Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.




Обособленные определения, выраженные причастиями или при­лагательными с зависимыми от них словами, свойственны пре­имущественно книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого предложения стилистически нейт­ральны; конструкции с ними встречаются в любом стиле речи. Обособленные определения и придаточные определительные могут быть синонимичны. Поэтому при известных условиях придаточную часть предложения можно заменить обособлен­ным определением. (Разумеется, каждый оборот имеет свои стилистические оттенки.)

Замена возможна в следующих случаях:

1) Если сказуемое придаточной части стоит в настоящем или прошедшем времени.

2) Если придаточная часть присоединяется относительным местоимением (который, какой, что) и это местоимение стоит в именительном падеже:

 

а) Там же, вдали, видно мно- Там же, вдали, видно много

го судов, которые качаются судов, качающихся на груди

На груди моря. моря.

 

б) Я увидел в стороне груды Я увидел в стороне груды, кам-

камней., которые были по- ней, похожие на сакли.

Хожи на сакли.

3) Если относительное местоимение стоит в винительном па­деже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неопределённой фор­мы, обозначающей действие лица или предмета, указанного подлежащим:

 

а) Та рота, которую командир Рота, посланная командиром,

послал занять рубеж, уже занять рубеж, уже высту-

выступила. пила.

б) Сопка, которую командир (Замена невозможна, так как

решил занять, господство- в сказуемом есть неопреде-

вала над окружающей мест- лённая форма, обозначаю-

ностью. щая действие предмета, указанного

подлежащим.)

При замене придаточной определительной части обособлен­ным определением относительное местоимение опускается; в главной части опускается указательное местоимение, если оно имеется (см. п. 3, пример а); составное сказуемое придаточной части заменяется причастием или прилагательным в полной форме, согласованным с определяемым словом (см. п. 2, при­мер б); простое сказуемое придаточной части заменяется дей­ствительным причастием, если относительное местоимение стоит в именительном падеже (см. п. 2, пример а); страдательным, если относительное местоимение стоит в винительном падеже (см. п. 3, пример а). В случае замены простого сказуемого стра­дательным причастием подлежащее придаточной части превра­щается в дополнение, которое имеет форму творительного падежа без предлога (см. п. 3, пример а).

Упражнение 134. Замените придаточные определительные, где это воз­можно, обособленными определениями. Переделанные предложения напиши­те; особое внимание обратите на согласование причастии.

1) Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, который вид­нелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого. 4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрач­ность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой

товарищ обратил особенное внимание. 6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тём­ных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря. 8) Я выбрал развеси­стое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей. 11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

§ 105. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

П р и д а т о ч н ы е и з ъ я с н и т е л ь н ы е относятся к таким членам главной части сложноподчинённого предложения, которые выражены словами, требующими доба­вочных разъяснений, и присоединяются к ним или союзами что, чтобы, как, будто или союзными словами кто, что, где, когда, почему и т. п. Придаточные изъяснительные отвечают на все падежные вопросы, поэтому они могут быть уподоблены допол­нениям или подлежащему.

Присоединять к себе придаточные изъяснительные могут не всякие предложения, а лишь такие, в составе которых есть сло­ва (чаще всего в роли сказуемого) со значениями речи, мысли, чувства, оценки или восприятия.

П р и м е р ы: I. 1) Я думал (о ч ё м думал?), что Коновалов изменился от бродячей жизни. (М. Г.) 2) Я хочу (ч е г о хо­чу?), чтоб к штыку приравняли перо. (В. М.) 3) Я выглянул в окно и увидел (ч т о увидел?), как в открытые ворота въехала колонна машин. (Попов.) (Ср.:...увидел, что в открытые во­рота въехала колонна машин.) 4) Волчихе послышалось (ч т о послышалось?), будто бы в лесу блеяли овцы. (Ч.) 5), Он был рад (ч е м у рад?), что ему разрешили вставать с постели. (Пауст.)

II. 1) Дети чувствуют (ч т о чувствуют?), кто их любит. (Т.) 2) Часто я угадать хотел

(ч т о хотел угадать?), о чём он пишет. (П.) 3) Подъехали они к избе, спрашивают (о ч е м спрашивают?), где тут разыскать хозяйственную часть. (Фурм.) 4) На третий день он подошёл к начальнику и спросил (ч т о спросил?), когда будет плавка. (Попов). 5) Даже Айвам при­тих, не понимая (чего не понимая?), почему мать не смеётся. (Семушк.) Когда нужно выделить то, о чём сообщается в при­даточной части предложения, к поясняемому слову в главной части предложения прибавляется указательное слово, например:

Особенно было страшно то (ч т о было страшно?), что над огнём в дыму летали голуби. (Ч.)

