Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование белорусской нации. Культура Беларуси в XIX — начале XX века.




1. Вторая половина XIX — начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. Нация — это общность людей, сложившаяся исторически, с характерными для нее постоянным проживанием на одной территории, общностью хозяйственной жизни, одним литературным языком, схожестью культуры и психологии, в т. ч. национального самосознания. Формирование белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности.

2. Становление нации характеризуется формированием национального самосознания — совокупности идей, представлений, убеждений, верований, в которых народ осмысляет себя как национальную общность и исторические корни своего происхождения. Одной из форм проявления национального самосознания являются собственные названия народа. Еще в первой половине XIX в. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее население — литвинами. В конце XIX — начале XX в. наименования «Беларусь» и «белорусы» закрепляются за всей этнической территорией белорусов. Часть населения Беларуси называла себя «тутэйшыя» (здешние). В некоторых местностях существовали региональные названия, которые относились к значительным территориям: «полешуки» — ко всему Полесью, «пинчуки» — к его отдельным частям.

По национальному составу более 65 % населения Беларуси являлись белорусами, около 15 % — евреями, 6 % — русскими, более 5 % — поляками, около 5 % — украинцами. Более 90 % белорусов проживали в сельской местности и занимались сельским хозяйством. По конфессиональному составу среди населения преобладали православные, составлявшие около 2/3.

3. Одним из признаков формирования нации стала общность хозяйственной жизни. Увеличение количества фабрично-заводских предприятий, переориентация помещичьих хозяйств на продажу своей продукции, развитие торговли и строительство железных дорог способствовали возникновению на территории Беларуси единого экономического региона. Расширение торгово-экономических связей между разными частями Беларуси содействовало объединению представителей коренного этноса в нацию.

4. К концу XVIII в. старобелорусский язык, использовавшийся как язык государственного делопроизводства в ВКЛ, фактически перестал существовать. Крестьянство, часть обедневшей шляхты, трудящиеся слои городского населения пользовались белорусским разговорным языком. Становление нового белорусского литературного языка как признака нации происходило на основе многодиалектного разговорного народного языка, в первую очередь диалектов Центральной Беларуси.

5. Процесс формирования белорусской нации был связан с оформлением белорусской национальной идеи — представлениями, в которых выражалось понимание белорусов как самостоятельной общности людей. Смыслом нацио-нальной идеи стало достижение белорусами собственной государственности.

Осознание исторической особенности первоначально проявилось как в литвинском патриотизме, приверженцы которого мечтали о возрождении ВКЛ и не представляли будущего без Польши, так и в западнорусизме, приверженцы которого рассматривали белорусов как часть общерусского этноса и ориентировались на Россию. Теоретическое обоснование белорусской национальной идеи впервые дали белорусские студенты, создавшие в 1884 г. в Петербурге нелегальную народническую организацию «Гомон». Они выступали за автономию, т. е. широкое внутреннее самоуправление для белорусов в составе демократической и федеративной России. В 1905 г. гомоновскую идею развивали далее приверженцы Белорусской социалистической громады (БСГ), разработав положение о национально-территориальной автономии Беларуси в составе российского государства. Важную роль в признании факта существования белорусской нации и формирования ее идеи сыграла газета «Наша шва», издававшаяся в 1906—1915 гг. в Вильно.

Культура

1. После присоединения белорусских земель к Российской империи школы белорусских губерний были включены в состав Виленского учебного округа. Центром образования являлся Виленский университет, в который в 1803 г. была реорганизована Главная Виленская школа. Преподавание в университете велось на польском языке. Однако в 1832 г. Вилеиский университет был закрыт, так как каждый третий его студент принимал участие в восстании 1830—1831 гг. Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность», что означало воспитание и обучение в духе верности русской православной церкви и преданности российскому самодержавию. Преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.

В 1819 г. в Гомеле была открыта первая в Российской империи ланкастерская школа взаимного обучения. В таких школах детей и взрослых обучали более подготовленные ученики под руководством учителя, и предназначались они для быстрого и дешевого получения элементарного образования.

В соответствии с реформой П. Д. Киселева были открыты начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники. Среднее образование можно было получить в гимназиях, а также иезуитских коллегиумах. Высоким уровнем обучения выделялся Полоцкий коллегиум, преобразованный в иезуитскую академию, действовавшую в 1812—1820 гг.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 г. в Горы-Горках Могилевской губернии земледельческого института — первого в России высшего учебного заведения агрономического профиля.

2. Становление научных знаний о Беларуси и белорусском народе было связано с возникновением белорусоведения. Одним из первых исследователей нашей истории, устного народного творчества и языка стал автор очерков «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» Павел Шпилевский. Одним из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора был участник Общества филоматов Виленского университета поэт Ян Чечот. Он издал 6 фольклорных песенных сборников (преимущественно в переводе на польский язык). Считается, что в белорусских текстах Яна Чечота впервые появилась буква «у» (у краткое). В своих стихах он критиковал жестокость помещиков, призывал их гуманно относиться к крестьянам.

Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842 г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей. Позже, в 1855 г., благодаря усилиям Евстафия основан Вилеиский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов. Таким образом, было положено начало музейному делу в Беларуси.

В первой половине XIX в. проводились крупномасштабные измерения от Северного Ледовитого океана до Черного моря по так называемой Дуге Струве, в т. ч. и на территории Беларуси. Это позволило определить точные размеры и форму Земли. Дуга Струве включена в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

3. Плодотворно использовал в своем литературном творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть Отчизну после приговора по делу Общества филоматов, поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Деды».

Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхтич Завальня», или Беларусь в фантастических рассказах» («Шляхцщ Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»), где широко использованы белорусские сказки и предания. Первым классиком новой белорусской литературы стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной комедии-опере «Идиллия» («Сяляпка») он воплотил реалии той жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны — по-польски.

Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Стани-слав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота. Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю адвеку 1 маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Почтальон» в переводе на русский язык стало известной песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Особое место в литературе первой половины XIX в. занимает творческое наследие крестьянского поэта Павлюка Багрима. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошел только один — «Зайграй, заиграй, хлопча малы...».

Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича стало свидетельством распространения романтизма. Это художественное направление опиралось на национальные чувства и поэтизировало героических личностей, обращалось к внутреннему миру человека и идеализировало природу.

4. В изобразительном искусстве в историческом жанре работал портретист Валентин Ванькович. Он создал картины «Наполеон у костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. Немало полотен на исторические сюжеты создал Ян Дамель, среди которых «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.».

Развитие жанра натюрморта в белорусской живописи связано с именем уроженца Витебщины Ивана Хруцкого. Прославился он и как выдающийся портретист. Среди его произведений — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» и др.

Композитор Антон Абрамович, родившийся на Витебщине, писал свои музыкальные произведения на основе белорусских народных песен и танцев. В своем поместье Залесье на Сморгонщине сочинял полонезы, в т. ч. «Прощание с Родиной», Михал Клеофас Огинский — автор так и не реализованного проекта возрождения ВКЛ.

В архитектуре царил стиль классицизм, памятниками которого являются дворец Румянцевых-Паскевичей и собор Святых Петра и Павла в Гомеле.

Культура Беларуси в 60-е гг. XIX — начале XX в.

1. В области образования в 1864 г. началась реформа, в соответствии с которой обучение становилось всесословным. Однако в 1887 г. распоряжением министра просвещения, получившим название «Указ о кухаркиных детях», запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. п. Был также ограничен прием в гимназии евреев. В Беларуси до конца XIX в. действовали Временные правила для народных школ, согласно которым чи-новники осуществляли надзор за работой школ и педагогов. В Беларуси не было создано земских школ.

Учебники для школ Северо-Западного края создавались с позиций западнорусизма. Согласно этой теории, одним из создателей которой был историк, автор трудов по политической и церковной истории Беларуси Михаил Коялович, белорусы рассматривались как составная часть русского этноса, а главное направление развития белорусского края связывалось с его возвращением от польского католичества к русскому православию.

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища и церковно-приходские школы, а в городах — городские училища. В Беларуси были открыты семинарии для подготовки учи-телей начальных школ. Учительскую семинарию в Несвиже закончил Якуб Колас. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные — с изучением математических и природоведческих предметов.

В 1864 г. в связи с событиями восстания 1863—1864 гг. был закрыт земледельческий институт в Горы-Горках Могилевской области. Получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

К концу XIX в. грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

2. Состояние научных знаний в начале XX в. определялось развитием белорусоведения. Один из первых исследователей Беларуси Иван Носович в результате 30-летнего труда составил «Словарь белорусского наречия», где содержалось более 30 тыс. слов.

Ученый-краевед Евдоким Романов, собравший и издавший фольклорно-этнографические материалы в многотомном «Белорусском сборнике», трудился над созданием археологических карт Могилевской, Витебской, Гродненской губерний, обнаружил Бердыжскую стоянку первобытных людей.

В трехтомном исследовании академика Ефима Карского «Белорусы», названном «энциклопедией белорусоведения», было дано всестороннее научное обоснование национальной самобытности белорусов как отдельного восточнославянского народа.

Исторические исследования были представлены трудами историка и этнографа Митрофана Довнар-Запольского, который обосновал положение о самобытном белорусском народе с оригинальной культурой и языком, высказался за его право на самостоятельное существование.

Среди достижений европейского уровня в технических науках особое место занимают работы профессора Якуба Наркевича-Иодко. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит в основе электротерапии. Его первое научное открытие — прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам — стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

3. Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка и стал своеобразным «отцом» белорусского возрождения. В конце XIX в. увидели свет сборники его стихов «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», подписанные псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэука з-пад Барысава».

