Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2.3.   Самостоятельная работа




2. 2. 3.     Самостоятельная работа

 

Самостоятельная работа обучающихся может включать в себя следующие ее виды:

1. Изучение учебной литературы, рекомендованной обучающемуся настоящей программой.

2. Изучение действующего законодательства по отдельным разделам и темам учебной дисциплины.

3. Изучение практики работы органов прокуратуры.

4. Изучение судебной и правоприменительной практики по отдельным разделам и темам дисциплины.

5. Изучение речей судебных ораторов.

6. Подготовка выступлений, судебных речей, эссе, рецензий на тексты судебных речей.

7. Выполнение письменных и иных заданий к практическим занятиям.

 

Темы для подготовки выступлений:

 

1. «Риторика» Аристотеля – первый научный труд об ораторском искусстве.

2. «Риторический канон» и его значение.

3. Цицерон об ораторском искусстве.

4. Квинтиллиан и его труды по ораторскому искусству.

5. «Ирония Сократа», как манера ведения спора

6. Русский язык в современном мире.

7. Жанры официально-делового стиля и их особенности.

8. А. Ф. Кони о судебной этике.

9. Юридическая деонтология.

10. Приемы «черной риторики» и способы им противодействовать.

11. Приемы аргументации в речах известных русских юристов.

12. История судебного красноречия.

13. История разработки научных положений о композиции судебной речи.

14. Значение подготовки прокурора к участию в судебном заседании.

15. Известные юристы о способах подготовки судебной речи.

16. Советы П. Сергеича современному оратору, выступающему в суде присяжных.

17. Принципы взаимодействия органов прокуратуры с «четвертой властью».

18. Неориторика – «новая риторика» или продолжение классической традиции?

19. Информационное взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества.

 

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программа учебной дисциплины «Культура речи прокурорского работника» построена таким образом, чтобы обучение осуществлялось не столько традиционными методами, но в большей степени - путем интенсивной речевой практики и интерактивных форм усвоения учебного материала.

К образовательным технологиям, которые предлагается применять, относятся:

– подготовка устных выступлений и их обсуждение на учебном занятии;

– подготовка и ознакомление учебной группы в ходе проведения практических занятий с приказами, указаниями Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации;

– самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания;

– участие в учебных управляемых дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение;

– анализ конкретных ситуаций, решение практических задач;

– участие практических работников, ветеранов прокуратуры в проведении учебных занятий;

– мозговой штурм и другие.

В ходе проведения лекционных и практических занятий используются следующие интерактивные методы обучения:

«Учебная (управляемая) дискуссия». Учебная дискуссия отличается от других видов дис­куссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискус­сии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как пра­вило, уже заранее известен. Целью является процесс поиска, который должен привести к объек­тивно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы правильно поставить дискуссионный вопрос, выделить определенную проблему, привлечь обучающихся к работе и повысить интерес к обсуждае­мой теме. Метод основывается на следующих правилах: формулировать вопросы надо четко и яс­но; ставить следует не больше одной проблемы в одном вопросе; поиск должен закономерно вести к получению запланированных преподавателем выводов. Соблюдение последнего правила воз­можно только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляется педагогом.

«Займи позицию». Многие дискуссии оказываются безрезультатными по причине того, что участники не могут определить и конкретизировать свои позиции. Использование указанного метода помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной по­зиции, начать аргументированное обсуждение проблемы.

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, вписывающегося в тему за­нятия. Все участники, обдумав во­прос, должны принять решение и занять место в группе тех, кто его разделяет, по принципу «аб­солютно - за», «категорически против», «скорее - за», «скорее - против», при этом целесообразно дать возможность указанным группам обучающихся занять разные места в аудитории.

Определившись, участники дискуссии начинают обсуждение, уточняют свою позицию, приводят аргументы. Представители разных групп поочередно высказывают свои мнения, при этом любой участник может поменять свое местонахождение, если его убедили доводы противо­положной стороны.

При реализации различных видов учебной работы используются:

- информационные, обобщающие, проблемные лекции, презентация проекта;

- проблемные семинары, наглядные, объяснительно-иллюстративные, видео- и компьютерные по­собия:

- разбор практических ситуаций, деловые, имитационные игры;

- диспут, доклад, встречи с практическими работниками

Публичные выступления - неотъемлемая часть работы юриста. Традиционно выступление представляется как монолог оратора. Однако профессиональная задача юриста - не только демонстрация ораторского искусства, но и умение добиться желаемого результата. В настоящее время в условиях действия принципа состязательности уголовного судопроизводства это весьма актуально.

