Сравнительный анализ теорий мотивации. Модель Портера – Лоулера.
Мотивация – совокупность движущих сил (мотивов), побудительных причин, поводов, доводов к какому-либо действию. Формы мотивирования: Извне - прямое воздействие на человека с помощью каких-либо методов (сил), которые заставляют его совершать определенные действия. Изнутри - косвенное воздействие на человека с целью формирования заданной мотивационной структуры (воспитательная и образовательная работа, не направлена на побуждение к определенным действиям, а носит долгосрочный характер). Этапы мотивационного процесса: определение потребностей (физиологических, психологических, социальных), поиск путей устранения потребностей, мотивирование, поведение, получение результата, сравнение с ожиданиями (полное удовлетворение потребностей, частичное, неудовлетворение). Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказы- вающие влияние на мотивацию. Теории основаны на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: Теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу, теория ERG, разработанная Альдерфером, теория приобретённых потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга. Внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Они имеют нечто общее в своей основе, что отражает определённую общность в мотивации человека к действиям. Так, например, в теории иерархии потребностей Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идёт снизу вверх. Существует 5 гр. потребностей:
- физиологические (в пище, воде, воздухе, убежище, т. е. те, кот. Чел-к д. удовлетворять, чтобы выживать) - безопасности (Стремление находиться в стабильном и безопасном состоянии) - принадлежности и причастности (стрем-ся к участию в совм. действиях) - признания и самоутверждения (желание быть компетентными) Д. б. признание заслуг - самовыражения (наиболее полное использование своих знаний) Индивид-й х-р. В теории ERG Альдерфера также имеется определённая иерархия. Однако движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. Существует 3 гр. потребностей: - существования (потр-ти безопасности (искл. групповой без-ти) и физиол-е потр-ти. - связи (потр-ти принадлежности и причастности + признания и самоутверждения) – соц-я природа чел-а (иметь семью, коллег, друзей). -роста (потр. самовыражения + признания и самоутверждения) МакКлелланд в теории приобретённых потребностей ввёл по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. Он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. Изучение и описание влияния соучастия и потребности. Большое влияние на поведение чел-а => действия для их удовлетворения. -потр-ть достижения Достигать цели эффективнее, чем ранее - соучастия Стремление к дружеским отнош-м с окр-ми. Активное взаим-е с людьми. - властвовать Чел-к стремится контролировать рес-сы и проц-сы, протекающие в его окружении.Брать на себя ответств-ть за др-х людей. В теории двух факторов Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворённости.
Иссл-е факторов, оказ-х мотивирующее и демотив-е возд-е на повед-е чел-а, вызыв. его удовлетвор-ть или неуд-ть. Его вывод: при устранении неудовлетв-ти не обязат-но б. ради удовл-ть. Это разные процессы! После устранения ф-в неуд-ти, мен-р должен привести в действие мотивирующие ф-ры, рез-ты через сост-е удовл-ти раб-ка. Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определённые действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Эти теории, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей. Поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хотят получить и какие у него для этого есть возможности. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как сторится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации: теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления. 1) Теория ожидания ?: почему чел-к делает тот или иной выбор и насколько он смотивирован. Пр-сс мотивации складывается из: усилие + исполнение + результат Категории: Результат 1-го уровня: рез-ты выполнения работы;2-го ур: последствия этого (вознагражд-я) Валентность -Приоритеты для чел-а тех или иных рез-в. Ожидание -Представления о том, в какой мере его действия приведут к опр-м рез-м. 2) Теория постановки целей Повед-е чел-а опр-ся целями, кот-е он ставит перед собой. Хар-ки целей, от кот-х зависит уровень исполнения работы: - сложность Степень професс-ти и ур-нь исполнения для её достиж-я - специфичность количественная ясность, точность и опр-ть цели - приемлемость степень, до кот чел-к воспринимает цель как свою собств-ть. - приверженность готовность затрач-ть усилия опр-го уровня для достиж-я цели.
3) Теория равенства Стейси Адамса Люди стрем-ся получать справедливую оценку своим действиям (равенство). Чел-к сравнивает как были оценены его действия с тем, как были оценены действия другого. – удовлетворён или нет => поведение. 4) Теория партисипативного управления У чел-а есть стремление участвовать в протекающих в орг-ии процессах, выходящих за рамки его компетенции. => он работат более качественно и производительно. Это мотив-т чел-а к лучшему выполн-ю его работы Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. 3. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником (6), зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (76), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Удовлетворение (9) - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров (школа человеческих отношений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|