Эпоха реформ Петра Великого: основные направления европеизации страны
XVIII век является своеобразным водоразделом в истории российского государства и общества. В XVIII столетии Россия превратилась в мощную европейскую морскую державу, расширилась ее территория, укрепились границы национального государства, глобальные изменения произошли в системе общественных ценностей и социальной психологии россиян. На рубеже XVII –XVIII вв. Россия, имея значительный ресурсный потенциал и огромную территорию, тем не менее, существенно отставала по темпам социально-экономического развития от ведущих стран мира. Социальные катаклизмы «бунташного» XVII века, укрепление феодально-крепостнических отношений, церковный раскол, с одной стороны; складывание всероссийского рынка, укрепление государства, освоение новых территорий (Урал, Сибирь), зарождение мануфактурного производства, с другой, – ставили на повестку дня проведение полномасштабных реформ. В годы правления Алексея Михайловича (1645-1676) и Федора Алексеевича (1676-1682) предпринимались попытки реформирования страны (см. тема 4), однако осознание сложности модернизационных задач, стоявших перед русским обществом, и их реализация связана с именем Петра I (1682-1725). Несмотря на предпринятые отцом и братом Петра Алексеевича реформы, страна в последней четверти XVII в. оказалась в экономическом и идейно-политическом кризисе. Церковный раскол повлек за собой тяжелые последствия. Не только церковь, но и паства оказались на распутье. Значительный социально-политический вес в русском обществе имели приверженцы «старой веры». В то же время, начала формироваться новая социокультурная прослойка, осознававшая необходимость европеизации страны, приобщения России к плодам европейской культуры, ее научно-техническим достижениям. С.М. Соловьев весьма образно описал состояние русское общества конца XVII века: «Народ собрался в дорогу и ждал вождя».[25]
Непростая внутриполитическая ситуация усугубилась назревавшим династическим кризисом. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в 1682 г., на престол могли претендовать 16-летний Иван (сын Алексея Михайловича и Марии Милославской) и его сводный брат Петр, матерью которого была Наталья Нарышкина. Первоначально чины «Государева двора» приняли решение о том, что на престол взойдет царевич Петр, однако входе «Хованщины» – стрелецкого бунта, устроенного Милославскими, установилось совместное правление Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи (до 1689 г.). Единоличное же правление Петра I началось лишь в 1696 г., когда скончался его болезненный сводный брат Иван. Относительно причин и плана преобразований Петра Великого в исторической литературе представлен ряд точек зрения. Так, С.М. Соловьев считал, что петровские реформы были вызваны исторической необходимостью, носили революционный характер и коренным образом изменили социально-экономический уклад жизни всего российского общества. Другой точки зрения придерживался ученик С.М. Соловьева, В.О. Ключевский, полагавший, что преобразования начала XVIII в. были подготовлены всем ходом социально-политического развития второй половины XVII в., а Петр I лишь продолжил линию, начатую его предшественниками. В.О. Ключевский (как и П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов) указывал на неоправданно жесткие методы реформирования страны. К важнейшим модернизационным [26] задачам (подробнее о модернизации см. Заключение), стоявшими перед Россией на рубеже XVII – XVIII вв., относились: - преодоление технико-экономической отсталости страны, создание собственной научной, технической и образовательной базы для развития страны;