Как создатель новой белорусской литературы и литературного языка вошел в историю поэт Янка Купала (Иван Луцевич) — автор пьес «Павлинка», «Разоренное гнездо» («Раскиданае гняздо») и др. В творчестве Янки Купалы сочетались темы протеста крестьянства и борьбы за национальное возрождение. Стихотворение Купалы «А кто там идет?» русский писатель Максим Горький считал «народным гимном белорусов» и перевел его на русский язык.

В первом сборнике своих стихов «Песни-жалобы» Якуб Колас (Константин Мицкевич) опоэтизировал образ белорусского мужика, который, несмотря на тяжелую жизнь, остается оптимистом и верит в возрождение родного края. Якуб Колас начал работу над поэмой «Новая земля» и «Сымон-музыкант».

Поэтическим заветом своему народу стало стихотворение-гимн «Погоня» Максима Богдановича.

В начале XX в. ярко раскрылся талант белорусской поэтессы и революционерки, автора «Первого чтения для детей-белорусов» Тетки (Алоизы Пашкевич).

4. Значительным явлением в развитии культуры Беларуси стало издание газеты «Наша шва» в Вильно в 1906— 1915 гг. Ее главными темами были Беларусь и судьба народа. В первом номере провозглашалось: «Мы будем служить всему обиженному белорусскому народу, постараемся быть зеркалом жизни, чтобы от нас, как от зеркала, свет падал в темноту. Мы будем стараться, чтобы все белорусы, которые не знают, кто они есть, поняли, что они белорусы, и люди чтобы узнали свои права...»

На страницах этой газеты впервые увидели свет поэмы Янки Купалы «Курган» и «Бондаровна». В 1910 г. редакцией «Нашай швы» был издан первый поэтический сборник Якуба Коласа «Песни-жалобы». В 1914—1915 гг. редактором газеты был Янка Купала. При редакции «Нашай швы» создавался, благодаря стараниям Ивана Луцкевича, белорусский национальный музей.

5. Театральная жизнь в Беларуси была связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого, который считается создателем белорусского профессионального театра. В Вильно на любительской основе действовал Белорусский музыкально-драматический кружок под руководством Алеся Бурбиса. Он осуществил первую театральную постановку пьесы Янки Купалы «Павлинка».

6. Значительных успехов достигло белорусское изобразительное искусство. Во второй половине XIX в. царил реализм, представители которого стремились объективно отражать реальность. Одним из самых известных живописцев был Казимир Альхимович, картина которого «Погребение Гедимина» получила всемирное признание. Ряд своих полотен художник посвятил нелегкой судьбе крестьян, написал также серию картин по мотивам творчества Адама Мицкевича.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, почти 25 лет путешествовавший по Беларуси, оставил около 1000 акварельных зарисовок, изображающих известных людей и памятники белорусского зодчества.

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления знаменитого Исаакиевского собора. Он создал в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика.

Ведущим пейзажистом был Аполлинарий Горавский. Он воспевал в своих полотнах красоту белорусской природы и народный быт. Одной из лучших его работ признана картина «Старушка молится», которую высоко оценил известный русский художник Илья Репин. На протяжении многих лет Репин жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь здесь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея), где написал композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.

Традиции лирического пейзажа развивал Витольд Белыницкий-Бируля. Излюбленной темой для художника стала весна. Ей он посвятил около 200 картин, в 120 названиях использовал слово «весна».

Свою роль в развитии живописи сыграли частные художественные школы. Одну из них создал в Витебске автор многочисленных картин, отражающих черты еврейского быта, Юдель Пэн. В его школе прошел первую подготовку как живописец уроженец Витебщины всемирно известный художник XX в. Марк Шагал.

7. В развитии архитектуры сочетались элементы разных художественных стилей. По всей Беларуси во второй половине XIX в. развернулось строительство в псевдорусском стиле церквей-«муравьевок», название которых пошло от фамилии виленского генерал-губернатора М. Муравьева. Примерами использования псевдорусского стиля стали также часовня князей Паскевичей в Гомеле, Покровский собор в Гродно, Свято-Воскресенский собор в Борисове. Зда-ния учебных учреждений возводились в стиле классицизма, театры — в стиле барокко, костелы — в стиле неоготики (костел Святого Роха в Минске). Наиболее известный памятник архитектуры начала XX в., сочетающий черты романского и готического стилей, — Костел Святых Симеона и Елены (в народе прозванный Красным).

На рубеже XIX—XX вв. возник архитектурный стиль модерн, в котором строились железнодорожные вокзалы, промышленные здания, банки, жилые дома, а также гостиница «Европа» в Минске и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...