Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство и производственные системы




Производство –это целенаправленная деятельность по созданию чего-либо полезного (товаров, работ, услуг).

Это определение противоречиво: им не устанавливается способ, которым что-то производится, но оно исключает случайное появление продукции. Содержание признака «полезность» зависит от точки зрения конкретного индивида.

Чтобы учесть системный аспект проблемы, необходимо дать другое определение производства:

Производственная система – сложная динамическая система, в которой осуществляется целенаправленный процесс преобразования отдельных факторов производства в полезную продукцию (рис. 8.1).

Рисунок 8.1 Производственная система

Любая система является совокупностью взаимодействующих компонентов. Каждый компонент можно было бы рассматривать в качестве самостоятельной системы, включающей в себя более простые элементы.

В качестве объектов анализа производственной системы выступают следующие основные производственные проблемы:

· размещение предприятий;

· планировка предприятий и рабочих площадей;

· распределение ресурсов и последовательность их использования;

· выбор оборудования, эксплуатация, текущий ремонт и замена;

· управление материальными запасами;

· проектирование технологического процесса и контроль за его ходом;

· методы работы;

· контроль качества и количества продукции.

Рассмотрение каждой выделенной из общего круга проблемы в виде системы типа «затраты - превращение - выпуск» и подчинение ее критериям планирования, анализа и контроля делает реальным решение общей задачи эффективного управления производством.

 

8.2 Сущность системного подхода к анализу производственной системы

Управление производством заключается в планировании и контроле применительно к входным, промежуточным и выходным переменным определенных материальных факторов на том или ином предприятии с целью получения оптимальной прибыли в пределах возможностей и в соответствии с общими устремлениями фирмы в целом.

Традиционным становится системный подход, так как производство сложной продукции требует разработки и более сложных технологических процессов. Кроме того, существующие возможности быстрой обработки информации позволяют объединять отдельные усовершенствованные процессы и контролировать их ход.

Функции производственной системы и их взаимосвязи могут быть представлены в виде контура (рис. 8.2).

Рисунок 8.2 Основные функции производственной системы

Рассмотрим функции каждой из приведенных на схеме подсистем, равно как и связь последних с процессом производства:

I. Производство

Отдел производства ответственен за выполнение производственного цикла наиболее рациональным, экономичным способом. Для этого необходимо, с одной стороны, иметь в распоряжении производственные мощности (станки, инструменты, технологии); с другой, – новые продукты для внедрения в производство; тесно сотрудничая с отделом исследований и разработок, систематически поддерживать и развивать творческий потенциал сотрудников, дух новаторства и рациональных предложений.

Отдел контролирует выполнение плана производственного процесса, соблюдение производственной дисциплины и технологии, регламентирует нормы времени, разрабатывает производственную документацию, направляет поток материалов.

В задачи отдела производства входят также:

· изготовление деталей;

· монтаж сборочных узлов;

· центральное обслуживание потребителей;

· ремонтно-профилактические работы.

Имея конечной целью производственно-хозяйственной деятельности увеличение прибыли системы, отдел ведет учет по статьям расхода (расход на материал, расходы на оплату труда, общие расходы), анализирует данные по браку, определяет отклонение фактических норм и цен от плановых, калькулирует себестоимость продукции. На основе всестороннего анализа этих данных разрабатывает необходимый комплекс мер по подготовке и освоению производства.

II. Персонал

Набор и обучение кадров, необходимых для функционирования производственной системы, а также закрепление кадров на предприятии являются традиционными обязанностями отдела кадров. Рассмотрев подробнее задачи, выполняемые отделом кадров, можно точнее представить место и роль данного отдела в функционировании производственной системы.

Задачи отдела кадров:

· определение основы работы с кадрами;

· определение основных принципов подбора и расстановки кадров;

· руководство кадрами;

· повышение квалификации кадров.

При обеспечении предприятия необходимыми кадрами должны выполняться некоторые условия:

· сформулированные требования к кадрам;

· уровень образования и профессиональной подготовки кадров;

· уровень оплаты труда;

· возрастная структура кадров на предприятии.