- вхождение России в мировую торговую систему; - выход к морскому побережью как залог высокого международного статуса России. Значительную роль в осознании необходимости проведения реформ сыграло посещение Петром I ряда европейских стран (Англия, Голландия, Дания и др.) в рамках Великого посольства (1697-1698). Катализатором реформаторских процессов стала Северная война (1700-1721). До 1710 г. реформы не носили системный характер. Все преобразования диктовались, главным образом, необходимостью иметь деньги на военные расходы. Важнейшей задачей, стоявшей перед страной, стало реформирование военной системы. Стрелецкие полки, созданные еще при Иване Грозном, уже в XVII в. плохо справлялись с военными задачами. Кроме того, окончательно стрельцы дискредитировали себя в глазах Петра в ходе восстаний 1682 и 1698 гг. Государству требовались хорошо организованные вооруженные силы, способные противостоять одной из самых сильных армий в мире – шведской, поэтому военная реформа носила глобальный, полномасштабный характер. Изменился принцип комплектования армии. Случайный и беспорядочный набор в вооруженные силы был заменен периодическими рекрутскими наборами. Первоначально создание регулярных полков осуществлялось за счет набора всех желающих «в вольницу», а с 1705 г. р екрутской повинности (военная повинность) подвергались все податные слои населения – крестьяне, мещане, цеховые ремесленники. Рекрутские наборы как способ комплектования российской армии просуществовали более полутора веков. До 1710 г. наборы повторялись ежегодно по норме – по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что давало около 30 тыс. рекрутов за один набор. Рекрутские наборы учащались во время военных действий. В один год могли проводиться несколько наборов. Всего за первую четверть XVIII в. было проведено 53 рекрутских набора. Рекрутская повинность была одной из самых тяжелых обязанностей податного населения в отношении государства. Первоначально срок службы не был ограничен, солдатская служба продолжалась до старости и потери трудоспособности. Впоследствии он был сокращен до 25 лет, а затем до 10 лет. Ушедший в рекруты крестьянин фактически был потерян для общества, поскольку отставные солдаты редко возвращались в деревню, оседая в городах. В русском фольклоре появился даже особый вид – рекрутские плачи, похожие по стилистике на плачи по покойнику. Особенно тяжела была доля солдаток и их детей. В отсутствии мужа, без материальной поддержки семьи, солдаткам приходилось выживать, используя все возможные для этого средства, включая занятие «древнейшей профессией». Избежать рекрутчины можно было в случае признания непригодным к службе (увечным), поэтому кандидаты в новобранцы сознательно шли на причинение себе телесных повреждений.
Помимо нового принципа комплектования армии в России были созданы элитные гвардейские полки – Преображенский и Семеновский, а в 1730-е годы был образован Измайловский полк. Для формирования офицерского состава в Москве были открыты несколько школ (Математических и Навигацких наук (1701), Артиллерийская (1701), Инженерная (1712). С 1714 г. запрещалось производить в офицеры тех дворян, которые не прошли солдатскую службу. В 1716 г. в Воинском уставе определялось, что «российское шляхетство» (дворянство) должно было проходить службу в гвардии. Новые воинские уставы («Устав воинский», «Строевое положение») вводили единообразную армейскую форму по образцу «венгерских платьев», новые ордена, медали, амуницию – все то, что является неотъемлемым элементом регулярной армии. [27] Одной из самых значительных реформ, предпринятых Петром I, стало создание российского флота, строительство которого началось в Воронеже, куда были приглашены европейские корабельные мастера и собраны русские плотники. В 1720 г. вышел в свет «Морской устав», регламентировавший функционирование российского флота. В конце царствования Петра I состав вооруженных сил России был следующим: 200 тыс. человек служило в сухопутных войсках, 3 тыс. человек – в гвардии, 100 тыс. человек составляли иррегулярные части (казачьи войска). Военный флот насчитывал 48 линейных кораблей, 800 галер численностью экипажа около 28 тыс. человек. Полномасштабные военные реформы подкреплялись перестройкой всей финансовой и налоговой системы. В реформировании этих сфер жизни государства Петр I продолжил линию, заложенную его предшественниками. Денежная реформа, проведенная в 1701-1703 гг., была связана с уменьшением содержания серебра в монете. Казна получила единовременно около 3 млн рублей прибыли. При этом курс рубля упал в 2 раза, это привело к повышению цены на товары и снижению жизненного уровня населения.
