Занятие 1. Предмет и методы геополитики.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре. 1. Многообразие определений геополитики. Предмет и объект науки. 2. Источники геополитики, их характеристика. 3. Смена парадигм в геополитике. 4. Геополитические эпохи. 5. Методы и функции геополитики. ЛИТЕРАТУРА:
Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. Автором термина «геополитика» является: а) Ф. Ратцель; б) Х. Маккиндер; в) К. Хаусхофер; г) Р. Челлен.
2. Перекрестное геополитическое поле это: а) пространство, контролируемое государством длительное время; б) пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств; в) территория, находящаяся под контролем национальной общности; г) территории, находящиеся вне тотального контроля.
3. "Морская мощь" в геополитике это: а) талассократия; б) пассионарность; в) дуальность; г) теллурократия. Используемая образовательная технология: Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Проводится как обсуждение вопросов по предложенному плану.
Занятие 2. Основные идеи и принципы классиков геополитики Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к тестированию по вопросам: 1. Основополагающие идеи Ф. Ратцеля.
2. Геополитическая концепция Р. Челлена. 3. “Географическая ось истории” Х. Макиндера 4. Теория “морского могущества” А. Мэхена 5. Концепция “поссибилизма” В. де ла Бланша 6. Концепция Н.Спайкмена. 7. Теория “континентального блока” К. Хаусхофера 8. Основные идеи К. Шмитта. ЛИТЕРАТУРА:
Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. Принцип «анаконды» в геополитике сформулировал: а) А. Мэхэн; б) Н. Спайкмен; в) К. Хаусхофер; г) К. Шмитт.
2. Понятие «хартленд» в геополитику ввел: а) Х. Маккиндер; б) А. Мэхэн; в) К. Хаусхофер; г) Н. Спайкмен.
3. Хартленд – это: а) осевой регион Евразии, включающий Восточную Европу, Россию, Монголию, Тибет; б) «мировой остров» - Россию; в) внутренний полумесяц, окружающий Азию; г) Центральная Азия, Китай.
4. Все авторы геополитических концепций конца XIX-первой половины XX-го веков разделяли следующие положения: а) государства развиваются как живые организмы; б) расширение территории государства – естественный закон; в) важнейший географический фактор – это климат; г) между государствами Суши и Моря существует антагонистическое противоречие.
5. Понятие «номос земли» и «номос моря» ввел: а) К.Шмитт; б) А.Мэхэн; в) Н.Спайкмен; г) С.Коэн. Используемая образовательная технология: Проведение тестирования по теме. Занятие 3. Современные геополитические концепции и школы Запада Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Подготовиться к тестированию по вопросам: 1. Основные идеи атлантизма и неоатлантизма. 2. Бихевиористская геополитика. 3. Мондиализм. 4. «Столкновение цивилизаций» С.Хантингтона. 5. «Конец истории» Ф. Фукуямы. 6. Идеи З.Бжезинского. 7. «Новые правые». 8. Европйская «континентальная» политика.
ЛИТЕРАТУРА:
Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. Концепция столкновения цивилизаций С.Хантингтона получила подтверждение: а) в Чехословакии; б) в Ираке; в) в Канаде; г) в Ливане.
2. Интересам России наиболее соответствует модель нового мирового порядка: а) «мир по-американски»; б) биполярная модель; в) мондиалистская модель; г) многополюсный мир.
3. В концепции С. Хантингтона главный фронт борьбы развернется между: а) западной цивилизацией и Россией; б) западной и мусульманской и буддистско-конфуцианской цивилизациями; в) западноевропейской и африканской; г) синтоистской и буддистско-конфуцианской. Используемая образовательная технология: Проведение тестирования по теме.
Занятие 4. Российская геополитическая школа Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре. 1. Геополитические взгляды Д.А. Милютина. 2. Идеи евразийства. 3. “Месторазвитие» П.Н. Савицкого. 4. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 5. Идея пассионарности Л.Н. Гумилева. 6. Теория русского мессианства H.A. Бердяева.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М., 2004 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. 3. Мухаев, Р.Т. Геополитика: учеб.- М., 2010.
4. Нартов Н.А. Геополитика: учеб. – М., 2010. 5. Желтов В.В. Желтов М.В. Геополитика: история и теория: учеб. Пособие. – М., 2009. 6. Мариниченко, А.В. Геополитика: учеб. Пособие. – М., 2009. 7. Мунтян М.А. Геополитика. История и современность (I,II). - М., 2009. 8. Сударев В.П. Геополитика в западном полушарии в начале XXI века. – М., 2012. 9. Исаев Б.А. Геополитика. СПб, 2006. Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. Первым среди русских ученых сформулировал и обосновал тезис отчужденности Европы от России автор книги "Европа и Россия": а) К.Н. Леонтьев; б) Н.Я. Данилевский; в) А. Тойнби; г) С. Хантингтон.
2. Русская геополитическая школа, возникшая в среде русских эмигрантов в 20-х гг. ХХ века: а) евразийство; б) атлантизм; в) поссибилизм; г) глобализм.
3. Согласно идеям Семенова-Тян-Шанского В.П., Россия сможет защитить свое континентальное пространство, если обеспечит: а) выход в Средиземное и Черное моря; б) создание кольцеобразной системы геополитического контроля; в) совмещение политического и географического центров России; г) создание в азиатских владениях культурно-экономических центров ускоренного развития.
Используемая образовательная технология: Семинар – пресс-конференция. Время на устное сообщение по вопросу – до 4-х минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|