Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС 47. Источники и историография древнего Китая.




è Источники древнекитайской истории:

 

 


· Летопись«Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. э. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которого традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература.

Ø Один из таких комментариев — «Чзочжуань»— представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.

· Книга «Шаншу» («Шуцзин»).

Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).

· Свод песен «Шицзин»

Источник фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.

Ø В этом же плане большую ценность представляют труды древнекитайских философов V—III вв. до н. э., которые в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого.

· «Исторические записки» Сыма Цяня (145— 90 гг. до н. э.)

В I в. до н. э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие историографии не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока.

Это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий — ЖИЗНЕОПИСАНИЯ. «Исторические записки» состоят из пяти разделов, три из них построены по этому принципу:

1. «Основные записи» — повествования о важнейших деяниях правителей различных династий;

2. «Истории наследственных домов» — биографии крупнейших представителей наследственной аристократии;

3. «Жизнеописания» — биографии исторических личностей.

4. «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки.

5. «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии.


ВОПРОС 48. Древнейшие государства Китая II – нач. I тыс. до н.э. (Шан/Инь и Зап. Чжоу).


ВОПРОС 49. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э.. Философские школы.

î Философия в Древнем Китае

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал.

«В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира».

Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы инь и ян, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “ пятью первостихиями ”: вода, огонь, металл, земля, дерево.

РАСЦВЕТ древней китайской философии приходится именно на период 6-3 в до н. э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, «Лунь юий», «Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы». Именно в этот период выступают со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы, происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии.

Особенности философии Др. Китая:

· Философия Древнего Китая начало свое развитие и формировалось в изоляции, не испытывая влияния со стороны.

· Философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии.

î Школы в Китайской Философии

Даосизм.

Основатель – ЛАО-ЦЗЫ; считается старшим современником Конфуция. Ему приписывается авторство книги «Дао дэ цзин», которая стала основой дальнейшего развития даосизма.

Концепции:

· В центре его внимания даосизма стоят природа, космос и человек, и эти начала постигаются с помощью прямого понятийного проникновения в природу их существования.

· Человек как часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единство с природой

· Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в Дао, и их нельзя сравнивать.

Выдающийся последователь даосизма - Чжуан-цзы (369 – 286 до н. э.)

С точки зрения позднейшего развития, в общем, различаются три вида даосизма:

1. философский (дао цзя)

2. религиозный (дао цзяо)

3. даосизм бессмертных (сянь).

Конфуцианство.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ (551–479 гг. до н. э.) Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками.

Концепции:

· Государство трактуется им как большая семья.

· Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

· Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».

· Отрицательное отношение к позитивным законам (фа). Обусловлено это их традиционно наказательным значением, их связью с жестокими наказаниями.

Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ – 371 – 289 до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ.

Считал, что благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями, основой которых является знание, ибо познание порядка вещей, мира и человека ведет к реализации в обществе:

1) человечности (жэнь),

2) исправности (и),

3) вежливости (ли),

4) знания (чжи).

Моизм.

Основатель - МО ДИ (Мао-цзы) (479 –391 до н. э.).

Учение моистов – коренная противоположность учению Конфуция. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости, взаимной пользы.

Легизм.

Один из основателей - ГУНСУНЬ ЯН (известный как Шан Ян) (390 – 338 гг. до н. э.).

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Это течение было противоположно учению Конфуция.

Концепции:

· Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.

· В целом теория была пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких законов) их можно подчинить желательному «порядку».

! Ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия.

Школа Имен.

Концепция: Школа имен исследовала отношения вещей и само выражение этих отношений, а затем соответствие суждений и наименований.

Это направление было стимулировано развитием абстрактного мышления в Китае той эпохи.

Известные представители:

Хуэй Ши (350—260 до н. э.)

Гунсунь Лун (284—259 до н. э.)


ВОПРОС 50. Империя Цинь.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...