П р и м е ч а н и я. 1. Придаточные изъяснительные с союзными словами образовались и образуются из вопросительных предложений. Придаточные изъяснительные, являющиеся косвенными вопросами, могут присоединяться к главному союзом-частицей ли, например: Задумал я узнать, прекрасна ли земля. (Л.) Придаточные изъяснительные с союзными словами кто или что (Счастлив, кто строит новую жизнь; Я слышал, что вы прошептали) пере­ходят в определительные, если в главную часть вводится указательное слово тот, которое выступает в роли подлежащего или дополнения и поэтому имеет значение существительного: 1) Счастлив тот, кто строит новую жизнь. (Ср.: Счастлив тот человек, который строит новую жизнь.) 2) Я слышал то, что вы прошептали (Ср.: Я слышал то слово, которое вы прошептали.) Союзы будто, будто бы, как. будто употребляются для выражения не­уверенности, предположения, например: Я слышал, будто встарь таких судей

видали. (Кр.)

Союз чтобы, в состав которого входит частица бы, вместе с глаголом-сказуемым образует сослагательное наклонение, поэтому придаточные изъяс­нительные с союзом чтобы употребляются при такой главной части, у кото­рой сказуемое имеет значение просьбы, предложения, пожелания, приказа­ния, например: Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч в краю родном, чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нём (Плещ.) (придаточные обозначают желательное для говорящего).

Придаточные изъяснительные с союзом чтобы и сослагательным на­клонением глагола ещё могут быть после такой главной части, у которой сказуемое отрицательное; в этом случае придаточное обозначает только что-то возможное, например: Не верю, чтоб дочери бедной своей ты сам не одобрил решенья. (Н.)

Некоторые придаточные изъяснительные с союзом чтобы имеют оттенок целевого значения, например: Левинсон распорядился, чтобы к вечеру со­брался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход вместе с отря­дом. (Фад.) (Лсвинсон распорядился о

ч ё м? с к а к о й ц е л ь ю?)

Очень часто придаточные изъяснительные относятся к возвратным гла­голам со значениями речи, чувства, мысли, восприятия. Эти возвратные гла­голы сходны с безличными, но при них можно поставить вопросы имени­тельного падежа: кажется, снится, чудится, чувствуется, ведётся, предпола­гается, считается, делается, случается, думается, представляется, мерещится, нравится, обнаруживается и т. д. Некоторые из этих глаголов употребляются обычно только в форме 3-го лица единственного числа (чувствуется, ведёт­ся, предполагается, случается, думается и др.)

Придаточные изъяснительные часто относятся к словам категории со­стояния, модальным словам и наречиям, которые в главной части предложе­ния могут входить в состав именного сказуемого: рад, виноват, прав. со­гласен, доволен, счастлив и т. п.; известно, понятно, ясно, странно, удиви­тельно, ужасно, хорошо, скверно, завидно, совестно, жаль и т. п., например:

1) Я очень рада, что это доставляет вам удовольствие. (Л. Т.) 2) Ты вино­ват уж тем, что хочется мне кушать. (К.р.) 3) Известно, что слоны в дико­винку у нас. (Кр.) 4) Жаль, что нынче погода бурная. (И.) 5) Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспита­телем. (Макаренко.)

Придаточные изъяснительные могут относиться к отглагольным сущест­вительным, соотносительным с глаголами речи, мысли, чувства, восприятия: сообщение, известие, слух, сознание, подозрение, мысль, опасение и т. п. (если при таких существительных нет указательного слова, то придаточные изъяс­нительные имеют добавочное определительное значение); ср.: 1) Мысль о том, что он может ошибиться, мешала ему говорить свободно. 2) Распро­странился слух, что в районе появилось до тысячи партизан. (Медв.) 3) Существовало решение, что на заведующих отделами Совета мобилизация не распространяется. (Фад.) 4) Я оставил Душат с приятной мыслью, что ночую в Тифлисе. (П.)

