Экспериментальный план с одним участником
э футов девять дюймов. Хотя колония может быстро вырасти до значительных размеров, члены этой популяции будут иметь значи-тельные генетические отличия от остального человечества. и эти отличия не будут следствием естественного отбора. Эго Компонент структуры личности, который, согласно Фрейду, действует в соответствии с пршщипом реалыюсти (т. е. поддержи-вает связь с рсальностыо) и выполняст роль посредника между эгоистическими требованиями Ид (см. Фреіід) и нравственными требованиями Супер-Эго. Эго пользуется внутренними механизма-ми, защищающими личность от подсозиателыюй тревоги. Термин также используется психологами в более общем смысле и означает все, что имеет отношение к человеческому «Я». Эгоизм Склонность действовать преимущественно в собственных инте-ресах. Эгоцентризм Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотноси-тельно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиа-оісе эгоцентризм считается характеристикой ребенка на доопераци-оииой стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить, Полисмен ■
Проблема «полисмена и шаловливого мальчика». Дети, способные к децентрации, могут расположить мальчика там, где полисмен не видит его э как выглядят горы для ребенка, наблюдающсго их из иной перс-пективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованисм более знакомых ситуаций (например. в задаче о полицейском ц непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к де-цеитрации в значительно более раннем возрасте. чем первоначаль-но предполагалось Пиаже и другими исследователями.
Эгоцентричная речь Термин. используемый Жаном Пиаэісе для описания «разгово-ра с собой» у маленьких детей. Дети часто болтают во время игры, несмотря на то, что находятся в одиночестве. Этот вид речи изна-чально не предназначен для социального общения и постепенно вытесняется общением со сверстниками и взрослыми. Эдипов комплекс Термин, введенный Фрейдом для описания сексуального влече-ния детей мужского пола к своей матери, в сочетании с ревностыо и соперничеством с отцом за материнские чувства. Когда сын осозна-ет, что отец сильнее его, он начинает бояться наказания — в особен-ности кастрации за свои чувства к матери. Когда комтекс кастра-ции становится особенно интенсивным, ребенок подавляет свои чувства к матери и идентифицируется с отцом. Этот процесс на-зывается отоэісдествлеиием с агрессором. Страх перед кастрацисй уменьшается, так как по мнению ребенка отец больше не видит в нем соперника. Идентифицируясь со своим отцом, мальчик иитер-иашзирует его моральные принципы и развивает свое Супер-Эго. Эйдетическое воображение Способность «видеть» образ предмета, несмотря на его факти-ческое отсутствие. При этом мысленный образ является точным отображением реальности, а не реконструкцией с использованием навыков памяти. Среди взрослых это умение встречается доста-точно редко, но довольно распространено у детей (примерно 5% детей обладает эйдетическим воображением). Экзогенный Термин обозначает любое состояние, причины которого нахо-дятся за пределами организма. К примеру, экзогенная депрессия э вызвана определснными событиями в жизни человека и никак не связана с его биологичсским состоянием. Экологическая достоверность (валидность) Термин используется для описания степени экстраполяции ре-зультатов исслсдования на другие виды обстановок и ситуаиий. Лабораторныс эксперішеиты часто подвергаются критике за нсдо-статочную экологическую достоверность, так как сомнительно, примснимы ли их результаты за пределами действия специфичес-ких лабораторных условий. В определенном смысле, экологическая достовсрность отражает потребность в более естественной обста-новке для проведения экспериментов. Однако естественная обста-новка сама по себе не делает исследование экологически достовер-ным. Открытие особого вида социального поведения на буровой вышке или на пустынном острове не обязательно говорит о том, что такое поведение будет универсальным в любой обстановке или ситуации. Результаты наблюдений являются экологически досто-верными, если их можно продемонстрировать в обстановке, отли-чающейся от псрвоначального наблюдения. Социальная психоло-гия кишит подобными проблемами, так как множество исследова-ний, о которых мы читаем в учебниках, проводились лишь в виде лабораторных экспериментов. Классические эксперименты Стен-ли Милгрэма в области повииовеиия авторитету подвергались кри-тикс из-за искусственной и академичной обстановки их проведе-ния. Существуют значительные разногласия по поводу того, могут ли такие открытия действительно сообщить нам что-либо полез-ное, к примеру, о жестокостях, происходящих во время войны (ко-торые часто объяснялись именно беспрекословным повиновени-ем). Такие когнитивные психологи, как Нейссер, критиковали тра-диционную теорию вишшиия и восприятия, основанную на лабора-торных исследованиях, сильно отличающихся от применения наших когнитивных способностей в реальной жизни.
Экологическая ниша Термин обозначает место обитания животного и его роль в пре-делах этого места. Сюда относятся пищевые предпочтения, суточ-ные и сезонные ритмы активности, территорисільное поведение животного и так далее. Как правило, животные лучше всего при-способлены к окружающей среде, когда они существуют в своей отдельной экологической нише. э Эксперимент Манипуляции с ііезависішой перемепиой с цслыо изучения ее воз-действия на зависшіую перемепиую. В широком смысле, психолог-эк-спериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аснект по-ведения. Сушествует три основные категории экспериментов.
/. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой ла-бораторных экспериментов является способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности исследователь может устранять многие внешние перемснные, которые в противном случае повлияли бы на резуль-тат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод. отвлекающие факторы, либо характер самих уча-стников эксперимента. Аргументы за: • Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить при-чинно-следственные связи. • В лабораторных условиях у экспериментатора имеется воз-можность оценить поведение с большей точностью, чем в ес-тественной обстановке. • Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их нв простые составные части (экспериментальный редукциоиизм). Аргументы против: • Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты лабораторных экс-периментов нельзя экстраполировать на внешний мир. • Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента (настоя-тельная характеристика), либо действуя неестественным об-разом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оцепки). • Экспериментатору часто приходится вводитъ в заблуждеиие участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это поднимает серьезные вопросы, связанныс с этикой подобных исследований. э 2. Полевые эксперішенты. В этой категории экспериментов ис-кусственная лабораторная обстановка заменяется более естсствсн-ной. Участники не знают о свосм участии в эксперименте. Вместо того, чтобы исследовать воздействие независимой перемснной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возник-нут сами по себе, исследоватсль создает интересуюшую его ситуа-цню и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве прпмера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычай-ную ситуацию, в зависимости от одежды и внешнего вида «жерт-вы» — т. е. замаскированного экспериментатора.
Аргументы за: • Сосредоточиваясь на поведении в сстественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешиюю встидностъ своих от-крытий. • Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперимен-те, снижается вероятность предчувствия оценки. • Экспериментатор сохраняет контроль над пезависшюй пере-мецнай и, следовательно, по-прежнему способен устанавли-вать причинно-следственные отношения. Аргументы против: • Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться неза-меченными для участников. Сходным образом, тонкие реак-ции участников могут остаться незамеченными для экспсри-ментатора. • По сравнению с лабораторной обстановкой, эксперимента-тор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. • Поскольку участники не знают о своем участии в экспери-менте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведо. шеппого со-гласия. 3. Естественные эксперітенты. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независичая переменпсія не нахо-дится под прямым контролем экспериментатора, и он не может ру- э ководить действиями участников на различных стадиях экспери-мента. При провсдении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агснтом (например, школа или больница). а психолог может изучать лишь получен-ный результат. Аргументы за: • Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблс-мы, представляющие высокий обществснный интерес, что может иметь важные практические послсдствия. • Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками экспе-римента возникает меньше этических проблем. Аргументы против: • Поскольку экспериментатор практически не властен над изу-чаемыми переменными, установление причинно-следствен-ных связей носит весьма спекулятивный характер. • Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвест-ные или неподконтрольные исследователю, естественныс эксперименты крайне трудно продублировать в тех же ус-ловиях.
Экспериментальная группа Группа участников эксперимента, получающих независимую пе-ремеииую. В эксперименте, измеряющем воздействие музыки на способность к математическим вычислениям, группа участников. слушающих музыку во время вычислений, будет эксперименталь-ной группой. Вторая группа, выполняющая такие же вычисления без музыки, будет коитролыюй группой. Экспериментальный план Процедура, используемая для контроля над перемеііиыми, на-блюдаемыми в процессе эксперішеііта. Существует три главных типа экспериментальных планов: • Повторные измерения: все участиики наблюдаются при всех условиях эксперимента. К примеру, при проверке воздей-ствия алкоголя на способность к мысленным арифметичес- э ким вычислениям одних и тех жс участников обследуют при двух разных условиях (в трезвом и нетрезвом состоянии). • Сочетание субъектов эксперимента: попытка установить не-кую связь между участниками. Экспериментатор сравнивает участников по тем параметрам, которые, с его точки зрения. могут оказывать влияние на их показатели и таким образом маскировать эффект иезависимой перемеіиіой. К примеру, пол, возраст и тип личности может оказывать заметное воз-действие на ряд различных задач, поэтому их сравнивают по разным параметрам. • Независимые субъекты эксперимента: участников наугад поме-щают в разные условия. При этом исследователь исходит из предпосылки, что если внешние переменные (например, шум, жара или холод, отвлекающие факторы или характер самих участников эксперимента) и оказывают какое-то влияние на результаты, оно не является систематичсским. Экспериментальный план с одним участником Известный также как «единичный эксперимент», этот план под-разумевает использование лишь одного участника, а не целой группы в процессе экспериментального исследования. Такой ме-тод может оказаться полезным по ряду причин: • Он быстро обеспечивает ценную информацию о воздействии независѵ шой перемениой и позволяет экспериментатору опро-бовать новые процедуры для использования в расширенном исследовании. • При испытании терапевтических методик он имеет клини-ческие преимущества. К примеру, пациента можно протести-ровать сначала в одном состоянии (А), а затем в другом со-стоянии (Б). Пользуясь схемой АБАБ, терапевт может удос-товериться, является ли улучшение по одному из наблюдае-мых параметров результатом используемой методики или же оно обусловлено другими факторами, такими, как время или эффект последователъиости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|