобщ нач образ 4. амер капитализм изнач развив, как капитализм корпораций
Принципы современного управления. М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имеющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. Изменения повлиявшие на теорию и практику управления: изменение структуры занятости населения; глобальное повышение роли образования. Принципы современного управления (на основе подхода П. Друкера, «Труд и управление в современном мире»): управление есть неотъемлемая часть человеческого бытия. Оно позволяет реализовать сильные стороны работника, а слабые сгладить: управление и национальная культура глубоко взаимосвязаны; задачей управления явл-ся установление такой системы целей и ценностей, которая способна сделать всех работников союзниками (участие в прибылях, льготная покупка акций своей компании, социальные программы); задачей управления явл-ся предоставление каждому работнику возможности для личного и карьерного роста; выполнение работы каждым работником должно базироваться на личной ответственности каждого за порученное дело (работнику надлежит четко знать свои обязанности и иметь возможность оценить свой вклад в общее дело);
управление должно в равной степени должно следить параметрами: положение на рынке; инновационная активность; производительность; качество; развитие человеческих ресурсов; финансовые результаты; 7. главным конечным итогом деятельности предприятия является удовлетворение потребностей клиента.
Концепции научного и административного управления. Принципы а. Файоля. Концепция научного управления (Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Г. Гантт, Г. Форд) получила развитие в США с начала XX в. Основоположник Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работы по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил модель Тейлора в массовом производстве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и планирования. Основные положения: основное влияние на операции ручного труда; тщательная разработка рабочих операций и научная организация труда; материальное стимулирование, с целью заинтересовать работников в производительности труда и результатах производства;
отбор и обучение персонала. Концепция административного управления (А. Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик) направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файоля (классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирование, организация, контроль. Принципы А. Файоля: · разделение труда – цель внедрения: «выполнение работы по объему лучшей, по качеству при тех же усилиях» результатом станет «специализация функции и разделение власти»; · полномочия и ответственность по принципу 50/50; · дисциплина – поведение, усердие, манера держать себя. Дисциплина предполагает уважение к соглашению между фирмой и работником, а так же справедливое применение санкций; · единоначалие – подчиненный должен получать приказ и нести ответственность только перед одним непосредственным руководителем; · единство направления – один руководитель и одна группа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель; · подчинение личных интересов общим; · вознаграждение персонала; · централизация или децентрализация – должны варьироваться в зависимости от конкретных условий; · скалярная цепь (цепь команд) – иерархия в управлении; · порядок – место для всего, и все на своем месте; · справедливость – сочетание доброты и правосудия; · стабильность рабочего места для персонала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|