Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность стратегического менеджмента. Миссия и стратегические цели организации.




Стратегический менеджмент – управление, основа кот человеческий потенциал, ориентированное на производственную деятельность и на запросы потребителей, изменения в организации проходят в зависимости от изменений во внешней среде и позволяют добиться конкурентных преимуществ. Это управление способствует выживанию организации и достижению целей в долгосрочной перспективе.

Характерные черты стратегич-го мен-та: 1. Миссия – выживание организации в долгосрочной перспективе. 2. Особое внимание на внешнее окружение, поиски новых подходов в конкурентной борьбе. 3. Ориентир на долгосрочную перспективу. 4. Основные факторы при построении организации человеческие ресурсы и информация. 5. Работник - основа организации. 6. Эффективность определяется динамичностью.

Стратегический менеджмент состоит из взаимосвязанных процессов: анализ внешней и внутренней среды, определение миссии и цели, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль реализации стратегии.

Миссия – основная общая цель организации и четко выраженная причина ее существования. Без определения миссии руководители будут ставить целью свои личные интересы и ценности. Организация может сформулировать свою миссию в рамках СЭБ (стратегический элемент бизнеса). На базе миссии формулируются стратегические цели организации, т.е. развернутое понимание того, что компания желает достичь в будущем.

Характеристика цели: 1. Ориентация цели по времени (кратко (до 1 года) – средне (1-5 лет) – долгосрочные (не более 5 лет)). 2. Конкретность и измеримость. 3. Достижимость (цель не должна быть виртуальной).

В формулировку миссии должны входить: определение основной сферы деятельности; описание внешности; определение организационной культуры.

Стратегические цели:

1. Прибыльность – объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер дивидендов на акцию.

2. Рынки - доля рынка, объем продаж в денежном или натуральном выражении.

3. Производительность – увеличить единицы продукции на одного рабочего за 7-8 час раб день.

4. Продукция – ввести новое изделие или снять с производства.

5. Финансовые ресурсы – новые выпуски обычных акций, движение денежной наличности, оборотный капитал, выплата дивидендов, период инкассации.

6. Производственные мощности, здания и сооружения – квадратные футы, постоянные затраты, единицы продукции.

7. Исследования и внедрение новшеств – м/б в долларах.

8. Организация – изменения в структуре или деятельности.

9. Человеческие ресурсы – невыходы на работу, жалобы, часы профессионального обучения.

10. Социальная ответственность – виды деятельности, стаж работы, финансовые взносы.

24. Коммуникации в организациях. Обратная связь. Язык жестов.

Коммуникация – процесс обмена информацией м/у двумя или более людьми, мотивирующими и влияющими на их поведение.

Элементы коммуникации: 1. Лицо, передающее информацию. 2. Способ передачи информации. 3. Сама информация. 4. Лицо, получающее информацию.

Этапы коммуникативного процесса: 1. Отбор необходимого материала. 2. Обработка информации, выбор лица, кот. передается информация. 3. Передача и получение информации. 4. Обмен информацией и ее получения.

Коммуникативные барьеры: Индивидуальные (восприятие, культура человека, индивидуальный характер человека, подлинность источника). Организационные (правовые, организационная культура, избыток информации, нехватка времени, морально-психологический климат, структура организации, выборочное восприятие, ограниченный диапазон внимания).

Коммуникативные каналы: 1. Односторонняя (в одном направлении). 2. Двусторонняя (с обратной связью). 3. Многосторонняя (во многих направлениях с обратной связью).

Обратная связь и помехи.

При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются ролями, она способствует повышению эффективности при обмене информацией. Обратная связь необходима, чтобы понять, в какой степени отправленная информация воспринята правильно. Информация при обратной связи передается медленнее, но точнее. Обратная связь уменьшает % шума (искажение инф-ии), который присутствует всегда.

Язык жестов: Теория нейролингвистического программирования (НЛП) – система средств и познания изменения человеческого поведения и мышления. Все люди воспринимают и думают по-разному. Эти процессы протекают в модальностях: визуальная (зрение), аудиальная (звуки), киностетическая (вкус, обоняние) модальность. Люди передают информацию в трех модальностях. Важное условие конкурентоспособности – возможность передать информацию в той модальности, в кот ее готов принять партнер.

Определение доминирующей модальности: словесные предикаты и глазные сигналы доступа.

Способы восстановления энергии:

Экстраверты – энергию берут из общения с людьми, любят быть в центре, действуют, а потом думают, думают вслух, легко делятся информацией, говорят больше, чем слушают, широта проблемы важнее, чем глубина.

