Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия в Новое время. Предпосылки формирования абсолютизма во второй половине XVII века




Западная цивилизация в XVII столетии делает огромный скачок в своем развитии. Эпоха, получившая название «Новое время», разительным образом отличалась от периода Средневековья. XVII век в европейской истории – это период научной революции, эпоха накопления первоначального капитала, активного развития буржуазных отношений.

Для России XVII столетие – период социальных потрясений («бунташный век») и окончательного укрепления самодержавного правления. В XVII в. произошли колоссальные изменения в социально-политической психологии русского общества и социокультурной сфере. Восстановительный период после Смуты длился около двадцати лет. Страна оказалась в тяжелейших экономических и внешнеполитических условиях. Главной задачей, стоявшей перед властью, было укрепление социального единства и единовластия на огромной территории России.

Магистральной линией политического развития страны в XVII в. стало формирование абсолютной монархии. Абсолютизм (< лат. absolutus – неограниченный) – форма правления в феодальном государстве с неограниченной монархической властью. Отличается наивысшей степенью централизации, развитым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом; подробно разработанными законами; высоким уровнем развития экономики; ликвидацией представительных органов власти; подчинением церкви государству.

После Смуты монархия была ослаблена и нуждалась в поддержке сословий, которая реализовывалась через деятельность Земских соборов, расцвет которых приходится на 1610-1630-е годы. Однако уже в середине XVII в. в стране нарастают абсолютистские тенденции. В 1649 г., в «Сборном уложении» закрепляется иной статус монархической власти.Утверждается термин «самодержец», появляются уголовные статьи за «хулу» на царя, и покушение на его жизнь.

Во второй четверти XVII в. изменяется система государственного управления. Начиная с 40-х годов XVII в., снижается роль Земских соборов и Боярской Думы (расширяется за счет выходцев из дворян). Возрастает роль Ближней думы царя и Приказа Тайных дел. Земские соборы созываются реже и окончательно прекращают свое существование в 1689 году. Выросло количество приказов, расширился спектр решаемых ими вопросов.

На протяжении XV – XVII вв. в России завершается процесс формирования сословной системы, которая приобрела свой окончательный вид с изданием ряда законодательных актов, в первую очередь, Соборного уложения. Постепенно средневековые феодальные институты уходят в прошлое. На протяжении всего XVII в. усиливается «худородное» дворянство, родовитое боярство постепенно теряет свои позиции. Увеличивается практика раздачи земель дворянам. В социально-политической системе доминирующим становится принцип личной преданности царю. В 1680-е годы окончательно ликвидируется местничество.

Увеличение числа поместий, раздававшихся дворянам за службу, повлекло за собой необходимость обеспечить их крепостными крестьянами. Окончательно крепостное право как государственная система оформилось в Соборном уложении 1649 г., установившем бессрочный сыск беглых крестьян.

В середине XVII в. в России складывается внутренний рынок. О формировании всероссийского рынка свидетельствует появление ярмарок общерусского значения (Макарьевская, Ирбитская, Свенская). Государство начинает проводить политику протекционизма, направленную на поддержание отечественного товаропроизводителя. Она подкрепляется двумя законодательными актами – Торговым Уставом (1653) и Новоторговым Уставом (1667). Торговый устав ввел единую торговую рублевую пошлину в стране (5%), отменил ряд проезжих пошлин, увеличил пошлины с иностранных купцов. Новоторговый устав – поставил преграды для проникновения в страну дешевых иностранных товаров. Торговля иностранных купцов ограничивалась местом (пограничные города), временем (сроки ярмарок), перечнем товаров.

Ограничивая иностранных торговых конкурентов, государство одновременно проводило политику по привлечению иностранных специалистов, способных создать в России мануфактурную промышленность,[24] предоставляя им привилегии на 10 – 20 лет. В конце XVII в. в России, по разным данным, существовало от 30 до 65 мануфактур.

Еще одной сферой, подвергшейся реформированию в годы правления Алексея Михайловича (1645-1676), стали вооруженные силы. Россия, вынужденная воевать в XVII в. на три фронта (Швеция, Польша, Турция и Крым), нуждалась в регулярной, хорошо отлаженной армии. Особое значение приобретает централизованное управление армией (создание военных округов). Наряду с архаичным стрелецким войском в России появились «полки нового строя»: драгунские, рейтарские, пехотные.

