«Шаловливый мишка»
ф тия. Последующее развитие будет происходить под влиянием этой фиксации. так как она устанавливаст черты личиости, сохраняю-щиеся в течение всей жизни (см.. к примеру, Аиачьиый тип лтнос-пги). Если индивидуум получает чрсзмернос или недостаточное удовлетворение на одном из- этапов развития, у него возникает фиксация с последующей регрессисй к этому этапу в условиях стресса или в чрезвычайных обстоятельствах. Фиксированная схема действий Последовательность врожденного поведения, часто выполняе-мая в неизменной манере всеми представителями одного вида. Обычно в качестве примера такого поведения приводят дикого гуся, возвращающего яйцо в свое гнездо. Если яйцо выкатилось на небольшое расстояние от гнезда, то гусь вернет его обратно, под-катив с помощыо клюва. Если яйцо выскользнет во время этого процесса, гусь тем не менее будет продолжать возвратные движе-ния клювом.
Дикий гусь, закатывающий яйцо в свое гнездо Поскольку эта деятельность неизменно проявляется у всех пред-ставителей одного вида, многие этологи считают ее врожденной. Однако многие схемы поведения, которые кажутся жестко фикси-рованными, могут проявляться лишь потому, что все представите-ли одного вида находятся в сходных условиях внешней среды. По-этому некоторые этологи неохотно пользуются термином «фикси-рованная схема действий» из-за отсутствия точности в его опреде-лении. Филиальный (сыновний, дочерний) импринтинг Термин обозначает привязанность молодого животного к сво-им родителям, особенно к матери. Филиальный импринтинг на- ф блюдается у многих птин и почти у всех стадных животных. Это ранняя форма обучения, обеспечиваюшая выживание молодых животных. которые в противном случае могут погибнуть от голо-да или нападения хищников (см. Илшриитинг). Филиальный имп-ринтинг является двусторонним процессом, поскольку родители такжс выказывают признаки привязанности к своему потомству. Именно по этой причине фермсрам часто бывает трудно пристро-ить осиротевших ягнят к друтой овце.
Филогенез Историческое развитие вида. См. также Оптогепез (индивиду-альное развитие отдельного организма). Фобии Категория тревожных расстройств, характеризуемая настой-чивым беспричинным страхом перед объектами или ситуациями. Фобия отличается от обычного страха болыхіей интенсивностыо и всепоглощающим желанием избегать пугающего объекта. Эмоци-ональное расстройство, связанное с фобиями, мешает повседнев-ной деятельности человека, и ему часто бывает трудно вести нор-мальную жизнь. По классификации И8М-ІѴ насчитывается три категории фобий: • Агорафобия: страх перед открытыми пространствами. • Социальные фобии: страх перед возникновснием потенци-ально неловкой ситуации — например, когда человек боится выступать перед слушателями или есть в присутствии незна-комых людей. • Специфические фобии: например, страх перед пауками (арахнофобия) или страх перед полетами (аэрофобия). Объяснения возможных причин возникновения фобий суще-ствснно различаются, но вполне вероятно, что фобии развиваются в процессе классического формирования условных реф. чексов, выра-ботки инструментсілъпых условпых рефлексов либо являются ре-зультатом генетической предрасположенности к подобным рас-стройствам. Все эти объяснения сталкиваются со значительными проблемами, хотя эффективность бихевиористских методов тера-пии при лечении фобий поддерживает мнение о том, что они были усвоены в процессе научения. ф Фобии мргут развиваться в любой период жизни, хотя некото-
