Условие: численный состав вооруженных сил определяется в 2% от населения государства. Например, население Византийской империи в 6 веке составляло 16 млн. человек, что позволяло ей содержать армию численностью до 300 тыс. человек. Для 50 тыс. армии, следовательно, необходимо 2.5 млн. государство.
Вопрос 1: каким количеством населения должна была обладать Центральная Аравия, для завоевания и удержания под контролем Ирана, Месопотамии, Сирии, Палестины и Египта?
Вопрос 2: как объяснить всего лишь 1.5 млн. населения в Центральной Аравии в 1900 году? Выходит, что даже в 1900 году Центральная Аравия не могла мобилизовать пятидесяти тысячную армию.
Численность населения по странам на 1900 год (более раннее данные есть не для всех стран) (Population Statistics)
Территория
Население (тыс. чел) на 1900г.
Атакующая сторона
Саудовская Аравия
Итого атакующая сторона:
Атакуемая сторона
Окупированные территории
Египет
Иран
Ирак
Окупированная Византия:
Сирия
Израиль (Палестина)
Иордания (Палестина)
Ливан (Палестина)
Судан (Сев. Африка)
Морокко (Сев. Африка)
Алжир (Сев. Африка)
Тунис (Сев. Африка)
Итого окупированные территории:
Не окупированная Византия
Турция
Греция
Болгария
Македония
Итого не окупированная Византия:
Итого атакуемая сторона:
Из таблицы видно, что атакующая сторона имеет населения в 41 раз меньше, чем атакуемая и в 27 раз меньше, чем население окупированных территорий. (Здесь ещё не учтены: Испания, Закавказье и Средняя Азия) Представьте современную 5 млн. Иорданию, атакующую 146 млн. Россию и окупирующую большую часть её территорий; соотношение населения здесь: 1/28, такое же, как между Аравией и Византией.
Ещё один интересный момент: численность населения Египта в 1700 году составляла 2 млн. 335 тыс. человек. То есть, с 1700 по 1900 год население Египта выросло в 4.4 раза. Если эту пропорцию применить к Центральной Аравии, то её численность населения в 1700 году должна была составлять 340 тыс. человек - такими людскими ресурсами обладала первая метрополия Арабского Халифата в 18 веке, спустя 11 веков после своего образования.
Парадокс второй: метрополия перемещается в провинцию
После завоевания территорий, метрополия не меняет своего географического положения. Центр Британской империи не переместился в Индию, а Российской - в Крым. И понятно почему, метрополия – родина народа, создавшего империю.
Не так обстоит с Халифатом. Аравия лишь несколько десятков лет была центром созданного ею Халифата (с 632 по 661 гг.). Затем Аравия навсегда теряет статус метрополии, превращаясь в отсталую провинцию Халифата.
Хроника миграций центра Арабского Халифата
В 7 веке в западной части Аравийского полуострова (в Хиджазе) возникла новая религия - ислам и образовалось первое мусульманское теократическое государство - Арабский халифат со столицей в Медине.
В том же 7 веке Омеяды перенесли столицу халифата в Дамаск. Халифат Омеядов иногда называют Дамасский халифат, Сирия становится центром халифата. В 8 веке центр Халифата переместился в Ирак – халифат Аббасидов. Столицей Халифата стал Багдад. В литературе государство Аббасидов иногда называют Багдадский халифат. Аравия в 8 веке становится провинцией Багдадского халифата.
В 10 веке Аравия находится в вассальной зависимости от Фатимидов. Династия Фатимидов утвердилась в Ифрикип (Тунис).
В 12 веке Аравия становится провинцией халифата Айюбидов, а центром халифата становится Египет.
В 1516-17 годах войска турецкого султана Селима I завоевали Сирию, Египет и Палестину, положив конец господству Мамелюков. Аравия становится провинцией Османской империи вплоть до 20 века. (Сultinfo.Ru)
Парадокс третий: имперская идеология деградирует в метрополии, но сохраняется в провинциях
Как у всякой империи, у Халифата была своя идеология - ислам. Но в отличие от всех известных империй, где метрополия является опорой имперской идеи, ислам в наибольшей степени ослаб и исказился именно в его первоначальном центре, в Аравии, вплоть до зарождения там в 18 веке анти-имперского и анти-исламского движения Ваххабизм (см. О не аравийском происхождении ислама).
Сохранением имперской идеология занимались другие народы, проживающие на территориях, первоначально бывших провинциями Халифата.
