Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическое развитие страны в годы правления Ивана Грозного. Реформы Избранной Рады и политика Опричнины




В исторической науке личность Ивана IV и его деятельность получили противоречивую оценку. Общеизвестной является концепция «двух Иванов», обоснованная Н.М. Карамзиным, который заимствовал её у современника Ивана IV князя Андрея Курбского. Курбский был соратником Ивана IV, но в ходе Ливонской войны, перешел на сторону противника. Н.М. Карамзин, отмечал, что Иван IV до середины 1560-х годов проводил прогрессивную политику, направленную на дальнейшую централизацию страны, но впоследствии превратился в деспота и тирана. Эти изменения, по мнению историка, – результат внутренних метаморфоз, произошедших с личностью царя после внезапной и загадочной смерти любимой супруги Анастасии. В итоге, Иван Васильевич, с детства отличавшийся мнительностью и недоверчивостью, стал видеть вокруг себя только боярские заговоры и измену.

С.М. Соловьев отошел от подобной оценки Ивана Грозного. Он интерпретировал деятельность Ивана IV как определенный шаг к «победе государственных начал». В.О. Ключевский, оценивая последствия деяний Грозного, сравнивал их с уроном от монгольского ига.

В работах советских историков в 30 – 40-е гг. XX в. правление Ивана Грозного рассматривалось как прогрессивный этап в развитии российской государственности. Подобная оценка была обусловлена интересом И.В. Сталина к фигуре Грозного. «Вождь народов» считал Ивана IV выдающимся государственником. После смерти Сталина, критиком оправдательной концепции стал А.А. Зимин, решительно порвавший с точкой зрения на борьбу боярства и дворянства как основу прогрессивности политики опричнины.

Современная историческая наука, отдавая должное усилиям Ивана Грозного в отношении построения российской государственности, заостряет внимание на репрессивном характере его политики в 1560-1580-х гг., которая привела к самым негативным социально-политическим и экономическим последствиям, и создала предпосылки для всестороннего кризиса русского общества конца XVI – начала XVII веков.

Ивану Васильевичу (1533-1584) было три года, когда умер его отец. После смерти матери – Елены Глинской, 8-летний мальчик остался круглым сиротой. Страна находилась в фактическом управлении бояр. Две боярские группировки князья Шуйские и Бельские, особенно активно противостояли друг другу.

Политическая ситуация изменилась, когда наследнику престола исполнилось 17 лет. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. Он был первым русским монархом, прошедшим через таинство помазания на царство. Во время службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, принадлежавшие якобы ранее византийскому императору Константину Мономаху и присланные на Русь для венчания Владимира Мономаха. Прохождение через этот обряд делало Ивана IV «боговенчанным царем», равным по чину императору «Священной Римской империи», ставило выше европейских королей. Это породило у молодого монарха уверенность в том, что ему дарованы особые полномочия, необходимые для нелегкого царского служения.

Молодой царь начинает проводить преобразования, направленные на дальнейшее укрепление единого российского государства. Старорусское боярство, в целом поддерживая идею централизации, в то же время, стремилось сохранить свои привилегии. Выражением компромисса между разными слоями русского общества было создание Избранной рады – неофициального правительства при Иване IV, функционировавшего в конце 40-х – 50-е гг. XVI века. В него вошли дворянин А. Адашев, митрополит Макарий, духовник царя священник Сильвестр, князья А. Курбский, Д. Курлятьев, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый.

Одной из первых реформированию подверглась сфера государственного управления. В 1549 г. был созван первый Земский собор, ставший в России сословно-представительным органом. [17] На первом Земском соборе царь призвал все слои русского общества к покаянию и примирению, поэтому он получил название «Собор примирения».

Земские соборы созывались на протяжении двух веков, последний собор был созван в 1689 году. В состав Земских соборов входило духовенство, дворяне, бояре, лица, стоявшие во главе центральных органов управления. На соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Романова, были представители от «черносошных» крестьян. Земский собор не имел юридически регламентированных сроков созыва и круга компетенций. Основными вопросами, выносившимися на его рассмотрение, были заключение мира, объявление войны, избрание царя, составление нового законодательства.