Придаточные изъяснительные могут относиться к фразеологическим еди­ницам: дать слово, иметь в виду. подать знак, ставить в вину (в заслугу), ходят слухи и т. п., например: 1) Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть (П.) (т. е. предупредила). 2) О нём ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно. (Т.) (т. е. гово­рят). 3) Он дал слово, что уедет первого июля, не раньше (Ч.) (т. е. по­обещал).

3. В качестве указательного слова может быть слово одно, например:

Он боялся только одного, чтобы не открылся его паспортный подлог.(С.-Щ.)

4. Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных па­дежей и сходны с дополнениями, например: Борис сказал, что план выполнен. Другие придаточные изъяснительные отвечают па вопросы именительного па­дежа и сходны с подлежащими, например: Мне кажется, что ты ошиба­ешься.

Упражнение 135. Прочитайте вслух, укажите придаточные части предло­жений, способ их связи с главной частью и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1) Человек сказал что пора ехать. 2) Теперь только разгл...дел он что возле огня сидели люди. 3) Тут заметил Вакула что н... галушек н... кадушки перед ним не было. 4) Тут почу.-.ствовал он что сердце в нём сильно забилось. 5) Деду при­шло на ум что у него нет н... огнива н... табаку наготове. 6) Они дурни забрали себе в голову что я им ровень. 7) Жаль что хо­лодно... 8) Скажи Касьяну чтобы ворота зап...р. 9) Нужно буд...т сказать кучеру Омельке чтобы прибил везде получше кожу. 10) Ещё отроду н... видывал он чтобы проклятые шипы и сучья так больно царапались. 11) Муж твой н... знает какие это стены. 12) Я научу тебя как найти эту грамоту. 13) Солоха думала долго куда спрятать такого плотного гостя. 14) Куда ушла она н... кто н... мог сказать. 15) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 16) Катерина сна­чала н... слушала н... чего что говорил гость. 17) Кто он таков и... кто н... знал. 18) Он получил известие что матушка скон­чалась.

(Н. В. Г о г о л ь.)

136. Прочитайте вслух, укажите придаточные части предложений, спо­соб их связи с главной частью и значения; спишите, вставляя пропущен­ные буквы, расставляя знаки препинания.

1) Сыпл...тся величестве...ый гром украинского соловья и чуди...ся что и месяц заслушался его посреди неба. 2) Ему почудилось будто бл...снуло в замке огнём узенькое окошко. 3) Снилось мне что отец мой есть тот самый урод которого мы видели у есаула. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь­ев. 5) Это н... то что вам продаст какой-нибудь Плюшкин.6) Ему нравилось н... то о чём читал но больше само чтение. 7) Вслед за сими словами дверь захлопнулась и только слышно было как с визгом задвинулся железный засов. 8) Слушай Катерина мне каж...ся что отец твой не хоч...т жить в ладу с нами. 9) Я была в том самом месте где родилась и прожила пятнад­цать лет. 10) Как томительно жарки те часы когда полдень блещ...т в тишине и зное и голубой н...измеримый океан сладо­страстным куполом нагнувшийся над землёй каже...ся заснул весь потонувши в неге обнимая и сжимая прекрасную в воздушных об...ятиях своих! 11) Люди на угрюмых лицах которых кажется век не проскальз…вала улыбка пр…топтывали ногами и вздрагивали плечами. 12) Рассказывают ещё что панночка собира...т всякую ночь утопленниц и загляд...ва...т поодиночке каждой в лицо ста­раясь узнать которая из них ведьма. 13) Посмотрю я где ты достан...шь черевички которые могла бы я надеть на свою ногу. 14) Василиса Кашпоровна взявши Ивана Федоровича с таин­ственным видом за руку сказала что она теперь хочет поговорить с ним о деле.

(Н. В. Г о г о л ь.)

137. Данные ниже простые предложения превратите в сложноподчинённые. заменив второстепенные члены простого предложения придаточными изъясни­тельными.

1) Ученики с интересом наблюдали за работой сложной ма­шины. 2) Я люблю весну и всегда с удовольствием смотрю на весё­лое движение шумных и мутных потоков весенней воды. 3) Маль­чик любил читать книги о добрых и смелых людях, о жизни наших предков, об их борьбе с врагами родины. 4) Коновалов просил меня прочитать ещё раз о казни Степана Разина.

138. Составьте сложные предложения, в которые бы данные прямые вопросы вхо­дили как придаточные изъяснительные (косвенные вопросы).

