Складывание российского централизованного государства (XIV – начало XVI вв.)
Процесс централизации не следует рассматривать как механическое соединение территорий. Централизованным можно назвать только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий исполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. Все звенья такого аппарата действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством. Образование централизованного государства – это объективный процесс, при изучении которого следует учитывать самые разнообразные факторы. К началу XIV в. русские земли начали оправляться от погрома. В северо-восточной Руси новые территории начали вовлекаться в сельскохозяйственный оборот, возрождались ремесла, появились новые города (Кашира, Серпухов). Торговые связи, формировавшиеся внутри страны объективно способствовали усилению центральной власти, которая была способна обеспечить беспрепятственную торговлю, охрану путей сообщения, функционирование единой денежной системы. В политической централизации были заинтересованы мелкие феодалы, церковь, городские жители. Немаловажным фактором объединительного процесса стала борьба за национальную независимость, на почве которой сформировалась идея национальной общности. Особенности российской централизации. Центростремительные процессы, наблюдавшиеся в русских землях XIV – XVI вв., обладали ярко выраженной спецификой. Во-первых, следует отметить, длительность процесса централизации и доминирование политических факторов над социально-экономическими. Сначала в русских землях сформировалась политическая общность, и лишь намного позже сложился всероссийский рынок. Окончательное объединение русских земель в единое государство, завершилось на рубеже XV – XVI вв. в годы правления Иван III и его сына Василия III. Единое экономическое пространство возникло в России только к середине XVII в., поскольку в русских землях социально-экономические процессы были заторможены, а экономика страны длительное время не получала финансовых вливаний из-за постоянного оттока средств в Орду. Вяло формировался торгово-промышленный слой. В отличие от Западной Европы, в России не сложилось мощного купеческого сословия. В XVI в. процесс создания единого рынка оказался искусственно прерванным из-за опричнины, проводившейся Иваном Грозным в 1565-1571 гг.
Во-вторых, создание единого государства началось в условиях иноземного ига, которое предопределило характер политической власти. В ходе процесса централизации традиции народоправства, сохранявшиеся в русских землях в домонгольскую эпоху, стали исчезать, укрепилась единоличная власть великого князя. В-третьих, значительную роль в процессе централизации сыграла Русская Православная церковь, поддерживавшая княжескую власть, в первую очередь, московских князей. Необходимо заметить, что роль церкви в объединении русских земель не ограничивалась лишь политической протекцией Москвы. В XIV– XVI вв. вновь было основано около 150 пустынных монастырей. Монастырское строительство XV в. отличались тем, что обители возводились не около городов как ранее, а на еще неосвоенных в экономическом плане, отдаленных территориях. Начало пустыножительству положил Сергий Радонежский, основавший один из самых знаменитых русских монастырей – Троице-Сергиеву лавру. Монашество в этот период стало одной из важнейших социальных групп, участвовавших в процессе колонизации (освоения) русских земель. Вокруг монастырей вскоре возникли крестьянские поселения, что свидетельствовало об окончательном включении земель в сельскохозяйственный оборот. По словам В.О. Ключевского, «монастырская колонизация встречалась с крестьянской и служила ей невольной путеводительницей»[13].
Этапы централизации. В становление российского централизованного государства необходимо выделить несколько этапов. Первый этап (1300-1359) связан с борьбой княжеств за лидерство. Ряд историков склонны были рассматривать централизацию и возвышение Москвы как единый процесс. Вместе с тем, в начале XIV в. на роль общерусского центра претендовала не только Москва, но и Тверь, Нижний Новгород, Литовское княжество. Княжество Литовское, в котором 9/10 территории составляли русские земли, приняв католичество, отделило себя религиозным барьером от остальных русских земель. Ожесточенная борьба развернулась между Москвой и Тверью. Укрепление московского княжества связано с именем Даниила Московского. Наиболее значимые шаги для политического развития своего княжества предпринял в начале XIV в. Иван Данилович, прозванный Калитой. Иван Калита (1325-1340) был верным данником Орды и использовал все средства для того, чтобы получить ярлык на великое княжение. В 1327 г. в Твери разразилось антиордынское восстание, которое было подавлено московским князем, за что Калита получил не только великокняжеский титул, но и впервые в истории взаимоотношений с Ордой право сбора дани в русских землях. Полученное московским князем право сбора «ордынского выхода» избавило население русских земель от встречи с баскаками и позволило Москве иметь дополнительные финансовые источники. При Калите в состав Московского княжества вошли Галич, Углич, Белоозеро. Важнейшее место в деятельности московских князей занимал церковный вопрос. В 1308 г. на Русь прибыл новый митрополит Петр, который был враждебно встречен Тверью, т.к. кандидат этого княжества был отвергнут Константинополем. В 1311 г. состоялся церковный собор, закончившийся победой митрополита Петра, которая была достигнута при поддержке московского князя. В 1326 г. из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра. Таким образом, Москва стала религиозным центром русских земель, а политическая линия, проводившаяся московскими князьями, стала восприниматься в качестве богоугодного дела. Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359).