В ходе реформы высшего и местного управления была заложена основа для формирования нового слоя служилой бюрократии. В верхнем эшелоне управления была создана централизованная система отраслевого управления – приказов (первоначально их называли «избами»). Челобитная изба, которую возглавил А. Адашев, становилась высшим контрольным органом. Ее задача заключалась в рассмотрении жалоб, поданных на имя царя. В дальнейшем были созданы Разбойный, Посольский, Поместный, Разрядный, Земский приказы.

Одним из средневековых феодальных институтов была система кормлений, предполагавшая содержание должностных лиц (наместников, волостей) за счет местного населения в XIII – середине XVI вв. Кормленщик осуществлял на местах административно-судебные функции. В качестве оплаты его труда выступал налог, который взимался кормленщиком с населения подчиненной ему земли.

При Иване Грозном эта система была уничтожена. Средства, которые раньше шли кормленщикам, теперь взимались в пользу государства, а деньги на содержание местных чиновников поступали из центра. Управленческие и судебные функции на местах были переданы, губным и земским старостам и целовальникам (целовали крест на верность государю), которые выбирались на местах самими подданными. Выборные люди, таким образом, с одной стороны, подчинялись государственным учреждениям, а с другой – контролировались населением.

Еще одним феодальным институтом, тормозившим социально-политическое развитие страны, являлось местничествосистема распределения служебных мест среди феодалов в российском государстве в XIV- XVII вв. при назначении на военную, административную или придворную службу, принимавшее во внимание знатность рода, из которого происходил претендент. Поскольку служба начиналась с 15 лет, то знатный молодой человек мог претендовать на довольно ответственный пост. Реформы первой половины XVI в. ограничили местничество: запрещалось становиться воеводами юношам, не достигшим 19 лет. Местничество ограничивалось на время военных походов. Окончательно местничество было отменено только в конце XVII века.

Важнейшей реформой стало создание вооруженных сил нового образца – стрелецкого войска. Это повлекло за собой перевооружение армии пищалями, бердышами, саблями. Сначала было набрано 3000 стрельцов, к концу XVI в. их было уже 25 тысяч. Они несли постоянную службу во всех городах России. Из общей массы служилых людей формировалась «избранная тысяча», в нее вошли лучшие московские дворяне. Вливались в войско и донские казаки. В 1571 г. был составлен первый Устав, определявший порядок организации сторожевой и станичной службы на границе.

С военной реформой связано издание «Уложения о службе». В нем определялось, с какого количества земли должен был выходить вооруженный воин на коне. Устанавливалось, что с территорий, превышающих этот размер, следовало выводить с собой и вооруженных холопов. Это относилось как к вотчинникам, так и к помещикам. Таким образом, Уложение о службе касалось и социально-политических аспектов жизни российского общества XVI века. Именно этот документ позволяет говорить о сближении статуса вотчины и поместья.

Реформированию подверглась судебная система. В 1550 г. был издан новый «Судебник», закреплявший создание в Московском государстве «праведного суда». Судебная власть передавалась местным выборным властям. Во время суда должны были присутствовать посадские и волостные «лучшие люди». Некоторые исследователи усматривают в этом институте аналог суда присяжных. Кроме того, в Судебнике закреплялся переход крестьян с одной земли на другую в течении двух недель в году, но увеличивался размер «пожилого» (денежная компенсации владельцам земли за потерю рабочих рук). Судебник содержал много новых социальных норм. Впервые было введено наказание за взяточничество.

Еще при матери Ивана IV Елене Глинской началась денежная реформа, по которой московский рубль сталь основной денежной единицей в государстве. Налоговую политику определило введение единой системы налогообложения – «Большой московской сохи».

Одним из важнейших аспектов политической жизни российского государства была проблема взаимоотношений светской и церковной власти. В 1551 г. при содействии митрополита Макария состоялся церковный «Стоглавый собор» («Стоглав»), решения которого были записаны в 100 «главах», или статьях. На соборе были унифицированы церковные обряды; составлен единый список русских святых; утверждено положение о подсудности духовных лиц только церковному суду; регламентированы нормы внутрицерковной жизни с целью повышения морального облика духовенства; провозглашена неприкосновенность церковного имущества. Вместе с тем «Стоглав» ограничил финансовые возможности церкви, которой разрешалось проводить торговые операции с землей лишь с разрешения царя. Запрещались любые виды церковного ростовщичества.

Укрепление внутриполитической организации сказалось на внешнеполитических успехах. Были завоеваны Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В 1558 г. началась Ливонская война между Россией, Швецией, Великим княжеством Литовским и Польшей за побережье Балтийского моря. Первоначальные успехи русской армии сменились в начале 1560-х годов неудачами, а консолидация сил Литвы и Польши в рамках единого государства (Речь Посполитая) предопределила поражение России. В результате Ям-Запольского перемирия с Польшей (1582 г.) между странами сохранялась прежняя граница. Согласно Плюсскому перемирию со Швецией Россия передала противнику города Ям, Копорье, Ивангород и южное побережье Финского залива. Ливонская война негативно сказалась как на международном положении России, так и на ее внутриполитическом развитии, спровоцировав сворачивание прогрессивных реформ, проводившихся Избранной Радой в 1550-е годы.

Постепенно Иван IV стал тяготиться участием приближенных в управлении страной. Политическая линия, проводившаяся «Избранной радой», вошла в противоречие с мнением царя, стремившегося к концентрации власти в своих руках. Ситуация обострилась в 1560 г., когда при загадочных обстоятельствах умерла царица Анастасия. Члены Избранный рады были заподозрены в заговоре.

Окончательно Иван IV утвердился в мысли о необходимости перейти к жесткой централизации и укреплению единоличной власти после того как в 1564 г. князь Вишневецкий, воевода юга России, бросил свой отряд и перешел к Сигизмунду II, а затем и ближайший сподвижник, Андрей Курбский предал царя. В итоге Избранная рада была распущена. Грозный перешел к реализации политики опричнины.

По мнению Ивана IV, проведенные реформы были не достаточными и не могли решить проблему местнических настроений в среде старорусского боярства. Ему виделся иной способ проведения централизации: путь наивысший концентрации власти в его руках помазанника Божьего. С 1565 г. началось осуществление политики опричнины. «Опричнина» – система мероприятий (1565 – 1572 гг.), проводившихся правительством Ивана IV, направленных на ускоренную централизацию страны без достаточных социально-экономических причин и утверждение неограниченного самодержавного правления.

В 1564 г. царь с семьей отправился на богомолье в Троице-Сергиевую лавру. На обратном пути он остановился в Александровкой слободе. В 3 января 1565 г. в Москву приехал царский гонец и привез две грамоты – одну митрополиту Афанасию, другую – посадскому люду. В первой он сообщал, что «государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу – на всех служилых людей, от бояр, от рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают казну, плохо служат», а духовенство им потакает. Во второй грамоте было сказано, что царь не гневается на простой люд, но возвращаться в Москву не собирается. Это заявление имело эффект разорвавшейся бомбы: по всей Москве закрылись лавки, храмы наполнились молящимся людом. Посадские жители потребовали, чтобы бояре и духовенство выполнили условия царя. Спустя несколько дней Грозный принял делегацию от духовенства и боярства, но в качестве условия возвращения на престол указал учреждение опричнины. В начале февраля 1565 г. Иван IV торжественно вернулся в Москву и начал реализацию новой политической линии.

Страна была разделена на две части – «опричнину» (вошли лучшие земли в центре, на севере государства) и «земщину». По мысли Ивана IV «опричнина» должна была стать центром обновленного государства. Были созданы, независимые друг от друга, опричные и земские органы управления.

Для искоренения боярского сепаратизма было организовано «опричное» войско из преданных царю людей (к концу «опричнины» насчитывало 6 тыс. человек). Опричником мог стать любой свободный человек. Особо следует отметить, что среди опричников были не только «худородные дворяне», посадские люди и стрельцы, но и знатные бояре. Главный принцип, на основе которого формировалось опричное войско – личная преданность царю. К седлам коней опричников были привязаны собачьи головы, а к колчанам – метлы, символизировавшие собой их готовность «выгрызть и вымести измену» из страны.