Государство, вынужденное вести активную внешнюю политику усиливало налоговый гнет, что неизбежно приводило к росту социального протеста. Для пополнения казны были введены новые налоги, в том числе, косвенный налог на соль (1646 г.) в размере 2-х гривен с пуда. Цена на соль возросла в 2,5 раза, что спровоцировало «Соляной бунт» (1648). В 1662 г. разразился «Медный бунт»восстание посадских людей и стрельцов в Москве, вызванное ростом налогов и денежной реформой, приравнявшей медные деньги к серебряным, что привело к их обесцениванию и снижению покупательной способности населения. Восставшие требовали расправы над близкими к царю Алексею Михайловичу боярами И.Д. и И.М. Милославскими, Ф.И. Ртищевым. «Медный бунт» был подавлен; выпуск медных денег был прекращен в 1663 г.

В конце XVII в. окончательно была изменена налоговая система. Доходы от прямого налогового обложения почти сравнялись с доходами от косвенных сборов. В 1679-1681 гг. была проведена подворная налоговая реформа. Единицей налогообложения стал двор.

Формирование феодально-крепостнической системы свидетельствовало о стремлении государства контролировать все сферы жизни общества. Ответной реакцией стало укоренение в общественном сознании идеи о потере царской властью сакрального характера. Особенно серьезный кризис в общественном мировоззрении произошел после проведения церковной реформы.

Церковная реформа середины XVII в. имела две стороны: обрядовую и политическую. Расхождения в позициях церкви и государства начались еще в конце XV века. Светская власть безуспешно пыталась решить вопрос о секуляризации церковных земель (см. тема 3). Вместе с тем, внутри самой церкви накопилось не мало проблем. О необходимости проведения реформ говорили многие светские и церковные прогрессивно мыслящие деятели. Они считали, что необходимо развивать государственные, политические, экономические, образовательные институты, сохраняя при этом национальное своеобразие. В Москве около 1650 г. был создан кружок «ревнителей благочестия». Туда вошли С. Вонифатьев, Аввакум, протопоп И. Неронов и Никон. Деятельность этот кружка отчасти поддерживал Алексей Михайлович. Они проводили работу по борьбе с алкоголизацией населения, устраивали богодельни, приюты, выступали за соблюдение всех церковных обрядов.

Обрядовая реформа Русской Православной церкви была выгодна, прежде всего, государству. Вопрос был в следующем: какие обряды и книги следует брать за образец и проводить по ним «справу» – греческие или древнерусские? По мнению светской власти, церковная реформа была нацелена на реализацию политической задачи. Необходимо было доказать европейцам, что Россия является полноправным приемником погибшей Византийской империи и главным хранителем православия. Кроме того, после воссоединения в 1654 г. левобережной Украины с Россией, необходимо было унифицировать обряды русской православной церкви московского патриархата и обряды, существовавшие на Украине, поскольку она, находясь под властью Речи Посполитой, подчинялась Константинопольской патриархии, т.е. обрядовая сторона богослужения в украинских храмах соответствовала традициям греческой церкви.

Таким образом, путь реформирования обрядовой стороны, предлагавшийся протопопом Аввакумом и его сторонниками, не устраивал Алексея Михайловича. За образец были приняты греческие обряды. Проводником своей политики царь избрал патриарха Никона (Никита Минов) – властного и бескомпромиссного человека.

В 1653-1656 гг. была проведена реформа, направлена на унификацию церковных обрядов, исправление богослужебных книг и установление единообразия церковной службы на основе греческих образцов. Однако «книжная справа» осуществлялась не по «древним» греческим книгам, а по новоизданным в западной католической Европе, что особенно возмущало сторонников древнего благочестия. Двоеперстное крестное знамение заменялось троеперстным; крестный ход теперь совершался не по Солнцу, а против него (с запада на восток); земные поклоны во время богослужения заменялись поясными; славословие Богу «Аллилуйя» во время церковной службы теперь следовало произносить трижды, а не дважды; было изменено число просфор на проскомидии и образ печати на просфорах. Сокращались литургия, чины крещения, покаяния, миропомазания, тексты некоторых молитв. Существенно упрощался текст Символа веры. В словах о Святом Духе было исключено слово «истиннаго». Имя «Icyc» после реформ стало писаться как «Iисус». Запрещалось многогласное пение в церквах. В церковную практику не допускались иконы старорусского письма.