рыс специфические фобии, такие как страх персд определенными : животными. возникают в детствс и исчезают в раннсй юности без терапевтического воздействия. Некоторые психологи считают. что Іотдельные фобии (страх перед хищниками. боязнь темноты) явля- ются отзвуком реальных опасностей, существовавших в далеком I прошлом. Естествеииый отбор благоприятствует развитию чув-■ ствительности к пугающим объектам и ситуациям. поэтому мы находимся в состоянии биологической готовиости к развитию I фобии, даже без длительной экспозиции, необходимой для форми- ! | рования условиых рефлексов. Хотя многие фобии исчезают сами по [ себс, без необходимости психиатрического вмешательства. неко-I торые стойкие разновидности можно лишь ослабить после курса I специальной терапии (см. также Агорафобия). Фовеолы Небольшая область на сетчатке глаза. Останавливая взгляд на | предмете, мы фокусируем на фовеолах свет, отраженный от этого ■ предмета. Фовеолы наполнены зрительными колбочксти и являют-ся областью наиболее острого зрения. Фонема Хотя фонемой часто называется звук речи, точнее будет опреде-[ лить ее как звуковую единицу, обладающую неким смыслом для говорящего или для слушателя. Фоновая зависимость/независимость Степень воздействия заднего плана (фона) обстановки на вос-приятие человека. Простейшая демонстрация с]роновой зависимос-ти происходит следующим образом. Человеку показывают стер-жень, подвижно закрепленный в каркасе, а затем начинают вра-щать каркас. После этого человек должен вращать стержень, пока сму не покажстся. что исходное положение восстановлено. У тсх участников эксперимента, которым оказывается трудно это сде-лать (испытывающих воздействие перцептуального суждения об ориентации каркаса или фона) наблюдается высокая степень фо-новой зависимости. Тс. кто может правильно установить положе-ние стержня независимо от ориентации каркаса, проявляют высо-кую степень фоновой независимости. Болыпинство людей показы-вает средние результаты между этими двумя крайностями. Фоно- ф вая зависимость также связана с различиями в других ооластях психологического функционирования, таких как личностъ и пси-хическое здоровье.
Формирование реакции Один из заіцитных механизмов по теории Фрейда, когда человек ведет себя прямо противоположно внутренним импульсам и по-буждениям, которые он не осмеливается выразить или признать открыто. К примеру, человск может подавлять свои гомосексушъ-иые побуждения, выказывая внешне враждебное отношение к од-нополой любви. Формирование условных рефлексов по Павлову См. Классическое формироваиие условных рефлексов. Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели Способ формирования сложной реакции через подкреплеиие бо-лее простых реакций и постепенное приближение к желаемой цели. В начале процедуры одна реакция, чем-то напоминающая желательную, но в незавершснной форме, подкрепляется каждый раз по мере ее проявления. После того как реакция консолидиру-ется, подкрепление выдается лишь в тсх случаях, когда реакция изменяется в сторону приближения к желаемой цели. Постепен.. о консолидируется новая реакция, и т. д. Через последовательное приближение к сложной реакции организм можно научить поведс-нию, которое не входило в первоначальный «биологический ре-пертуар» его вида. Фрейд, Зигмунд (1856—1939) Основатель психоаистиза, прославляемый многими как вели-чайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуаль-ное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личиости. Согласно Фрей-ду, личность состоит из трех главных взаимо, ; «. йствующих аспек-тов: • Ид — вместилище психической энергии, исходящей от не-посредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удоволь- ф ствия и избегаст боли и страданий. Оно постоянно ищет са-мовыражения. • Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требования-ми Ид и нравственными принципами Супер-Эго. Оно дей-ствует в соответствии с принципом реальности. контролируя стремление Ид к немсдленному удовлетворению своих жела-ний и находя уместные способы самовыражения.
