Забывание. Зависимая переменная. Зависимость. Задний мозг. Закладывание пищи
З
Забывание
Одна из общих идей психологии: утрата способности вспом-нить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забы-вания можно разделить на две широкие категории — полное забы-вание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты инфор-мации сохраняются в долговремеииой псімяти, но остаются недо-ступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания: Помехи: воспоминания искажаются либо в результате пре-дыдущих событий (проактивиая иитерференция), либо в ре-зультате последующих событий (ретроактивная интерфе-ренция). • Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотиваци-ей — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосоз-нанные воспоминания. • Ошибки воспроизведения: в более современных объяснени-ях фсномена забывания подчеркивается важность различ-ных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологи-ческое или физиологическое состояние — стресс, алкоголь-ное опьянение и т. д. ) или контекстуальными (аспекты об-становки). Мы с большей вероятностью вспоминаем ин-формацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обуче-ния.
Зависимая переменная Некий аспект поведения, испытывающий воздействие иезависи-мой перемениой при проведении эксперимеита. Эксперименталь-ный эффект достигается, если независимая переменная вызывает
изменение зависимой переменной. К примеру, наличие обратиоц связы при выполнении задачи (независимая переменная) можст привести к увеличению производительности труда (зависимая пе-ременная).
Зависимость
Разновидность расстрѳ йства личноспш, когда человек на-столько опирастся на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди. страдаюшие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекват-ности и беспомощности. Они готовы на все. чтобы избежать оди-ночества, и нуждаются в постоянной поддержке окружающих. В крайних случаях они вообще не способны вынести физическую разлуку со своим партнером. Если связь прекращается, человск чувствует себя опустошенным и старается как можно быстрее установить новые взаимоотношения. Сохранение близких отно-шений становится для него таким важным делом, что он пред-почитает терпеть унижения от партнера, лишь бы не оставаться в одиночестве. Люди, страдающие зависимостыо, более уязви-мы перед другими расстройствами, такими как фобии и депрес-сии. Предлагаются следующие возможные объяснения зависи-мости: • С точки зрения психоанализа, при зависимости возникает фиксация на оральной стадии, детское неосознанное желание иметь надежную заботу и опеку. • Бихевиористские объяснения вращаются вокруг идеи оши-бочного опыта при научении, когда зависимое поведение не-адекватно вознаграждалось, а независимое подвергалось на-казанию. • Когнитивные объяснения подчеркивают роль ошибочных схем мышления. Люди, страдающие зависимостью, считают себя неполноценными и нуждаются в другом человеке, кото-рый помогал бы им бороться с жизненными невзгодами. Та-ким образом, у них формируется ошибочное убеждение, что независимость подразумевает одиночество. Из-за природы этого расстройства пациенты могут возлагать на терапевта ответственность за свое состояние и занимать очень пассивную позицию на сеансах терапии. В психодинамических пе-
реходах предпринимаются попытки высвооодить подавленные воспоминания, послужившие причиной расстройства. Особую роль в этой тсрапии играет почти неизбежный перепос (смещепие аффекта) на терапевта. В когнитивной и когтітивио-поведенчес-кой терапии психолог пытается изменить ошибочное убеждение пациента в своей неполноценности. Пациента обучают проявлять большую уверенность в себе. чтобы эффективнее выражать свои желания и потребности в отношенпях с партнсром. Задний мозг
См. Головиой мозг. Закладывание пищи
Склонность запасать пищу впрок, развитая у некоторых живот-ных. Они делают это различными способами, но чаще всего зары-вают пищу или прячут в незаметных местах. Преимущества такого поведения: • Оно создает запас пищи на тот период, когда ресурсы стано-вятся особенно скудными (например, зимой). • Пищу можно спрятать от соперников. • Животное тратит меньше времени на поиски пищи и может заниматься другими делами. Вместе с тем, закладывание пищи связано с определенными опасностями: • Пища может быть обнаружена и украдена соперниками. • Животное должно составить мысленную карту района закладки, чтобы обнаружить ее в нужное время; если ориен-тиры, образующие эту карту, были нарушены другими жи-вотными, закладка может потеряться. Из-за потенциального риска кражи или потери пищи опти-мальное поведение заключается в распределении запасов по не-скольким закладкам, а не в хранении одного большого запаса. Это преимущество должно уравновсшиваться такими сообра-жениями, как количество затраченного времени и энергии, а так-же возможностью вспомнить расположение нескольких закла-Док.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|