Интроверты – черпают свою энергию, не любят быть в центре, сначала думают, потом действуют, скрытны, информацию дают не всем, больше слушают, чем говорят, глубина проблемы важнее, чем широта.

Школа сбора информации

Сенсер – материалисты, верят в конкретные вещи, идеи ценят те, кот можно применить на практике. Важен реализм и здравый смысл, конкретны, информацию передают последовательно, живут настоящим.

Интуитивисты – доверяют интуиции, ценят новое, инновации. Быстро приобретают новые умения, непостоянны, быстро скучают, предпочитают аллегории, метафоры, информацию излагают расплывчато, живут будущим.

Школа принятия решений

Аналитики – меняют мнение, анализ проблем объективный, ценят логику и не допускают исключения из правил, настроены критично, видят недостатки. Кажутся равнодушными, ценят честность, чувства имеют смысл, если они логичны, мотивированы на результат.

Нормативисты – не меняют мнение, ищут исключения из правил, ценят сопереживание, легко высказывают одобрение. Кажутся эмоциональными и лишенными логики, тактичны, любые чувства оправданы, мотивированы желанием получить высокую оценку.

По образу жизни.

Люди типа суждения – любят принимать решения не сами, ценят рабочую этику, четко видят цели и достигают их в срок, время – ограниченный ресурс, ориентированы на результат.

Люди типа ощущения – важно наличие выбора, меняют цели при новой информации, любят новые ситуации, сначала удовольствие, ориентированы на процесс, время – восполняемый ресурс.

25. Роль планирования в рыночной экономике.

Планирование – конкретизация целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление мат., труд. и фин. ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Назначение план-ния, как ф-ции упр-ния: стремление заблаговременно учесть все внутр. и вн. факторы, обесп-щие благопр. условия для нормального функционирования и развития п\п-я. Оно предусм-ет разр-ку комплекса мероп-ий, опр-щих последоват-ть, достиж-я конкретных целей с учётом возможностей наиболее эф-го исп-я ресурсов каждым произв-м, подраздел и всей фирмой. Поэтому план-ние призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурами подраздел-й фирмы, включающими всю технолог. цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. План-ние направлено на оптимальное исп-е возм-й фирмы, всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эф-ти деят-ти фирмы.

Осн. ф-ции план-ния: отве-ть компании, отражение нужд компании, орудие внутр.контроля, путь выживания в конкур.борьбе. План-ние включает в себя определение: конечных и промежут. целей; задач, реш-е кот. необх-мо для достиж-я целей; средств и способов их решения; требуемых рес-ов, их ист-ков и способов распред-я.

Характерные особенности планирования в зависимости от целей: а) в американских компаниях главное – объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов; б) в английских – распр-е ресурсов; в) в японских – ориент-я на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Виды планирования (зависимости от направленности и характера решаемых задач)

1) Стратегическое (перспективное) – опред-е главных целей деят-ти фирмы, опред-е конечных результатов с учётом средств и способов достижения поставленных целей и обесп-я необходимыми ресурсами. Разрабатываются новые возм-ти фирмы (приобретение оборудов-я, изменения профиля пред-я) Охватывает период 10-15 лет, имеет отдалённые последствия, осн-ся на огромных ресурсах.

2) Среднесрочное (срок 1-5 лет). Разработка меропр-й, создание новых поколений продуктов и услуг, более чётко очерчивает пути выхода на новые позиции, предусмотр-е в страт-ом плане. Разр-ка ликвидац-го плана, который показывает от каких элементов орг-я должна освободиться (продуктов, услуг, подраздел-й).

3) Тактическое или текущее (бюджетное). Вырабат-ся на уровне менеджеров среднего звена, по принципу: «кто должен выполнять планы, тот их и разрабатывает». Закл-ся в опред-нии промежут-х целей на пути достижения стратег-ких. Ориент-ны на те мероприятия, с помощью кот. выпускаемые товары произв-ся и поступают на рынки.

П. заканчивается перед началом действий по реализации плана.

Формы П в зависимости от длит-ти планового периода: а)перспективное П (прогнозирование); б)среднесрочное П; в)текущее (бюджетное, оперативное).

Виды П: 1) в зав-ти от содержания хоз-й деят-ти – планы НИОКР; произ-ва; сбыта; мат-технич-го снабжения; финанс-й план; 2) в зав-ти от орг. структуры фирмы – планы произв-го отделения; планы дочерней компании.

Когда план-ние переходит на уровень структурных подразделений, то получают огромное разнобразие взаимоисключ-их целей.

