Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.




авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.

Содержание учебника способствует решению ключевых задач современного образования, а именно:

1. Обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2. Отвечает задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.

4. Реализует принцип научности с учётом ступени обучения.

 

1. Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностных , включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметных , включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Ведущая идея курса литературного чтения с 1 по 4 классы — это воспитание любви к Родине, к своей семье, уважения к другим народам, к культурному наследию России, формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к родной природе, стремление осознавать и признавать этические и моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян.

С этой целью в учебники 1 класса введены соответствующие разделы («Сказки, загадки, небылицы», «Апрель, апрель. Звенит капель…», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших»), а также отдельные произведения: народные сказки «Рукавичка», народные песенки «Идёт матушка-Весна», «Иди, весна, иди, красна», небылицы, рассказы Н. Артюховой «Саша-дразнилка» (ч. 2, с. 9), М. Пляцковского «Помощник» (ч. 2, с. 22), К. Ушинского «Ворон и сорока», Что хорошо и что дурно? » и «Худо тому, кто добра не делает никому» (ч. 2, с. 24, 25), Ю. Ермолаева «Лучший друг» (ч. 2, с. 31), Е. Благининой «Подарок» (ч. 2, с. 33), В. Орлова «Кто первый? » (ч. 2, с. 34), С. Михалкова «Бараны» (ч. 2, с. 35) и пр. Приобщение к русской культуре и российским ценностям организуется через ознакомление с отрывками из сказок великого русского поэта А. С. Пушкина.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В учебнике 1 класса есть специальные разделы «О братьях наших меньших», «Я и мои друзья», «И в шутку и всерьёз». Произведения, которые в них включены, направлены на формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, вежливости, доброты, любви: «Автобус номер двадцать шесть» (ч. 1, с. 19); «Теремок» (ч. 1, с. 33); «Петух и собака» (ч. 1, стр. 54); «Гусь и журавль» (ч. 1, стр. 58); «Никого не обижай» (ч. 2, стр. 70); «Важный совет» (ч. 2, стр. 71); «Саша-дразнилка» (ч. 2, стр. 9); «Помощник» (ч. 2, стр. 22); «Ворон и сорока» (ч. 2, стр. 24). Специально для формирования у учащихся представлений о жизни в социуме, правилах и нормах взаимодействия людей в обществе, включена рубрика «Из старинных книг», в которую включены мудрые мысли русского народа: «Много не говори и привыкай больше слушать. Будь кроток, тих, скромен», «Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай», «Почитай своих родителей, учителей и старших, исполняй приказания первых и слушай советы последних» (ч. 1, с. 22-23).

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Учащиеся знакомятся с произведениями зарубежной литературы; узнают о традициях, обычаях, условиях жизни разных народов. Например: английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»: «Не может быть», «Король Пипин», «Я видел озеро в огне…», «Мама, можно искупаться? », «Дом, который построил Джек» (ч. 1, с. 47-50);

Читая произведения зарубежной литературы, учащиеся осознают, что русская национальная культура является частью общемировой культуры.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Формированию навыков адаптации в окружающем мире и освоению социальной роли обучающихся, развитию их самостоятельности и ответственности способствуют следующие разделы учебников «Литературное чтение. 1 Класс»: «Жили-были буквы», «Сказки, загадки, небылицы», «И в шутку и всерьёз», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших». В каждом из этих разделов есть произведения, работа над которыми позволяет осознать учащемуся, как взаимодействовать с окружающими, как находить способ выхода из сложившейся ситуации, как дружить, как помогать другим, как учитывать мнение другого, как быть ответственным за свои поступки и пр. Например, произведения из раздела «Жили-были буквы» приобщают школьников к учебной деятельности, помогают осознать роль ученика, дают ответ на вопрос «Что значит учиться? », ориентированы на пробуждение познавательного интереса первоклассников, учебных мотивов. Также произведения данного раздела помогают учащимся более легко включиться в жизнь школы, в учебную ситуацию, присмотреться к новым условиям, изменившимся с приходом в школу. Произведения раздела «И в шутку и всерьёз» помогают осознать школьникам то, как юмор может помочь в сложных жизненных ситуациях. В то же время некоторые произведения показывают, когда юмор неуместен и может нанести вред другому человеку (Н. Артюхова «Саша-дразнилка», ч. 2, с. 9).

