Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уорф, Б.. Уровни измерения




Уорф, Б.

См. Гипотеза лиигвистического релятивизма

Упущения

Чаще всего их связывают с рассеянностью, но на самом деле, это примеры ошибок внимания. На основе экспериментальных сви-детельств можно выделить следующие виды упущений:

• Проверочные ошибки: неспособность завершить определен-ную последовательность действий из-за недостаточной вни-мательности в критические моменты. К примеру, я часто до-езжаю почти до своего места работы, так как забываю по-вернуть на главную дорогу, чтобы попасть туда, куда соби-рался с самого начала.

• Ошибки хранения: мы забываем первоначальное намерение или действие — например, кладем в кофе вторую ложку са-хара, забывая о том, что положили первую.

• Субрутинные ошибки происходят, когда мы неумышленно вставляем или пропускаем некоторые этапы в определенной последовательности действий. Я помню, как однажды на-блюдал за владельцем лавки, торгующим чипсами собствен-ного изготовления, который кидал очищенные картофелины прямо в кипящее масло (не пропустив их сначала через аппа-рат для нарезки! )

• Ошибки различения происходят, когда мы утрачиваем способ-ность различать близкие предметы — например, заходим не в тот подъезд или пытаемся открыть дверцу чужого автомобиля.

У

• Совокупные программные ошибки происходят, когда мы пользуемся неправильным сочетанием предметов — напри-мер, кладем соль в кофе или посыпаем сахаром вареное яйцо.

Наиболее странной особенностью упущений является то, что они в основном происходят во время привычной деятельности, когда от человека можно ожидать, что он совершит наименьшее количество ошибок. Ответ, по-видимому, следует искать в конт-рольных процессах, которыми мы пользуемся при различной дея-тельности. На ранних стадиях обучения действия совершаются под нашим осознанным контролем. Совершенствуя свои навыки, мы переключаемся на автоматическую обработку деятельности. Полагаясь на автоматическую обработку, мы время от времени утрачиваем жесткий контроль над своими действиями, возможный лишь при осознанном внимании. Именно тогда мы совершаем ошибки. Их сравнительная редкость указывает на то, что в реаль-ной жизни мы постоянно переходим от осознанного внимания к автоматической обработке.

Уровни измерения

Способы оценки данпых, получаемых при экспериментальных исследованиях. Различные уровни измерения относятся к разным видам информации, в зависимости от количества доступной ин-формации и природы измерительных инструментов. Различают следующие основные уровни измерения:

• Номинальные данные группируются в категории. Результа-ты по каждой категории описываются в виде частотного графика (распределения). В качестве примера можно привес-ти количество студентов разных национальностей, обучаю-щихся в университете.

• Порядковые данные группируются в виде рейтингов или ди-апазонов. Примером может быть качественная оценка при-влекательности фотографий женихов и невест или рейтинг этих фотографий по степени их привлекательности (1-я, 2-я, 3-я и т. д. ).

• Дискретные данные. Для оценки этих данных используется шкала с фиксированными единицами измерения (например, дюймы или секунды), однако отсутствие реального нуля оз-

У

начает, что разные результаты не могут соотноситься в про-порции друг к другу. Например, коэффициент умственного развития 160 не означает, что КУР человека в два раза пре-вышает показатель 80.

• Пропорциональные данные сходны с дискретными, но на шкале измерения присутствует ноль, и пропорциональные соотношения обретают смысл. Расстояние в две мили дей-ствительно в два раза превышает расстояние в одну милю.

Уровни обработки

Согласно теории, выдвинутой Крейком и Локхартом (1972), глубина обработки перцептуальной информации, происходящая в процессе обучения, определяет количество информации о данном объекте, хранящейся в долговремепиой памяти. Таким образом, ко-личество смысловых характеристик, извлеченных из данного сти-мула, определяет уровень, или глубину обработки. На самом по-верхностном уровне при обработке извлекаются лишь физическис характеристики (цвет или размер) стимула. На самом глубоком уровне обработки извлекается информация о смысловом значении стимула. Вот главные предпосылки этой теории:

• Уровень обработки объекта определяет его запоминаемость.

• Чем глубже уровень обработки, тем заметнее след памяти и тем дольше он сохраняется.

При дальнейших исследованиях возникло предположение, что первоначальная теория уровней обработки рассматривает работу памяти в чрезмерно упрощенном контексте. Крейк и Тулвинг (1975) установили, что усложнение обработки является ключевым фактором запоминания изучаемой темы, поэтому глубокая обра-ботка в процессе обучения (например, запоминание слова, вклю-ченного в сложное предложение) повышает вероятность запоми-нания по сравнению с упрощенной обработкой (когда то же самое слово включено в простое предложение). Другие исследования по-казали, что особые, или уникальные стимулы запоминаются глуб-же, чем обычные стимулы.