Таким образом, упрощенная схема борьбы дворянских и боярских группировок не отражает всей сложности процессов, происходивших в годы опричнины. Развязанный против части боярского сословия террор (не без участия самих же бояр, в частности, таких фамилий как Захарьевы-Юрьевы, Басмановы, Черкасские) отразился на состоянии всего русского обществ. По обвинению в государственной измене был казнен двоюродный брат царя Андрей Старицкий, его жена, дочь и мать. Жертвами мероприятий опричником стали не только бояре (включая тех, кто активно поддержал опричнину), но и дворяне, посадское население. Конфискация земли у каждого, кто не доказал своей абсолютной готовности служить царской воле, выбивала почву из-под ног всякой оппозиции.

В 1570 г. был совершен карательный поход на Новгород, закончившийся разгромом города. При этом опричное войско оказалось неспособным отразить набеги крымских татар на Москву. Летом 1571 г. крымский хан Дивлет-Гирей сжег столицу, в плен были уведены 100 тыс. русских людей. Кроме того, в 1570-1571 гг. на Россию обрушилась эпидемия чумы, которой предшествовал двухлетний неурожай. Все эти факторы привели к отмене опричнины осенью 1572 года.

В современной отечественной историографии развернулась дискуссия относительно числа жертв политики опричнины. Известным историком Р.Г. Скрынниковым было подсчитано число жертв «царского террора» – примерно 3-4 тыс. человек. В то же время, в Западной Европе во время религиозных войн, было убито около 60-80 тыс. человек. С момента учреждения опричнины до ее запрещения прошло 7 лет, т.е. примерно 500 казней в год (сюда же входят уголовные преступники). Альберт Шлихтинг, иностранец, не имея никаких оснований преуменьшать масштаб казней, в 1570 г. отмечал, что из 300 выведенных на казнь были казнены лишь 116 человек, остальные помилованы и отпущены.

Многие факты, относящиеся к опричнине, которые ранее плохо поддавались интерпретации, к примеру, то, что списки казненных заносились специальные синодики, и царь лично молился за убиенных, вполне объясняемы в рамках концепции, предложенной А.Л. Юргановым. Историк рассматривает опричнину как религиозно-политическую систему мероприятий, направленную на утверждение личной власти Ивана IV. Опричнина предстает как своеобразная репетиция Страшного суда на земле: «Опричные казни превращались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. Царь добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия» не только во спасение собственной души, но и душ тех грешников, которых он обрекал на смерть. И только в последние годы жизни Иван Грозный стал каяться, возможно, осознав, что прельстился»[18].

Раскрывая суть и оценивая последствия опричнины, необходимо помнить, что и реформы Избранной рады и опричные мероприятия были звеньями одного процесса. Однако Ивана IV не устраивали темпы структурных реформ, проводившихся избранной Радой. Поэтому был избран путь террора как метод утверждения личной власти царя и способ централизации страны.

В результате проведения политики опричнины сформировались предпосылки для утверждения абсолютизма (неограниченной монархии; подробнее см. тема 4, пункт 4.2); изменился социальный состав русского боярства, было ослаблено экономическое и политическое влияние древних боярских родов; разрушены экономические связи между регионами, в запущенном состоянии оказалось более половины пахотных земель; усилилась крепостная зависимость крестьянского населения (установлены «Заповедные лета»). Начавшийся затяжной социально-экономический кризис способствовал нарастанию противоречий в развитии российского общества и государства, вылившиеся в события Смутного времени конца XVI – начала XVII вв.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое централизованное государство? В чем заключались особенности российской централизации?

2. Какую роль в процессе объединения русских земель сыграла РПЦ?

3. Какие этапы можно выделить в процессе политического объединения русских земель? Охарактеризуйте каждый из этих этапов.

4. Каковы причины возвышения Москвы?

5. Почему секуляризация не была осуществлена в России в конце XV – начале XVI вв.?

6. Какие сословные группы российского общества XV – XVII вв. вы знаете?

7. Перечислите основные этапы формирования крепостного права.

8. Каков спектр мнений историков в оценке деятельности Ивана Грозного?

9. Перечислите направления реформ, проведенных Избранной Радой?

10. Чем была вызвана политика «опричнины»? Как оцениваются ее последствия?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...