Кардинальным образом изменилась система налогообложения. В конце XVII в. единицей налогообложения был двор. С введением «подушной подати» налог в пользу государства взимался с податных сословий, с каждой «души» мужского пола независимо от возраста. В 1722-1724 гг. была проведена перепись (ревизия) податного населения. Всего таких Сенатских ревизий было 10 (последняя состоялась в 1860 г.). По итогам каждой из них составлялись ревизские сказки. Умершие числились в ревизских сказках вплоть до следующей переписи. Примечательно, что размер подушной подати не был одинаков для всех категорий податного населения. Так, государственные крестьяне платили 1 руб. 10 коп. в год, помещичьи – всего 70 коп., поскольку они обязаны были отрабатывать барщину или платить оброк, которые оценивались государством в начале XVIII в. примерно в 40 копеек. Помимо основного налога, податное население должно было выполнять постойную повинность, заключавшуюся в предоставлении квартир для постоя войск в деревнях и городах; дорожную повинность, т.е. строительство и ремонт близлежащих от селения дорог; подводную повинность, предполагавшую предоставление подвод для перевозки арестантов или рекрутов. С 1704 г. казна стала пополняться новыми налогами (мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, сапожный, ледокольный), охватившими не только податное население. Источником для пополнения государственного бюджета стали казенные монополии – солевая, табачная, на мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Продажа вина разрешалась только в казенных кабаках. Продолжала существовать система откупов. [28] Огромное внимание государство стало уделять развитию промышленности и торговли. Петр Алексеевич продолжил политику протекционизма и меркантилизма [29], проводившуюся его отцом и столь популярную в Западной Европе в XVII – XVIII вв.В 1724 г. был введен покровительственный таможенный тариф. Таможенные пошлины на ввоз иностранных товаров достигли 75%. При этом еще более усилился контроль государства над отечественными предпринимателями. В.О. Ключевский назвал политику, проводившуюся Петром I в отношении отечественной торговли и промышленности «казенно-парниковым эффектом». Центром внешней торговли стал Санкт-Петербург (1703 г.), куда были переселены около 200 самых состоятельных купцов. Государство контролировало объем внешних сделок, даже пути провоза товаров. Для этого были построены новые каналы (Вышневолоцкий, Ладожский), соединивший Волгу и Неву. Несмотря на то, что внешний торговый баланс страны был положительным, Россия по-прежнему вывозила сырье (лен, пенька, кожа), а не готовую продукцию. Среди импорта значительную долю составляли ювелирные изделия, ткани, парусина, т.е. предметы роскоши и необходимые товары для строительства флота.
Огромное внимание Петр I уделял развитию отечественной мануфактурной промышленности, на которую государство тратило 10-20% бюджета. Если в XVII в. в России насчитывалось 50 мануфактур, то в первой четверти XVIII в. их было уже 200. Все мануфактуры, так или иначе, были связаны с потребностями армии. Наряду со старыми центрами (Кашира, Калуга) новые заводы были основаны в Карелии, на Урале. Началось создание собственной металлургической базы. В итоге Россия заняла третье место в мире по выплавке чугуна. Однако государственные мануфактуры обеспечивались «приписными крестьянами», а частновладельческие – «посессионными», передававшимися в аренду частным лицам, поэтому в России мануфактура из капиталистического предприятия превращалось в одну из форм феодальной собственности. Политика протекционизма имела ряд недостатков. Монополия государства на ряд важных стратегических товаров (пенька, сало, соль, воск) приводила к повышению цены на них внутри страны. Принудительное переселение купцов, практика административного регулирования грузоперевозок, поощрение некоторых предприятий из государственной казны ограничивали свободу предпринимательства и создавали искусственные условия для развития экономики. Все это привело к перекосу в развитии производительных сил и угасанию предпринимательской инициативы. К 1715 г. из 226 наиболее состоятельных фамилий XVII в. только 104 сохранили свои торги и промыслы. Наращивание экономической мощи государства происходило за счет собственного населения, снижения его жизненного уровня и увеличения зависимости от государства. Реформирование феодальной системы потребовало смены всей системы управления и выстраивания централизованного административного аппарата. Административные реформы затронули и