• Супер-Эго — нравственный аспект личности, продукт социа-лизаиии. Содержит Эго-идеал (стандарты нравственного по-ведения) и совесть («внутренний голос», который сообщает нам о дурных поступках). Супер-Эго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлет-ворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимо-сти от активации одной из двух сго составляюших. Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и трсбования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознатель-ные защитные мехаиизмы. Они искажают или отрицают реаль-ность таким образом, что мы оказываемся защищенными от бес-покойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и Супер-Эго, а также между желаниями личности и требовани-ями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конф-ликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появля-ются и исчезают, а вроэісденные человеческие характеристики оста-ются нсизменными. Согласно теории Фрейда, жизнь человека делится на пять эта-пов, которые называются психосексуачьными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и че-рез разные части тела: 1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок про-являет раннюю сексуальную энергию. 2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходи-мость подчиняться требованиям других людей. Главным на ф этой стадии получение удовольствия от обретсния контроля над испусканием фекалий. 3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комігчекс, при котором рсбенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают камплекс кастращш, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отоэісдествлепие с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса). которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладагащего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительно-го затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уве-ренность в себе и овладевает навыками общения с окружаю-щим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей раз-вивает младенческая сшнезия — т. е. неспособность вспом-нить многие события своего раннего детства. 5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация пси-хосексуального развития и фиксация половой энергии на ге-ниталиях. В конечном счете это направляет людей к сово-куплению и началу следующего жизненного цикла. По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные заме-чания: • Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, по-хоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Нео-фрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, аль-труизма и надежды. • Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя от-сутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в резуль-тате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпрета- ф ции, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в свосм тсле; следовательно. мужчины бо-ятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробиая завистъ). • Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наибо-лее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоцнальных конфлик-тов (Эриксои), на потребность в самооценке (Кохут) и на по-требность в преодолении чувства неполноценности (Адлср). • Теория Фрсііда, в которой женщины рассматриваются как моралыю неполноценные существа, является примером аль-фа-предубеждеиия. Альтернативныс взгляды на природу жен-ского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами (см. Дэісичлигаи). Фрейдистские ошибки Любые ошибки речи. письма или памяти, выдающие бессозиа-телыюе беспокойство. Фрейд считал, что они не случайны, а цели-ком и полностью обусловлены работой подсозиашія. Они являются ценным источником информации об этой части человеческого ра-зума. Фрейдистский Связанный с теориями Зигмунда Фрейда. Фундаментальная ошибка атрибуции См. Атрибутивиые искаэісеиия. Функциональная фиксация Состояние, встречающееся в проблемных ситуациях. Человек, решающий проблему, иногда не может осознать, что объект мо-жет служить какой-либо иной цели, помимо той, для которой он обычно предназначен. Таким образом, если проблема требует иного использования объекта, человек не в силах совершить «ла-теральный скачок» мышления, и проблема остается нерешенной. См. также Латералыюе мыитеиие. Функциональное расстройство Термин, используемый для описания любого психического рас-стройства, не имеющего извсстной органической причины. Суще- ф ствует значительное расхождение во взглядах на то, что можно считать функциональным расстройством. Приверженцы биологи-ческой модели сшормалыюсти утверждают, что в конечном итоге любое психическое расстройство должно иметь органическую причину. Пока эти причины не установлсны, диагноз «функцио-нальное расстройство» выносится при наличии достаточных сви-детельств о вкладе социальных или психологических факторов в развитии расстройства. X Характер