Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля)




Д исциплина изучается на протяжении одного семестра. Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские (практические) занятия, которые могут проводится и в интерактивных формах.

В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

Основные рекомендации к проведению лекции:

- дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;

- обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;

- воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление;

- вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий, быть доступной для восприятия данной аудиторией.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

—изучить рекомендованную учебную литературу;

—дополнить конспекты лекций;

—изучить и законспектировать первоисточники по теме;

—подготовить ответы на вопросы семинара, решить тестовые задания.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные базы данных (Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).

Необходимо уяснить место каждой изучаемой темы в общем курсе «Философия права», осмыслить те вопросы, которые раскрывают тему. Обращаясь к источникам, конспектам лекций, литературным источникам, магистранту следует обратить внимание на новые понятия, а также на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления студентам разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и первоисточниками, учебниками, учебными пособиями. Использование первоисточника не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Оценка в журнале выставляется: за полноту, правильность, ответа и его логическую последовательность, творческое видение проблемы, ее связь с предстоящей правоприменительной деятельностью, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления (основной ответ); уместное добавление, реплику, удачные примеры (дополнительный ответ).

В ходе изучения курса предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, ролевая игра и др.

При подготовке к интерактивным занятиям необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории философии права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Философии права» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду практических занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала РГУП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.

Интерактивное общение в учебной аудитории проводится и в форме ролевой игры. Этот метод представляет собой непосредственное исследование студентами конкретной заданной преподавателем практической ситуации посредством активного участия в ее инсценировании. При подготовке к ролевой игре студенту необходимо обстоятельно проанализировать категории этики и психологии, определить стили и методики общения.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Дискуссионные вопросы в ходе самостоятельной работы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Кроме того, учебным планом может быть предусмотрено выполнение контрольных заданий, которые также представляют собой форму самостоятельной работы студента. Контрольные задания должны представляться на кафедру. Проверка заданий осуществляется преподавателем с проставлением результата в ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

 

5.4.5 Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов

 

При изучении курса «Философия права» следует уделять большое внимание самостоятельной работе, как составляющей учебного процесса. Самостоятельная работа имеет цель закрепления и углубления полученныхзнанийи навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), программного обеспечени, ресурсов ИНТЕРНЕТ, дополнительной литературы, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, рубежным аттестациям и зачету.

Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет множество примеров, как в повседневной реальной жизни, так и в профессиональной практике.

Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо, прежде всего, самостоятельно изучить текст лекций, ознакомиться с содержанием соответствующих разделов учебных пособий и нормативными источниками.

Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основные термины и понятия, составляющие основное содержание конкретной темы, мысленно попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара или практического занятия, указанный в планах проведения занятия.

При пропуске лекционного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями. Особое внимание следует обратить на выполнение заданий, которые преподаватель может предложить в конце лекционного занятия или на предыдущем семинарском (практическом) занятии.

При подготовке к зачету следует изучить предложенные вопросы и попытаться ответить на каждый из них. При каком-либо затруднении необходимо внимательно изучить соответствующие разделы учебных пособий, вновь пытаясь сформулировать ответ на этот же вопрос. Если какие-либо термины и темы вызывают затруднение при их самостоятельном изучении, то целесообразно обращаться за консультациями и разъяснениями к преподавателям кафедры.

Следует отметить, что подготовка к семинарским (практическим) занятиям и зачету может потребовать достаточно много времени, поэтому данный вид деятельности необходимо планировать заблаговременно.

Обучаемым необходимо использовать знания, получаемые параллельно по смежным дисциплинам, а также внимательно изучать не только основную и дополнительную рекомендованную литературу, но и следить за всеми нормативными актами, принимаемыми законодательной и исполнительной властью Российской Федерации.

Крайне важно пользоваться библиотекой, ее электронным каталогом, систематически работать с литературой, периодикой и доступными электронными ресурсами. Необходимо освоить возможности компьютера, работать во всех программах Microsoft Office, освоить построение таблиц, диаграмм, графиков, составление слайдов для презентаций. Эти умения, а также активная работа в виртуальном классе помогут подготовить качественные доклады, рефераты, принять участие в научных конференциях.

Обучаемым необходимо постоянно обращаться к УМК, в котором отражена структура лекционного курса, планы семинарских занятий, тематика рефератов, тестовые задания для самоконтроля и итогового контроля, рекомендована основная и дополнительная литература.

Самостоятельная работа студентов включает:

- изучение и усвоение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- изучение дополнительной литературы по разделам, указанным преподавателем;

- решение типовых задач по заданию преподавателя;

- подготовку к зачету.

Содержание материалов для самостоятельной работы соответствует учебной программе изучаемой дисциплины.

Задачи проведения самостоятельной работы:

- сформировать желание, выработать навыки и умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять полученные знания;

- использовать этику и психологию для обоснования принимаемых решений;

- выработать у обучаемых умения использовать знания этики и психологии в профессиональной деятельности.

Этапы проведения самостоятельной работы. Обучаемый должен:

- самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал по выбранной теме;

- изучить литературу, справочные и научные источники, включая зарубежные, по теме исследования;

- уточнить основные понятия по изучаемой теме;

- делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по рассматриваемому материалу;

- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли письменно (реферат) или устно (доклад).

Доклад должен быть рассчитан на 3-5 минут. Обычно план доклада включает в себя:

- показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

- определение сущностирассматриваемого предмета;

- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;

- применение знаний этики и психологии на практике.

Самостоятельная работа способствует формированию у обучаемых системного мышления, что позволит перейти к объективному и обоснованному подходу к анализу и решению профессиональных задач.

 

6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.

6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

Таблица 7

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Тема 1. Философия права как наука   Индивидуальные задания, доклады, сообщения*
2. Тема 2. Развитие идей философии права в античную эпоху   Тестовые задания, сообщения
3. Тема 3. Философия права в Средневековье   Коллоквиум, тестовые задания, сообщения
4. Тема 4. Идеи философии права в эпоху Нового времени   Доклады
5. Тема 5. Основные концепции философии права в 20 веке   Индивидуальные задания, доклады, проверочная работа
6. Тема 6. Философия права в России   Тестовые задания, коллоквиум
7. Тема 7. Понятие права   Индивидуальные задания, доклады, сообщения
8. Тема 8. Сущность права     Дискуссия
9. Тема 9. Правовая онтология   Тестовые задания, сообщения
10. Тема 10. Правовая аксиология   Доклады
11. Тема 11. Правовая гносеология   Индивидуальные задания, доклады, проверочная работа
12. Тема 12. Правовая концепция общего блага   Тестовые задания, коллоквиум
13. Тема 13. Социализм и право   Доклады
14. Тема 14. Собственность и право   Дискуссия
15. Тема 15. Право в системе социальных норм   Тестовые задания, коллоквиум
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...