В социальное обслуживание кадров входит:

· обеспечение безопасности труда;

· медицинское обслуживание на производстве;

· питание, столовая;

· условия для проведения сотрудниками свободного времени;

· обеспечение в старости;

· детсад на предприятии;

· газета на предприятии;

· средства транспорта.

Оплата труда кадров должна проводится в соответствии со следующими условиями:

· специфика рабочего места;

· производительность труда;

· в какой части страны расположено рабочее место;

· зарплата – фиксированная часть;

· зарплата – переменная часть.

Отдел кадров занимается также и другими вопросами, связанными с персоналом предприятия, такими, как:

· создание рабочего климата на предприятии;

· суд по трудовым вопросам;

· контракты с лицами, учреждениями и прочими.

III. Исследования и разработки

Предметом исследования могут быть различные разделы прикладной науки с оформлением патентов и лицензий на собственные разработки, а также внедрение запатентованных достижений с целью обеспечения эффективности производства, поиска новых видов продукции. Разработка нового продукта включает в себя этап конструирования в чертежах и спецификациях с применением новейших инструментальных средств (ЭВМ, спецмастерские и др.), этап разработки технологических стандартов норм и надежности, технологических инструкций и технической документации.

Внедрение результатов исследований улучшает экономические показатели, повышает культуру производства, сокращает и отменяет вредные технологии.

IV. Маркетинг

Маркетингявляется интегрированной функцией менеджмента и поэтому непосредственно связан с управлением производственной системой. В то же время маркетинг представляет собой систему, которая является подсистемой производственной системы. Нет единой модели системы маркетинга, но большинство исследователей выделяют следующие аспекты системы маркетинга:

· организационный аспект;

· методологический аспект;

· стратегический аспект.

Как и любая система, система маркетинга должна иметь определенную структуру, которая соблюдает принцип иерархии, в соответствии с этим принципом происходит движение информации («снизу вверх и сверху вниз»).

Поток информации, необходимой для решения задач, стоящих перед системой маркетинга, а также методы получения и способы обработки этой информации составляют методологическую базу маркетинга.

На основании полученной информации вырабатывается стратегия деятельности фирмы в дальнейшем, что составляет стратегический аспект системы маркетинга.

V. Логистика

В функции логистики входит:

1. закупки и сбыт со всем последующим потоком операций:

заказ – закупки – поставка – продажа – фактурирование; выбор поставщиков на основе закупочного маркетинга, оформление контрактов на поставку с разработкой условий цен и железнодорожных тарифов с указанием сроков поставки; распределение заказов, упаковка и сбыт продукции, а также фактурирование, т.е. расчет стоимости заказов и цен и выставление счетов – платежных требований заказчикам;

2. управление материальными потоками

Функция «Склады» обеспечивает управление запасами и управление складированием. Она производит учет прихода товара, сырья, покупных частей, частей собственного производства, сборочных узлов, запчастей, упаковочных материалов, а также учет готовой продукции;

3. управление ходом производства

Данная функция логистики отслеживает проход изделия через производственный процесс, определяет потребность в материалах, диспонирование, формирует портфель заказов в соответствии с производственными мощностями и оборудованием, оценивает общие запасы и оборачиваемость основных средств;

4. обработка данных

Применение информационных технологий управления (базы данных, пакеты прикладных программ) на базе современной вычислительной техники обеспечивает высокую эффективность обработки потока документов, оптимизирует процессы закупок, автоматизирует оценку поставщиков, ускоряет обработку заказов, обеспечивает оперативную бухгалтерскую отчетность;

5. транспортировка грузов

Перевозки грузов внутри предприятия и с предприятия. Важной функцией логистики является расчет плана перевозок и маршрутизация дорог (оптимальный выбор маршрута доставки грузов с указанием транспортных узлов и железнодорожных станций).