Образец. Кто написал роман «Мать»? Преподаватель спросил, кто напи­сал роман «Мать».

1) Кто открыл Америку? 2) В каком году родился А. С. Пушкин? 3) Как пройти в клуб? 4) Куда положить книгу? 5) Когда вы вернё­тесь из похода? 6) О чём пишут сегодняшние газеты?

139. В следующих сложноподчинённых предложениях найдите придаточные изъяснительные. Определите, какому слову в главной части они подчинены, какие союзы и союзные слова при этом использованы. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) К чести нашей народной гордости надобно заметить что в рус­ском сердце всегда обитает чувство взять сторону угнетённого. (Г.) 2) Архиерей проехал мимо и увидя отворенные двери в церкви оста­новился и послал спросить что делается. (Герц.) 3) Мало-помалу в нём укрепилось ожидание что сегодня с ним случится что-то особен­ное. (Дост.) 4) Казбич вообразил будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь. (Л.) 5) Что Ноздрёв лгун отъявленный это было известно всем. (Г.) 6) Знай рубит не чувствует стужи Не слы­шит что ноги знобит. (Н.) 7) Минутами мерещилось ему что как будто он бредит. (Дост.) 8) Я не привык чтоб со мною разговарива­ли таким тоном. (Ч.) 9) Она задумалась сделала мне знак рукою чтоб я подождал и вышла. (Л.) 10) И она исподлобья глядела как он подходил почти не удивлённый встречей как снял соломенную шляпу и поклонился по-монашески — смиренным наклонением. (А.Н.Т.) 11) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. (Ч.) 12) Хорошо когда в жёлтую кофту от осмотров душа укутана. (В.М.) 13) Кому быть живым и хвалимым Кто дол­жен быть мёртв и хулим Известно у нас подхалимам Влиятельным только одним. (Паст.)

140. Прочитайте, укажите придаточные определительные, придаточные изъяс­нительные и обособленные члены предложения; затем спишите, расставляя пропу­щенные знаки. Вставьте пропущенные буквы.

Наступила тишина. Слышно было только как фыркали и ж...вали лошади да похрапывали спящие; где-то н... близко пла­кал один чибис и изредка разд...вался писк трёх бекасов приле­тевших поглядеть н... уехали ли н...прошеные гости; мягко карта­вя журчал ручеёк но все эти звуки н... нарушали тишины н... будили застывшего воздуха а напротив вг…няли природу в дремоту.

Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чу…ствовался теперь после еды побежал к осок... и отсюда оглядел мес…ность. Увидел он то же самое что видел и до полудня р...внину холмы небо лиловую даль; только холмы стояли поближе да не было мельницы которая осталась далеко позади. Из-за ск…листого хол­ма где тёк ручей возвышался другой поглаже и пошире; на нём лепился н...большой посёлок из пяти-шести дворов. Около изб не было видно н... людей н... деревьев н... теней точно посёлок за­дохнулся в горячем воздух... и высох. От нечего делать Егоруш­ка поймал в траве скр...пача поднёс его в кулаке к уху и долго слушал как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка он погнался за толпой ж...лтых бабочек прилетавших к осоке на водопой и сам не заметил как очутился опять возле бричк....

(А.П.Ч е х о в)

§ 106. Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия.

П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, ко­торая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из каче­ственного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, напри­мер: 1) Лёд был такой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?), что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи мои так хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?), что уже рав­ных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за нею так громко (как громко? до какой степени громко?), что не под силу было отпереть. (Г.)

Вместо указательных слов такой и так в главной части мо­гут быть слова до такой степени, настолько, до того, например:

1) Блеск был до такой степени (настолько, до того) яркий, что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестел до того (до та­кой степени, настолько) ярко, что ломило глаза.

Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, со­стоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Он крикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м ­ к о?), что все вздрогнули. Он изменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о), что его трудно было узнать.

Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глаго­ла с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени, а образа действия, например: Мальчика оде­ли так (как одели?), что все принимали его за девочку. Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул.

Если придаточное степени с союзом что относится к сочета­нию, состоящему из указательного слова такой и существи­тельного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет доба­вочное определительное значение, например: 1) Раздался такой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2) Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й

б л е с к?).

П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Наро­ду высыпало по улицам столько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицам так много, что в глазах рябило.)