Арабская письменность возникла, возможно, из арамейского письма
Источник: Языки и страны мира - Энциклопедия
Сирия-Палестина и Аравия
Арамеи, живущие в Сирии, начали записывать свой западно-семитский язык финикийским письмом приблизительно в одиннадцатом веке до н.э., а с восьмого века до н.э. у них появилась собственная арамейская письменность. После того, как арамейский язык получил статус официального языка Персидского Царства, стал "лингва франка" для всего Переднего Востока, то есть на нем говорили в Анатолии, Леванте, Египте, Месопотамии, арамейская письменность приобрела широкое распространение. Однако с закатом Персидского Царства и с возвращением из Вавилонского изгнания евреев арамейское письмо было вытеснено древнееврейским. Современный квадратный еврейский печатный и письменный шрифт произошли из арамейского письма и вошли в употребление в эпоху Римского господства в Палестине.
Арамейское письмо, как и его финикийский предок, обладало только согласными знаками. Однако отдельные согласные буквы обозначали наличие длинных гласных: в конце слова буква w (waw) могла обозначать звук п, у (yod) звук I, a h(he) звуки ё, а и даже б. Эти знаки являются так называемыми "матрес лекционис " (матерями чтения). С девятого века до н.э. эта черта арамейского написания слов была заимствована древнееврейской письменностью. Постепенно различные "матрес лекционис" стали употреблять не только на конце слов, но и внутри слова. Чтобы передавать гласные древнееврейского языка и таким образом сохранить правильное прочтение священных текстов древнееврейской Библии, древнееврейские ученые, которые назывались массо-реты, разработали систему гласных диакритик или огласовок. Приблизительно в восьмом веке н.э. массореты Вавилонской школы развили одну из таких систем, а еще две системы были созданы палестинскими массоретами. Одна из поздних систем — Тивериадская система пунктуации, по чистой случайности взяла верх над другими подобными системами и стала стандартной. В современном еврейском письме знаки для гласных в виде точек используются лишь в некоторых случаях: в частности, в тексте Библии, детской литературе и поэзии.
Арамейская письменность также имела хождение среди арабского народа, называемого набатеи. Во втором веке до н.э. они создали царство, простиравшееся от Синайского полуострова до районов Восточной Иордании, с главным городом Петра. Несмотря на то, что они говорили на семитском арабском языке, писали набатеи арамейским письмом, развив свой собственный вариант письма, который существовал как в монументальной, так и в курсивной форме. Кроме того, есть несколько примеров использования этого письма для записи арабского языка, и возможно, что именно из этого набатейского арамейского письма и возникла позднее арабская письменность.
СИРИЙСКОЕ ПИСЬМО
Еще одной системой письма, возникшей на основе арамейской письменности, является сирийское письмо. Сирийский язык был диалектом арамейского, распространенным в городе Эдессе (современный Урфа, Турция) и его окрестностях. Благодаря тому, что город являлся центром христианства, на сирийский язык была переведена Библия, на нем появился большой корпус христианских текстов, и он стал широко использоваться в качестве языка церкви и художественной литературы. Самый ранний текст, записанный сирийским письмом, относится к первому веку н.э. Сирийская система письма, восходящая к арамейской, является консонантной, но в ней имеются средства для обозначения гласных звуков. В древней несторианской письменности гласные звуки обозначались при помощи диакрических огласовок и согласных букв waw и yod, тогда как в яковитском письме восьмого века н.э. для этой цели использовали мелкие надстрочные и подстрочные знаки, в качестве которых выступали греческие гласные буквы. Диакритические значки огласовок, используемые в сирийском письме, являются возможным источником подобного обозначения гласных звуков в арабском и древнееврейском письме.
В этой таблице представлены три разновидности сирийского консонантного письма. Самой древней является хтрангело (первый век н.э.). Более поздние — несторианское и яковитское письмо —использовались соответственно в восточной и западной сирийской церкви.
АРАБСКОЕ ПИСЬМО
Самая первая арабская надпись, возможно, представляющая собой переходную стадию, появляется приблизительно в четвертом веке н.э. Это один из немногих примеров арабской письменности, существовавшей до возникновения ислама в седьмом веке н.э., когда число таких надписей резко возросло; в середине седьмого века н.э. был составлен Коран. На заре исламского периода развились две основные разновидности арабского письма — насх и куфическое. Первое является курсивным и наклонным, последнее выполняется строгим жирным шрифтом. Современное арабское письмо произошло из насха. Гласные звуки обозначаются в нем при помощи трех огласовок и согласных букв alif, ya и waw.
