Статья 44. Формы предоставления медицинской помощи
Медицинская помощь может предоставляться в следующих формах: 1) амбулаторно-поликлинической помощи: первичной медико-санитарной помощи; консультативно-диагностической помощи; 2) стационарной помощи; 3) стационарозамещающей помощи; 4) скорой медицинской помощи; 5) санитарной авиации; 6) медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях; 7) восстановительного лечения и медицинской реабилитации; 8) паллиативной помощи и сестринского ухода; 9) традиционной медицины, народной медицины (целительства). Медицинская документация в лечебно-профилактическом учреждении. Медицинская документация – система документов установленной формы, предназначенных для регистрации данных лечебных, диагностических, профилактических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, а также для их обобщения и анализа -медицинская карта стационарного больного -мед.карта прерывания беременности -история развития ребенка -экстренное извещение -врачебное свидетельство о смерти -листок нетрудоспособности и т.д. Организационно-правовые основы общественного здравоохранения Здоровье населения РК рассм. как основа благополучия нации и основ. фактор нац. безопасности страны. Поэтому гос-во берет на себя обязанности по поддержанию опред. уровня нации, предоставляя гражданам соответств. права и гарантии в области охраны здоровья. Гос. система охраны сущ. около 60 лет и имеет успехи, признанные во всем мире, а принципы организации здравоохранения, принятые в 1968 г. в г. Алматы, стали международными. В 1997 году принят закон РК об охране здоровья граждан, включ. 14 глав и 74 статей. в наст. время - это центральный правовой акт в сфере здравоохранения. В 1997 г. принят закон о системе здравоохранения. Управление системой здравоохранения было жестко централизованным, как при распределении ресурсов, так и при принятии управленч. решений. Система распределения ресурсов не обеспечивала эффективности работы учреждений здравоохранения. Стратегич. реформы включ.: обоснование политики развития, формирование правовой базы реформы, демонополизацию системы здравоохранения, введение эффектив. эконом. мед. технологий, реформирование системы финансирования здравоохранения на основе многоканальности, структур. перестройка СЗ с приоритетным развитием ПМСП, формирование и реализация новой концепции подготовки кадров.
Билет 30 Многопрофильная больница. многопрофильная больница могут быть с различным числом специализир отделений т.е. содержать в себе инфекционн,хирургическ,терапевтич,детское отделение,радиологич отделение Анализ деятельности ЛПУ. 2)анализ деятельности ЛПУАнализ деят/ти поликлиники обычно проводиться по след сис/ме: 1)общие данные поликлиники дает паспортную часть годового отчета где содерж данные о наличии ов учрежд/ии специализированных кабинетов,лечебно-вспомог и диагностич служб,а также х-ка кадров поликлиники; 2)организация работы поликлиники (прием в поликлиники,помощь на дому,загрузка врачей)-оценивается по показателям,характеризующим объем и структуру посещений поликлиники.нагрузку врачей на приеме и участковый принцип обслуживания 3) проведение профилактич работы в поликлинике и ее результаты(периодич и целевые осмотры,диспансерн.наблюд за больными)- выражается в проведении осмотров с целью раннего выявления заболеваний.в диспансерном обслуживании больных противоэпидемич и санитарно-просветит работе. 4) кач/ва врачебной диагностики и лечение больных в поликлинике-опред/ся на основе сопоставлении диагнозов поставленных при направлении на госпитализацию,с диагнозами установленными в стационаре.5)преемственность работы поликлиники и стационара
Организационные принципы и формы мед помощи населения. Первичную медико-социальную помощь городскому населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения (территориальные поликлиники, обслуживающие взрослое население) и учреждения по охране материнства и детства (детские поликлиники и женские консультации). Все перечисленные учреждения оказывают населению квалифицированную врачебную помощь на амбулаторном приеме и на дому. Финансирование учреждений осуществляется из средств госбюджета, поэтому медицинская помощь является для населения бесплатной. Утвержден перечень дополнительных (платных) медицинских услуг, однако их доля в общем объеме амбулаторной помощи мала (до 10%). Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник и ТМО являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, обозначены: — норматив участковости (1700 человек на 1 должность участкового терапевта); — норма нагрузки (5 посещений в час на приеме в поликлинике и 2 — при обслуживании пациентов на дому терапевтом);— штатный норматив участковых терапевтов (5,9 на 10000 жителей старше 14лет).