Произведения раздела «Мои друзья» помогают школьнику осознать ценности дружбы: умение помогать в трудную минуту, сопереживать, сочувствовать, делиться с другом самыми ценными и дорогими предметами, уступать друг другу, не сплетничать, ответственно относиться к дружбе, делать самостоятельный нравственный выбор в ситуациях, сложившихся с друзьями, товарищами и пр. Анализ произведений, выполнение заданий к ним приводит школьников к пониманию того, как строить взаимоотношения со сверстниками, что делать в конфликтной ситуации и как признавать свою вину, как исправлять свои ошибки. К таким произведениям можно отнести рассказы Ю. Ермолаева «Лучший друг» (ч. 2, с. 31) и «Сердитый дог Буль» по М. Пляцковскому (ч. 2, с. 48),, стихотворения Е. Благининой «Подарок» (ч. 2, с. 33), В. Орлова «Кто первый? » (ч. 2, с. 34), С. Михалкова «Бараны» (ч. 2, с. 35) и др.

Произведения раздела «О братьях наших меньших» воспитывают ответственное отношение к окружающему миру и животным, учат ухаживать, заботиться, не предавать, беречь, правильно общаться, понимать язык животных, их желания, сопереживать, если животное попало в беду. К таким произведениям можно отнести: стихотворения В. Лунина «Никого не обижай» (ч. 2, с. 70), С. Михалкова «Важный совет» (ч. 2, с. 71) и «Трезор» (ч. 2, с. 57), И. Токмаковой «Купите собаку» (ч. 2, с. 62), Р. Сефа «Кто любит собак…» (ч. 2, с. 59), рассказы В. Осеевой «Плохо» (ч. 2, с. 60), Д. Хармса «Храбрый ёж» (ч. 2, с. 71), С. Аксакова «Гнездо» (ч. 2, с. 74) и др.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств начинается с первых страниц учебников «Литературное чтение. 1 класс». Во-первых, красочные обложки, яркое и эстетичное оформление страниц, иллюстрации к произведениям с доброжелательными лицами и улыбками героев произведений. Во-вторых, произведения, направленные на пробуждение лучших чувств и переживаний школьников. Например, сказки «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Теремок» пробуждают у первоклассников эстетические чувства, связанные с победой добра над злом, созидания над разрушением, человеческого сочувствия и понимания над жестокостью и несправедливостью.

Особо нужно сказать о разделе «Апрель, апрель. Звенит капель! », который впервые открывает перед первоклассниками дверь в мир настоящей поэзии. В разделе собраны лучшие стихи о весне русских поэтов. В этих произведениях не просто воспевается красота русской природы и особое отношение каждого поэта к этому весеннему периоду жизни, но и создаются великолепные эстетические образы, где весна представлена и в виде первого весеннего цветка – подснежника, и в виде весёлого озорного ручейка, и в виде пушистого одуванчика или белоснежной ромашки, и в виде ледохода, и даже в виде девушки-красавицы. Например: А. Майков «Ласточка примчалась…» (ч. 1, с. 65) и «Весна» (ч. 1, с. 66), А. Плещеев «Травка зеленеет…» (ч. 1, с. 65), Т. Белозёров «Подснежники» (ч. 1, с. 66), С. Маршак «Апрель» (ч. 1, с. 67), И. Токмакова «Ручей» (ч. 1, с. 68) и «К нам весна шагает…» (ч. 1, с. 71) и пр. Все эти произведения пробуждают в школьниках эстетические переживания и способствует развитию и формированию эстетических потребностей.

Чтобы учащиеся могли лучше разбираться в эстетических ценностях, каковыми являются художественные произведения, им необходимо освоить азы литературоведения. Поэтому в учебниках первого класса можно увидеть необходимые для восприятия произведений определения и литературоведческие термины, например, что такое рифма (ч. 1, с. 17), сказка (ч. 1, с. 30), потешки (ч. 1, с. 45), небылицы (ч. 1, с. 47), заголовок (ч. 1, с. 51), юмористическое произведение (ч. 2, с. 12) и др.

Развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формированию умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций способствует работа над произведениями разных авторов, например: С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть» (ч. 1, с. 19), сказками «Курочка Ряба» (ч. 1, с. 31), «Рукавичка» (ч. 1, с. 38), «Петух и собака» (ч. 1, с. 54), «Гуси-лебеди» (ч. 1, с. 57), Е. Чарушина «Теремок» (ч. 1, с. 33), рассказами Н. Артюховой «Саша-дразнилка» (ч. 2, с. 9), К. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» (ч. 2, с. 25), Ю. Ермолаева «Лучший друг» (ч. 2, с. 31), В. Осеевой «Плохо» (ч. 2, с. 60) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...