В целях выработки этого навыка следует регулярно предлагать обучающимся готовить небольшие речи, доклады, выступления (5-10 минут) по теме занятия, после оглашения которых, слушатели задают вопросы докладчику, который должен давать на них емкие содержательные ответы либо учиться корректировать свою позицию, если в докладе были допущены неточности или же ответить на вопрос докладчик затрудняется. Можно также провести небольшую иллюстрирующую текст ролевую игру, разделить презентацию доклада между двумя ораторами. Периодически сменяя друг друга, докладчики смогут потренироваться в умении поддерживать диалог, а слушатели будут с большим интересом воспринимать суть вы­ступления.

 

Семестр Вид занятия Используемые образовательные технологии Количество часов

    

9

Лекция 1. Речевые навыки в профессиональной юридической деятельности. Ораторское искусство. История юридического красноречия.   Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Лекция 2. Языковая норма и ее свойства. Язык и стиль юридических документов Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.     2 часа
Лекция 3. Речевая культура прокурорского работника. Качества речи судебного оратора. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Лекция 4. Этические основы публичных выступлений прокурора. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Лекция 5. Логические основы судебной речи. Аргументация и ее виды. Ошибки аргументации. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.   2 часа
Лекция 6. Риторические приемы аргументации. Эристика. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.   2 часа
Лекция 7. Техника речи. Пути активизации слушателей. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.   2 часа
Лекция 8. Приемы аргументации в судебной полемике. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.   2 часа
Лекция 9. Назначение, особенности, стиль и композиция судебной речи. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач.   2 часа
Лекция 10. Подготовка прокурора к участию в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Лекция 11. Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела  судом с участием присяжных заседателей. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Лекция 12. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ. Особенности подготовки и выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах. Управляемая дискуссия по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; анализ конкретных ситуаций, решение практических задач; участие практических работников прокуратуры в проведении учебных занятий.   2 часа
Практическое занятие 1. Речевые навыки в профессиональной юридической деятельности. Ораторское искусство. История юридического красноречия. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; управляемая дискуссия. 4 часа
Практическое занятие 2. Языковая норма и ее свойства. Язык и стиль юридических документов Подготовка кратких выступлений, эссе и их обсуждение на учебном занятии; подготовка практических заданий; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; управляемая дискуссия. 4 часа
Практическое занятие 3. Речевая культура прокурорского работника. Качества речи судебного оратора. Подготовка эссе, решение практических заданий и обсуждение их решения; самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; управляемая дискуссия. 4 часа
Практическое занятие 4. Этические основы публичных выступлений прокурора. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; решение практических заданий; анализ конкретных ситуаций. 2 часа
Практическое занятие 5. Логические основы судебной речи. Аргументация и ее виды. Ошибки аргументации. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и выступление перед учебной группой с изложением основного содержания; решение практических заданий, участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение. 4 часа
Практическое занятие 6. Риторические приемы аргументации. Эристика. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение.   4 часа
Практическое занятие 7. Техника речи. Пути активизации слушателей. Решение практических заданий с последующим обсуждением их решения, участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение.   4 часа
Практическое занятие 8. Приемы аргументации в судебной полемике. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; решение практических заданий; анализ конкретных ситуаций.   4 часа
Практическое занятие 9. Назначение, особенности, стиль и композиция судебной речи. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; решение практических заданий; анализ конкретных ситуаций.   4 часа
Практическое занятие 10. Подготовка прокурора к участию в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; решение практических заданий; анализ конкретных ситуаций.   4 часа
Практическое занятие 11. Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела  судом с участием присяжных заседателей. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии; участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; решение практических заданий; анализ конкретных ситуаций.   4 часа
Практическое занятие 12. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ. Особенности подготовки и выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах. Подготовка кратких выступлений и их обсуждение на учебном занятии. Ознакомление учебной группы в ходе проведения практических занятий с приказами, указаниями Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации; управляемая дискуссия. 4 часа
Итого: Для очной формы обучения     70 часов
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...