Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Постановка знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи




Задание: провести синтаксический разбор предложений*

* планы синтаксических разборов с примерами выполнения даны в Приложении 1

Спишите предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения 2.

1. Полесье прин..ло нас в свои недра. 2. С окраины ближе к логу росли берёзы осины липы клёны и дубы потом они стали реже попада(т/ть)ся сплош?ной стеной надвинулся густой ельник далее закр..снели голые стволы сосенника а там опять потянулся смеш..нный лес заросший снизу кустами орешника черёмухи р..бины и крупными соч?ными травами. 3. Солнечные лучи ярко осв..щали в..рхушки деревьев и ра(с/сс)ыпаясь по ветвям лиш? (кое)где дос..гали до земли побл..дневшими полосами и пятнами. 4. Птиц почти (не)было слышно они не любят больших лесов только по временам разд..вался заунывный возглас удода да с..рдитый крик ореховки или сойки молч..ливый всегда одинокий скворонок пер..летал через просеку св..ркая золотистой лазурью своих красивых перьев. 5. Иногда деревья р..дели ра(с/сс)тупались (в)переди св..тлело тарантас въезжал на расчище(н/нн)ую песча(н/нн)ую поляну жидкая рож? росла на ней гр..дами бе(с/з)шумно качая свои бледные к..лосики в стороне темнела ветхая ч..совенка с покрививш..мся крестом над колодцем (не)выдимый ручеёк мирно болтал переливч..тыми и гулкими звуками как буд(то) вт..кая в пустую бутылку а там вдруг дорогу перег..раживала недавно обрушившаяся берёза и лес стоял кругом до того старый высокий и др..мучий что даже воздух к..зался спёртым.

(И.С. Тургенев)

Занятие №37

Тема: Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Задание: составить бессоюзные сложные предложения и схемы к ним

Требования к составлению предложений:

ü Данное задание выполняется в тетради для самостоятельных работ.

ü Необходимо составить не менее 12 разнообразных бессоюзных сложных предложений, где между частями ставятся:

– тире,

– запятая,

– точка с запятой,

– двоеточие

К каждому предложению следует составить

ü Предложения должны быть распространёнными, логически выстроенными

ü Предложения должны быть грамотно построены с соблюдением норм грамотности

 

 

Занятие №38

Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста

Задание: написать сообщение о сложном синтаксическом целом и периоде

Требования к оформлению сообщения:

А) графические требования:

ü сообщение оформляется печатным текстом на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, поля 1 см.

ü разрешается двустороннее оформление сообщения на листе, объём сообщения не менее двух страниц;

Б) требования к содержанию сообщения:

ü сообщение должно соответствовать заявленной теме

ü сообщение должно содержать в себе три части: вводная часть, основная и заключение; данные части должны иметь логические переходы или связки.

ü сообщение должно включать в себя следующие аспекты:

  • понятие сложного синтаксического целого
  • понятие периода
  • отличие сложного синтаксического целого и периода от абзаца

Рекомендуемая литература:

  1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009
  2. Сборник лекций Попова А.С., подготовленных преподавателями ГГПИ им.В.Г. Короленко

Калининой Л.А., Ореховой Н.Н. Синтаксис современного русского языка: Конспекты лекций. – Глазов, 2005.

 

Занятие №39

Тема: Раскрытие роли пунктуации в письменном общении

Задание: составить кроссворд по теме

 

Требования к составлению кроссворда:

ü Кроссворд составляется на двух листах формата А4. На первом листе оформляется сетка кроссворда (сетку можно оформить «от руки»). На втором листе оформляются вопросы кроссворда, которые в обязательном порядке оформляются печатным текстом, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,0; поля по 1 см. сверху, снизу, слева, справа.

ü Количество вопросов кроссворда – 20 (не обязательно 10 по вертикали и 10 по горизонтали)

ü Кроссворд должен соответствовать теме: «Роль пунктуации в письменном общении» и содержать следующие аспекты:

– история знаков препинания;

– основные функции знаков препинания;

– виды знаков препинания;

– пунктуация как раздел науки о языке;

– основные правила пунктуации простого и сложного предложений;

ü Кроссворд оформляется следующим образом*:

Лист 1

 

Кроссворд на тему: «Роль пунктуации в письменном общении»

     
                   
       
                   
             
                           
                     
                   
                         
                                       

 

Лист 2

Вопросы: По горизонтали: 1. (…); 2 (…)   По вертикали: 1 (…); 2 (…)

* В случае если тест не соответствует первым четырём требованиям, самостоятельная работа не оценивается

ü Кроссворд составляется по следующим правилам:

– не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;
– в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;

– каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры;

– слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;

– не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные термины;

– вопросы к кроссворду должны быть чёткими, лаконичными и понятными.

 

Заключение

 

Методические рекомендации были разработаны в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», поэтому облегчают организацию самостоятельной работы не только студентам, но и преподавателям русского языка, реализуя при этом основную цель данных методических указаний.

Полагаем, что правильная организация самостоятельной работы студентов станет своеобразным средством повышения интереса к предмету, вызова мотивации к изучению.

 

Литература

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2006.
  2. Бузулукова А.М. Русский язык. Сборник диктантов. – М., 2004.
  3. Булатов К.С. Собирал человек слова. – М., 1966.
  4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 2009.
  5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Лексика и Фразеология/ Современный русский язык. – М., 2008
  6. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов-на- Дону, 2004.
  7. Введенская, Л. А., Баранов, М. Т. Русское слово. – М., 1983.
  8. Виноградов В.В. Русский язык. - М., 1972.
  9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
  10. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для ун-тов. – М., 1996.
  11. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык, 10-11 класс. Учебник. – М., 2011.
  12. Жуков, А. В., Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1989.
  13. Зданкевич В.Г. Русский язык: дидактический и справочный материал. – М., 2002.
  14. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.Стилистика русского языка. – М, 2008
  15. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2009.
  16. Курочкина А.Л., Паршина В.В. 100 особых мини-диктантов для школьников и абитуриентов. – М., 1995.
  17. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. – Л.,1968.
  18. Подобин В.М., Зимина И.П. Русские пословицы и поговорки. – Л.,1956 г.
  19. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001
  20. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин; Ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М., 1979.
  21. Сборник лекций Попова А.С., подготовленных преподавателями ГГПИ им.В.Г. Короленко

Калининой Л.А., Ореховой Н.Н. Синтаксис современного русского языка: Конспекты лекций. – Глазов, 2005.

  1. Страхова Л.Л. Диктанты по русскому языку. 7 класс: Словарные, проверочные, контрольные. – М., 2008.
  2. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗЫ. – М., 2003.
  3. Уваров Н.В. Энциклопедия народной мудрости. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения, сравнения, устойчивые словосочетания, встречающиеся в русском живом языке во второй половине XX – начале XXI веков. – М, 2009.
  4. Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI—XVII вв). – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
  5. Ушакова О.Д. Почему так говорят. – СПб., 2007.
  6. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений – М., 2008.

 

Приложение 1

В русском языке синтаксический анализ предложения зависит от его состава. Как правило, отмечают три вида разбора:

1. Синтаксический анализ простого предложения.

2. Синтаксический анализ сложного предложения:

– синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

– синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

– синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

3. Синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...