Критики этой теории высказывают следующие соображения:

• Измерение и глубина обработки данных находятся в замкну-том круге умозаключений. Если что-то лучше запомнилось.

У

то это воспринимается как свидетельство более глубокой обработки, а затем уже глубокая обработка рассматривается как причина лучшего запоминания.

• Существуют проблемы с точной оценкой уровня обработки, которым может пользоваться человек при выполнении конк-ретной эксперимснтальной задачи. Выполнение задачи, пре-дусматривающей лишь поверхностную обработку. может потребовать глубинной семантической обработки, что при-водит к искажению полученного результата.

• Теория уровней обработки описывает пропессы, происходя-щие в человеческой памяти, но не объясняет их. Утверждая, что глубокая обработка приводит к лучшему запоминанию, чем поверхностная, сторонники теории не объясняют, поче-му это происходит.

Усвоенная беспомощность

Склонность организма к прекращению попыток избегать воздействия неприятного стимула, так как в прошлом все по-добные попытки заканчивались неудачей. В ходе эксперимен-тальных исследований этого феномена на собак воздействовали разрядами электрического тока, не давая им убежать. После нескольких разрядов собаки больше не пытались скрыться, даже когда им предоставлялась очевидная возможность для бег-ства.

Условная мораль

См. Кольберг, Л.

Условная реакция

См. Классическое формирование условных рефлексов.

Условно-позитивное отношение

См. Безусловное принятие.

Условный положительный стимул

См. Вторичное подкреігчение.

Условный стимул

См. Классическое формировапие условных рефлексов.

У

Успокаивающие средства

Класс лекарственных препаратов, вызывающих сонливость и ослабление сенсорно-моторной активности через угнетение ценщ-рстъной первпой системы. У пациентов постепенно вырабатывается привыкание к этим препаратам, и они нуждаются в увеличенньіх дозах, чтобы добиться того же эффекта. Это может привести к психологической, а в крайних случаях — к физической зависимости от препарата.

Устойчивость

Психологический копструкт, означающий сопротивляемость болезни или способность бороться со стрессом. При исследовании стрессовых ситуаций Кобаса и др. смогли определить некоторых характеристики людей, проявляющих устойчивость к стрессу:

• Они не боятся перемен.

• Они увлечены своей работой или чувствуют, что заняты важным делом.

• Они осознают, что могут распоряжаться своей жизнью.

Кобаса обнаружил, что первый из этих факторов является наи-более важным. Те, кто воспринимал перемены (например, потерю работы) как вызов, а не как трагическое личное событие, быстрее вырабатывали позитивное отношение к жизни и в результате были меньше подвержены стрессам.

Идея устойчивости обладает интуитивной привлекательнос-тью, но ее действенность трудно подтвердить какими-либо свиде-тельствами, кроме косвенных.

Уступчивость

Разновидность социального воздействия, когда один человек пытается повлиять на другого, склонить его к согласию со своим предложением. Существует несколько форм уступчивости:

• Заискивание: мы пытаемся сделать себя более привлекатель-ными в глазах других людей, чтобы облегчить достижение своих целей. К примеру, многие люди не скупятся на лесть, когда стараются уговорить собеседника.

• Множественные запросы {методики «ногой в дверь» и «две-рыо в лицо»). В первом случае скромный запрос сопровожда-

У

ется повышснными требованиями; во втором случае круп-ный запрос сопровождается снижением требований в виде преднамеренной уступки. • Методика «это еще не все», когда продавец обставляет по-купку дополнительными предложениями, пока покупатель еще не принял окончательного решения. Это обычная прак-тика в рыночной торговле: перед нашими глазами развора-чиваются фантастические предложения, увеличивающие ценность сделки. («Полный обеденный прибор, плюс набор кастрюль, плюс бесплатный чайный сервиз, и это еще не все... »).

Утробная зависть

Концепция, создание которой приписывается Эрику Эриксону. Согласно этой концепции, мужчины пытаются компенсировать свою неспособность создавать и выращивать новую жизнь в соб-ственном теле, стремясь к творческим свершениям в окружающем мире.

Участник

Человек, чье поведение изучается в процессе эксперимеитально-го исследования. В наши дни этому термину отдается предпочте-ние по сравнению с прежним термином «субъект», который, по общему мнению, обезличивал людей, принимавших участие в ис-следовании. Ныне термин «субъект» почти исключительно ис-пользуется при экспериментах с участием животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...