Глава 2. Практическое иследование поощрения и наказания в образователньом процессе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛНЬОМ ПРОЦЕССЕ
2. 2 Характеристика возможностей применения поощрений и наказаний в образовательном процессе
Исследовательская работа проводилась в ГБОУ «МАКЕЕВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №36». В эксперименте участвовали учащиеся 5 «Б» класса и учителя. Среди них 6 девочек и 6 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки школы в количестве 17 человек. Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы: 1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов. С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» содержит вопросы, предложенные отдельно ученикам и учителям (см. Приложение №1, 2). Анкета включает в себя тринадцать вопросов для учеников, и девять для учителей. В итоге предложенное анкетирование позволит узнать, насколько адекватна частота использования методов, какие меры воздействия преобладают у учителей, а также отношение к самим методам поощрения и наказания учителей и учащихся. Также была использована шкала «Эффективность педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой (см. Приложение № 3). Рассмотрим данную шкалу более подробно. В частности, цель применения шкалы «Эффективность педагогического стиля»: определение индивидуальных различий в саморегуляции учебной деятельности (в установлении и поддержании дидактической коммуникации).
Шкала «Эффективность педагогического стиля» состоит из 24 утверждений, связанных попарно (1-2, 3-4 и т. д. ) и формулы шкалирования. Испытуемому предлагается, прочитав утверждения, оценить по девятибалльной шкале, насколько верно они отражают его представления об эффективном стиле педагогического воздействия. В бланке ответов, напротив номера утверждения, необходимо поставить цифру, соответствующую выбранному варианту ответа. Предлагается 9 вариантов ответов: «+4» – да, несомненно (очень сильное согласие), «+ 3» – да верно (сильное согласие), «+2» – в общем, да (среднее согласие), «+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие), «0» – ни да, ни нет, «-1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие), «-2» – в общем, нет (среднее несогласие), «-3» – нет, неверно (сильное несогласие), «-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Формула шкалирования позволяет испытываемому оценивать каждое утверждение или положительно, или отрицательно и выразить более эмоционально степень своего согласия внутри каждой категории. Таким образом, выводится интерпретация абсолютных и балансированных показателей и предпочтения эффективных и неэффективных методов поощрения. Кроме того, в рамках анализа возможностей применения поощрений и наказаний в образовательном процессе, была предложена анкета для родителей на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» (см. Приложение №4). Применение данной анкеты позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений с точки зрения родителей. Всего предлагается пять вопросов. Сама процедура анкетирования проводится анонимно и после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения. Данная анкета ориентирована на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним и т. д.
Таким образом, в исследовании принимали участие родители детей 5 «Б» класса, сами учащиеся и учителя. После проведения анкетирования «Поощрение и наказание» мы получили следующие результаты: 1. На вопрос – часто ли вас наказывают? – было дано 59% отрицательных ответов; «время от времени» - 25%; и, наконец, «часто» дали 16% учеников. Результаты ответов учащихся на данный вопрос представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Результаты ответов учащихся на вопрос: «Часто ли вас наказывают? »
На вопрос о поощрении 56% ответило «часто», 20% - время от времени, 24% - ответили – «редко». Результаты ответов учащихся на данный вопрос представлены на рисунке 2. Рис. 2 Результаты ответов учащихся на вопрос: «Часто ли вас поощряют? »
Вместе с тем, на подобные вопросы учителя отвечали: употребляют наказание часто (4-5 раз в день) – 22%, не очень часто (2-3) – 50%, редко – 28. Используют поощрение часто 50% учителей, 44% - не очень часто и 6% редко (см. таблица 1, 2).
Таблица 1 Частота применения методов наказания
Таблица 2 Частота применения методов поощрения
Анализируя полученные данные таблиц 1, 2, следует отметить, что частота употребления методов поощрения и наказания вполне адекватна. Положительное преобладает над отрицательным. 2. Отвечая на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают? », были получены следующие данные (см. таблица 3): 50% учеников расставили виды наказания в следующем порядке: замечание, выговор, ограничение и физическое наказание, 4% указали «физическое наказание» как наиболее часто используемый вид наказания, 19% - поставили этот вид на второе место по частоте использования, 38% - выговор как наиболее распространённый, ограничение – 8%.
Таблица 3 Употребление видов наказания
Результаты ответов учащихся на вопрос «Как чаще всего вас наказывают? » представлены графически на рисунке 3.
Рис. 3 Результаты ответов учащихся на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают? » Наиболее употребляемые среди учителей – «замечание» - 56%, «выговор» - 23%, «ограничение» - 21%, «физическое наказание» - никто не отметил. Результаты ответов учащихся на данный вопрос представлены на рисунке 4.
Рис. 4 Результаты ответов учителей на вопрос: «Как чаще всего вас наказывают? »
В отношении анализа поощрений, мы получили следующие результаты: 40% учеников указали такой порядок видов поощрения по частоте употребления: похвала, одобрение, оценки; 50% - одобрение поставили на последнее место. 30% учителей расставили другим образом: одобрение, похвала, оценка. Из них 16% учителей применяют на практике похвалу, только оценку – 8% и всё в равной мере – 30%. Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию более сильных мер воздействия, обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение». 3. ᅟ Следующим вопросом анкеты является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося. 48% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда как. Что касается поощрения, то 90% отмечают справедливость; 96% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо (см. таблица 4).
Таблица 4 Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников)
Сопоставляя данные, представленные в таблице 4, следует, отметить, что учителя должны обратить большее внимание на справедливость наказания, так как ученики в этом возрасте наиболее остро чувствуют это. 4. К одному из требований относится вопрос: «Всегда ли поощрение (наказание) соответствует поступку? » (см. таблица 5).
Таблица 5 Соотнесение наказания (поощрения) поступку
Анализируя данные таблицы 5, отметим, что в данной ситуации мнения учеников разделились: 42% согласны, что соответствует, 38% отрицают и 20% не уверены в ответе. Результаты ответов учащихся на вопрос о справедливости наказания (поощрения) представлены графически на рисунке 5. Рис. 5 Результаты ответов учащихся на вопрос о справедливости наказания (поощрения)
Далее проанализируем полученные в результате опроса родителей ответы. Нами была предложена анкета на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка». В результате было выявлено следующее: 1. На вопрос: Хорошо ли вы знаете своего ребёнка? Результаты ответов родителей на данный вопрос представлены графически на рисунке 6. Рис. 6 Результаты ответов родителей на вопрос «Хорошо ли вы знаете своего ребёнка? »
Анализируя данные рисунка 6, отметим, что 79% родителей дали положительный ответ; 9% - отрицательный и 12% знают своего ребёнка плохо, но не смотря на имеющиеся отрицательные ответы, большинство родителей знают своего ребёнка хорошо. 2. Рассматривая вопрос об уделяемом времени на воспитание, были получены следующие данные: 45% родителей уделяют внимание своим детям круглые сутки. 35% – 5-6 часов в сутки и 20% 1-2 часа. Из этого можно сделать вывод о том, что такое небольшое количество родителей, уделяющих внимание своим детям круглые сутки, является причиной их нахождения на работе. Те же 45% родителей, которые занимаются воспитанием на протяжении всего дня, на мой взгляд является гиперопекой. 3. Следующий вопрос анкеты касался частоты хвалы за успехи. Я выяснила, что 85% родителей хвалят своего ребёнка часто, 13% – иногда и 2% никогда. Положительным в данной ситуации является то, что большинство родителей всё же используют такой метод как похвала и используют его часто. Главное, однако, чтобы похвала являлась уместной и не привела к нежелательным последствиям (например, баловству). То же, что касается двух процентов родителей, это является неправильным в воспитании родителей. И можно здесь говорить либо об отсутствии интереса к воспитанию ребёнка, либо о неумении использовать на практике методы воспитания, либо об авторитарном стиле воспитания. 4. Что касается поощрения, то здесь имеем следующие данные: большинство родителей указали такой порядок форм поощрения по частоте использования: просто хвалите, радуетесь вместе с ним его успехам, покупаете подарки, даёте деньги. 40% покупку дорогих вещей ставят на последнее место. 5. Рассматривая использование форм наказания, были получены следующие данные: большинство родителей расставили формы наказания следующим образом: на первое место поставили крик на ребёнка, применение физической силы, на второе – запрет гуляния, общения с друзьями, далее наказание трудом и, наконец, просмотр телевизора.
Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести. Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании [8, с. 116]: 1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас. 2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали. 3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. 4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. Также Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них [8, с. 96], не следует хвалить: за то, что дано от природы, за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться. Таким образом, анализируя применение методики поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы: 1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными. 2. Учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, обходя стороной одобрение и неодобрение, так как они являются наиболее простыми мерами. 3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как они являются наиболее простыми мерами. 4. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость. 5. Достаточно большое число учеников боится самого наказания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|