Зона ближайшего (проксимального) развития
Зона ближайшего (проксимального) развития Термин теории развития Льва Быготского, обозначающий те задачи, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но способен сделать это с помощью взрослых или более умелых свер-стников. Эта важная идея теории Выготского подчеркивает, что знание ребенка развивается через активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми, последовательно направляю-щими его к решению все более сложных проблем. С течением вре-мени диалоги со взрослыми иіітернализируются и становятся час-тью внутреннего опыта ребенка. Таким образом, в будущем он может пользоваться этим опытом для самостоятельного решения сходных задач.
И Игра
Термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными. В качестве критериев предлагалось настрое-нис. степень возбуждсния и вид деятельности. но все это подверже-но субъективным оценкам. Наблюдатели могут только гадать о функциях конкретной деятельности, следовательно, мы можем сказать, что рсбенок играет, просто потому. что классифицируем его поведение таким образом. Наиболес распространенные харак-теристики игры: • Добровольна. • Не направлена на достижение какой-либо явной цели. • Подразумевает повторение уже усвоенных действий. • Может сопровождаться «игровыми сигналами» — напри-мер, определенным тоном голоса, подчеркнутыми движени-ями и жестами.
Игровая терапия
Использование игровых ситуаций в качестве терапии, основан-ное на идеях Фрейда, впоследствии дополненных Эриксоиом. Игро-вая терапия применяется двумя главными способами: • В качестве диагностического орудия: поведение детей предо-ставляет важную информацию об их проблемах и скрытых чертах личности. Таким образом, игровая ситуация выпол-няет роль проективного теста эмоциональных проблем ре-бенка. Этот вид игровой терапии ныне используется в основ-ном служащими социальной сферы как средство выявления случаев насилия над детьми (использование анатомически точных кукол в качестве моделей).
• Как форма профилактической терапии, в том смысле, что игровая ситуация предоставляет ребенку возможность вы-ражать свои чувства и эмоции в свободных фантазиях. Со-
путствующие этому эмоциональные вспышки обычно на-зываются катарсисом.
Идентификация
Тип социального воздействия. обусловленный желанием чело-века быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы. При этом происходит копирование поведе-ния, установок и других характсристик личности или группы, нс обязательно в надежде на какие-то выгоды в будущем, но из-за привлекательности самого процесса идснтификации. Мы можем принимать чужие мнения, ценности и убеждения, но, как правило. это происходит на поверхностном уровне, поскольку мотивация к идентификации вызвана скорее желанием быть похожим на друго-го человека, чем безоговорочным согласием с его взглядами.
Идентичность
Человеческое представление о самом себе, идея о себе как уни-кальном существе, которая начинает развиваться уже в раннем детстве. В психосоциальной теории Эрика Эриксона развитие соб-ственной идентичности рассматривается как главная задача пери-ода юиости.
Идеографический
Любой подход или метод в психологии, который сосредоточен на личности, а не на развитии общих законов поведения. Обычно противопоставляется номотетическому подходу.
Иерархический принцип организации поведения
Принцип отношений в группе животных, вступающих в частые контакты. Иерархическая организация поведения складывается из ряда отношений типа «доминирование-подчинение». Существует несколько разных видов иерархии. При самой простой, линейной иерархии, животное А доминирует над животным В, которое до-минирует над животным С, и так далее. Иногда возникают треу-гольники, в которых животное А доминирует над животным В, доминирующим над С, которое, в свою очередь, доминирует над А. Такая иерархия обычно формируется в тех случаях, когда ста-тус животного в семейной группе не соответствует его статусу в стае. К примеру, в стае макак-резусов самка А может доминиро-вать над своим младшим братом В. Он может доминировать над
Линейная иерархия
Треугольная система
Коалиции
более молодым самцом С, который не является его родственником. В силу того, что в стае макак-резусов самцы обычно доминируют над самками, С будет доминировать над А. Образование коалиции является более сложной формой иерархической организации поведения. Коалиция образуется, когда два животных (В и С) вместе доминируют над третьим (А), которое в обычных условиях доминирует над ними обоими. Когда между коалицией и отдельным животным устанавливаются доминирующие отношения, при будущих встречах это животное уступает каждому из членов коалиции в борьбе за ресурсы. Хотя существование разных видов иерархической организации поведения подтверждается многочисленными свидетельствами, они не являются универсальными. К примеру, у африканских зеленых мартышек практически не наблюдается иерархической организации, в то время как у их близких родственников, мартышек-вервет, существует четко выраженная линейная иерархия. Некоторые животные, проявляющие территориальное поведение в естественных условиях, устанавливают иерархические отношения в неволе, в условиях большой скученности. У доминирования есть несколько преимуществ: • Доминирующие животные лучше питаются и более здоровые, так как у них больше ресурсов. • Более высокое положение в группе обычно связано с более высокими репродуктивными способностями. • У многих животных старшинство в иерархии связано с возрастом, поэтому для продвижения вверх по иерархической лестнице у них почти не возникает необходимости в агрессивном поведении.
• Иерархическая организация имеет свои преимущества и для подчиненных животных, получающих выгоду от существования в группе (например, защиту от хищников).
• Подчиненные животные могут разработать различные так-тики «подворовывания» ресурсов, поэтому им не приходит-ся вступать в открытое соперничество с доминирующими животными в группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|