высшие органы власти, и органы государственного управления на местах. Вместо Боярской Думы, комплектовавшейся по принципу знатности, высшим административно-управленческим, законодательным и судебным органом стал Сенат (1711 г.). В него входило 9 человек, назначаемых царем. Подверглась изменению и система приказов. В 1718 г. были созданы 9 коллегий (Адмиралтейств-коллегия, Берг-коллегия и др.), в дальнейшем их число возросло до 12. В основе коллегиальной системы лежало четкое разделение сфер управления. Власть коллегий, в отличие от приказной системы, распространялась на всю территорию страны. Итогом стала высокая концентрация государственного аппарата. Для контроля над государственными чиновниками была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы в городах и губерниях. Они следили за исполнением указов, причем царь освободил их от ответственности за ложный донос. В 1722 г. учреждена должность генерал-прокурора, которую занял П.И. Ягужинский, считавшийся неофициальным главой Сената. В начале XVIII в. изменилось административно-территориальное деление страны, была проведена губернская реформа, растянувшаяся на десятилетие. В 1708 г. страна была поделена на восемь губерний, в 1719 г. их число возросло до одиннадцати. Губернии разделялись на провинции и уезды. Губернаторы, находившиеся во главе губерний, имели права главнокомандующих над расположенными на их территории войсками, обладали административной и судебной властью. Городская реформа, также проводившаяся в два этапа (1699, 1720 гг.) была направлена на укрепление городских сословий, и поддержание развития промышленности. Петр I полагал, что, как и Западной Европе, в России должны функционировать органы городского самоуправления. В 1699 г. в Москве была организована «Бурмистерская палата» (позднее Ратуша), в остальных городах – земские избы. В 1720 г. учреждается Главный магистрат, ведавший городскими магистратами. Городское население было поделено на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Регулярные граждане, к которым относились представители двух гильдий – купцы-промышленники и мелкие торговцы, выбирали членов магистрата; «нерегулярные граждане» имели право сообщать магистрату о своих нуждах. Несмотря на предпринятые усилия, попытка сформировать городское самоуправление в России закончилась неудачей. Характерной чертой системы управления петровской эпохи был существенный рост бюрократического аппарата. При этом многочисленные указы, издавшиеся центральной властью, были столь противоречивы и написаны столь сложным языком, вмещающим в себя немецкие и голландские термины, что не только выполнить, но и понять их простому чиновнику было очень непросто. Как отмечал современник, из некоторых указов, написанных на смеси русского, немецкого и голландского языков, местный воевода мог понять лишь то, что его будут вешать, пытать и ссылать в Сибирь за невыполнение этого указа, а о чем он гласил, понять было невозможно. Важнейшим принципом, окончательно утвердившимся в системе государственного управления петровского времени, стал принцип личной преданности царю. Именно он являлся основой всего абсолютистского государства, которой утверждал Петр Алексеевич. Второй посыл, лежавший в основе социально-политической линии, проводившейся Петром I, – унификация сословий в обязанностях. Законодательный акт, изданный в 1722 г. – «Табель о рангах» – определял порядок прохождения государственной службы (военной, штатской, придворной). Идея, положенная в основание «Табели о рангах», заключалась в том, что человек мог реализовать себя в служении государству, продвигаясь по карьерной лестнице не за счет своего знатного происхождения, а реализуя свои таланты, индивидуальные способности. «Табель о рангах» разделяла всех военных и гражданских служащих на 14 чинов (рангов). Самым низшим, 14 рангом, был чин коллежского регистратора; наивысшей ступенью была должность канцлера. Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное дворянство, после получения более высокого чина (в разное время он менялся от 8 до 5 классного чина) – потомственное. От продвижения по карьерной лестнице зависел социальный статус человека. Целью этой реформы являлось превращение массы служилых людей «по отечеству» в мощный военно-бюрократический корпус. Вместе с тем, эта реформа носила противоречивый характер, поскольку рекрутирование инициативных, талантливых личностей из разных групп населения не отменяло иерархического характера сословной системы. Таким образом, в ходе реформ была создана новая социально-политическая система. Вместо старой родовой иерархии пришла бюрократическая; возросла степень вертикальной мобильности русского общества. При этом в царствование Петра I продолжилось укрепление феодально-крепостнической системы, что проявилось в положении сословий. В первой четверти XVIII в. начала складываться новая структура сословного деления общества, окончательно принявшая законченный вид к концу столетия. Дворянство в начале XVIII в. было служилым, а не привилегированным сословием. «Русское шляхетство» как элита общества должно было подавать пример остальным сословиям. Дворяне, освобожденные от государственных повинностей (рекрутчины, уплаты подушной подати), обязаны были выполнять две важнейшие обязанности – учиться и служить. Потомки знатных фамилий отправлялись за границу для получения качественного образования. Каждый дворянин обязан был сдать экзамен (с 1714 г.), подтверждавший уровень его образования. Не сдавшему экзамен запрещалось вступать в брак. С 15 лет дворяне обязаны были поступать на службу. Несмотря на то, что правительство строго наказывало дворян за отказ от выполнения служебных обязанностей, вплоть до лишения имений, нередки были случаи их уклонения от службы, то «юродством», то «дарами», то посылкой вместо себя «убогого дворянина». Важнейшим документом, определившим положение высшего сословия российского общества, стал указ «о единонаследии имений», вышедший в 1714 году. Хозяин мог передать свое имение только одному из сыновей. Безземельные сыновья вынуждены были поступать на службу. Покупка имений разрешалась дворянам, прослужившим 7 лет в военной, 10 лет на гражданской службе или 5 лет в торговой сфере. Этот указ должен был подвигнуть молодых дворян поступать на государственную службу. Кроме того, он окончательно определил слияние двух форм земельного владения – вотчины и поместья. В отношении податных слоев населения на протяжении всего петровского царствования наблюдалось ужесточение законодательства. Усиление феодально-крепостнической зависимости проявилось, в первую очередь, в том, что если изначально крепостное право предполагало прикрепление крестьян к земле, то уже с конца XVII в. крестьянин фактически прикреплялся к своему хозяину. На протяжении всего XVIII в. усиливалась степень эксплуатации крестьянского сословия, проявившаяся в петровское время в ряде мер государственного и помещичьего контроля над крепостными. Об этом свидетельствуют следующие законодательные постановления. «Кабальные холопы», которые ранее после смерти помещика получали свободу, в начале XVIII в. были приравнены к крепостным. С конца XVII в. началась продажа крепостных крестьян без земли. Для контроля за беглыми крестьянами в 1724-1725 гг. была введена паспортная система. Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст. К податным слоям населения, помимо крестьян, были отнесены мещане и цеховые ремесленники (цеха ремесленников были созданы в 1722 г.). Существовавшие ранее корпорации гостиной и суконной сотен были организованы в купеческое сословие, разделенное на две гильдии. Существенным образом в годы правления Петра I изменилось положение православного духовенства. Церковная реформа, проведенная Петром Великим, расценивается историками как одна из самых противоречивых. Церковная жизнь, система церковного управления, положение духовенства в сословной системе российского общества подверглись полномасштабному реформированию, целью которого было подчинение церкви государству. Противостояние между светской и церковной властями стало очевидным еще в годы правления отца Петра I. Несмотря на то, что в среде духовенства было не мало церковников, поддерживающих реформаторский курс царя (Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Воронежский епископ Митрофан), большинство священнослужителей не принимало западнические идеи молодого государя. Реформирование церковной сферы началось с установления государственного контроля над церковными доходами и расходами. Хотя в годы правления Петра I не была проведена секуляризация (см. тема 3) церковного имущества, самостоятельность церкви в отношении своего имущества была существенно ограничена. Начиная с 1697 г., ряд указов запрещал возводить новые церковные постройки, строить монастыри, выдавать жалованье архиереям, у которых имелись вотчины, были отменены финансовые привилегии церкви; был восстановлен Монастырский приказ, которому передавалось управление недвижимым имуществом церкви. Петр I проводил политику административного подавления церковной активности и влияния церкви на общество. В 1721 г. Петр I пошел на беспрецедентный шаг: церковнослужители были обложены налогом. Священники должны были приносить присягу на верность государству, тем самым превращались в государственных служащих, облаченных в особую «униформу», а после того, как священникам под угрозой истязания вменено было в обязанность нарушать тайну исповеди, последняя легальная сфера духовной независимости в России перестала существовать. Еще одним камнем преткновения стали монастыри. Петр Алексеевич как ученик западноевропейцев, впитал в себя многие протестантские установки, в том числе, идею «активного труда», в которую совершенно не вписывалось молитвенное миросозерцание. В конечном счете, Петр I не решился пойти на упразднение монастырей, но существенно ограничил монастырскую жизнь. Мужчинам, не достигшим 30 лет, запрещалось уходить в монастыри. Главной же задачей монахов стала забота об убогих и немощных. Апогеем церковной реформы стало уничтожение патриаршества. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) Петр не допустил избрания нового главы Русской Православной церкви, сделав местоблюстителем святейшего патриаршего престола своего сподвижника Стефана Яворского, а в 1721 г. вместо патриарха был введен коллегиальный орган управления церковью – Синод, возглавлявшийся обер-прокурором, светским чиновником, назначаемым императором. Петр Великий стремился построить государство совершенной регулярности, где не было место исконному православному мировосприятию. Как отметил академик А.М. Панченко, ему не был понятен человек «миросозерцающий», только «человек дела» принимался Петром безоговорочно. Петр был воспитан в православной вере, но его «бытовое православие» было лишено «обыкновенной религиозной теплоты». Идеал соборности не был доступен его пониманию. Церковные реформы подорвали доверие общества к власти. С начала XVIII в. до восшествия на престол Николая II Русская Православная церковь канонизировала только 5 человек, что свидетельствовало о резкой и безапелляционной политике власти не только по отношению к церкви как социально-политическому институту, но и о пренебрежении национальной культурной традицией. В годы правления Петра I окончательно утвердилась абсолютная монархия. Процесс складывания абсолютизма, активно протекавший во второй половине XVII в., завершился в царствование Петра Великого, когда в 1721 г. Россия стала империей. До этого момента власть монарха ограничивалась (хотя бы номинально) тремя важнейшими институтами: сословно-представительным органом, влиянием авторитета церкви и законом. На протяжении второй половины XVII в. Земские соборы созывались в России все реже и реже и, в конечном итоге, вообще прекратили свое существование. С введением синодального правления в 1721 г. властные полномочия церкви были урезаны, церковь оказалась в полном подчинении государства. Оставался третий «ограничитель» самодержавия – закон. В 1722 г. вышел закон о престолонаследии, по которому действующий император самостоятельно назначал себе преемника. Таким образом, воля императора оказывалась выше закона, традиции, и, тем более, общественного мнения. Все реформы Петра I носили далеко неоднозначный характер. Установление абсолютной власти монарха не являлось гарантом внутриполитической стабильности. Закон о наследовании престола, введенный Петром I на практике ослабил власть императора. Петр не оставил завещания, поэтому после его смерти началась эпоха дворцовых переворотов, продлившаяся весь XVIII век, когда власть переходила от одной дворянской группировке к другой. За сменой властных элит следовала смена императоров, которые вынуждены были проводить продворянскую политику и опираться на своих фаворитов. Столь же неоднозначный характер носили и культурные преобразования Петра I. Социокультурная политика Петра I характеризовалась такими чертами как десакрализация быта, секуляризация (обмирщение) и европеизация культурной сферы. Император преследовал две основные задачи: 1) Формирование новых социокультурных ценностей и установок, утверждение в высших слоях российского общества нового уклада жизни и европейской идентичности. 2) Организация образовательных и научных учреждений, способных удовлетворить кадровый голод в армии и промышленности. Одной из первых реформ, поразивших русское общество и заставивших его шагать «в ногу со временем», стало введение нового летоисчисления 1 января 1700 года. Сентябрьский календарный стиль (год начинался 1 сентября), действовавший в России XVII века, заменялся новым летоисчислением, по которому жили европейцы. По новому календарю точкой отсчета считалось не сотворение мира, а рождение Христа, а новолетие начиналось 1 января. Радикальные перемены произошли в области бытокультуры. Для Петра I достижение уровня западной цивилизации было связано не только с идеями, но и с воспроизводством в России европейской материальной культуры. В 1598 г. после возвращения из-за границы Петр впервые собственноручно обрезал бороды нескольким боярам. Далее последовали указы, определявшие, как должны выглядеть «россияне». Был введен специальный бородовой знак – своего рода «квитанция» об уплате за ношение бороды. Плата была очень высокой (30- 100 руб.) и зависела от сословного и имущественного статуса мужчины. 26 августа 1700 г. на въезде в Москву был вывешен царский указ, предписывавший боярам, дворянам и купечеству носить вместо русского французское и венгерское платье (камзолы, чулки, башмаки), а для образца выставлялись чучела-манекены, одетые по европейской моде. Женщины также обязаны были носить платья с корсетами и юбками до щиколоток. Вслед за введением новых видов одежды последовал указ об организации ассамблей (1718) – светских вечеров, с танцами, проводившихся в домах знати с обязательным участием женщин. Еще одним новшеством стала пропаганда курения табака. Табакокурение становится тем признаком, по которому определяется «цивилизованный» человек. Особое внимание Петр I уделял распространению новых стандартов поведения в дворянской среде. С этой целью в 1717 г. было издано специальное пособие для юношества «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», представлявшее собой сборник поучительных наставлений для воспитания молодых дворян. Символом петровских реформ, стало основание новой столицы в устье Невы – Санкт-Петербурга (1703). Строительство нового города началось с закладки Петропавловской крепости и осуществлялось по особому плану, «регулярным» правилам (предписывалось застраивать столицу на «английский», «голландский», «прусский» манер), отступление от которых строго наказывалось полицейскими властями. Для того, чтобы осветить новый город светом православной традиции в 1724 г. из Владимира в новую столицу были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского. Несомненной заслугой Петра I стало создание образовательных и научных учреждений, целью которых стало воспитание собственных военных, управленческих, научных кадров. Эту же цель преследовало и направление русской молодежи за границу. В 1696 г. на учебу специальным указом было отправлен 61 человек. В стране были созданы не только специализированные школы, которые должны были готовить офицеров для армии и флота, в Москве и Санкт-Петербурге были открыты учебные заведения, призванные готовить медицинские кадры. В стране появились «цифирные» школы, в которых предписывалось учиться «всем дворянским и подъячим детям». Важным шагом в утверждение светской культуры было введение гражданского шрифта и упрощение сложной кириллицы. Следствием этой реформы стало выделение из сферы церковной книжной продукции изданий гражданского назначения. За первую четверть XVIII в. книг было напечатано больше, чем за предыдущие полтора столетия. В 1703 г. в свет вышла первая газета – «Ведомости». В 1724 г. был создан проект Академии наук и художеств, но официальное открытие Академии наук произошло в 1725 г., после смерти реформатора. Начал работать первый в России естественнонаучный музей – Кунсткамера (1719) и библиотека (1714), вошедшие в дальнейшем в состав Академии