2.2. Содержание учебной дисциплины
2. 2. Содержание учебной дисциплины
2. 2. 1. Занятия лекционного типа
Лекция 1. Речевые навыки в профессиональной юридической деятельности. Ораторское искусство. История юридического красноречия.
1. Роль речевых навыков в профессиональной юридической деятельности. 2. Цели и задачи изучения дисциплины «Культура речи прокурорского работника» и ее структурно-логические связи с другими дисциплинами. 3. Предмет, структура и содержание учебной дисциплины «Культура речи прокурорского работника». 4. Зарождение ораторского искусства. Античная риторика. Теоретики античного красноречия. 5. Знаменитые ораторы и учителя красноречия в древнем Риме. 6. Судебное ораторское искусство в средние века. 7. Судебное красноречие в Российской империи. 8. Судебные ораторы советского и современного исторических периодов.
Задание: к лекции необходимо изучить настоящую рабочую программу учебной дисциплины, Квалификационную характеристику должности (квалификационные требования к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. № 378.
Лекция 2. Языковая норма и ее свойства. Язык и стиль юридических документов.
1. Язык и речь. 2. Русский литературный язык и его признаки. Языковая норма. 3. Государственный язык и языковая политика. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». 4. Официально-деловой стиль, его функции и особенности. 5. Научный стиль, его функции и стилевые черты. 6. Средства достижения точности служебного документа. Распространенные ошибки, встречающиеся в служебных документах.
Задание: к лекции необходимо изучить Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»; выяснить значения следующих терминов: лексика, семантика, морфология, синтаксис.
Лекция 3. Речевая культура прокурорского работника. Качества речи судебного оратора.
1. Понятие и значение культуры речи прокурорского работника. 2. Функции языка права. 3. Качества судебного оратора и особенности судебной речи. 4. Необходимые качества и распространенные недостатки речи судебного оратора: - ясность и причины неясности речи выступающего; - точность и речевые неточности; - логичность и ее значение; - уместность и ее признаки; - чистота; - правильность и распространенные нарушения норм литературного языка; - лаконичность и ее значение; - экспрессивность (выразительность); - самобытность - богатство речи. 5. Значение перечисленных качеств в устной речи и письменных документах прокурорских работников.
Задание: к лекции необходимо выяснить значения следующих лингвистических терминов: антитеза, градация, метафора, паронимы, риторические приемы, стиль, стилевой, стилистический, фразеологизм, экспрессивность.
Лекция 4. Этические основы публичных выступлений прокурора.
1. Нормативные документы Генеральной прокуратуры о роли прокурора в судебном процессе и в публичных выступлениях. 2. Профессиональная этика прокурора. 3. Изучение судебной этики в различные периоды российской истории. 4. Судебный этикет и этика выступления прокурора в судебном процессе. 5. Этика речевого поведения прокурора в судебной полемике. 6. Риторические и иные эмоции в судебном процессе.
Задание: к лекции необходимо вспомнить либо выяснить значения терминов: мораль, этика, этикет, долг, деонтология; изучить Кодекс этики прокурорского работника, утвержденный Приказом Генерального прокурора
РФ от 17. 03. 2010 № 114.
Лекция 5. Логические основы судебной речи. Аргументация и ее виды. Ошибки аргументации.
1. Аргументация и убедительность судебной речи. 2. Логическая структура аргументации. Виды доказательств. Опровержение. 3. Правила логической аргументации. Ошибки в аргументации. 4. Эмпирическая аргументация. 5. Теоретическая аргументация. 6. Некорректные виды обоснования. 7. Аберрации сознания. 8. Контекстуальная аргументация.
Задание: к лекции необходимо знать содержание понятий, пройденных в ходе изучения дисциплины «Логика»: тезис, аргумент, демонстрация, доказательство, индукция, неполная индукция, дедукция, аналогия, а также основные законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).
Лекция 6. Риторические приемы аргументации. Эристика.
1. Подготовка речи. Риторический канон. 2. Риторическая аргументация. Условия искусного выражения мысли. 3. Топы, понятие, основные виды в современной риторике. 4. Языковые средства, подчеркивающие логичность речи. 5. Понятие тропа. Виды тропов. 6. Риторические фигуры. Фигуры мысли и фигуры речи. 7. Спор и его разновидности. Эристическая аргументация. 8. Принципы ведения спора. Манера ведения спора. 9. Техника спора. Корректные и некорректные приемы.
