Формулировка проблемы и определение причин ее возникновения
Следует различать такие два понятия, как «ситуация» и «проблема». Ситуация — это сложившаяся комбинация факторов, а проблема — это несоответствие реальной комбинации факторов той, которая желательна или является оптимальной с точки зрения имеющихся характеристик объекта. Необходимо иметь в виду, что одна и та же ситуация порождает неоднородные проблемы на разных уровнях управления. Например, красильный цех ткацкой фабрики не мог работать в течение трех смен, так как краситель оказался бракованным. Из этой ситуации вытекают три проблемы: для начальника красильного цеха, начальника отдела снабжения и директора фабрики. Для начальника цеха проблема № I — закрыть наряды рабочим за этот день и обеспечить им положенный заработок, проблема № 2 — обеспечить план выпуска за месяц. Для начальника отдела снабжения — срочно найти замену бракованному красителю. Для директора завода проблема возникнет только тогда, когда простой будет серьезно угрожать срыву месячной отгрузки продукции потребителям или недостатки в работе отдела снабжения станут постоянными. Так же как и ситуации, проблемы могут быть классифицированы. В основу одного из вариантов классификации положено деление по степени структуризации, содержанию, классности, уровню решения, приоритетности. По степени структурированности: хорошо структурированные; слабо структурированные; неструктурированные. По содержанию: экономические; организационные; социально-психологические; политические. По классности: прямые; обратные. По уровню решения: предприятие; филиал; цех; участок; личные. По срочности (приоритетности): самые срочные;
важные средней срочности; важные, но не срочные; не заслуживающие внимания. Хорошо структурированные проблемы дают возможность определить взаимодействие между факторами влияния на проблему в количественном выражении. Например, сокращение выручки от реализации автомобилей на 20% является результатом взаимодействия двух факторов: снижения объема реализации на 4% и вынужденного снижения цен на них на 5%. Слабоструктурированные проблемы вызываются обычно качественными факторами, не имеющими количественных характеристик. Иногда в слабоструктурированных проблемах присутствуют как количественно определяемые, так и неопределяемые факторы. Например, если невыполнение плана вызвано ростом текучести рабочих на 10% в этом году по сравнению с прошлым, связанным с повышением норм выработки на 3% и грубостью начальника цеха, то можно говорить о слабоструктурированной проблеме. Неструктурированные проблемы содержат лишь самые общие сведения о факторах, но в то же время не позволяют сформулировать связь между ними. Например, продажа продукта А за короткий период резко сократилась, притом что не выявлено никаких причин этой проблемы: товар не устарел, конкуренты не выпустили на рынок заменяющей его новинки, у покупателей не было ярко выраженных претензий к уровню цен или качеству. С точки зрения классности проблемы делятся на прямые и обратные. К прямым относятся определение эффективности, выбор способа действия; к обратным — поиск условий и факторов, при которых критерием являются максимум и минимум. Степень срочности (приоритетности) определяется многими обстоятельствами. При этом очевидно, что степень срочности решения стратегических проблем иная, чем тактических и оперативных, поэтому ранжирование следует производить внутри проблем одного ранга. В частности, среди стратегических проблем первоочередными признаются те, у которых есть серьезная поддержка в вышестоящих организациях, и те, решение которых позволит выйти организации на принципиально новые позиции в конкурентной борьбы (позиционирование на мировом рынке, занятие лидирующих позиций в отрасли по качеству продукции или сервиса). Для решения таких проблем в данный момент есть ресурсы, отличающиеся новым качеством, например специалисты редкой квалификации.
Естественно, к первоочередным принадлежат проблемы, оперативное решение которых необходимо для устранения ясности серьезных потерь или разорения компании. Помимо рассмотренных выше существуют и другие принципы классификации. Некоторые авторы классифицируют проблемы в зависимости от степени определенности их элементов по трем группам: 1.С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами. Подобные проблемы обеспечивают при своем решении детерминированный результат и разрешаются адаптивным методом. В управленческой деятельности такая ситуация распространена не слишком широко и в основном характерна для тактических решений. 2.С частично (на 40-80%) управляемыми и прогнозируемыми параметрами. Они наиболее часто встречаются на практике, что связано с эволюционными изменениями в условиях хозяйствования. При решении этих проблем используются все имеющиеся методы в разных сочетаниях. 3.С неуправляемыми и непредсказуемыми (свыше 90% неуправляемых параметров) параметрами, родившимися из революционных преобразований в технике, технологии, управлении. Как правило, у руководителя не может быть алгоритмов решения подобных ситуаций. По этому следует обратиться к консультантам и руководствоваться их советами и собственной интуицией. Как и во многих других случаях, классификация носит субъективный характер и зависит от сочетания объективных обстоятельств и индивидуальных особенностей лица, принимающего решение. Следует остановиться еще на одном принципе классификации, не отраженном названными выше авторами, но заслуживающем, по нашему мнению, серьезного внимания. Так, О.А. Кулагин классифицирует проблемы по источникам их возникновения. Первая группа проблем (проблемы функционирований) связана с тем, что фактические результаты деятельности не достигли требуемого уровня. Это может быть, например, невыполнение плана по объему или по качеству.
Вторая группа (проблемы развития) означает расхождение между потенциальными возможностями и целями, которые были поставлены. Например, фирма обслуживает 5% рынка, в то время как по имеющимся ресурсам и качеству продукции она могла бы владеть 7—10% рынка. Разница между этими двумя группами проблем состоит в том, что вторая группа требует прогнозных стратегических решений. Определение проблемы начинается с фиксации симптомов — отдельных, частных проявлений неблагополучия. Например, усиление текучести кадров, частые деструктивные конфликты в коллективе являются симптомами неблагополучия. Но сами по себе они еще не дают достаточного основания для формулирования проблемы, так как могут быть симптомами разных проблем: неблагоприятных условий труда, неправильного нормирования и мотивации работников, низкой квалификации руководителя. Поэтому для определения проблемы необходимо выявить причину вышеозначенных явлений. Помимо выявления причин (факторов), породивших проблему, следует определить степень влияния этих факторов — индивидуальную и совокупную — и возможные векторы их развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|