наук. Подводя итог грандиозной деятельности Петра Великого по преобразованию традиционного общества в России, следует отметить масштабность реформ и неоднозначность их последствий. Главное противоречие петровских реформ заключается в несоответствие целей и использовавшихся для их достижения методов. В руках царя была сосредоточена вся полнота власти, а его опорой стал разветвленный бюрократическо-полицейский аппарат. Петр I стремился поставить деятельность бюрократии под контроль с помощью законов и надзирающих органов. Однако источником этих законов была та же бюрократия, а не само общество. Государственная машина, созданная Петром Великим, была рассчитана на насилие. Он основал полицейское государство, в котором силовые элементы (армия, полиция, полицейский сыск) играли важнейшую роль, а доносительство стало в России обычной практикой. Серьезной оппозиции реформам в высших слоях общества не существовало или, по крайней мере, оппозиционные настроения не приобрели форму организованного выступления. Это свидетельствует о том, что необходимость реформ осознавали многие. Однако в общественных низах, которые вынесли на своих плечах основную тяжесть реформ, протест был значительным, причем причинами его была не только жесткая налоговая политика, но и неоднозначные реформы в области бытокультуры. Казацко-крестьянское восстание под руководством Кондратия Булавина (1707-1708 гг.) и бунт в Астрахани (1705-1706 гг.)[30] не были единичным проявлением недовольства. За первую четверть XVIII в. число беглых достигло 200 тыс. человек. Преобразования в сфере повседневного уклада жизни были направлены на создание человека нового типа, способного действовать во имя «всеобщего блага». В итоге, реформы носили весьма неоднозначный характер, привели к образованию двух разных укладов «почвы» и «цивилизации» (В.О. Ключевский). Почвенный уклад по-прежнему преобладал, его носителем было подавляющее большинство населения страны. Почвенное мировоззрение определялось православными ценностными установками и общинными традициями. «Цивилизация» – уклад западного типа, включала малую часть населения России, в основном, грамотную и активную. Этот уклад насаждался государством, им контролировался, и поэтому не был в полном смысле слова западным. В ходе ускоренной европеизации Россия приобрела некоторые черты европейского государства Нового времени, оставшись, по сути, феодально-крепостнической страной. Во многом было преодолено технико-экономическое отставание России. Петр Великий, стремясь осуществить экономический прорыв России, опирался на административную регламентацию деятельности купечества, а не на предпринимательскую инициативу и рыночные отношения. Основой российской экономики продолжало оставаться сельское хозяйство. Несмотря на то, что экспорт в два раза превышал импорт, его основу составляли не промышленные, а сельскохозяйственные товары. Большинство современников Петра I, а в XIX в. историки «государственной школы» и «западническое» направление положительно оценивали итоги реформаторского курса первой четверти XVIII века. Н.М. Карамзин одним из первых указал на недостатки петровских реформ, которые заключались, по его мнению, в нарушении вековых морально-этических и бытовых устоев, униженном положении церкви. Эта линия в историографии была продолжена славянофилами (А.С. Хомяков, братья Аксаковы). Неоднозначны оценки реформаторского курса Петра Великого и в работах современных отечественных исследователей. Крупнейшими специалистами по данному периоду являются Н.И. Павленко, Н.В. Анисимов, А.Б. Каменский. Так, Н.И. Павленко рассматривает петровские реформы как крупный шаг по пути прогресса, хотя и в рамках феодализма, в то время как Н.В. Анисимов полагает что, реформы способствовали консервации крепостничества и самодержавия, носили противоречивый характер и привели к перенапряжению народных сил. В исторической памяти русского народа сохранился образ Петра I как «царя-работника», «царя-мастерового», который «даром хлеб не ел, пуще мужика работал». Н.В. Анисимов связывает этот феномен с «безупречной государственной репутацией Петра Великого, который никогда не заботился о своих богатствах, награде, славе, а жил только ради России, ради ее будущего».[31]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|