Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия крайне необходимы современному человеку. В первом классе ученик только учится строить коммуникацию, поэтому к основным коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым на первом году обучения, можно отнести: умение спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, умение слушать партнёра по общению (деятельности), интегрироваться в группу сверстников. Учебник содержит множество заданий, способствующих формированию таких умений. Например: «Почему поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика? Обсудите с другом» (к стихотворению И. Пивоваровой «Вежливый ослик», ч. 2, с. 39-40), или «В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой? » (к стихотворению И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки», ч. 2, с. 5-6), или «О чём можно разговаривать с пчелой? Придумайте с другом диалог» (к стихотворению М. Бородицкой «Разговор с пчелой», ч. 1, с. 16), или «Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Это может быть “Азбука цветов”. Договоритесь, кто что будет делать» (к стихотворению С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть», ч. 1, с. 19-21). Среди коммуникативных умений особое место занимает умение формулировать и задавать вопросы. В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» учащиеся встречаются со специальными заданиями, стимулирующими к формулированию своих вопросов: «Расскажи свою любимую сказку. Пусть твой друг задаст тебе вопрос по её содержанию» или «Составь несколько вопросов по сказке» (ч. 1, с. 53, 59). В первом классе такая работа только начинается, а в последующих классах она будет продолжаться, и школьники научатся формулировать «хитрые» вопросы, а также вопросы проблемные.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи являются составной частью коммуникативных УУД. Урок литературного чтения невозможно представить без умения высказывать свою точку зрения на различные ситуации, описанные в тексте. Кроме того, система вопросов и заданий учебника позволяет учащимся учиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Друг с другом они составляют несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представляют их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Но также различные примеры диалогов и умение героев произведений вести диалог показаны в конкретных художественных произведениях. Например, при изучении стихотворения К. Чуковского «Телефон» (ч. 2, с. 17-20) обязательно надо обсудить с детьми, в какой форме написано стихотворение, как общаются герои произведения по телефону, понятны ли автору-рассказчику просьбы героев, понимают ли они друг друга, беседуя. Рассказ Н. Сладкова «Лисица и Ёж» (ч. 2, с. 73) позволяет обсудить с детьми, как герои произведения по-разному выходят из щекотливой ситуации благодаря своему уму и хитрости. Но главное, на что обращается внимание детей, — это то, что каждый из героев решает свою коммуникативную задачу. Для Лисы важно «заговорить зубы Ежу», чтобы сцапать его, а Ежу важно не поддаться на уловки Лисы и правильно вести диалог с ней. Таким образом, мы постарались показать, как содержание учебника «Литературное чтение. 1 класс» способствует формированию у первоклассников личностных и метапредметных универсальных учебных действий, как учебник реализует требования ФГОС НОО.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования содержание учебника направлено на достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы: Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся:
· осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя; · читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; · проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке; · различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
Учащиеся получат возможность научиться:
· читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|