Арабы или Тюрки? Кто завоевал земли от Испании до Индии, и кто управлял арабскими халифатами?
А. Хазанов. Катафрактарии и их роль в истории военного искусства
Источник: X Legio
Катафрактарии - тяжеловооруженная конница, атакующей противника в тесно сомкнутом строю. Для катафрактариев характерны специфическое вооружение и специфические способы ведения военных действий. Слово "катафрактарии" происходит от катафракты – греческого наименования всаднического доспеха. Сам термин cataphracta впервые прослеживается в эллинистическом Египте в начале III в. до н. э., где им называли панцири солдат тяжелой кавалерии. Настенный рисунок из Дура Европос. На всаднике – пластинчатый доспех. Катафракт носил чешуйчатый панцирь.
Для вооружения катафрактариев характерны три главных особенности. Первой отличительной чертой их было наличие тяжелого оборонительного доспеха. Он состоял прежде всего из металлического панциря, чешуйчатого или комбинированного, позднее кольчуги. В I в. до н. э. панцирь, как правило, был коротким, он едва доходил до бедер. Ноги также оставались незащищенными. Это учитывали римские тактики, рекомендовавшие разить катафрактариев мечом в бедра и голени – "единственные части тела, которые не закрывала броня". На рисунке парфянский катафрактарий (современная реконструкция).
В первые века н. э. появляются доспехи, доходящие до колен. Широкое распространение получает комбинированный доспех, которой включает набедренник, металлические или кожаные наручи и поножи. Голову катафрактария защищал конический шлем. В первых веках н. э. он часто имел металлическую маску, закрывавшую лицо. В целом, состоявший из различных частей доспех покрывал тело всадника с головы до ног. Так описывает Аммиан Марцеллин тяжелую конницу персидского полководца Мерены во время похода Юлиана "То были закованные в железо отряды; железные пластины так тесно охватывали все члены, что связки совершенно соответствовали движениям тела, а прикрытие лица так хорошо прилегало к голове, что все тело оказывалось закованным в железо, и попавшие стрелы могли вонзиться только там, где через маленькие отверстия, приходившиеся против глаз, можно кое-что видеть, или где через ноздри с трудом выходит дыхание". Третья особенность катафрактариев заключалась в том, что доспех имел не только сам всадник, но зачастую и его лошадь. Собственно катафрактарии по письменным источникам известны у парфян, армян и сарматов, может быть, также у албанов и иберов.
Н. Будаев. Западные тюрки в странах Востока
Источник: Cайт Будаева
Причины появления тюркских наемных армий В изображении Атиллы на сосуде из клада Надь-Сент-Миклоша (С. Я. Байчоров, Древ. тюрк, рун. памят. Евр): «...Всадник одет в кольчугу, покрывающую его тело от подбородка до колен, а также затылок, и обе стороны головы до шлема. На ногах по колено и на руках металлические латы из узких стальных пластин, изготовленных в гуннском стиле». Пластинчатые панцири и конусовидные шлемы, клёпаные из стальных пластин, носили гунны. «Наибольшее распространение шлемы и пластинчатые доспехи получили в IV-V веках, когда гунны безраздельно господствовали в Европе» (Хазанов А. М. «Очерки военного искусства сармат» стр. 63). В кишпекских курганах на территории КБР при раскопках были найдены (в гуннском захоронении) наборный шлем из клепанных пластин и остатки кольчуги (Археологические исследования в КБР, стр. 28, том 3), они найдены также в Хуламских захоронениях (там же стр. 151). На. изображениях всадника в шикшинской пещере воины облечены в панцири-халаты, их шили из стёганных волосом железных пластин на тонкой коже, были панцири, склеенные в три слоя из буйволиной хребтовой кожи. Исключительным достоинством наборных панцирей была их подвижность и гибкость. В отличие от рыцарских доспехов они не стесняли движений, в этом они напоминали кольчугу, но превосходили её в прочности. Шею закрывала бармица, прикреплявшаяся к шлему, сделанная, как и панцирь из полос железа или из кольчуги. (С. П. Нестеров, «Конь в культах тюркоязычных племён Центральной Азии»). Вместо забрала тюрки носили железные маски (найдены в курганах XII века) они достаточно массивны, хорошо закрепляются на шлеме. На месте глаз, ноздрей и рта сделаны прорези, уши у таких масок бронзовые. (Степи Евроазии в эпоху средневековья, стр. 216). На скальных рисунках Алтая, Тувы и Монголии (С. П. Нестеров стр, З2) видно, что коней они защищали не хуже себя. На коня надевали железное