Тема №14. «Собственность и право».
Понятие, субъект и объект собственности. Виды собственности.
Классификация собственности по субъекту владения.
Взаимоисключающий характер частной и государственной форм собственности.
Способы присвоения субъектом объекта собственности.
Содержание права собственности: владение, пользование и распоряжение.
Учение Г. Гегеля о собственности.
Теории собственности Дж. Локка и И. Канта.
Проблема легитимации государственной собственности (юридический аспект).
Специфика отчуждения государственной собственности.
Проблема легитимации частной собственности (юридические формы).
Концепция марксизма о структуре общества. Правовые отношения как форма выражения и существования экономических отношений. Буржуазное право после ликвидации частной собственности. Скачок человека из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Правовое поле переходного периода от капитализма к социализму.
Тема №15. «Право в системе социальных норм».
Нормы эстетические, религиозные, моральные. Корпоративные нормы – как особый вид социальных норм. Социальные нормы и их санкции. Специфика права, принцип формального равенства, своеобразие санкций закона. Либертарное правопонимание. Значение права и его роли как регулятора особого вида.
Право в системе социальных норм, его роль и специфика. Два аспекта взаимодействия права и социальных норм: 1). Отношение к данному правовому принципу; 2) признание и выражение в праве данного отношения-притязания. Утверждение принципа господства права. Юридическое мировоззрение и его роль в общественном сознании. Морализация права и юридизация морали. Правовой закон как цель юридического правопонимания.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
(очная форма обучения)
Таблица 3
№
п/п
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские
занятия
|
| Тема 1. Философия права как наука
|
|
|
|
Проблемная лекция.
Семинарское занятие
|
| Тема 2. Развитие идей философии права в античную эпоху
|
|
-
|
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 3. Философия права в Средневековье
|
|
-
|
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 4. Идеи философии права в эпоху Нового времени
|
|
-
|
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 5. Основные концепции философии права в 20 веке
|
| -
|
-
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 6. Философия права в России
|
| -
|
| Решение заданий, тестов
|
| Тема 7. Понятие права
|
|
|
| Информационная лекция
Решение заданий, тестов
|
| Тема 8. Сущность права
|
| -
|
| Семинарское занятие
|
| Тема 9. Правовая онтология
|
| -
|
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 10. Правовая аксиология
|
| -
|
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 11. Правовая гносеология
|
| -
|
| «Круглый стол»
|
| Тема 12. Правовая концепция общего блага
|
| -
| -
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 13. Социализм и право
|
| -
| -
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 14. Собственность и право
|
| -
|
| Учебная дискуссия
|
| Тема 15. Право в системе социальных норм
|
| -
| -
| Решение заданий и тестов
|
Всего:
|
|
|
|
|
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 23,1%
| 7,7%
(Т.1)
| 15,4%
(Т.8, Т.14)
|
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 23,1%.
Тематический план
(заочная форма обучения)
№
п/п
| Раздел
дисциплины, тема
| Всего часов
| В том числе
| Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
|
лекции
| практические или семинарские
занятия
|
| Тема 1. Философия права как наука
|
|
|
| Проблемная лекция
Семинарское занятие
|
| Тема 2. Развитие идей философии права в античную эпоху
|
|
-
|
-
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 3. Философия права в Средневековье
|
|
-
|
-
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 4. Идеи философии права в эпоху Нового времени
|
|
-
|
-
| Решение заданий и тестов
|
| Тема 5. Основные концепции философии права в 20 веке
|
| -
|
-
|
Решение тестовых заданий
|
| Тема 6. Философия права в России
|
| -
|
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 7. Понятие права
|
| -
| -
| Решение тестовых заданий
|
| Тема 8. Сущность права
|
| -
|
| Групповая дискуссия
|
| Тема 9. Правовая онтология
|
| -
| -
| Решение тестовых заданий
|
| Тема 10. Правовая аксиология
|
| -
| -
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 11. Правовая гносеология
|
| -
| -
| Круглый стол
|
| Тема 12. Правовая концепция общего блага
|
| -
| -
| Решение заданий, задач и тестов
|
| Тема 13. Социализм и право
|
| -
| -
| Опережающая самостоятельная работа
|
| Тема 14. Собственность и право
|
| -
|
| Учебная дискуссия
|
| Тема 15. Право в системе социальных норм
|
| -
| -
| Решение заданий, задач и тестов
|
Всего:
|
|
|
|
|
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
| 75%
| 25%
(Т.1)
| 50%
(Т.8, Т.14)
|
|
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 75%.
Практические и семинарские занятия
(очная форма обучения)
Таблица 4
№ темы дисциплины
| Тематика практических и/или семинарских занятий
| Технология проведения
| Трудоемкость
в часах
|
|
|
|
|
| Семинар 1.
Философия права как наука.
| Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
1.Cмысл права, его сущность и ценность.
2.Официально- властная данность позитивного права.
3.Самостоятельный статус философии права.
4.Объект, предмет и структура философии права.
5.Типология философских концепций права
|
|
| Семинар 2.
Развитие идей философии права в античную эпоху
| Решение ситуационных задач, заданий и тестов
|
|
| Семинар 3.
Философия права в Средневековье
| Решение ситуационных задач, заданий и тестов
|
|
| Семинар 4.
Идеи философии права в эпоху Нового времени
| Решение ситуационных задач, заданий и тестов
|
|
| Тема 5. Основные концепции философии права в 20 веке
| Решение ситуационных задач, заданий, тестов
|
|
| Семинар 6.
Философия права в России.
| Решение ситуационных задач, заданий, тестов
|
|
| Семинар 7.
Понятие права
| Решение ситуационных задач, заданий, тестов
|
|
| Семинар 8.
Сущность права.
| Семинарское занятие
Вопросы для обсуждения:
1.Два типа правопонимания: юридический и легистский.
2.Проблемность действующего права: соответствие определяемому объекту и свобода от его противоречий. 3.Неопозитивистское правопонимание (терминологическое разнообразие). 4.Различение и соотношение права и закона.
|
|
| Семинар 9.
Правовая онтология
| Решение ситуационных задач, заданий и тестов
|
|
| Семинар 10.
Правовая аксиология
| Решение ситуационных задач, заданий и тестов
|
|
| Семинар 11.
Правовая гносеология
| «Круглый стол»
Вопросы для обсуждения:
1.Соотношение права и закона – основополагающая проблема гносеологии. 2.Два типа правопонимания: юридический и легистский и их гносеологические аспекты.
3.Различение естественного и позитивного права.
4.Гносеологическая модель понятия права (естественного права, идеи права, правильного права и т.д.).
|
|
| Семинар 12.
Собственность и право
| Учебная дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие, субъект и объект собственности. Виды собственности.
2.Классификация собственности по субъекту владения.
3.Взаимоисключающий характер частной и государственной форм собственности.
4.Способы присвоения субъектом объекта собственности.
5.Содержание права собственности: владение, пользование и распоряжение.
|
|
Итого:
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: