Христианские источники и их влияние на Коран
Коран уделяет особое внимание Марии, матери Иисуса (Марьям). Девятнадцатая сура названа в ее честь. Марьям - единственная женщина в Коране, названная по имени. Она была выбрана Аллахом, очищена и превознесена над всеми женщинами человечества (Коран 3:42). С историе о Марии происходит то же самое, что и со многими иудейскими преданиями, внедренными в текст Корана, а именно: библейские истины смешиваются с апокрифическим христианским материалом. Кроме того, мы вновь сталкиваемся с путаницей, внесенной Мухаммедом в повествование о жизни Марии и ее исторической роли, а также с вопиющими хронологическими ошибками. В Библии нет ни слова о рождении Марии, Коран же приводит краткое описание этого события. Здесь есть и молитва, с которой мать Марии обратилась к Богу незадолго до ее рождения. Приведенный ниже стих описывает это событие: И вспомните, когда жена Имрана к Богу обратилась: «О Господи! Тебе обетовала я, что у меня во чреве, - освобожденное (от дел мирских, лишь в услужение тебе), прими же от меня (обет мой), - ведь Ты все слышишь и все знаешь!» (Коран 3:35) Следующий стих повествует о том, как она была удивлена, разрешившись от бремени дочерью, и, назвав дочь Марией (Марьям). Мария была поручена заботам священника Захарии, и всякий раз, когда он входил в ее комнату, он находил рядом с ней множество пищи. Захария спрашивал, откуда появлялась эта пища, и неизменно слышал в ответ: Аллах снабжает всем необходимым для жизни того, кого пожелает (Коран 3:37). Хотя мать Марии не упоминают по имени, в мусульманских комментариях ее называют Анной. Дело в том, что история, описанная в Коране, имеет параллель с «Протоевангелием Иакова Меньшего», апокрифическим христианским трудом, сочиненным некоторое время спустя после появления Нового Завета. В этой книге говорится о том, что Анна молилась Богу, обещая посвятить ему своего ребенка, неважно - мальчика или девочку, дабы он служил Господу всю свою жизнь. Когда родилась девочка, ее назвали Марией и оставили в храме. Пищу ей приносил ангел. Невозможно не обратить внимания на схожесть этой истории с кораническим преданием, происхождение которого теперь становится очевидным.
Историю о Марии есть и в других еретических трудах, таких как коптское «Сказание о Девственнице». В соответствии с ним Марию кормили в храме, как обычно кормят голубей, и пищу ей приносили ангелы. Она никогда не оставляла храма, а ангелы приносили ей плоды небесного Древа Жизни. В Коране в истории Марии много разного рода неточностей. Для начала следует заметить, что Марию спутали с пророком Илией, который затворился в одиночестве, и вороны приносили ему хлеб и мясо (1 Цар. 17:6). Тем не менее именно имя матери Марии Анны указывает на то, откуда первые составители этой истории взяли исходный материал. Много веков назад Анна действительно молила Бога о ребенке, обещая посвятить его Богу (1 Цар. 1:11). Она была матерью Самуила, который после своего рождения был вверен Богу в служители (1 Цар. 1:28), и именно Самуил помазал царя Давида на царствование в Израиле. Понятно, откуда в Коране появилась эта история, но вот как возникли хронологические ошибки? Ответ можно найти в другом отрывке: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь." (Лк. 2:36–37) Теперь ясно и то, откуда взялась хронологическая ошибка. На сцене вновь появляется женщина с именем Анна, но это уже именно та женщина, которая не покидала храма, пребывая в молитве и посте день и ночь. Марию, очевидно, спутали не только с Илией и Анной, матерью Самуила, но также и с Анной пророчицей.
Дальше прослеживается еще одна аналогия - между восхвалениями Анны и Марии после того, как они были осчастливлены зачатием своих сыновей силой Бога. Оба восхваления начинаются выражениями прославления в адрес Бога, который низложил сильных с престола и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем (1 Цар. 2:1–5; Лк. 1:46–53). Проницательный читатель немедленно поймет, что Анна была моделью Марии, точно так же, как ее сын Самуил был моделью Иисуса Христа, сына Марии. Но некоторые менее внимательные умы перепутали две истории и соединили их в одну, смешав двух Анн из Ветхого и Нового Завета, добавив хронологическую ошибку из жизни Илии, тем самым создав удивительную историю исключительно апокрифического характера. В Коране существует еще один хронологический ляпсус. Марию - мать Иисусу спутали с Марией - сестрой Моисея и Аарона! В суре, названной в ее честь, говорится, что когда Мария родила своего сына Иисуса вне законного брака, соседи сказали ей: "О Марьям! Ты сделала неслыханное дело. О сестра Харуна! Ни твой отец порочным не был, ни твоя мать блудницей не была". (19:27–28) В этом стихе ее называют сестрой Аарона. Моисей, который также является его братом, подтверждает свое родство с ним, называя Аарона - брат мой (Коран 20:30). Ошибка Мухаммеда не имеет отношения к апокрифам, как это было с Анной и Самуилом. На этот раз он сам все напутал. Интересно заметить, что Марию, сестру Аарона и Моисея, в Библии действительно называют «сестрой Аарона» (Исх. 15:20). Имена этих двух женщин на еврейском языке звучат одинаково: Мирьям (в арабском - Марьям). При жизни Мухаммеда некоторые христиане упрекали его за эту ошибку: Мугира б. Шуба рассказывал: Когда я прибыл в Наджран, они (христиане) спрашивали меня: Ты читал в Коране: "О, сестра Харуна (Марьям)", тогда как Моисей родился задолго до Иисуса. Когда я вернулся к посланнику Аллаха, я спросил его об этом, и он ответил: "Люди (в старину) обычно давали имена (своим детям) в честь апостолов и благочестивых людей, которые жили до них". (Сахих Муслим, том 3, с. 1169)
При всем уважении к пророку ислама вряд ли можно принять его объяснения. В Коране больше нет ни одного примера, чтобы кто-то еще носил такое же имя. В любом случае, слово ухтун (сестра), несколько раз встречающееся в Коране, использовалось всегда, когда речь шла о кровной сестре какого-либо человека (суры 4:12, 23, 176). Мусульманские толкователи в стремлении оправдать объяснения Мухаммеда говорят, что выражение это означает «тот, кто связан родством с Аароном», но даже если это так, в их аргументах отсутствует смысл. Моисей и Аарон произошли от Леви (священнический род), Мария произошла от Иуды по линии Давида. Следовательно, она вообще не имела родственных связей с Аароном, она даже не относилась к его роду. Интересно отметить, что в Библии прямо говорится, что Иисус (а следовательно, и его мать Мария) не относился к роду Леви. В Послании к Евреям сказано, что Иисус стал предвечным священником по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона, поскольку он принадлежал к иному колену, колену Иуды. (Евр. 7:11–16) Поэтому родство с Моисеем и Аароном, придуманное для Марии в Коране, совершенно необоснованно. То, что Мухаммед отождествил Марию с сестрой Аарона, явствует из имени, которым он назвал отца Марии. В Библии говорится, что Иохаведа «родила Аарона, Моисея и Мириам, сестру их» (Числ. 26:59). Отца матери Иисуса в Коране называют Имран. Марию называют Марьям убнату Имран, что значит «Марьям, дочь Имрана» (Коран 66:12). Итак, ее называют не только сестрой Аарона, но и дочерью Имрана. Это еще раз доказывает, что Марию, мать Иисуса, в Коране перепутали с Мириам, сестрой Моисея и Аарона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|