Билет 31 1) Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Ее место в системе мед образования и в практической деят-ти врача. Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по оздоровлению населения и совершенствованию его медицинского обслуживания. Общественное здоровье и здравоохранение занимается изучением широкого круга различных медицинских аспектов, социологических, экономических, управленческих, философских проблем в области охраны здоровья населения в конкретной исторической обстановке. В отличие от различных клинических дисциплин общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни. При этом условия жизни, производственные отношения, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей, так научно-технический прогресс, социально-экономические революции и эволюционные периоды, культурная революция приносят обществу величайшие блага, но одновременно могут оказывать негативные воздействия па его здоровье. Величайшие открытия современности в области физики, химии, биологии, урбанизация населения в XX веке, бурное развитие промышленности, во многих странах, большие объемы строительства, химизация сельского хозяйства и прочее нередко приводят к существенным нарушениям в области экологии, что губительно сказывается, прежде всего, на здоровье населения, вызывает те или иные заболевания, которые порой по своей распространенности приобретают эпидемиологический характер. Основная задача:устранение влияния факторов на здоровье ч/кА. ОЗ изуч/ся в 2х основных направлениях:-1)статистика здоровья населения -2)статистика здравоохранения (слагается из):*демографическая статистика,*статистика заболеваемости и инвалидности,*статистика физического развития.Статистика здравхр/я зависит от:1)финансирование,2)уровень оказания мед помощи различным контингентам населяя(дети,женщины,сельск насел/е,городское насел/е,старческий возраст) 3)сеть лечебно-профилактич орг/ций.Основные методыОЗ:1.исторический2.статистический.2.экспериментальный.4.экономический,5.метод экспертных оценок. Дополнит методы:1.опрос.22.анкетирование.3.выкопировка из мед документации.4.инструменальный.5.лабораторный.6.метод непосредственного наблюдения за больным. Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемыздравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4)организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5)организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент,маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения. Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения.Объектами медико-социальных исследований являются:1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры,специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.
2)Структура городской поликлиники. Штаты, задачи и организация работы. Поликлиника или амбулатория — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение для оказания амбулаторной медицинской помощи больным на приёме и на дому. Структура городской поликлиники. Руководит поликлиникой – главный врач поликлиники. Если поликлиника объединена со стационаром, то руководит зам. главного врача по поликлинике. Задачи поликлиники: Работа в поликлинике организуется по участковому принципу. На одного участкового терапевта – 1700 человек взрослого населения. Преимущества участкового принципа: наблюдение в динамике, своевременная диагностика, адекватное лечение, знание социальных условий проживания населения. 3)Теоретические основы планирования. Понятие и определение плана.
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем. По срокам различают следующие виды планирования: 1) перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т. д. Стратегическоепланирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10–15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, планирование. Долгосрочный план (на 10–15 лет) имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, и рядпредприятий разрабатывает долгосрочные планы сроком на пять лет, среднесрочные – на 2–3 года; 2) текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объектаи подразделяются на заводские, цеховые, бригадные; 3) оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на болеекороткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственныхисполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое,внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование. План — ряд предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединённых последовательно для достижения цели с возможными сроками выполнения.