оголовье, закрывавшее лоб и щёки, а также панцирь, состоящий из нескольких частей, защищавший всё тело лошади до колен. (М. Горелик). В летописных хрониках Руси, в «Слове о полку Игореве» часто встречается такое наименование воинов степи: «…железными полками половецкими» Это мнение очевидцев, которые хорошо знали кочевников не только на поле битвы, но и как союзников, конфедератов, союз с которыми скреплён династическими браками и многодневными пирами и роскошными подарками «Сайгами» (сауга - подарок кар., балк., кум., тат.). Описываемое вооружение тюркских воинов полностью соответствует вооружению мамлюков Египта, что абсолютно подтверждается исследованиями М. В. Горелика, а также данными языкового материала: «По словам Хан-Гирея, адыгам было известно несколько видов доспехов, один назвался Дълан кубе (Х. Х. Яхтанигов. Экспонаты повествуют, стр. 7)» Джилян кубе-карач., балк., ног., кум., общ. тюрк. Джилян - змея, кубе - доспехи, латы, кольчуга, эти слова являются общетюркскими (в адыгском слове «Дълан», кстати и сохранилась древнеболгарская форма слова). Это вид кольчато-пластинчатого доспеха тюрков средневековья. Доспехи типа «джилян кубе» действительно напоминали змеиную чешую, и встречаются они в захоронениях кочевников необъятных степей Евразии, запечатлены также в китайских, персидских и арабских миниатюрах (Ю. С. Худяков «Вооружение центрально-азиатских кочевников»). В ранних известиях сказано, что у тюркских народов даже женщины умели стрелять из лука и наравне с мужчинами скакать на лошади. Существует единственная дошедшая до нас статуя женщины-амазонки (с саблей, колчаном, луком) изображённой стоящей (С. А. Плетнёва. «Половцы» стр. 133). Описание И. Шильтбергером внешности татарской дамы Садур-мелик и её свиты: «Все они ездили верхом и стреляли из лука не хуже мужчин». Сообщение Шильтбергера вполне сопоставимо со сведениями Фридриха Дюбуа де Монпере (1798 г.). (со ссылкой на Рейнеггеса и Потоцкого): «Во времена, когда кабардинцы жили на берегах Чёрного моря, они часто воевали против эммечей (тюрк.), народа женщин, которые занимали горный район между Черкесией и Сванетией вплоть до нынешней маленькой территории Кабарды». Возможно, не стоит все эти сообщения принимать за достоверные факты, однако в эпосе балкарцев и карачаевцев женщины часто воюют рядом с мужчинами. И как быть с объяснением карачаево-балкарского слова кюбе тюп (кубе туп) - подкольчужник, название женского корсета, лифчика? Вряд ли существует в мире народ, женщины которых называют корсет подкольчужником. Говоря о вооружении, нельзя не остановиться на вопросе о численности сирийских и египетских мамлюков, согласно Захири, их число равнялось 26 тысячам всадников. (Х. Хатхо, стр. 36). Это, не считая вольнонаемных всадников халка и воинов вассальных туркменских, курдских и арабских племен. (там же).Для сравнения - наемная армия Византии составляла 18-22 тысячи катафрактариев. В Грузии находилось 40 тысяч кипчаков, но это явно преувеличенное число. В дружине Игоря Святославича было 5 тысяч «черных клобуков», у Рюрика Ростиславича под командованием хана Кунтувдыя (Кюнтууду) 6 тысяч «черных клобуков». Торчинский хан Кюльдюрь мог выставить от 2 до 4 тысяч всадников. Это, не учитывая союзников - «диких половцев». К концу X столетия, вплоть до появления огнестрельного оружия, кавалерия считалась единственным родом войск, который определял исход любого сражения. Пехотинец даже не считался воином; слово miles - сделалось синонимом воина или сравните испанское кабальеро - воин, всадник, дворянин. Жак Велерс пишет: «от крестьян обычно не требовали крови: армии Востока веками набирались из рабов и наемников-мамлюков и янычаров. Государство никогда не обращалось при наборе армии к крестьянским массам, этому обычному источнику пополнения армий на Западе. Поскольку крестьянство рассматривалось как класс, не способный к благородной службе и недостойный ее.» (Ж. Велерс «Крестьяне Сирии и Ливана.» Стр. 111.) Содержание профессиональной армии, превышающей 25 тысяч, было затруднительно для любого государства. Причина - отсталое натуральное хозяйство с низкой производительностью труда. Таким образом, уступив в количестве, выигрывают в качестве, при одном условии - воин предварительно получал длительную многолетнюю подготовку в искусстве фехтования, стрельбе из лука на полном скаку, владение пикой и дротиком, а затем постоянно поддерживал на должном уровне полученные навыки.