Предполагаемая умственная и психическая организация лично-сти, соотносимая со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях. Характерная атрибуция Атрибуция причин нашего собственного или чужого поведения по отношению к факторам, которые находятся под прямым конт-ролем личиости. Так, мы делаем характерную атрибуцию, когда приходим к выводу, что наблюдаемое поведение вызвано усилия-ми или способностями человека, а не такими внешними фактора-ми, как погода, влияние других людей или неблагоприятное стечс-ние обстоятельств (см. Ситуациониая атрибуция). Предубеждения, возникающие в этом процессе, — скажем, эффект «зрителя-иаблю-дателя» — означает, что правильная атрибуция характсрных фак-торов не обязательно бывает гарантирована. В данном случае мы склонны к чрезмерному использованию характерной атрибуции, когда наблюдаем за поведением других людей, и к ситуационной атрибуции в суждениях о собственном поведении. Фраза «он неук-люжий, а я просто поскользнулся» является классическим приме-ром эффекта зрителя-наблюдателя. Характерные черты См. Главные черты. Хиазм (перекрест зрительного нерва) Точка, в которой пересекаются зрительные нервы, идущие от внутренней части сетчатки левого и правого глаза. Нервы псре-крещиваются таким образом, что визуальный сигнал от внутрен-ней части сстчатки левого глаза обрабатывается правой стороной затылочной доли коры головного мозга. Зрительные нервы, иду-щие от внешних частей сетчатки левого и правого глаза, не пере-крещиваются (см. рис. на с. 364). Это означает, что повреждение X
Схема хиазма (перекрест зрительного нерва) по Р. Д. Гроссу, 1992 левого зрительного нерва приводит к слепоте левого глаза, а по-вреждение левого зрительного тракта (после хиазма) приводит к слепоте правого визуального поля. Химиотерапия Разновидность терапии, при которой психические расстройства лечатся медикаментозными препаратами (химикалиями), а не пси-хологическими, поведенческими или другими методами. Примене-ние таких препаратов основано на убеждении, распространенном среди некоторых психологов биомедицинской ориентации, что подавляющее большинство психических рсісстроііств является следствием химического дисбаланса в организме. Применение хи-миотерапии восстанавливает равновесие, и пациент избавляется от симптомов болезни. Иногда лечение производится только препа- X ратами (например, аитидепрессантами), а иногда они используют-ся в качестве дополнения при других видах терапии. Холистический подход Любой подход, где акцент делается на целостной личности. а не на сс составных частях. Примером холистического подхода слу-жит гештачьт-терапия, когда пациента поощряют развивать чув-ство целостности и самосознание. Хромосомные аномалии Обычно возникают при наличии лишней хромосомы или отсут-ствии одной хромосомы. Примером отсутствия хромосомы явля-ется синдром Тернера, когда в наборе хромосом есть лишь одна X-хромосома, что приводит к отсутствию яичника. При этом разви-ваются нормальные впюричиые половые признаки, но человек оста-ется стерильным. Примером заболевания, вызванного наличием дополнительной хромосомы, является синдром Дауна, когда в 21-й паре присутствуют три хромосомы вместо двух. Хромосомы Структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, в кото-рой заключена наследствеиная информация организма. В хромосо-мах в линейном порядке расположены гены. В каждой клетке чело-вска присутствует 46 хромосом, разделенных на 23 пары, из кото-рых 22 являются аутосомами, а 23-я пара состоит из X- или У-хро-мосом, определяющих пол человека. Во время оплодотворения, когда мужские хромосомы в сперме соединяются с женскими хро-мосомами в яйцеклетке, сочетание XX определяет женский пол, а ХУ — мужской пол. Хромский Н. Психолиигвист, предположивший, что люди обладают вроэіс-денной способностью к языку. Языковые навыки вырабатываются с помощью мехаиизма овладения языком, воспринимающим речь взрослых, которую мы слышим в младенчестве. Хромский считал, что механизм овладения языком был запрограммирован в универ-сальных правилах грамматики. Воспринимая речь на конкретном языке, механизм овладения языком извлекает из нее универсаль-ные правила, подходящие для этого языка. Хромский полагал, что дети быстро развивают языковые навыки, позволяющие им извле- X кать одинаковый смысл (глубиппую структуру) из различного по-рядка слов (поверхиостиой структуры). К примеру. в предложе-ниях «собака погналась за мальчиком» и «мальчика преследовала собака» поверхностная структура различается, но глубинная структура одинакова. Хроническая шизофрения Диагноз, используемый при шизофренші, продолжающейся дли-тельный период времени без каких-либо улучшсний гюсле терапии или лечения. Хронологический возраст Фактический возраст ребенка. Иногда хронологический воз-раст соотносится с интеплектуальиым возрастом для расчета коэф-фициеита умствеиного развития, или КУР.