Задание: к лекции необходимо выяснить значения следующих лингвистических терминов: анафора, антитеза, инверсия, ирония, метафора, метонимия, оксюморон, омонимия, синекдоха, синонимия, эпифора.
Лекция 7. Техника речи. Пути активизации слушателей.
1. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения. 2. Техника речи, как средство речевого воздействия. 3. Голос оратора, его сила. Дикция и темп речи. 4. Мелодический рисунок речи. 5. Паузы как выразительное средство. Паузы логические и психологические. 6. Произношение. 7. Благозвучие. 8. Ударение. 9. Активизация слушателей как средство достижения целей оратора. Средства активизации слушателей.
Задание: к лекции необходимо выяснить значения следующих лингвистических терминов: дикция, диапазон, тон и тембр голоса, паралингвистика, экстралингвистика, кинесика, просодика, такесика, проксемика.
Лекция 8. Назначение, особенности, стиль и композиция судебной речи.
1. История судебных выступлений как жанра ораторского искусства. 2. Назначение и цели судебной речи. 3. Особенности судебной речи. 4. Стилевые особенности судебной речи. 5. Композиция судебной речи. 6. Логическая структура судебной речи. 7. Структура судебных речей прокурора в уголовном, гражданском, административном и арбитражном процессах. 8. Лингвистический аспект композиции.
Задание: к лекции необходимо выяснить значения следующих лингвистических терминов: стиль, жанр, экспрессия, градация, а также основные признаки основных функциональных стилей: официально-делового, публицистического, научного, разговорного и художественной речи.
Лекция 9. Подготовка прокурора к участию в уголовном, гражданском административном и арбитражном процессах.
1. Законы и нормативно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ о целях и задачах участия прокурора в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. 2. Общие условия и задачи подготовки прокурора к участию в судебном разбирательстве. 3. Программа подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию. 4. Изучение надзорного производства и уголовного дела. 5. Подготовка прокурора к участию в гражданском, административном и арбитражном процессе. 6. Выработка позиции и планирование деятельности по участию в судебном заседании. 7. Особенности устной речи. Использование разговорных конструкций (спонтанность речи, паузы, смещение синтаксической перспективы, типизированные конструкции). 8. Подготовка судебной речи. Задание: к лекции необходимо изучить приказы Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»; от 26. 04. 2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»; от 7 июля 2017 г. № 473 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе».
Лекция 10. Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей
1. Подготовка гособвинителя к участию в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей. Предварительное слушание. 2. Вступительное заявление государственного обвинителя. Особенности участия гособвинителя в судебном следствии в суде с участием присяжных заседателей. 3. Выступление прокурора при формировании опросного листа для присяжных заседателей. 4. Выступление прокурора с обвинительной речью в суде присяжных. 5. Обсуждение юридических последствий вердикта коллегии присяжных заседателей, предложения государственного обвинителя о квалификации преступлений и назначении наказания.
Задание: к лекции необходимо повторить положения раздела ХII УПК РФ, регламентирующего особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
Лекция 11. Приемы аргументации в судебной полемике.
1. Судебная полемика и ее особенности. 2. Тактика предъявления доказательств в судебном следствии. 3. Судебный допрос, его виды и особенности. 4. Тактика судебного допроса. 5. Приемы аргументации и изобличения лжи. 6. Приемы допроса в суде с участием присяжных заседателей. 7. Риторические и иные приемы аргументации в суде присяжных.
Задание: к лекции необходимо повторить положения разделов IХ-ХII УПК РФ об участии прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.
Лекция 12. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ. Особенности подготовки и выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах.
1. Нормативно-правовые основы взаимодействия органов Прокуратуры РФ со СМИ и общественностью. 2. Нормативно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ об организации взаимодействия органов Прокуратуры РФ со СМИ и общественностью. 3. Практика организации работы со СМИ в органах прокуратуры. 4. Освещение работы органов прокуратуры в сети «Интернет». 5. Формы взаимодействия органов прокуратуры со СМИ. 6. Деятельность органов прокуратуры по разъяснению законодательства и правовому просвещению населения. 7. Выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах.
Задание: к лекции необходимо изучить приказы Генерального прокурора РФ от 02. 08. 2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»; от 17 мая 2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|