* * * * * * * *
Одним из первых положили глаз на воинственных кочевников Китай, Западно-Римская империя и Персия. Из представителей кочевых тюркских народов создавались наёмные армии и дружины. Из гуннов состояла пограничная армия Китая. Наёмники из тюрков, савир и болгар участвовали в войнах персов и византийцев, причём с обеих сторон. В арабских странах это были гулямы и кулы, в Византии катафрактарии, набиравшиеся из болгар и хазар. В эпоху средневековья дружины печенегов и тюрков служили Византии и Венгрии (С. А. Плетнёва, «Хазары», «Половцы»). В Киевской Руси это были торки, берендеи, чёрные клобуки, ковуи и «дикие» половцы, в Венгрии и Болгарии печенеги, половцы, асы, в Грузии половцы и аланы.
Если посмотреть в корень, то мы должны задать вопрос: «что заставляло китайцев, византийцев, персов, арабов, русских и др. привлекать представителей тюркского этноса в свои воинские подразделения?» Может им было легче, дешевле и удобнее дать крестьянину вместо мотыги саблю, обучить его военному искусству, верховой езде, стрельбе из лука? Но дело в том, что подготовка профессионального воина - очень дорогое удовольствие даже для развитых стран в ХХ веке, она требует больших финансовых расходов.
История происхождения наемных легионов в странах Ближнего Востока (в хрониках «кулы», «гулямы», «куламы», «капукулари», «турушка», «кулемены», «мамлюки» или «мамулуки») представляет значительный интерес в плане изучения одной из пропущенных страниц истории тюркских народов.
Наёмные армии тюрков, создали ксенократические государства на Ближнем Востоке. Существуют целые династии тюркских правителей:
Тулуниды (IX в. Египет Сирия)
Ихшидиды (X в. Египет, Сирия)
С небольшими разногласиями Аюбиды (Египет, Сирия, Диарбекир, Йемен)
Мамлюки (Египет, Сирия 1250-1517 гг)
Расулиды (Йемен 1229-1454 гг)
Династия Ануш-тегина (1077-1231гг)
Караханиды (Маверанахр ВосточныйТуркестан, 992-1211гг)
Зингиды (1127-1222 гг., ал-Джазар Сирия)
Ильдегизиды (1137-1225 гг. Азербайджан)
Салгуриды (1148-1270 гг., Фарс)
Сельджукиды Рума (1077-1307 гг., Анатолия)
Данишкимеиды (1071-1178 гг., Восточная Анатолия)
Караманиды (1256-1483 гг., Центральная Анатолия)
Джалаириды (1336-1432 гг., Ирак, Курдистан, Азербайджан)
Сефевиды (1501-1732 гг., Иран)
Газневиды (977-1186 гг., Хорасан, Афганистан и Северная Индия)
Делийские Султаны (1206-1555 гг)
Туглуикиды, Халджиты, Сейиды, султаны Бенгалии (1336-1576 гг)
Султаны Кашмира (1346-1549 гг)
Султаны Шарки и Джайпура (1394-1479 гг)
Султаны Мальвы (1401-1531 гг)
Бахминиды и их преемники (1347-1527 гг)
(Босфорт К. Э. «Мусульманские Династии») В свое время это отмечали арабы (в эпоху расцвета халифата): «Аллах Всевышний распределил так, что каждый народ, каждое колено, каждое поколение, каждый род преуспевает в пределах своего совершенства: китайцы в ремеслах, греки в философии и литературе, арабы сильны в каллиграфии, письме и богословии, Сасаниды в государственном устройстве, тюрки в - войнах». Фахраддин говорит, что за причина славы и удачи, которая выпала на долю тюрок: «Племя, народ, когда находится среди своих, на родине, пользуется уважением, но когда они попадают на чужбину, их презирают. Но тюрки наоборот: пока они находятся среди сородичей и в своей стране, они представляют одно племя из числа других тюркских племен, они не пользуются достаточной мощью и к их помощи не прибегают. Но когда они попадают в мусульманские страны и чем дальше они находятся от своих жилищ и родных, тем больше растет их сила и они более высоко расцениваются, они становятся эмирами и сипехсаларами». (А. Гумилев, «Древние тюрки» стр 149). После смерти халифа ал-Мутаваккиля (847-861), погибшего от рук мамлюков, тюрки, по признанию арабских источников, становятся вершителями судеб государства и самих халифов (Ф. М. Асадов «Арабские источники о тюрках в раннем средневековье», стр 17.). «Они