Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Здоровьесберегающие технологии заложены в самой структуре учебника и рубриках, которые позволяют осуществлять необходимую смену видов деятельности на уроке, что так важно для снятия напряжения и усталости у первоклассников. На уроке учитель может включить и работу с рубрикой «Разноцветные страницы», где помещены весёлые стихи и скороговорки, решающие не только задачи здоровьесбережения, но и дидактические задачи – развитие артикуляционного аппарата школьников, формирование дикции, безошибочного и быстрого темпа чтения.

Своеобразную «психотерапевтическую» работу выполняют некоторые задания к текстам произведений, где учащимся нужно отрефлексировать своё поведение, задуматься над своими поступками, поискать причины своих неудач, например, во взаимоотношениях со сверстниками, найти ответы на вопросы, возникающие в реальных жизненных обстоятельствах. Например, задания такого плана: «Как бы ты поступил на месте этих мальчиков? » (ч. 2, с. 61), «Вспомни свой самый хороший день в этом году. Расскажи о нём» (ч. 2, с. 47), «В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой? » (ч. 2, с. 6).

Мотивации к творческому труду и работе на результат способствуют шмуцтитулы и вступительные статьи, расположенные в начале изучения каждой темы (раздела). Например, на шмуцтитулах можно найти такие мотивационные установки: «Помните! Всё это можно освоить при условии, что вы будете учиться работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения» (ч. 1, с. 3), «Очень важно! Научиться слушать стихи, их звучание» (ч. 1, с. 63).

Вступительные статьи к теме (разделу) построены в виде диалога с первоклассниками, что побуждает их к дискуссии, обсуждению, выслушиванию другой точки зрения, выработке своей. Каждая статья нацеливает ребёнка на то, что при изучении темы школьник узнает нечто удивительное, новое, даже если ему и кажется, что он уже всё по этой теме знает. Такой подход не только создаёт мотивацию к изучению темы, но и ориентирует ребёнка на совместное творчество с авторами учебника, на поиск чего-то нового, необычного и увлекательного. Например, в ч. 1, на с. 4 приводится такой диалог:

 

Бережное отношение к материальным и духовным ценностям формируется, прежде всего, через работу с рубрикой «Твоя библиотека». Школьники не просто рассматривают обложки книг и учатся искать по информационным признакам книгу в библиотеке, они узнают правила обращения с книгой, как бережно относиться к книге и почему это нужно делать, им открывается смысл культурного и духовного наследия, скрытого в книгах, то, чем дорожит целое человечество. Примеры рубрик «Твоя библиотека» можно найти на страницах учебников: ч. 1 - с. 4, 30, 64; ч. 2 – с. 4, 30, 56.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Блок метапредметных результатов составляют три подгруппы: регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Формирование    регулятивных УУД, в основе которых лежит целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока, контроль выполненных заданий с опорой на эталон (образец), оценка результатов собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником) — всё это предусмотрено авторами в учебнике по литературному чтению для первого класса. Например, целеполагание отражено на шмуцтитуле в преддверии изучения каждой новой темы (ч. 1, с. 3, 29, 63; ч. 2, с. 3, 29, 55). На шмуцтитулах авторы обращают внимание на то, чтобы школьники изучали материал целенаправленно, стремились к результату, так как успех любой деятельности зависит от правильно поставленных целей и задач. Каждая цель обсуждается с детьми отдельно, выясняется, понятна ли она детям, что учащиеся должны делать для того, чтобы она трансформировалась в результат. Например, в учебнике «Литературное чтение. 1 класс» (часть 2) на с. 3 сформулирована такая цель: «Мы научимся читать вслух так, чтобы всем было интересно слушать».

Планирование учебных действий с опорой на условные обозначения организуется при работе над следующими рубриками и произведениями: Я. Тайц. «Волк» (ч. 2, с. 7), по М. Пляцковскому. «Сердитый дог Буль» (ч. 2, с. 48), Р. Сеф. «Кто любит собак…» (ч. 2, с. 59), рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» (ч. 2, с. 54), рубрика «Наши проекты» (ч. 2, с. 42). Процесс планирования своей деятельности начинается с изучения условных обозначений, данных в начале учебника. Условные знаки помогут школьникам сориентироваться на страницах учебника и предположить план урока, т. е. что и в какой последовательности будет осуществляться на уроке. Работа с условными обозначениями способствует формированию умений читать условные символы и знаки, что, в свою очередь, способствует развитию абстрактного мышления у первоклассников, а также умений планировать совместную деятельность на уроке. Формированию умений работать с планом способствуют задания такого типа: «Восстанови последовательность событий. Используя рисунки, расскажи сказку» (по серии сюжетных картинок) (ч. 1, с. 57), «Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку» (даны вопросы для пересказа) (ч. 1, с. 41), подрубрика «Как подготовиться к чтению по ролям» или «Учись читать» (дан план) (ч. 2, с. 21, 28).

Умения контролировать свои действия, сверять с эталоном, корректировать в случае необходимости формируются с помощью таких заданий: «Рассмотри рисунки. Вспомни название сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в “Рабочей тетради”» (ч. 1, с. 31), «Знаешь ли ты, что такое клякса? Посмотри в Толковом словаре или спроси у родителей» (ч. 1, с. 10), «Выучи наизусть одну песенку и прочитай её друзьям или родителям» (ч. 1, с. 44). Обращение к родителям и друзьям способствует также развитию коммуникативных умений: правильно обратиться, вежливо попросить, выслушать совет или критику, принять или настоять на своём, совместно обсудить, поспорить и пр.

Оценивание своих результатов работы — трудная задача для первоклассников. Они с трудом признают свои ошибки. Но на уроках литературного чтения такая работа должна осуществляться, и она запланирована на страницах учебника «Литературное чтение. 1 класс». В рубрике «Проверим себя и оценим свои достижения» (ч. 1, с. 26, 62, 78, ч. 2, с. 28, 54, 78) даны вопросы и задания, выполнение которых позволит ученику оценить свой уровень усвоения материала, а учителю собрать материал для мониторинга достижений планируемых результатов школьников по изучаемой теме. Вопросы и задания рубрики носят не просто контролирующий характер, многие из них побуждают ребёнка к творчеству, т. е. способствуют развитию. Одни задания сформулированы в виде «хитрых» вопросов, а другие — в виде тестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...