2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был так умён и опытен, что не мог этого не заметить.)

3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с прида­точными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к со­четанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:

Ученик всё сделал так, как велел мастер.

Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что ка­зался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту про­ехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким малень­ким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хра­нить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул поры­вами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесня­ясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечени­ем что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что труд­но перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел уви­девши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.)

§ 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям ска­зуемого главной части предложения с указательными словами там, туда, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзны­ми словами где, куда, откуда; придаточные места указывают место или направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а?

П р и м е р ы. 1) Я был там (г д е был?), где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семён возвратился оттуда (о т к у д а?), откуда не хочется уезжать.

Иногда указательные слова в главной части опускаются, на­пример: Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Г.) Это свойственно главным образом разговорной речи.

Если при союзных словах есть усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в главной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие или отрицательные местоименные наречия (везде, всюду, повсюду, нигде), например: Где ни искал его, нигде не мог найти.

Придаточные места могут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к обстоятельствам места, при ко­торых могут быть указательные слова.

1) Впереди (где именно впереди?), где осталась роща, сто­яли берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрела вперёд, туда, где зара­нее была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (Купр.)

Упражнение 142. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя запятые.

1) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м...нило туда где оно казалось краем тёмной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н... обращаю взор кругом сине...т мрачный бор. (Ф.)3) Туда туда всем сердцем я стремлюся туда где сер...цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где быстрые шумные воды н...давно свободно текли се...одня про­шли пеш...ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздума­лось завернуть под навес где стояли наши лошади. (Л.) 7) Я стал np...пом...нать как и куда ходил в течение дня. (Т.)

143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные.

144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в кото­рых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с союзом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъясни­тельные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные опре­делительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда.

145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их связь с главной частью предложения; затем спишите, расставляя знаки препинания. В двух последних предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание.

По случаю праздника семья оставалась весь день дома. Старуха которую и муж и невестка и внуки все одинаково на­зывали бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама даже ходила на полдень и потом роп­тала что её замучили работой. И всё она беспокоилась как бы кто не съел лишнего куска как бы старик и невестки не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут зада­ми на её огород и она выбегала из избы с длинной палкой и потом полчаса пронзительно кричала около своей капусты дряб­лой и тощей как она сама то ей казалось что ворона подбирает­ся к цыплятам и она с бранью бросалась на ворону. Сердилась и ворчала она от утра до вечера и часто поднимала такой крик что на улице останавливались прохожие.

(А. П. Ч е х о в.)

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.

ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ

«Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой большой друг Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио...ом училище. Он вам и ра...каж...т обо всём как мы с ним жили и воевали. Сейчас я лежу в госпитал... пуля пробила мне лёгкое. Каже...ся мне уже не подня...ся. Вы нас научили чув­ствовать Родину. И я всегда думал о людях которые ум...ради за свой народ. Я часто вспоминал вас. Сколько раз вы нам го­ворили что русской землёй н...кто н...когда н... завладеет и при­водили примеры истории. Мне хоче...ся чтобы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. Сейчас надо кончать сестра отказывае…ся боль­ше писать. А помните: «У кого денег нет у того дитя возьмёт, у кого дитяти нет у того жену возьмёт, у кого жены нет того головою возьмёт...» Это кажется про Батыя. Врага н...навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра...ся пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов».

(В. Г. Л и д и н.)

147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите прида­точные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их связь с главной частью. Вставьте пропущенные буквы.

В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

— Прощайте и ещё раз спасибо голубчик! — сказал Иван Алексеевич.— Спасибо вам за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь... И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут здесь добрые весёлые радушные... Такая великолепная пуб­лика что и сказать не умею.

Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска...ся вниз.

— Вы бы книги тут оставили! — крикнул ему вслед Кузне­цов. — Что вам за охота тащить такую тяжесть?

Но Огнев уже н... слушал и быстро удалялся от дома... Он шёл и думал о том как часто приходи...ся в жизни встреча...ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё...ся ничего больше кроме воспоминаний. Бывает так, что на горизон­те мелькнут журавли слабый ветер донесёт их жалобновос-торже...ый крик а через минуту с какой жадностью н... вглядывай­ся в синюю даль н... увидишь н... точки, н... услышишь н... звука.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелио­тропом которые н... успели ещё отцвести на клумбах... Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней.

(По А. П. Ч е х о в у.)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...