Уровень и качество П опр-ся условиями: компетентностью рук-ва фирмы на всех уровнях управления; квалификацией спец-ов, работающих в функциональных подраздел-ях; наличием информ-й базы и обеспеченностью комп-ии техникой.

26. Этапы планирования. Факторы, ограничивающие возможности планирования.

Планирование – это обоснование и выбор цели функционирования и развития фирмы или системы и средства для достижения этих целей.

Этапы планирования:

1. Оценка имеющихся возможностей с учетом рынка (наличие спроса на продукцию, источники сырья), уровня конкуренции в данном сегменте рынка, сильных и слабых сторон предприятия.

2. Определение мисси и цели организации.

3. Рассмотрение плановых предложений (сопоставление внешних угроз и возможностей с внутренними силами и слабостями организации).

4. Определение и рассмотрение всех возможных стратегий. Стратегические альтернативы: 1. Ограниченный рост – цели устанавливаются с учетом имеющейся информации (для зрелых отраслей экономики, когда есть технологии производства и определенное положение на рынке, альтернатива менее рискованная). 2. Рост – ежегодное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем прошлого года (в быстроразвивающихся отраслях с новыми меняющимися технологиями). 3. Сокращение – уровень новых целей ниже, чем в прошлом (ликвидация – прекращение деятельности, распродажа материалов и активов организации; отсечение лишнего – отделение нескольких подразделений или видов деятельности; сокращение и реориентация). 4. Сочетание – объединение всех вышеназванных компонентов.

5. Сопоставление альтернатив с учетом миссии организации и стратегических целей.

6. Установление курса действий. Увязка стратегии с другими организационными функциями: тактика – конкретная краткосрочная стратегия; политика – общие ориентиры для действий или принятия решений. Детально разрабатываются организационные процедуры и правила: орган-ые процедуры – прописывают действия, кот должны быть в данной ситуации; орган-ое правило – точно указывают, что надо сделать в конкретной ситуации.

7. Формирование вспомогательных правил (закупка сырья, наем работников, разработка новых видов продукции).

8. Бюджетирование – составление правил в цифровом выражении. Бюджеты должны планироваться сверху - вниз, чтобы избежать ситуации «идиотизм роли», когда каждое подразделение считает себя главным.

Факторы, ограничивающие возможности планирования.

1. Эластичные – поддающиеся контролю со стороны организации (время, затраты на планирование, определение процедур, правил).

2. Неэластичные – не поддающиеся контролю со стороны организации (политика правового регулирования, наличие, мотивация, квалификация рабочей силы, % и инвестиции капитала).

27. Система управления по целям.

С 1954 года в США на всех уровнях управления новый метод планирования MBO.

MBO – процесс децентрализации принятия управленческого решения, объединение планирования, мотивации и контроля.

Организации используют MBO для уменьшения конфликтов и снижения отрицательных реакций работников на контроль, т.к. работники сами привлекаются к процессу. Цели каждого работника должны поддерживать достижение цели начальника.

Этапы MBO

1. Мозговой штурм – цели, спущенные сверху обсуждаются внизу во всех подразделениях, возникает обратная связь и договоренность м/у руководством и коллективом по поводу достижения поставленных целей.

2. На базе общих целей разрабатываются конкретные количественные цели, а на базе конкретных количественных целей разрабатывается план на год, разбиваясь по месяцам.

Этапы разработки целей: 1. Определение задач и мер для достижения цели. 2. Установление взаимосвязей. 3. Уточнение ролей и делегирование полномочий. 4. Оценка времени. 5. Оценка ресурсов. 6. Проверка сроков и коррекция планов действия.

3. Проверка и оценка. Определяется уровень достижения цели, выявляются помехи и проблемы для ее достижения, вознаграждение за эффективную работу.

4. Корректирующие цели. Если цели не достигнуты и известны причины этого, то принимаются меры для корректировки.

Достоинства и недостатки

Достоинства: 1. Каждый знает свою роль, возникает настоящая децентрализация. 2. Можно планировать результат, а не только работу. 3. Стимулы для работы работников. 4. Контролируется не процесс, а результат.

Недостатки: 1. Искажается концепция, особенно, при высоком контроле. 2. Трудности и отсутствие квалификации при постановке цели. 3. Отсутствует заинтересованность и поддержка со стороны руководства. 4. Рост бюрократизма. 5. Ограниченность ресурсов. 6. Слабая интеграция с другими системами.

MBO должна соотноситься с другими организационными мерами (прогнозирование, бюджетирование).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...