ц Ценности Понятие обозначает объекты, явления, их свойства, а также аб-страктные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и вы-ступающие как эталоны должного. К общим ценностям западной культуры относятся честность, взаимовыгодные отношения и сво-боды самовыражения. Если кто-то игнорирует или отвергает об-щественные ценности, другие представители культуры могут на-звать его поведение антиобщественным или аиормалъным. Центральная нервная система (ЦНС) Основная часть нервной системы, состоящая из нервных клеток (нейронов) и их отростков. У позвоночных животных и человека представлена головным и спинным мозгом. Центральная нервная система погружена в спинномозговую жидкость, которая одновре-менно снабжает ее питательными веществами и защищает при рез-ких движениях черепа и позвоночника. Центральная тенденция Типичный показатель в серии результатов, обычно рассчитыва-емый как средняя величина, медиаиа или модальность (мода). Вы-бор наиболее уместного из этих терминов определяется природой даииых. Среднюю величину можно рассматривать как наиболее информативный термин, поскольку ее расчет ведется по всем пока-зателям, однако ее величина может искажаться случайным анор-мальным значением в наборе данных. В этих случаях, а также если данные представлены в виде категорий, пользуются термином «ме-диана». Модальность представляет собой приближенное впечатле-ние о наиболее распространенных показателях в наборе данных. Центрирование Характеристика преимущественно детского мышления; склон-ность сосредоточиваться лишь на одном из аспектов проблемы. При этом другие важные аспекты оставляются без внимания. К ц примеру. во время теста на приіщип сохраиеиия реоенок может ска-зать, что объсм воды. налитой в узкую смкость. превышаст объем воды в широкой емкости. так как его внимание сосредоточено лишь на высоте уровня воды, бсз учста того факта, что повышение уровня компснсируется малым диаметром сосуда. Циркадный ритм 24-часовой цикл с характерной повторяющейся схемой физи-чсских изменений. Исслсдования показали. что многие биологн-ческие функнии адаптированы к этому суточному циклу. вклю-чая сон/пробуждение. температуру тела. выделение гормонов и кровяное давление. Если организм изолирован от ключевой ин-формации (свет и темнота), он по-прежнему может поддерживать свой циркадный ритм со значительной точностыо. Глубокое воз-действие этих ритмов означает. что изменение в рабочем распо-рядке — например, посменная работа — создает проблемы адап-тации и может вызвать значитсльное снижение производительно-сти труда на первоначальном этапе. Циркадный ритм контроли-руется «биологическими часами» организма, которые, по всей видимости, расположены в гипоталстусе. Цикл дня и ночи под-держивает регулировку «часов», но не обязательно является их движущей силой. Цифровой отрезок Тест на краткосрочную память, при котором участнику дают прочитать серию цифр (например, 3, 6, 1, 9, 5, 6, 4), а затем просят повторить их. В среднем, цифровой отрезок составляет 7±2 циф-ры. цнс См. Цеитрачъиая нервиая система. Частичное подкрепление См. Схемы подкрепления. Частотный график Графическое отображение частоты встречаемости определен-ных событий или результатов. Частотное распределение можно представить различными способами, включая гистограммы. Чувство направления Термин используется для описания способности животных на-ходить дорогу к местам своего обитания. Различные животные, включая рыб, птиц, пчел и даже людей, демонстрируют впечатля-ющие навигационные навыки. В этом отношении известны успехи жителей Полинезийских островов и эскимосов. Наиболее знамени-тыми «животными-навигаторами» считаются рыбы и птицы. Из-вестно, что лососи уплывают за 2000 миль в открытое море, а по-том возвращаются в тот самый ручей, где они когда-то вылупи-лись из икринок. Арктические крачки гнездятся в Арктике и зиму-ют в Антарктике, ежегодно совершая кругосветные перелеты длиной 22 000 миль. Животные, обнаруживающие замечательное мастерство в