Билет 32 1) Организация статистического исследования. Его этапы. Статистическое исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации. Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность. Организация статистического исследования делится на несколько стадий: • стадию знакомства с литературными данными, что позволяет получить представление об изучаемой проблеме, выбрать адекватную методлику исследования и сформулировать рабочую гипотезу • стадию наблюдения; • статистическую группировку и сводку; • счетную обработку; • научный анализ; • литературное и графическое оформление данных исследования. 2) Показатели работы городской поликлиники. Организация работы поликлиники оценивается по показателям, характеризующим: — динамику посещений (отношение числа посещений поликлиники в данном году к числу посещений в прошлом году, умноженное на 100); — структуру посещений — по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посещений по поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всех посещений, умноженное на 100); — нагрузку на врачебную должность (отношение числа посещений всех врачей к числу занятых врачебных должностей); — активность посещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посещений на дому к числу всех посещений на дому, умноженное на 100). Профилактическая работа поликлиники оценивается: — полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100); — процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения); — частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных); — показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации). 3) Основные методы планирования здравоохранения:аналитический,сравнительный,балансовый,нормативный,экспирементальный методы. Основной задачей планирования здравоохранения является нахождение оптимальных соотношений между потребностью населения в лечебно-профилактической помощи и возможностями ее удовлетворения на данном этапе развития нашего государства. Основные методы планирования здравоохранения: 1. Аналитический - анализ состояния здоровья, демографической ситуации в регионе, оценка показателей деятельности ЛПУ. 2. Сравнительный - сопоставление имеющихся данных с показателями других административных территорий или в динамике за ряд лет. 3. Балансовый - его широко применяют при составлении межотраслевых балансов (например, балансов труда и рабочей силы, производства и потребления медицинских услуг). 4. Нормативный - использование нормативов потребности населения в медицинской помощи, нормы нагрузки на час работы врача и т.д. 5. Экспериментальный - например, для апробации результатов научных исследований перед внедрением их в практику медицинских учреждений. Билет 33 1. Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья. Общественное здравоохранение — система охраны здоровья, ориентированная как на здоровье популяции и общин, так и на индивидуальное здоровье и деятельность конкретного работника в системе охраны здоровья. Основная задача: разработка мероприятий по устранению влияний факторов окр. среды на здоровье человека. ОЗ изуч. в 2 направлениях: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения. СЗН слаг. из след. статистик: демографич., заболеваемости и инвалидности, физич. развития. СЗ зависит от финансирования, уровня оказания мед. помощи различ. контингентам населения (дети, женщины, старики, работники пром. предпр., сельское население), сети лечебно – проф. организаций. Основные методы исп. в ОЗ: историч., статистич., эксперимент., экономич., метод эксперим. оценок. Дополнит. методы: метод опроса, анкетирование, выкапировка из мед. документаций, инструмент., лаборат. метод, непосред. наблюдение за больными. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействия с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношение членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). 2. СВА – как основа ПМСП. Структура. Задачи и организация работы. СВА-является учреждением первого контакта при обращении больного за мед.помощи.В данном учреждении оказывается помощь всем обратившимся, независимо от пола и возраста.Общие положения: 1.СВА является мед.организацией,призванной осуществлять в районе своей дея-сти ПМСП.2.СВА организуется в установленном порядке в городах и сельских населенных пунктах,является самост.организацией,имеющей юридический статус и банковский счет.3.СВА может быть как госуд-ной, так и негосуд-ной формой собственности.4.СВА,независимо от формы собственности,руководствуется Конституцией РК,Указами,законами,актами Президента и ПравительстваРК,приказами.Ее мед-кая и врач-ная дея-сть подлежит обяз-ному лицензированию.5.СВпа возглавляет старший врач. Преднетом дея-ти СВа яв-ся оказание ПМСП,профилактика болезней,обучение населения ЗОЖ. В своей дея-ти СВА руководствуется след.принципами: - принцип предназначенности для всех и кажного,независимо от возраста и пола; -принцип доступности; -принцип профилактич.направленности; -принцип преемственности и непрерывности лечебно-профилакт.мероприятий; -принцип прикрепления населения, как на основе свободного выбора врача, так и по территориальному принципу. Одним из важнейших условий развития новых отношений с пациентами и внутри коллектива СВА является внутренняя структура организация СВА. больные не должны свободно перемещаться внутри СВА. Должны быть след.помещения: 1.специальная зона ожидания больных.2.Регистратура с компьютером.3.Кабинет доврачебного осмотра,где нах-ся мед.сестры.4.В целях осущения прав пациента и создания условий конфиденциальности врачебного приема в кабинете должны нах-ся только врач и больной.5.кабинет(ы) врачебного приема нового типа, где осматривается и дети, и взрослые,и женщины.6.Ощбая комната для врачей,где проводять производственные совещания,разместить библиотеку,учебный компьютер и пр. 3. Основные показатели плана здравоохранения и их измерители. показатели плана развития здравоох-я подразделяется на утверждаемые и расчетные. Число утверждаемых показатели в госплане невелико: это число больничных коек, ввод действие больниц и поликлиник. Расчетным показателем харак-ет развития отдельных направлении отрасли, темпы роста и темпы прироста сети больничных или амбулаторно-поликлинических учреждении, обеспеченность населения этими учреждениями и т.д. расчетные показатели необходимые для обоснования устанавливаемых заданий; использовании этих показателей для аналитических целей дает возможность выбрать оптимальный вариант развития здравоох-я в тот или иной планируемый период. При планировании здравоох-я возникает необходимость в едином способе количественного выражения планируемых процессов, т.е. в единых показателях плана и его измерителей. В качестве измерителей показателей использует нормы и нормативы. Нормы и нормативы не только яв-ся основой для планирования здравоох-я, но и контролирует затраты трудовых, финансовых и материальных ресурсов. 34 билет 1. Теории народонаселения и здравоохранения. Мальтузианство, теория «оптимума населения». Среди буржуазных теорий здравоох-я,народонаселения и медицины следует выделить натуралистические (биологизаторские-мальтузианство,неомальтузианство, теория «оптимума населения»), психологизаторские, эклектические (социологизаторские,биологизаторские и др.) теории. Мальтузианство и неомальтузианство. Причины возникновения («классовый заказ» буржуазии в период появления «избыточного» населения, резервной армии безработных, развития национально-освободительного движения в колониальных и завсимых странах и др. «Классическая» концепция Мальтуса о «геометрической прогрессии» размножения населения и «арифметической прогрессии» увелечения средств существования) 2. Диспансеризация населения. Контингенты населения, подлежащие диспансерному наблюдению. Цели диспансеризации. Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведения мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности. Цель диспансеризации - профилактика заболеваний, ранняя диагностика хронических болезней (сахарного диабета, сердечно-сосудистой патологии, туберкулеза, онкологических заболеваний и многих других). Диспансеризация позволяет выявлять заболевания на начальной стадии их развития, что служит предпосылкой успешного лечения. Диспансеризации подлежат следующие группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше): 1) работающие граждане; 2) неработающие граждане; 3) обучающиеся в образовательных организациях по очной форме на бюджетной основе. 3. Организация и источники финансирования здравоохранения. Билет 35 ТЕOРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, система науч. знаний, дающая целостное представление о народонаселении. Изучает взаимосвязи и взаимодействие между социально-экон. развитием в целом и развитием народонаселения как его органич. частью, между отд. сторонами обществ. развития и конкретными демографич. процессами, а также систему связей между последними; раскрывает законы и закономерности развития народонас. и конкретных демографических процессов. Евгеника (от греч. eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям Фрэнсис Гальтон (1822-1911) в работе "Наследственный гений, его законы и следствия" писал: «подбором родительских пар можно превратить высокий интеллект из случайного качества в постоянное». Евгенический контроль он предложил возложить на "коллегию" специалистов, которые, пользуясь специальным "метрическим" методом, должны оценивать наследственные физические и психические качества индивида. Окончательный вердикт коллегии, после подсчета всех плюсов и минусов, гласит как "пригоден" или "не пригоден" к размножению: “То, что природа делала слепо, медленно и жестоко, следует делать прозорливо, быстро и мягко”. Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии. Тем самым, его идеи находятся в оппозиции к принципам патернализма, к основным принципам традиционного общества. Социал-дарвинизм является детерминистическим учением: социальный конфликт, с его точки зрения, является вечным и неустранимым, хотя, по Спенсеру, должен привести в конечном итоге к становлению идеального общества. Однако некоторые сторонники этой теории, наоборот, делают из неё вывод о деградации человечества. Принципы социал-дарвинизма схожи с основными постулатами лессеферизма и капиталистической экономики: все эти учения ставят человека перед выбором: «либо плыви, либо тони», признавая всех, кто не смог приспособиться к условиям капиталистической экономики, «людьми низшего сорта». В своих крайних реакционных вариантах социал-дарвинизм близок к евгенике и расизму и служит обоснованием для господства буржуазии, милитаризма и империализма во внешней политике. Противники аболиционизма часто использовали социал-дарвинизм для объяснения своих расистских теорий. Одним из известных критиков социал-дарвинизма был Пётр