Религия и церковь на Беларуси в XIV-XVI веках. Реформация и контрреформация. Брестская церковная уния.
Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. 1. Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия — описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской летописи, переписанной в конце XV в. В том же столетии были созданы «Летописец великих князей литовских» и «Белорусско-литовскаялетопись». Появилась литература, в которой прославлялись определенные личности, например «Похвала Витовту». Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать. 2. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид. В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка. 3. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — это роспись водяными красками по свежей штукатурке. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных сегодня — икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV — началу XVI в.
Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов. К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом. 4. Новые явления в культуре в первой половине XVI в. были связаны с распространением Ренессанса — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Это было время подъема светской науки и искусства, становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В основе Ренессанса лежат идеи гуманизма — системы мировоззрения, согласно которой человек является высшей ценностью. В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда- то населявших наши земли. Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове.
К первой половине XV в. относится трактат Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языке. В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата. Реформация и котрреформация. 1. Место церкви в ВКЛ долгое время определялось существованием двух течений христианства. В 20—30-е гг. XVI в. в ВКЛ установилась религиозная толерантность — веротерпимость. После заключения Люблинской унии 1569 г. православная церковь начала терять ведущее положение в Беларуси. Православного вероисповедания в XVI в. придерживалось большинство восточнославянского населения (белорусы, украинцы). Однако в 20—30-е гг. XVI в. православная церковь оказалась в довольно сложном положении. Если католическая конфессия существовала за счет государственной поддержки, то православная — за счет пожертвований прихожан. Православная церковь, сохранявшая свой традиционный характер, не воспринимала перемен, происходивших в мире, не предлагала образование представителям шляхетского сословия. Церковнославянский язык проповедей был все более непонятен прихожанам. В то же время католическая вера распространялась и постепенно закрепляла свои позиции на белорусских землях благодаря политике великих князей литовских, поддерживавших католицизм. В конце XVI — начале XVII в. в ВКЛ в ответ на пропольскую политику правящих кругов Речи Посполитой стали возникать братства — национально-религиозные организации православного, преимущественно мещанского, населения. В братских школах использовались церковнославянский и старобелорусский языки. 2. В XVI в. европейские страны охватило широкое общественно-политическое движение, направленное на реформирование католической церкви. Оно получило название Реформация, что в переводе означает «преобразование». Реформационное движение было вызвано кризисным положением католической церкви и нарастанием народного недовольства ее деятельностью. Основной социальной силой Реформации в ВКЛ, в отличие от западноевропейских стран, были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время в княжестве еще не сформировалась.
Идеи Реформации начали проникать на белорусские земли в середине XVI в. Ее сторонники выступали за реформу католической церкви, за то, чтобы она стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, а также выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры. 3. Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты, например, считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Идеи кальвинизма поддержали магнаты и большая часть шляхты. Переходя в кальвинизм, они наносили удар по католической церкви и Люблинской унии, поскольку католическая церковь поддерживала идею инкорпорации (вхождения) ВКЛ в состав Польши. Ярчайшим представителем реформаци- онного движения в Беларуси, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Из кальвинизма выделилось такое направление Реформации, как арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Ариане отрицали триединую сущность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог - Святой Дух), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Представителем антитринитариев был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»). 4. Во всех странах Европы во второй половине XVI в. развернулось религиозно-политическое движение против Реформации — Контрреформация («контр» означает «против»). Главными его проводниками стали иезуиты — члены общества Иисуса Христа, которые благодаря распространению просвещения стремились закрепить позиции католической церкви. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы и типографии. Под их руководством проводились погромы и сжигались книги. В ВКЛ Контрреформация не получила таких ужасающих форм, как в Западной Европе (например, Варфоломеевская ночь в Париже). Еще одна особенность Контрреформации в ВКЛ — ее направленность как против кальвинизма, так и против православия.
В 1658 г. сейм Речи Посполитой принял решение об изгнании ариан за пределы государства. Кальвинистская шляхта стала переходить в католичество. Сын Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл (по прозванию Сиротка) сделал Несвиж, где по его инициативе был основан коллегиум, вторым после Вильно иезуитским центром ВКЛ. В результате распространения Контрреформации начался процесс клерикализации культуры — католическая церковь брала под свой контроль образование, науку, культуру и духовную жизнь, а научные знания объявлялись греховными. Брестский церковный собор В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды: внешний вид и убранство храмов, брак священников, церковнославянский язык божественных служб. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими. 1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|