дос-тижении цели своих странствий, должны не только выбрать нуж-ное направление, но и придерживаться верного курса, несмотря на резкие изменения погодных условий. При этом животные пользуются рядом навигационных ориентиров, хотя мсханизм этого процесса еще не вполне ясен. При определении своего по-ложения в пространстве многие птицы пользуются различием между природным временем (измеряемым по положению солнца и звезд на небосводе) и личным временем (так называемыми «биологическими часами»). Различные органы чувств играют важную роль в интуитивной ориентации. Лосось может уловить химические характеристики состава воды в той реке, где он по-явился на свет, даже находясь на значительном расстоянии от 24 1066 ч нее. Визуальные ориентиры часто используются на последних этапах путешествия, особенно при выборе гнездовья или летних пастбищ. Многие виды животных способны направляться прямо к дому без всяких визуальных указателей и успешно передвига-ются в темнотс или плотном тумане. Ученые еще не до конца понимают природу этого феномена; одним из возможных объяс-нений является чувствитсльность к тонким изменениям магнит-ного поля Земли. По этому вопросу ведутся оживленные дискус-сии, хотя большинство исследователей признает, что магнитнос поле действительно влияет на поведение многих видов птиц во время перелета. Важная роль эффективной навигации не подвергается сомне-нию, особенно в тех случаях, когда животным приходится пре-одолевать огромные расстояния во время миграции или поисков пищи на незнакомой территории. Прсдставляется весьма вероят-ным, что эта способность вырабатывалась в процессе естествен-пого отбора — животные, обладавшие наиболее эффективными навыками ориентации в пространстве, имели больше шансов выжить и передать своему потомству приобретенные способно-сти. Чувство утраты Термин описывает состояние, переживаемое человеком после смерти близкого друга или родственника. Смерть супруга (мужа или жены) обычно считается наиболее серьезной угрозой здоро-вью и благополучию выжившего человека. Стспень стресса, воз-никающего в результате чувства утраты, зависит от нескольких факторов. • Время смерти: неожиданная гибель приводит к гораздо бо-лее сильному стрессу, чем ожидаемая смерть. • Количество других стрессообразующих факторов (напри-мер, проблемы со здоровьем и материальные затруднения). • Страдания, связанные с «мероприятиями», которые должны быть проведены после кончины (похороны, улаживание лич-ных и финансовых дел покойного). Выживший человек обычно переживает период общего рас-стройства организма. Горе может выражаться физиологически (общий упадок сил), когнитивно (через неверие и замешательство). ч эмоциональнр (чувство вины и депрессия) и на уровнс поведения (неконтролируемые приступы плача). Обычно человек испытыва-ет также чувство внутреннего опспснсния. постспенно переходя-щее к полному осознанию утраты, а в конечном счете — к более конструктивной и позитивной стадии, когда пережитое становит-ся частыо жизни, а не доминирует над происходящим. III «Шаловливый мишка» Печально известный плюше: вый медвежонок. использованный в исследовании Макгарригла ш Дональдсона. посвященном прин-ципу сохрсшения. Это псследовіание привело к открытиям, заста-вившим усомниться в первонач; альных находках Жана Пиаже. По наблюдениям Пиаже, маленькиш детям было трудно понять, что количество монет в ряду не мешястся. несмотря на изменение про-межутков мсжду монетами. Пшаже обнаружил, что если изменить расположение монет. дети частго говорят, что количество монет тоже изменилось. Это считалосіь свидетельством их неспособности пользоваться принципом сохраінения. Однако с помощыо «шалов-ливого мишки», который случіайным образом изменял расклад монет, Макгарригл и Дональдссон пришли к выводу, что болыыин-ство детей все-таки отвечает щравильно. Подобные открытия по-казывают, что неразумно отделіять способности ребенка от ситуа-ции, в которой они оцениваются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|