Кропоткин. В своей работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902) [3] он приводит доводы, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание. Больница не только является медицинским учреждением, где население получает комплексную медицинскую помощь (одновременно лечебную и профилактическую), но и служит центром обучения медицинских работников и центром биосоциальных исследований. В зависимости от вида, объема и характера оказываемой медицинской помощи городские больницы подразделяются на многопрофильные и специализированные. По объему деятельности стационарные учреждения бывают различной категорийности (мощности), а по системе организации — объединенными или не объединенными с поликлиникой. Во главе объединенной больницы стоит главный врач. Он имеет заместителей по медицинской, поликлинической и административно-хозяйственной части. В структуру стационара входят приемное отделение, отделение дифференц. диагностики, лечебно-диагностические отделения (терапевтические, хирургические, неврологические, физиотерапевтические, лабораторно-диагностические и др.). Могут также входить специализированные отделения и палаты. Больницы дифференцируются по типам, категорийности и профильности. Непосредственное лечение больных ведут врачи-ординаторы, основными элементами работы которых являются ведение истории болезни, диагностика и лечение, экспертиза трудоспособности, реабилитация и восстановительное лечение, консультации. На одного ординатора приходится до 20—25 больных. Среди медицинской документации, которую ведут больничные ординаторы, основными являются карта стационарного больного (история болезни), листок учета больных, карта выбывшего из стационара, листок нетрудоспособности,различные журналы учета и др. Как правило, в стационары поступают больные по направлению врачей амбулаторий, поликлиник, диспансеров и других учреждений внебольничного типа, а в экстренном порядке их доставляет и направляет “Скорая помощь”.Часть больных (до 5%) поступают в стационар “самотеком”, то есть обращаются в приемное отделение, которое в случае необходимости их госпитализирует. При госпитализации врачи поликлиники оформляют специальные документы (направление на плановую госпитализацию, где указываются необходимость стационарного обследования и данные амбулаторного обследования). Приемное отделение может быть централизованным и децентрализованным. В приемном отделении устанавливается диагноз и решается вопрос об обоснованности госпитализации. Отказы регистрируют с указанием причин. Регистрируют поступивших и выбывших из стационара, заполняют паспортную часть истории болезни и вместе с амбулаторной картой или выпиской из нее передают в отделение. Структура: -специализированные лечебные отделения -приемное отделение -административно-хозяйственная часть -вспомогательные лечебно-диагностические отделения -архив 3) Бюджетная классификация. Методика составления бюджета. Бюджетная классификация - руппировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы государства, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы государства. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления — КОСГУ). Существуют три основных подхода к составлению бюджетов, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения. Это подходы “снизу вверх”, “сверху вниз”, а также итеративный подход. При использовании подхода “снизу вверх” бюджет составляется исходя из планов деятельности подразделений и проектов, которые передаются наверх для определения по ним агрегированных результирующих показателей для всей компании. При подходе “сверху вниз” - бюджет составляется исходя из целевых показателей, поставленных руководством компании. Целевые показатели определяются на основе экономических прогнозов, а также стратегии компании. При итеративном подходе процедура бюджетирования включает ряд условных этапов. Информация сначала распространяется от высшего руководства к нижестоящим звеньям управления, а затем обобщается снизу вверх по иерархической структуре управления несколько раз в зависимости от ситуации. В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией от подразделений, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу “снизу вверх”. В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать свою деятельность при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и знает долгосрочные цели компании. В этом смысле весьма полезно бюджетирование по методу “сверху вниз”. Однако на практике, как правило, применяются смешанные (итеративные) варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов - вопрос лишь в том, какой подход преобладает. Бюджет, составленный “снизу вверх”, предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от руководителей нижнего уровня к руководству компании. Руководители, отвечающие за выполнение бюджетных показателей, составляют бюджет для тех областей деятельности, за которые они несут ответственность. Такой подход позволяет руководителям, принимая участие в подготовке своих бюджетов, применять накопленный опыт, знания существа и проблем предметной области. Тем самым увеличивается вероятность того, что они примут бюджет и будут стремиться достичь запланированных целей. Однако при таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные “снизу” показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях б<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|