сажают на престол кого хотят, а кто им неугоден - свергают, не спрашивая мусульман и не руководствуясь верой» (там же, Табари, III, 1510). По этому поводу в арабском мире был широко распространён анекдот: «Когда астролога спросили, сколько предназначено халифу ов-Му,таззу жить и править, один из присутствующих сострил: «Столько, сколько захотят тюрки» (там же, стр 17., Рахри 241). «Арабы страшились тюрков не только в настоящем, но и связывали с ними мрачные предсказания своего будущего» (Асадов, стр. 22). Ислам тюркам не насаждали саблями, они приняли его добровольно в отличие от персов, курдов, индийцев. Умеренная пассионарность тюрков казалась арабам панацеей. Эти грубоватые скотоводы спасли мусульманскую культуру от насилия крестоносцев, загнали греков за Босфор, остановили продвижение чингизидов на Ближний Восток. В начале Х века тюркские гулямы (при Фатимидах) практически взяли всю власть в свои руки. «Арабы не только в Египте, но и во всём халифате уступили позиции тюркам и превращались из воинов и правителей в поэтов, учёных и купцов» (Л. Гумилев «Тысячелетие вокруг Каспия», стр. 234).
Гробница Мамелюков в Каире, 1880 год.
На западе тюркские военачальники Ахад Тулун и Мухамад Тугдж стали практически независимыми правителями Египта и Сирии. Кульминация тюркского внедрения в мусульманские области наступила в конце X века, с образованием мамлюкского султаната Газневидов, самой могущественной империи, известной на Востоке со времен распада Аббасидского халифата. Это был первый большой прорыв тюрков к власти в мусульманском мире. Босворт отмечает «тюрки создали образец правления для всех режимов, установленных тюрками в центральных и восточных частях мусульманского мира». В итоге в период до начала XI века произошло глубокое проникновение тюрок в военные и государственные институты почти всех мусульманских стран к востоку от Египта. К этому периоду так же относится продвижение сельджуков и ряда туркменских племен на Ближний Восток, и в результате, образование Великой Сельджукской империи. Бернард Льюис приводит пример из работы Ибн Халдуна «Китаб алибар», где великий историк обновляет представление о тюрках. Он дает обзор почти повсеместного господства тюрок в его время и замечает, что в период, когда безмятежная жизнь и праздность мусульман, отсутствие у них жизненных сил и мужества обрушили на их головы вторжение крестоносцев и монголо-татар, Аллах сделал Египет защитным бастионом против неверных в лице мамлюков из сильных и многочисленных тюркских племен. Более того, продолжает он, Аллах своим провидением сделал так, что волна за волной, поколение за поколением тюрки будут приходить в мусульманский мир, чтобы не дать старым привычкам к вялости и спокойной жизни снова укрепиться среди мусульман («Мусульманский мир», стр. 33).
Так оно и случилось. Движение тюрков напоминало волны - хазары, печенеги, сельджуки, кипчаки, туркмены, татары и т. д. Приверженность тюркских племен, наемников и мамлюков к суннитской ортодоксии, борьба их с еретиками-исмаилитами, ассинами, карматами, освобождение аббасидских халифов от опеки шиитов-Буидов, противостояние иссмаилитам-фатимидам, освобождение земель, захваченных крестоносцами, на фоне общего экономического расцвета в халифате способствовало оправданию господства тюрок на Ближнем Востоке. Сеид Кутб пишет: «Мамлюки, которые защищали эту землю от татар, не были арабами по происхождению, а были тюрками. Однако они выстояли перед лицом своих соплеменников, которые атаковали их. Они защищали ислам, поскольку были мусульманами, вдохновленными исламским убеждением». (Сеид Кутб, «Будущее принадлежит исламу» Москва. 1993 г. стр. 98).
Любопытны описания тактики ведения войны тюрков и их характеристика в известиях арабских хронистов, во многом объясняющих, что привлекало арабов, персов, византийцев содержать тюркские гвардии.
