Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII веках
В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов. А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян: челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).
1. Распространение христианской веры на белорусских землях началось с X в. В 992 г. князь Изяслав основал в Полоцке епархию — большой церковный округ. Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство в течение нескольких столетий распространялось в соперничестве с язычеством (многобожием). С IX по XIII в. он и существовали вместе, так как язычество имело глубокие древние корни. 2. В Полоцком княжестве развивалась письменность. В IX в. в Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука. Об этом свидетельствуют, например, надписи на Борисовых камнях, обнаруженных в русле Западной Двины, а также надпись на Рогволодовом камне возле Орши. В Бресте был найден деревянный гребень для волос с последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора с нацарапанными на ней буквами. Такие грамоты обнаружены археологами в Витебске и Мстиславле. С первой половины X в. берет начало летописание — запись событий по годам (летам) в хронологической последовательности. В начале XII в. монахом Нестором была создана «Повесть временных лет» — летопись, содержащая сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, о битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в X в. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалом для рукописных книг в те времена служил пергамент — специально выделанная кожа телят. Обложкой были две дощечки, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки. 3. Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII в. Осознанный жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте Предслава — дочь полоцкого князя, внучка знаменитого Всеслава Чародея. О ее жизненном пути и деятельности рассказывается в житии. Узнав о намерении отца обручить ее с будущим мужем-княжичем, она выбрала служение Богу и убежала из дому в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала женский и мужской монастыри, где переписывались церковные книги. Дело это в то время было очень трудным, на переписывание одной книги обычно требовалась вся жизнь. На склоне лет Ефросинья совершила религиозный подвиг — отправилась в далекое и трудное паломничество в Святую землю (Иерусалим), где и скончалась. Ефросинья Полоцкая — первая женщина среди восточных славян, провозглашенная православной церковью святой. Верующие считают ее небесной заступницей белорусской земли и каждый год 5 июня чтят день ее памяти.
Выдающимся религиозным деятелем XII в. был туровский епископ Кирилл. На некоторое время он замуровался в небольшой монастырской башне (столпе, имевшем несколько ярусов) и жил отшельником — в изоляции от других людей. Кирилл Туровский не только читал там книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притчи, имевшие характер поучений. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси». 4. Выдающимся памятником каменного зодчества (сооружением из камня и кирпича, скрепленных раствором) был возведенный в середине XI в. в Полоцке при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) Софийский собор. Слово София означает «Божья мудрость», по представлениям верующих, управляющая мирозданием. Это был третий храм такого типа, возведенный на землях восточных славян после Киевской и Новгородской Софий. При строительстве собора использовался плоский кирпич — плинфа. Внутренняя поверхность храма была украшена фресками — росписью водяными красками по свежей штукатурке. За свою историю Полоцкая София несколько раз разрушалась, перестраивалась и дошла до нас в значительно измененном виде. В течение XII в. в Полоцке было возведено 10 каменных однокупольных культовых зданий. Одним из них стала Спасо-Ефросиньевская церковь, построенная по просьбе Ефросиньи Полоцкой зодчим Иоанном (Иваном) за 30 недель. В этой церкви хранятся мощи (останки) Святой Ефросиньи Полоцкой.
До наших дней частично сохранилась Коложская (Борисоглебская) церковь, построенная в XII в. в Гродно. Стены церкви украшены вставками из цветного полированного камня и керамическими плитками, образующими определенный рисунок. Особенностью церкви является большое количество голосников — глиняных кувшинов, вмурованных в стены для того, чтобы было хорошо слышно молитву и голос священника. Памятником оборонного зодчества является пятиярусная, высотой около 30 м, Каменецкая башня, возведенная в XIII в. на Брестчине из желтого и коричневого кирпича. 5. Шедевром древнего искусства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшей (в крещении Лазарем) по заказу Ефросиньи Полоцкой в 1161 г. Крест изготовлен из кипарисового дерева. Его поверхность выложена золотыми, а стороны — серебряными пластинами с выбитыми на них надписями кириллицей. На золотых пластинах разноцветными эмалями изображены святые. В кресте содержались частички дерева с креста, на котором был распят Иисус Христос, мощи святых. Восстановленный в XX в. образ Креста Ефросиньи Полоцкой считается христианской реликвией белорусов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|