VI. Обеспечение качества

Для выполнения этой важной в условиях современного рынка функции производственной системы на предприятии организуется отдел, который занимается:

1. планированием качества продукции

Функция планирования качества обеспечивается соответствующими испытаниями в тесной связи с отделом исследований и разработок. Для испытаний используются специальные приборы, аппаратура, датчики слежения за технологическим процессом, ЭВМ со специальным программным обеспечением, калиброванные измерительные приборы;

2. контролем качества продукции

Контроль качества осуществляется по всей производственной цепи – от прихода товара от поставщика до выхода товара из склада. В процессе производства осуществляется выборочный или 100% контроль качества в зависимости от технологии производства;

3. управлением качеством продукции

Управление качеством контролирует, осуществляет сбор и регистрацию данных по обнаружению дефектов качества, анализ тенденций, запускает мероприятия по корректировке и интегрирует системы лабораторной информации.

Контролем за качеством продукции занимаются также лица, не относящиеся к работникам предприятия.

VII. Контроллинг

Контроллингна предприятии осуществляется отделом контроллинга. Его главной задачей является проверка аппарата предприятия на эффективность, рациональность, экономичность с целью повышения рентабельности, он также проверяет, насколько все отделы выполняют принципиальные установки, принятые на данном предприятии, что делает его центральным в системе управления предприятием.

Согласованные друг с другом инструменты планирования, управления и контроля для систем контроллинга в масштабах всего предприятия позволяют осуществлять единый учет и отчетность, с помощью которых могут быть скоординированы содержание и выполнение внутрипроизводственных процессов.

Объектом отдела контроллинга является всесторонний системный анализ экономического положения предприятия на основе расчетов экономичности и рентабельности, расчетов производственных затрат и калькуляции плановой и фактической себестоимости продукции, расчетов кредиторской и дебиторской задолженностей предприятия, специальных статистических расчетов и исследований, расчетов имущественного положения и доходов предприятия. Результатом такого анализа является разработка мер коррекции по предотвращению расходов на производство с целью повышения рентабельности и подготовка по потребности информации для менеджмента.

 

8.3 Организационная структура производственной системы и виды организаций

Организационный план компании представляет собой официальное штатное расписание должностей и разрабатывается для осуществления основных задач. Организация должна проявлять гибкость при изменении стоящих перед ней задач, при использовании новых возможностей, при повышении квалификации работников и при других новых условиях. Иерархическая ее структура определяет круг обязанностей выше- и нижестоящего руководителя, что позволяет более умело подходить к решению проблемы, учитывать то влияние, какое окажет принятое решение на работу низших звеньев.

Существует два основных типа организационной структуры (рис.8.3 и 8.4).

Рисунок 8.3 Организационная система линейного (непосредственного) подчинения

При линейной организационной структуре теоретически невозможно получать противоречивые распоряжения. Четко налаженная цепочка передачи указаний увеличивает уровень коммуникабельности.

Рисунок 8.4 Система нелинейного подчинения с включением в нее групп управления

В структуру на рис. 8.4 введен отдел управления. Отдел организации производственного процесса может давать лишь рекомендации по управлению системой. Директивные указания передаются только в условиях непосредственного подчинения. Возникает проблема численности непосредственных подчиненных.

Меньшая численность подчиненных, как правило, обеспечивает установление более тесных взаимоотношений и более строгого контроля за исполнением. Отношения, складывающиеся между рабочими, воздействуют на ход выполнения порученной работы.

При большом количестве связей между членами, например, бригады, возникают трудности достижения полной кооперации, координации и коммуникабельности. Это особенно касается крупных коллективов.

Однако уменьшение численности непосредственных подчиненных автоматически увеличивает число начальников и, следовательно, способствует возрастанию накладных расходов и ведет к увеличению промежуточных ступеней управления.

Виды организаций

Создание подразделений в организации, необходимость чего определяется целями производства, происходит на основе учета следующих признаков, которые различаются:

· по выполняемым функциям: самостоятельную административную единицу (отдел) могут образовывать лица, выполняющие одну и ту же работу;

· по местоположению: местный контроль дает возможность административной единице быстро реагировать на изменение условий в районе ее деятельности;

· по виду выпускаемой продукции: основной недостаток: дублирование функций и использование лишнего оборудования; специализация труда доводится до крайности;

· по видам обслуживания потребителей: создается организационная структура, которая учитывает характер и тип потребителя; присуща торговым компаниям (банки, страховые компании, розничные магазины и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...