Знаки препинания при междометиях.
1. Если междометие произносится без восклицательной интонации, оно отделяется от предложения или в середине предложения выделяется запятыми, например: Э, да это гроза! (Т.) О, какая суровая, какая длинная зима! (Ч.) О, этот юг, о, эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! (Ф. Т.) Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула! (П.) Ах, в самом деле рассвело. (Гриб.) Эх, не удержать, не повернуть назад колесо времени. (Купр.) Чу, не жаворонка ль глас?.. (Ф. Т.) «Ну, как вы поживаете?» – сказал Печорин. (Л.) Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (П.) Жизнь, увы, не вечный дар! (П.) Мы устремились в дверь, но, увы, она была заперта изнутри. (Сол.) И ночь была, ох, какая ночь! (В. К.) Ушица, ей же ей, на славу сварена. (Кр.) Простите, милая, но, ей-богу, я готов драться. (Пауст.). После междометия, произносимого с восклицательной интонацией, ставится восклицательный знак, слово, следующее за междометием, расположенным в начале предложения, пишется с прописной буквы, а следующее за междометием в середине предложения – со строчной, например: Светает! Ах! Как скоро ночь минула!.. (Гриб.) Ура! Мы ломим; гнутся шведы. (П.) Чу! За белой дымной тучей глухо прокатился гром. (Ф. Т.) «Да захочет ли он прийти к нам?» – «Еще бы! Он очень будет рад». (Т.) Эге-гей! Лодка! Сюда! (Пауст.) [Анисья] Батюшки! Дареное потеряла. (Пауст.) Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал – подарок приятеля – все исчезло. (Л.) Но, увы! комендант ничего не мог сказать мнерешительного. (Л.) Ср. пунктуацию при вставном восклицательном междометии: В этом горьком признании есть – увы! – большая доля правды. (П.) При постановке знаков препинания от междометий следует отличать одинаково звучащие частицы о, ах, ох, ну и др., которые выполняют усилительную функцию при знаменательном слове и запятыми не отделяются. В каких основных случаях имеют место частицы?
Частица о обычно употребляется при эмоционально окрашенном обращении и перед словами да, нет: О други игрищ и забав, уж я вас больше не увижу! (Е.) Хороша ты, о белая гладь! (Е.) О нет! Словами делу не поможешь. (Изв.) Частицы о, ой, ах, ох,_эхм др. часто употребляются перед личными местоимениями ты, вы, которые предшествуют обращению: О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (Ф. Т.) Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. (Е.) Эх ты, анютины глазки с косичками! (Пауст.) Эх вы, рассудители! (Пауст.) Частица ну с усилительным значением может употребляться перед любым словом: Ну что вы говорите!.. (Пауст.) Ну как?.. Клюет? (Пауст.) «Ну полно, полно!» – сказал Печорин, обняв его дружески. (Л.) Частицы ах, ух, ох, ой и т. п. могут предшествовать словам, какай, -как, вместе с последними выражая высокую степень признака предмета или действия (запятыми не выделяются): ...Да и таежные богатства ох как нынче нужны. (Аст.) Вода в реке ух какая холодная! (Изв.) Ср. перед повторяющимися словами типа: ...веселье, ух веселье!.....беда, ох беда!...приятно, ах приятно!...хочется, ой хочется! В значении частиц выступают ах, ох, ух, ай, да и т. п. в синтаксически неделимых эмоционально-экспрессивных предложениях с основным компонентом – обычно существительным в именительном падеже и предшествующим личным местоимением или без него, внутри которых запятая не ставится, вроде: Ах я глупец! Ах ты негодник! Ах он безумец! Ах вы плуты! Ах они разбойники! Ух ты проказник! Ох эти шалунишки! Ах и прелесть! Ух и погода! Аи да сосед! и т. п. Например: Ах он разбойник! Смеяться, что ли, приехал над нами? (Л.) 2. Междометные выражения пунктуационно выделяются или отделяются так же, как и одиночные собственно междометия, например: «Я выстрелил, – продолжал граф, – и, слава богу, дал промах...» (П.) Снег еще не перемерз, рыхлый, еще лицо до крови не сечет, слава богу. (Аст.) Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. (Пауст.) Ах! Боже мой! Неужли я из тех, которым цель всей жизни – смех? (Гриб.)
Морфологический разбор междометий. Схема 1. Общая характеристика текста: функционально-смысловой тип речи, жанр, коммуникативная задача автора. 2. Слово в тексте: а) часть речи, его категориальное значение; б) информативная и структурно-композиционная роль данной слова в тексте (соотнесенность с тема-рематической структурой текста, роль в структурировании связности текста). Грамматическая характеристика. 3.1. Группа по значению. 3.2. Морфологические свойства. Структура: одиночное, повторяющееся. Роль в предложении.
Образец Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай…скорее!.. Вы добежали, вошли… Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите … Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!.. И.С. Тургенев
Перед нами текст, который представляет собой речь от 1-го лица, в данном случае рассказчиком выступает сам автор И.С.Тургенев; по форме это текст-монолог, представляющий собой динамическое повествование, т.к. содержит изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом и обусловливающих друг друга; относится к стилю художественной литературы; жанр – литературно-художественный очерк. Задача автора – убедить адресата в том, что гроза прекрасна, т.к. оживляет и обновляет все окружающее. Анализируемое слово в тексте Э является междометием, так как служит для выражения чувства, но не называет его. В контексте выступает как сигнал определенной эмоции – это удивление, так как разгула стихии ничто не предвещало: ветер налетел внезапно, признаки надвигающейся грозы были выражены слабо и вызывали сомнение: не гром ли… зной ли густеет … туча ли надвигается. Вместе с другими языковыми единицами междометие участвует в создании насыщенного и разнообразного эмоционального фона фрагмента: подчеркивает обращенность высказывания к собеседнику (читателю или своему второму «я»), усиливает экспрессию удивления. Ср.: – Э, да это гроза! – Да это гроза!
Анализируемое междометие относится к разряду эмоциональных, так как выражает чувство; простое, непроизводное, одиночное; выступает как нечленимая предикативная единица; стоит в абсолютном начале предложения, вследствие чего непосредственно участвует в структурировании текста, связывая данное высказывание, представляющее собой эмоционально выраженное умозаключение как результат наблюдения за объектом, с предыдущим высказыванием отношениями временной последовательности. В последнем предложении анализируемого контекстасочетание слов Боже мой! функционирует как междометие, так как служит для выражения чувства, но не называет его. Выступает как сигнал определенной эмоции: это восторженное удивление, вызванное состоянием природы после грозы. Вместе с другими языковыми единицами междометие участвует в создании насыщенного эмоционального фона фрагмента: выражает переполняющие лирического героя чувства радости, изумления, восхищения. Данное междометие относится к разряду эмоциональных междометий, так как выражает чувство. По структуре составное, так как состоит их двух слов; производное, образовано на базе словосочетания сущ. в зват. п. + местоимение; одиночное. В предложении выступает как нечленимая предикативная единица. Стоит в абсолютном начале предложения, вследствие чего непосредственно участвует в структурировании текста, связывая данное высказывание, отражающее эмоциональное состояние адресанта как результат восприятия объекта, с предыдущими высказываниями отношениями временной последовательности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|