«Если тысяча тюркских всадников натянут тетиву и выстрелят одним разом, тысяча всадников будут сражены сразу. Ни хариджиты, ни бедуины не смогут стрелять на скаку, тюрок же одинаково метко стреляет и зверя, и птицу, и мишени во время соревнований, и людей. Стреляя, он заставляет лошадь скакать вперёд, назад, вправо, влево, вверх и вниз. Он успевает пустить десять стрел прежде, чем хариджит выпустит одну. Его конь взлетает на склоны гор и опускается на дно ущелий с недоступной никому лёгкостью. У тюрка четыре глаза: два спереди и два на затылке. Тюрки не бросаются, как хоросанцы, если они вынуждены отступать, то становятся как смертоносный яд, как неминуемая гибель, потому что умеют поражать своими стрелами как отступая, так и наступая. Никто не может чувствовать себя в безопасности от их арканов, или быть гарантирован, что его лошадь не будет поймана, а сам он не захвачен в плен при такой погоне. Они так же ловко владеют копьем, не уступая в этом хариджитам. Их всадники обучены носить два, а то и три лука. Тюрок оказавшийся в тяжелом положении, имеет под рукой всё необходимое для себя и своей лошади, и своего оружия, а также нужное снаряжение для коня. Что же касается выносливости в движении рысью во время длительных походов, никто не может сравнится с тюркским скакуном. Хариджит смыслит в лечении своего коня не больше, чем любой всадник, а тюрок искуснее любого ветеринара, и может добиться от своего коня исполнения таких трюков, какие только захочет. Тело тюрка совсем не тяготит спину лошади, ноги его не оставляют следов на земле. Он за спиной лошади, видит то чего наш всадник не видит перед собой. Завидев нашего всадника, он смотрит на него, как гепард на добычу, или как гончая на антилопу. Если тюрки сплотились в войско, то слабое место противника в бою видит каждый, если такого места нет, то к такому выводу придут все. Это единственный народ, которому объединение и общее командование не принесло вреда в войнах. Их способность проникать в города через толстые стены крепостей, форсирование крупных рек могли убедить нас в их сметливости. Тюрок предпочитает довольствоваться тем малым, что достаётся ему силой, чем получить целое царство из милости. Для того чтобы признать тюрка, нет необходимости ни в пристальном внимании, ни в особой проницательности, ни в прямом вопросе об этом. Их женщины скроены по образцу и подобию мужчин, а их лошади приспособлены исключительно для них. К хитрости прибегают только на войне, и если бы не было войн, они себе и этого не позволили бы».
По мнению египетского учёного Амина аль-Холи, «мамлюки почти все или в большинстве своём были кипчаки». (Амин Аль-Холи, «Связи между Нилом и Волгой в VIII-XIV вв. стр. 40).
Сын кипчакского мамлюка Себук-тегина, Махмуд Газневи создал на. Востоке Великий Султанат, подчинив Хорезм, Хорсан, Газну, совершил 15 походов в Индию. В 1192 году гуридский полководец из купленных тюркских пленников (мамлюков) Кутбеддин Эйбек (Айбек) взял город Дели. От него пошла династия делийских султанов, которая правила государством до 1290 г. (Крымский А. «История Персии, её литературы и дервишевской теософии стр. 390). (Полный перечень тюркских династий смотрите в конце).
Самир Хотко. Черкесское госудаоство в Египте (1257-1517)
Источник: CircassianLand
Высадка крестоносцев вблизи египетского города Дамиета. Арабы атакуют крестоносцев с берега. Интересно выглядят арабские солдаты и арабский город.
Крестоносцы входят в Дамиету.
Одно из наиболее значимых явлений черкесского средневековья - это существование Черкесского государства в Египте и Сирии в 1257-1517 гг. В источниках той эпохи Черкесское государство именуется так же и султанатом Черкесов. Этот султанат возник в результате длительного периода войн, охвативших Ближний Восток и Северную Африку в XII - первой половине XIII века. Две основные страны региона "Благодатного Полумесяца", как именовались эти земли арабскими географами, Египет и Сирия, являлись наиболее развитыми в экономическом отношении державами.
Начиная с 1099 года Сирия и Египет стали объектом экспансии так называемых крестоносцев - западноевропейских рыцарей. Все средиземноморское побережье Сирии, территория современного Ливана, Израиля, Палестины и части Иордании, было оккупировано крестоносцами, среди которых главенствующую роль играли норманны. Дабы оградить себя от этих грозных завоевателей, правители Египта, фатимидские халифы, и правители Сирии, сельджукские султаны, прибегли к услугам наемников черкесского и тюркского происхождения. В качестве эмиров и атабеков (главнокомандующих) черкесы и тюрки управляли этими странами и организовывали оборону от крестоносцев. Численность черкесских наемников, образовавших элитные военные подразделения египетской армии, особенно тяжелую кавалерию, возросла при айубидских султанах Каира (1171-1249 гг). Эта династия была по происхождению курдской, и костяк армии при ней составляли курды и черкесы.