Второй период российской централизации (1359-1425) связан с окончательным утверждением Москвы в качестве общерусского центра, подготовкой к объединению всех русских земель и началом открытого противостояния с монголо-татарами. Важнейшие события этого этапа связаны с именем московского князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Царствование Дмитрия Ивановича было нелегким. Претендентов на титул великого князя было немало. Важнейшую роль в поддержке Москвы как национального центра сыграли церковные иерархи – митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Прелюдией к Куликовому полю стала битва на р. Воже (1378), в которой русское войско под началом Дмитрия Ивановича разбило рать мурзы Бегича. К этому времени в Орде начался процесс феодального дробления. Это повышало шансы русских на успех, поскольку монголо-татарам трудно было консолидироваться. С другой стороны, новые правители рвали все соглашения с русскими князьями. Назревало крупное столкновение. 8 сентября 1380года состоялась Куликовская битва, в которой объединенные русские войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича одержали победу над ордами Мамая. Несмотря на то, что двумя годами позже Москва была сожжена ханом Тохтамышем (1382 г.), стало совершенно очевидно, что во взаимоотношениях Руси и Орды произошел коренной перелом. После Куликовской битвы Москва окончательно стала общепризнанной национальной столицей. Дмитрий Донской передал княжество своему сыну как свою «отчину», не поставив об этом в известность Орду.
Во второй четверти XV в. в Московском княжестве разразилась феодальная война, которая стала третьим этапом (1425-1462) централизации. Внук Дмитрия Донского Василий II Темный (1425-1462) вынужден был защищаться от нападок своего дяди и двоюродных братьев. Став жертвой заговора бояр и удельных князей, он был отправлен в Троицкий монастырь и там ослеплен. Несмотря на это, Василий II одержал победу в династической войне. Таким образом, окончательно утвердились вертикальный принцип наследования престола (от отца к сыну) и главенствующий статус великокняжеской власти, выступавшей гарантом стабильности в молодом российском государстве. Четвертый этап (1462-1533) политического объединения русских земель в единое централизованное государство связан с именами Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533). В этот период происходит окончательное вхождение в состав Московского княжества всех русских земель, ликвидируется зависимость от Золотой Орды, выстраивается аппарат управления, складывается общерусское право, утверждается российская государственная символика. В первые два десятилетия своего правления Иван III решает вопросы, связанные с собиранием русских земель вокруг Москвы и ликвидацией зависимости от Золотой Орды. К Москве присоединяются Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, Чернигов, Новгород-Северский. В 1478 г. был покорен Великий Новгород. В начале XVI в. в состав российского государства вошли Смоленск, Рязань, Псковская республика. В результате этого объединения образовалась крупнейшая держава Европы, которая с конца XV в. стала называться Россией. Термин «русский» стал обозначением национальности, а термин «российский» – государственности. С 1476 г. Иван III перестал платить дань Орде. В 1480 г. хан Ахмат попытался восстановить власть над русскими землями. Монгольские и русские войска сошлись на р. Угре. Ни одна, ни другая сторона не решались первой начать битву. Войска противников стояли до осени, пока хан Ахмат не принял решение отступить. Таким образом, в ходе «стояния на р. Угре» окончательно было ликвидировано монголо-татарское владычество, а «собирание Руси», по замечанию В.Ю. Ключевского, стало «национально-религиозным движением». Второй период правления Ивана III характеризуется активными действиями в построении аппарата управления и выстраиванию новой геополитической стратегии. Важной вехой в становлении внутригосударственной целостности стало формирование единого правового пространства. В 1497 г. был издан первый общерусский Судебник Ивана III. В конце XV – начале XVI вв. начинают создаваться учреждения центрального управления – приказы, руководившие военными, финансовыми, дипломатическими делами.
