Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила редакционно-издательского оформления рубрикаций и сокращений




Заголовки

Заголовки нужны для того, чтобы организовывать и направлять чтение. Заголовки, имеющие словесную форму предупреждают, о чем дальше речь пойдёт в тексте.

Всё заголовки обозначают начало и конец, заставляют читателя сделать остановку и подумать о прочитанном.

Также заголовки углубляют понимание содержания.

Заголовки и подзаголовки показывают взаимосвязь рубрик, подрубрик, разделов.

Благодаря заголовкам в тексте легче найти нужную информацию.

Виды заголовков и область их применения

· Заголовки с подзаголовками

Тематические заголовки и все заголовки, в которые входит тематическая часть, могут сопровождаться тематическими подзаголовками. Например, когда необходимо конкретизировать заголовок, привести датировку. Подзаголовок подключается к заголовку, либо как текст в круглых скобках, либо как отдельная часть, отдельными строками, графически отличающиеся от заголовка.

· Графические заголовки.

Каждый такой заголовок представляет собой наборный знак, украшение, рисованное или орнаментальное изображение, отделяющее один подраздел от другого.

· Немые заголовки.

Каждый такой заголовок выражен только графически пробельной строкой, отделяющая один текст от другого, пробельным спуском в начальной полосе, когда текст размещен не от верха полосы, а с отступом от него, и концевым пробелом в последней концевой полосе подраздела, когда текст заполняет не всю полосу, а только верхнюю её часть и внизу остаётся свободное место – это наименее содержательный вид заголовка. Он применяется главным образом в изданиях художественной литературы, публицистике, мемуарах с целью отделить небольшие, малосвязанные друг с другом части текста, а также в любых изданиях с подразделами, внутри которых вступительные и заключительные части композиционно не связаны с последующим и предшествующим текстом. Чтобы ограничить вступление и окончание от основного текста подраздела, когда нет необходимости или трудно словесно определить их тему.

Недостаток немого заголовка заключается в том, что он исчезает, попадая на стык полос. Этот недостаток можно смягчить, если обозначать начало нового подраздела после пробельной строки буквицей, или если набирать первое слово его текста прописными.

· Шмуцтитул.

Это заголовок на отдельной. В связи с экономией бумаги, шмуцтитул следует применять крайне ограничено разумно и целесообразно. Следует заполнять оборотную сторону шмуцтитула основным текстом, размещая на лицевой стороне шмуцтитула необходимый обогащающий книгу иллюстративный материал или эпиграфы, или элементы справочно-вспомогательного аппарата, или текстовые справочные данные.

Чем больше формат и тираж издания, тем менее целесообразен шмуцтитул. Особенно, если нет возможности рационально использовать образующие пустые места.

Сложность применения шмуцтитула связано с традиционном расположением на правой чётной стороне. Такое расположение вызывает необходимость точного полосного расчёта издательского оригинала.

Для того, чтобы определить в каких случаях полоса перед шмуцтитулом окажется пустой из-за нехватки текста в предшествующем подразделе.

Чтобы ликвидировать эти пустые полосы, надо на стадии подготовки издания сократить или дополнить текст перед шмуцтитулом с предшествующей полосой. Вносить такие изменения на стадии корректуры при наборе в типографии экономически накладно для издательства, т. к. при этом возрастают затраты на правку корректуры и повышается себестоимость издания.

Шмуцтитул допустим в изданиях, которые:

1)  Включают несколько крупных произведений, например, «Романов». Цель – резко разграничить текст внутри издания

2) Содержит произведения, разделённое на несколько очень крупных частей. Цель – резко отделить части друг от друга для удобства пользования изданием, сократить число ступеней с заголовками вразрез текста для лучшего графического разделения каждой ступени.

3) Оснащены предтекстовым и большим затекстовым аппаратом (комментарии, примечания, библиографические списки, список иллюстраций, вспомогательные указатели). Цель – резко отделить основной текст от вспомогательного и облегчить розыск сведений в затекстовом аппарате.

4) Включают произведения, в каждом из которых по замыслу художника желательно предпослать иллюстрацию на оборотной стороне шмуцтитула.

· Шапка.

Это заголовок вверху пробела в начале полосы. Применяются в изданиях, которые:

1)  Включают произведения со сложной многоступенной публикацией (части, разделы, подразделы, главы, подглавы, параграфы, под параграфы). Цель – сократить число ступеней с заголовками вразрез текста для лучшего графического развлечения каждой ступени.

2) Представляют собой сборник произведений, объединённых в циклы. Цель – выразительно обозначить каждый цикл.

· Заголовок в спусковом пробеле.

Размещают его ниже шапки, но не над текстом спусковой полосы непосредственно, а с заметной отбивкой от него. Такой заголовок охватывает весь текст до следующей спусковой полосы, на которой таким же образом расположен заголовок той же значимости.

Заголовок в спусковом пробеле необходим при большом числе ступеней публикации, когда одних шрифтовых различий заголовков разных ступеней мало для того, чтобы читатель хорошо разбирался в том, к какой ступени относится тот или иной заголовок, какова их логическая связь и соподчиненность.

· Начальный заголовок вразрез текста

Нередко редакторы и оформители не знают, что начальный заголовок вразрез текста – это самостоятельный вид заголовка, который станет им только в том случае, если будет размещен в своём месте, т. е. непосредственно над текстом спусковой полосы, из-за этого его порой ставят в спусковом пробеле с ощутимой отбивкой от текста, т. е. иначе, чем одноступенные ему заголовки в дальнейшем тексте, тем самым переводя его в разряд другого старшего по расположению вида, а если при этом над таким тематическим заголовком оказывается, мало от него отбитый родо-нумерационный заголовок высшей ступени, то к тому же оба заголовка невольно сливаются в единый родо-нумерационно-тематический заголовок в спусковом пробеле.

· Форточка

Такой заголовок с оборкой основным текстом применяют главным образом в учебных изданиях, которые требуют от читателя осмысления и запоминания большого фактического материала со сложными взаимосвязями.

Книги с форточками выходят все реже, т. к. усложняют набор и верстку.

Цель применения – не разрывая изложения, обозначить заголовками основные вехи описываемого процесса или стороны характеризуемого объекта. Обобщённо выразить основной смысл части текста, т. е. как бы наметить пункты конспекта.

· Фонарик

Такой заголовок расположенный на поле страницы применяется в справочных изданиях с большим числом мелких иллюстраций на поле. В учебных изданиях с мелкими заголовками, тезисами, сжато раскрывающими содержание под разделов.

Цель – резко отделить заголовки от текста для упрощения поиска справочных сведений, использовать поле, отведённое под иллюстрации не полностью занимающие его, не разрывать заголовками изложение.

Ограничивает применение фонариков потеря бумаги из-за уменьшения формата набора основного текста и, следовательно, снижение ёмкости печатного листа.

· Скрытый в тексте заголовок

Это внутри текстовое выделение.

Как заголовок его используют в изданиях с очень большим числом ступеней рубрикации, в изданиях с форточками требующие введение подчинённых заголовков и ы изданиях с мелкими подпараграфами.

Цель – компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней, использовать единственную возможность выразить подчинённый заголовков форточкам, увеличить ёмкость печатного листа (МНЕ ЭТО НАХУЯ НАДО) благодаря тому, что заголовки не выделены в отдельные строки с отбивками от текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...