В 1187 г. египетская армия, возглавляемая султаном Саладином (Салах-ад-Дином), разгромила объединенное войско крестоносцев у городка Хат-тин. В этой грандиозной по масштабам битве выдающуюся роль сыграли черкесские всадники во главе с эмиром Фахр-ад-Дин Черкесом. После смерти Саладина этот черкесский эмир занимал главенствующее положение в Каире и Дамаске, поскольку пользовался безоговорочной поддержкой армии.
В 1199 году, по сообщению историка Рашид-ад-Дина, Фахр-ад-Дин, Черкес совершает государственный переворот, меняя неугодного ему султана-айубида на другого - своего протеже. В 1230-х гг. на сирийско-египетский султанат Айубидов накатывается волна хорезмийской, а вслед за ней монгольской агрессии.
Роль черкесов, как защитников ислама, еще более возрастает и в 1250 году они совершают очередной государственный переворот и ставят у власти туркменского эмира Айбека: затем в 1257 году свергают и его. К власти на чрезвычайно длительный исторический период, вплоть до 1517 года, приходят черкесские султаны. В 1291 году они окончательно изгоняют с Ближнего Востока крестоносцев. На протяжении второй половины XIII - начала XIV вв. они ведут напряженную борьбу с монголами.
В 1260 году у города Айн-Джалут в Палестине черкесская армия во главе с султаном Котузом наносит сокрушительное поражение монголам Китбуги. Новое вторжение монголов происходит при султане Калауне в 1281 г. Монгольская армия, поддерживаемая крестоносцами из орденов тевтонов, госпитальеров и тамплиеров, а также усиленная армянскими и грузинскими отрядами, возглавлялась искусным военачальником и потомком Чингиз-Хана Менгу-Тимуром. Предводитель телохранителей Калауна, эмир сотни Оздемир ал-Хадж, в ходе этого сражения убивает Менгу-Тимура и черкесы вновь одерживают победу. В 1303 году черкесы разбивают армию монгольского императора Газан-хана в битве на Сафарском поле к югу от Дамаска. Более монгольские армии не отваживались на вторжения в Сирию.
В 1382 году к власти в Каире приходит эмир Баркук ибн Анас ал-Джеркаси по кличке "Малихук" (Пастух). В сравнении с большинством предшествующих ему правителей, Баркук отличался чрезмерно развитым национализмом. В его правление (умер в 1399 г) не только военные и высшие административные посты в государстве, но и все мало-мальски значимые должности были заняты черкесами. Политика Баркука вызвала возмущение среди местного населения и среди представителей военных элит нечеркесского происхождения - курдов, кипчаков, туркмен. Но Баркуку удалось подавить все мятежи. Его основным внешнеполитическим противником был знаменитый завоеватель Тамерлан.
Баркук прославился еще и тем, что умертвил послов Тамерлана. Долгое время на северо-востоке Сирии между черкесами и отрядами Тамерлана происходили пограничные стычки. Тамерлан ненавидел Баркука, но так и не двинул свои войска против Каирского диктатора.
XV век в истории черкесского султаната стал временем расцвета культуры. Возводились многочисленные архитектурные памятники, в большинстве своем сохранившиеся до наших дней. Но черкесы Египта были по-прежнему активны в военно-политической сфере. Так, в 1426 году флотилия под командой эмира Инала захватила остров Кипр, на территории которого черкесский десант разгромил последнее крестоносное воинство короля Жана де Лузиньяна. В 1485-1491 гг. черкесы трижды разгромили османские армии на территории современной Турции.
1496 году, после смерти султана Каита (Куата), между различными черкесскими группировками Египта разгорелась кровопролитная война за власть. С небольшими перерывами эта междуусобица продлилась до 1501 года. Черкесские князья, властолюбивые и жестокие, ввергли подвластную им страну в хаос: сельское хозяйство и торговля пришли в упадок, а в армии царила анархия. Правление султана Кансава ал-Гаури ибн Биберда (1501-1516 гг.) несколько стабилизировало ситуацию. Черкесский султанат все еще казался европейцам и османам могущественной военной державой. В правление Кансава ал-Гаури Каир посетило огромное число иностранных посольств - из