Формирование общего для всех русских земель политического пространства требовало создания единой идеологической концепции. В начале XVI в. появляется политическая теория, известная под названием «Москва – Третий Рим», сформулированная старцем псковского Елизарова монастыря Филофеем в посланиях к Великому князю Василию III. Россия провозглашалась всемирным церковным и политическим центром, богоизбранной страной, преемником Римской и Византийской империй, павших, по мнению старца Филофея, из-за уклонения от «истинной веры»: «Два Рима падоше, а третий стоит, а четвертому не бысти». Византия «изменила» православному христианству, заключив Флорентийскую унию [14] (1439 г.) с католической церковью, что привело ее к религиозному краху и последующему захвату империи турками-османами. Москва, оставшаяся верной православию, провозглашалась единственной хранительницей истинного христианства, «третьим Римом». В конце XV – начале XVI вв. определились направления внешней политики России, которые стали основополагающими до конца XVIII в.: взаимоотношения с Литвой и Польшей; с западноевропейскими странами; Османской империей и остатками Золотой Орды. Укреплению позиции России на международной арене способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Таким образом, Иван Васильевич становился приемником византийских императоров и хранителем православного царства. В этот же период в качестве официального герба России впервые предстает византийский двуглавый орел, а Иван III становится «самодержцем» (аналог византийского титула autocrator) всея Руси, т.е. монархом, не подчиняющимся никакой внешней власти. Впоследствии этот термин приобрел иной смысл и стал указывать на неограниченную власть государя. Процесс становления единого российского государства сопровождался складыванием новой сословной системы. Сословие – социально-юридическая категория населения, тесно замкнутая и характеризующаяся законодательно закрепленными наследственными правами, привилегиями или обязанностями. Сословная система российского государства складывалась на протяжении XV – XVII вв. и окончательно приобрела законченный вид в общерусском своде законов – «Соборном уложении» (1649 г.). Социальную структуру русского общества можно представить следующим образом: наверху социальной лестницы стояли бояре, княжата (потомки бывших удельных князей) и «служивые люди» – сословие, объединявшее лиц, находившихся на государственной службе. Служилые люди разделялись на служилых людей «по отечеству» и служилых людей «по прибору». Служилые люди «по отечеству» получали за службу землю с крестьянами, имели юридические привилегии, занимали руководящие должности на государственной службе. Служилые люди «по отечеству» – в дальнейшем дворяне или помещики – стали социальной опорой великокняжеской власти. Не имея возможности расплатиться за службу деньгами, государство расплачивалось с ними землями. В XV в. начинает формироваться новая форма земельного держания – поместье. В отличие от вотчины поместье было ненаследственным земельным владением, выдававшимся дворянам за службу. Дворяне «испомещались» на землю и становились «помещиками». Если дворянин погибал, поместье отходило в казну, за исключением небольшого участка («опричнины», от древнерусского слова «опричь», т.е. кроме), отдававшегося на содержание вдовы и малолетних детей. Служилые люди «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.) набирались из крестьян, посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных податей и повинностей. С формированием поместной системы землевладения и укреплением позиций дворянства связано становление крепостного права – особой форма феодального хозяйства и права, характеризующейся господством внеэкономических способов принуждения и юридическим прикреплением крестьян к земле. В трактовке проблемы появления крепостного права в России существует две теории – «указная» и «безуказная». Указная теория рассматривает крепостное право как продукт сознательной законотворческой деятельности органов государственной власти. Государство прикрепляло крестьян к земле, обеспечивая, тем самым, поместья служилых людей трудом зависимых крестьян. Безуказная теория сводится к тому, что изданные на протяжении нескольких столетий законы лишь фиксировали уже сложившуюся практику закрепощения крестьян. На протяжении многих столетий крестьяне жили общинами, «мирами» на землях, владельцами которых могли быть частные лица, государство («черные земли») или церковь. Крестьяне называли их «земли великого князя, а нашего владения» и фактически распоряжались своими участками: продавали другим крестьянам, закладывали, дарили, меняли. Тягло (совокупность налогов, сборов) выплачивалось всем миром. До конца XV в. перемещение крестьян с одной земли на другую ничем не ограничивалось. Расширение территории государства, внутренняя колонизация пространства привели к начавшемуся оттоку населения и нехватке рабочих рук в феодальных хозяйствах. Государство, обеспечивавшее служилых людей «по отечеству» поместьями, вынуждено было прикрепить крестьян к земле. В Судебнике Ивана III (1497 г.) было введено правило Юрьева дня, ограничивавшее переход крестьян с одной земли на другую, неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). В конце XVI в. (1592-1593 гг.) были введены «Заповедные лета», отменявшие Юрьев день. Тем самым крестьяне окончательно прикреплялись к той земле, на которой они проживали. «Урочные лета» (1597 г.) установили пятилетний срок сыска беглых крестьян. В начале XVII в. он был существенно увеличен до 10, а затем до 15 лет. Окончательно формирование крепостного права как государственной системы произошло в середине XVII в., когда в «Соборном уложении» (1649 г.) был установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Социально-политическая трансформация, наблюдавшаяся в российском обществе, не могла не затронуть сферу взаимоотношений церкви и государства. Усиление княжеской власти, потребности которой в земельном фонде увеличивались с каждым десятилетием, неизбежно привело к обострению взаимоотношений с Русской Православной церковью – крупнейшим земельным собственником. Идея секуляризации [15] церковных земель, за которую выступали влиятельные проповедники новгородской ереси «жидовствующих» [16], нашла сочувствие в московской среде. Однако против ереси выступили иерархи русской православной церкви. Иосиф Волоцкий и новгородский архиепископ Геннадий. Ересь была искоренена. Важно уяснить, что конфликт в конце XV – начале XVI вв. между светской властью и государством не носил идеологический характер, он был вызван лишь земельным вопросом. Подводя итог, следует отметить, что в конце XV – начале XVI вв. завершилась российская политическая централизация, обозначились важнейшие направления внутриполитического и социального устройства, были сформулированы внешнеполитические задачи России. Российское государство и общество вступили в новый этап своего исторического развития, который в отличие от стран Западной Европы, не привел к зарождению раннебуржуазных отношений, а сопровождался формированием крепостнических институтов и военно-служилого сословия, ставшего опорой центральной великокняжеской власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|