2.2.2. Занятия семинарского типа
Практическое занятие 1. «Речевые навыки в профессиональной юридической деятельности. Ораторское искусство. История юридического красноречия» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Какое значение имеют речевые навыки в деятельности прокурора? 2. Раскройте содержание и структуру учебной дисциплины «Культура речи прокурорского работника». 3. Опишите связь учебной дисциплины «Культура речи прокурорского работника» с другими учебными дисциплинами. 4. Что такое риторика? Видите ли вы связь риторики с литературой и логикой? В чем она? Ответ проиллюстрируйте. 5. Назовите известных софистов и особенности античных риторических школ. 6. Логографы и их роль в Афинском судопроизводстве. 7. Назовите основные категории риторики по Аристотелю. 8. Проанализируйте формулу Цицерона и ее элементы. 9. В чем сущность методики обучения риторике по Квинтилиану? 10. Судебное ораторское искусство в средние века. 11. Назовите известных российских судебных ораторов конца XIX - начала XX века и их наиболее известные выступления. 12. Назовите судебных ораторов советского и современного исторических периодов. 13. В чем Вы видите значение судебного красноречия в наши дни?
Задания для самостоятельной подготовки: Изучите вопросы и подготовьтесь к кратким (5 минут) устным выступлениям на тему: 1. «Риторика» Аристотеля – первый научный труд об ораторском искусстве. 2. Цицерон об ораторском искусстве. 3. Квинтилиан и его труды по ораторскому искусству.
Практическое занятие 2. «Языковая норма и ее свойства. Язык и стиль юридических документов» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Дайте понятие языка и перечислите его основные свойства. 2. Перечислите формы современного русского национального языка. 3. Литературный язык и его свойства. 4. Что такое языковая норма, и какими свойствами она обладает? 5. Что означают кодифицированность, полифункциональность, общепринятость, общеобязательность и дихотомичность литературного языка? 6. Охарактеризуйте русский язык как государственный. Как он соотносится с русским литературным языком? 7. Перечислите сферы обязательного применения государственного языка Российской Федерации. 8. Официально-деловой стиль, его признаки и функции. 9. Жанры официально-делового стиля и их особенности. 10. Научный стиль, его функции и стилевые черты. 11. Средства достижения точности служебного документа. 12. Стилевые и морфологические ошибки в служебных документах.
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Напишите краткое эссе на одну из тем: «Точная ли наука юриспруденция? », «Русский язык в современном мире», «Наилучший стиль служебного документа». 2. Напишите докладную записку прокурору о результатах Вашего выезда на место происшествия. Фабулу происшествия выберите произвольно из программы новостей.
Практическое занятие 3. «Речевая культура прокурорского работника. Качества речи судебного оратора» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Почему культура речи важна для прокурорского работника? 2. Что входит в содержание понятия культуры речи прокурорского работника? 3. Как цели судебного оратора влияют на качества его речи? 4. Чем достигается ясность воздействующей речи, и каковы распространенные причины неясности речи выступающего? 5. В чем заключается точность воздействующей речи, и какие речевые ошибки препятствуют ее достижению? 6. В чем состоит логичность речи оратора, и каково ее значение?
7. Охарактеризуйте уместность, как необходимое качество воздействующей речи, и назовите ее признаки? 8. Что означает чистота речи оратора? 9. В чем состоит правильность, как необходимое качество воздействующей речи? Назовите распространенные нарушения норм литературного языка. 10. Лаконичность речи и ее значение. 11. Значение экспрессивности (выразительности) речи; 12. Что такое самобытность речи и ее значение. 13. Богатство речи и его значение. 14. Какое значение перечисленные качества имеют для устных выступлений и письменных документов прокурорских работников?
Задания для самостоятельной подготовки: 1. Напишите краткое эссе (подготовьте устное выступление) на одну из тем: «Речевые навыки в работе прокурора», «Культура публичного выступления прокурора»; «Идеальный оратор на прокурорской службе». 2. Проанализируйте речь П. А. Александрова по делу В. Засулич. Какие воздействующие качества этой речи Вы бы выделили? В чем, по Вашему мнению, причина успеха этой речи? Практическое занятие 4. «Этические основы публичных выступлений прокурора» – 2 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Перечислите требования этического характера, предъявляемые к прокурорам Законом «О прокуратуре РФ» и нормативно-распорядительными актами Генерального прокурора. 2. Международные этические стандарты поведения прокурорского работника. 3. История судебной этики в России. 4. Культура речи и речевой этикет прокурорского работника. 5. Какие правила этичного поведения прокурора в публичных выступлениях Вы знаете? 6. Опишите правила судебного этикета, которые должен соблюдать прокурор. 7. Охарактеризуйте правила этичного речевого поведения прокурора в судебной полемике. 8. Уместны ли риторические эмоции в выступлениях прокурора? 9. Допустим ли юмор в суде и в выступлениях прокурора? 10. Какие положения о роли прокурора в судебном процессе и в публичных выступлениях содержат нормативно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры? Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткое выступление на тему: 1. Значение идей А. Ф. Кони по судебной этике для современного государственного обвинителя.
