МИнИстерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Стр 1 из 8Следующая ⇒ МИнИстерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «ГорлОвский Институт ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» Кафедра педагогики и методики преподавания иностранных языков
Курсовая работа
по ПЕДАГОГИКЕ на тему: Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе
Студентка 3 курса 32-Игруппы Направление подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование (Профиль «История») Дмитриенко Валерия Сергеевна Научный руководитель: ассистент кафедры педагогики и методики преподавания иностранных языков Зябрева Светлана Эдуардовна
Национальная шкала _____________ Количество баллов: ______Оценка: ECTS _____ Члены комиссии ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия, инициалы) ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия, инициалы) ________________ ___________________________ (подпись) (фамилия, инициалы) Горловка, 2022 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1. 1 Понятие, виды поощрения и наказания 5 1. 2 Основные формы поощрения и наказания в образовательном процессе 8 1. 3 Особенности применения поощрения и наказания в образовательном процессе 11 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛНЬОМ ПРОЦЕССЕ 17 2. 1 Характеристика возможностей применения поощрений и наказаний в образовательном процессе 17 2. 2 Формы, виды поощрения и наказания для стимулирования образовательного процесса 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в педагогике обучения и воспитания существует множество различных методов и приемов, но в основном пользуются популярностью такие методы как поощрение и наказание. Каждый, кто имеет дело с детьми, знает, что эти методы помогают выработать дисциплинированность в детях, а также ответственность за свою деятельность. Многие педагоги, воспитатели, родители зачастую или неправильно их используют, или же недостаточно продуманно. В результате ожидается только два исхода: в лучшем случае это не эффективно в педагогическом отношении, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок, может расплачиваться всю жизнь. Проблемой, на мой взгляд, в настоящее время является недостаточность в педагогической теории понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям – только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний. Следовательно, актуальность данного исследования состоит в повышенной важности изучения и оценки возможностей использования поощрения и наказания в образовательном процессе.
Тема моей курсовой работы «Поощрение и наказание в учебно-воспитательном процессе». Объект исследования – организация учебно-воспитательного процесса. Предмет исследования – возможности использования поощрений и наказаний в образовательном процессе. Целью исследования является изучение и анализ методики использования поощрений и наказаний как способа стимулирования деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, задачами курсовой работы являются: 1. Изучить педагогическую, психологическую и методическую литературы по исследуемой проблеме. 2. Рассмотреть особенности применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 3. Дать краткую характеристику методики поощрения и наказания в образовательном учреждении. 4. Проработать формы и виды поощрения и наказания для стимулирования образовательного процесса. 5. Проанализировать и оценить применение методики поощрения и наказания в образовательном учреждении. Теоретическая значимость представленной работы проявляется в том, что уточнены и охарактеризованы понятия «поощрение» и «наказание», обнаружено их место, смысл и роль в учебно-воспитательном процессе школьников. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. 1 Понятие, виды поощрения и наказания. В настоящее время, поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время. Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность. Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Содержанием наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный во многом педагог прошлого века, как Н. И. Пирогов, будучи попечителем Киевского округа, по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказаний, в том числе и порку, за что, был, подвергнут уничтожающей критике Н. А. Добролюбовым [5, с. 81]. Однако многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею о том, что «истинное» воспитание – это воспитание без наказаний и наград, это своего рода идеальна гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию добра и красоты. Такова была точка зрения великого русского педагога К. Д. Ушинского. Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть " механизм" действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А. С. Макаренко.
Главный смысл наказания А. С. Макаренко видел в том, что оно должно «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов» [2, с. 85]. Говоря в целом, поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Увидеть единство и неразрывность понятий поощрение и наказание позволяет так же существующая общая классификация видов и форм этих методов, несмотря на то что, казалось бы, что общего могут иметь виды и формы этих двух абсолютно разных методов. Главным признаком, по которому дается общая классификация видов и форм поощрения наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяют следующие виды поощрения и наказания: 1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей. 2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях. 3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями. Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы: а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»; б) традиционные поощрения и наказания; в) поощрения и наказания в форме экспромта. Так же следует учитывать то, что данная классификация, как и любая другая, в значительной мере условна. Как правило, в практике воспитания и обучения детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в «чистом виде», а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций, позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников. Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов поощрения и наказания: например, положительное значение поощрение путем расширения прав школьника в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, формирует ответственное поведение, самоконтроль. В качестве поощрения может выступать также и расширение обязанностей, в частности трудовых. Известно, что дошкольники и младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые поручения. Регулирование прав и обязанностей учеников с успехом может использоваться и в качестве наказания. При этом в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.
Применение поощрения и наказания, с посредством моральных санкций, целесообразно главным образом в развитом школьном коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким ученикам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на поощрение и наказание такого рода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|