2. Юридическая деонтология.
Практическое занятие 5. «Логические основы судебной речи. Аргументация и ее виды. Ошибки аргументации» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Что такое аргументация? Чем она отличается от доказательства? 2. Какова роль аргументации в придании убедительности судебной или иной воздействующей речи? 3. Опишите структуру аргументации. Назовите ее субъектов. 4. Что такое критика? Ее виды. 5. Что такое опровержение, и какие существуют способы опровержения? 6. Назовите правила аргументации. Какие ошибки в логике рассуждений может повлечь их нарушение? 7. Что такое логическая аргументация. Виды доказательств. 8. Что такое эмпирическая аргументация? Как эмпирические данные используются в аргументации? 9. Что такое теоретическая аргументация? Какие виды теоретической аргументации Вы знаете? 10. Назовите некорректные виды обоснования. 11. Что такое аберрации сознания и как они влияют на аргументацию? Перечислите виды таких аберраций. 12. Что такое контекстуальная аргументация? Перечислите виды аргументов контекстуального характера. 13. Национальные особенности аргументации.
Задания для самостоятельной подготовки: 1. Прочитайте речь А. Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем и речь С. А. Андреевского в защиту братьев Келеш. Проследите логику рассуждения, как сохраняется единство тезиса и его обоснование. Каким образом осуществляется опровержение альтернативной версии. Какие приемы и средства использует оратор для достижения своей цели? 2. Подготовьте краткую обвинительную речь для выступления в аудитории. Оцените ее логичность, убедительность, действенность.
Практическое занятие 6. «Риторические приемы аргументации. Эристика» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Понятие риторической аргументации. Условия искусного выражения мысли. 2. Подготовка речи. Риторический канон.
3. Топы, понятие, основные виды в современной риторике. 4. Языковые средства, подчеркивающие логичность речи. 5. Понятие тропа. Виды тропов. 6. Риторические фигуры. Фигуры мысли и фигуры речи. 7. Спор и его разновидности. Эристическая аргументация. 8. Принципы ведения спора. Манера ведения спора. 9. Корректные приемы ведения спора. 10. Некорректные приемы ведения спора. 11. Психологические особенности спора. 12. Психологически некорректные приемы ведения спора. Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткое выступление на тему: 1. «Ирония Сократа», как манера ведения спора. 2. «Черная риторика» и ее приемы. 3. Подготовьтесь к дискуссии на тему: допустимо ли использование приемов «черной риторики» в юридической практике? 4. Проанализируйте речь П. А. Александрова по делу В. Засулич. Выделите использованные приемы аргументации. Оцените их действенность.
Практическое занятие 7. «Техника речи. Пути активизации слушателей» – 4 академических часа.
1. Экстралингвистические и паралингвистические средства делового общения. 2. Что такое техника речи? Какое значение она имеет для прокурора? 3. Какими качествами должен обладать голос оратора? 4. Что такое дикция? Какие качества она придает речи? 5. Что такое темп речи и от чего он зависит? 6. Мелодический рисунок речи и его значение. 7. Паузы как выразительное средство. Паузы логические и психологические. 8. Значение правильного произношения. 9. Благозвучие и причины неблагозвучия. 10. Ударение. Нарушения в его постановке. Акцентологические нормы. 11. Активизация слушателей. Средства речевого воздействия и их значение. 12. Экспрессивность судебной речи и средства ее достижения. 13. Интеллектуализированные средства речевого воздействия. 14. Средства эмоционального воздействия. 15. Использование в речи вопросительных конструкций. 16. Иные способы активизации слушателей.
Задания для самостоятельной подготовки: 1. Прочитайте несколько судебных речей известных ораторов. Проследите использование авторами вопросительных конструкций. Подготовьте выступление о функциях вопросительных конструкций в судебной речи. 2. На основе анализа речей дореволюционных судебных ораторов выделите использованные авторами средства интеллектуализированного и эмоционального воздействия. Какие изобразительные средства использованы для характеристики подсудимых, их психологического состояния? Какие из использованных средств неприемлемы в современной обвинительной речи? Обоснуйте свое мнение. 3. Подготовьте выступление для участия в дискуссии на тему: Почему в современных судебных речах практически отсутствуют экспрессия и изобразительные средства? Как Вы к этому относитесь?
Практическое занятие 8. «Назначение, особенности, стиль и композиция судебной речи» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Судебная речь как жанр ораторского искусства. 2. Назначение и цели судебной речи. 3. Отличительные черты судебной речи. 4. Стилевые особенности судебной речи. 5. Композиция судебной речи. 6. Логическая структура судебной речи. Назначение и закономерности построения ее элементов. 7. Структура судебных речей прокурора в уголовном судопроизводстве. 8. Особенности композиции речи прокурора в суде присяжных. 9. Композиция речей прокурора в гражданском и арбитражном процессах. 10. Речевые приемы оформления элементов композиции судебной речи.
Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткие выступления на тему: 1. История судебного красноречия. 2. История учения о композиции судебной речи. Подготовьте обвинительную речь прокурора при рассмотрении уголовного дела в общем порядке. Подготовьтесь к выступлению в аудитории.
Практическое занятие 9. «Подготовка прокурора к участию в уголовном, гражданском и арбитражном процессах» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Федеральные законы и нормативно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ о целях и задачах участия прокурора в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. 2. Общие условия и задачи подготовки прокурора к участию в судебном разбирательстве. 3. Программа подготовки государственного обвинителя к судебному заседанию. 4. Изучение надзорного производства и уголовного дела. 5. Подготовка прокурора к участию в гражданском и арбитражном процессе. 6. Выработка позиции и планирование деятельности по участию в судебном заседании. 7. Особенности устной речи. Использование разговорных конструкций при произнесении судебной речи. 8. Подготовка судебной речи. Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткие выступления на тему: 1. Значение подготовки прокурора к участию в судебном заседании. 2. Известные юристы о способах подготовки судебной речи. Подготовьте обвинительную речь прокурора при рассмотрении уголовного дела в общем порядке. Подготовьтесь к выступлению в аудитории.
Практическое занятие 10. «Участие прокурора в рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Подготовка государственного обвинителя к участию в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей. 2. Вопросы, решаемые прокурором в предварительном слушании, при рассмотрении вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. 3. Особенности участия гособвинителя в судебном следствии в суде с участием присяжных заседателей. 4. Вступительное заявление государственного обвинителя. 5. Выступление прокурора при формировании опросного листа для присяжных заседателей. 6. Структура обвинительной речи прокурора в прениях в суде присяжных 7. Особенности выступления прокурора с обвинительной речью перед присяжными заседателями. 8. Обсуждение юридических последствий вердикта коллегии присяжных заседателей, предложения государственного обвинителя о квалификации преступлений и назначении наказания.
Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткие выступления на тему: 1. Судебные ораторы дореволюционной России. 2. Советы П. Сергеича современному оратору, выступающему в суде присяжных. Подготовьте обвинительную речь прокурора при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Подготовьтесь к выступлению в аудитории.
Практическое занятие 11. «Приемы аргументации в судебной полемике» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Судебная полемика и ее особенности. 2. Тактика предъявления доказательств в судебном следствии. 3. Судебный допрос, его виды и особенности. 4. Тактика судебных допросов. 5. Приемы аргументации при постановке вопросов. 6. Приемы изобличения лжи в процессе допроса. 7. Особенности допроса в суде с участием присяжных заседателей. 8. Риторические приемы аргументации в судебном процессе. 9. Софистические и иные некорректные приемы аргументации и их разоблачение.
Задания для самостоятельной подготовки: По фабуле уголовного дела подготовьте: 1) порядок исследования доказательств, который Вы бы предложили суду; 2) план допроса обвиняемого, предусматривающий способы его разоблачения в случае изменения или отказа от показаний; 3) план допроса свидетеля (потерпевшего), предусматривающий способы его разоблачения в случае попытки дать ложные показания или изменить их.
Практическое занятие 12. «Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ. Особенности подготовки и выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах» – 4 академических часа.
Вопросы для подготовки:
1. Нормативно-правовые основы взаимодействия органов Прокуратуры РФ со СМИ и общественностью. 2. Нормативно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ об организации взаимодействия органов Прокуратуры РФ со СМИ и общественностью, деятельности по разъяснению законодательства и правовому просвещению населения. 3. Принципы взаимодействия органов прокуратуры со СМИ. 4. Как организовать работу со СМИ в прокуратуре района (города), субъекта Российской Федерации. 5. Организация освещения работы органов прокуратуры в сети «Интернет». 6. Формы взаимодействия органов прокуратуры со СМИ и особенности их практической реализации. 7. Как подготовить ответ на журналистский запрос? 8. Как реагировать на критику со стороны СМИ? 9. Порядок подготовки информации для размещения в СМИ. 10. Организация интервью, пресс-конференции, брифинга для представителей СМИ. 11. Организация освещения СМИ мероприятий, проводимых прокуратурой. 12. Деятельность органов прокуратуры по разъяснению законодательства и правовому просвещению населения. 13. Формы правового просвещения. 14. Выступления прокурора о состоянии законности и правопорядка в СМИ, учебных заведениях, трудовых коллективах.
Задания для самостоятельной подготовки: Подготовьте краткие выступления на тему: 1. Принципы взаимодействия органов прокуратуры с «четвертой властью». 2. Информационное взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества. Подготовьте краткое заявление для прессы (пресс-релиз) о результатах их судебного рассмотрения и выступление перед жителями, трудовым коллективом по тому же вопросу. Подготовьтесь к выступлению в аудитории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|