Несмотря на то, что реформы Никона коснулись только обрядовой стороны и не затронули догматы вероучения, огромная часть прихожан и священнослужителей их не приняла. Согласно политической доктрине «Москва – третий Рим» русское православие трактовалось как единственная система, сохранившая истинные черты христианства. Греки, подписавшие Флорентийскую унию (1439 г.), хотя бы временно, но признали власть римского папы, в то время как Русская Православная церковь не пошла на соглашательство с католиками. Таким образом, реформы, проводившиеся Никоном, задевали российскую национально-церковную самостийность.

Реформам воспротивилось значительно число казаков, крестьян, горожан, среднего и низшего духовенства, стрельцов, бояр. Обрядовая реформа «упала» на благодатную социально-психологическую почву и, в конечном итоге, привела к расколу русской православной церкви. Чисто религиозное движение получило социальную окраску. Так, к восставшим в Соловецком монастыре (1668-1676) присоединились разинцы (восстание под предводительством Степана Разина). Несмотря на жестокое подавление «Соловецкого сидения» (из 600 человек осталось только 50), старообрядцы (власти стали называть их «раскольниками») не подчинились никонианству.

Основными лидерами церковного раскола стали протопоп Аввакум, монах Епифаний, поп Лазарь, Дьякон Федор, боярыня Ф. Морозова и ее сестра княгиня Е. Урусова. Многие старообрядцы, утверждали, что царь, разрешивший реформу, не может быть истинно православным. Поэтому наилучший способ спасения своей души – это уход из мира, в котором воцарился «антихрист». Староверы бежали за Урал, в Сибирь, на Нижнюю Волгу. Некоторые подвергали себя самосожжению (9 тыс. чел.). Старообрядцы не расходились с «никонианами» в догматах (положениях вероучения), разница была только в обрядовой стороне богослужения. Поэтому они считались не еретиками, а «раскольниками». В старообрядческих общинах доминировал аскетизм, вырабатывалась иная, отличная от «никонианской», трудовая этика. Старообрядчество стало мощной социально-экономической силой. Многие состоятельные промышленники XIX – начала XX вв. были староверами.

Социально-политической стороной церковного раскола явилось усиление абсолютизма. Патриарх Никон, являясь первоначально проводником реформаторского курса царя Алексея Михайловича, постепенно начал претендовать на более значимую роль не только в церковной жизни, но и в управлении государством. Даже документы он стал подписывать титулом «Великий государь». Это не понравилось Алексею Михайловичу, который попытался ограничить самоуправство Никона. В 1658 г. патриарх демонстративно покинул Москву в надежде на то, что царь пригласит его обратно, однако этого не произошло. Окончательно судьба Никона была решена на Церковном соборе 1666 – 1667 гг. Объединенный совет русских и восточных архипастырей одобрил церковные реформы, наложил анафему на раскольников и сместил главного реформатора с поста патриарха, определив, что царь должен быть главным в государстве, а патриарх – только в церковных делах.

Церковная реформа и вызванный ею раскол Русской Православной церкви стали крупным духовным и социальным потрясением для всего русского общества. В конечном итоге, эти реформа ослабила позиции патриарха и подготовила почву для окончательного подчинения церкви государству.

Таким образом, в XVII в. в России окончательно завершился процесс формирования централизованного многонационального государства, сложился всероссийский рынок, утвердилась крепостническая система. Государство увеличило свою территорию за счет внутренней колонизации. В культурной жизни страны стали заметны секуляризационные тенденции. В XVII в. окончательно обозначился вектор социально-политического развития страны. Несмотря на то, что в годы Смуты несколько приостановился процесс формирования абсолютизма, российское общество не смогло сохранить инструменты политического влияния на монархическую власть, выработанные в годы гражданского противостояния. К концу XVII в. был ликвидирован институт сословного представительства, а в ходе неудачных реформ, проведенных Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, церковь, являвшаяся длительное время опорой власти, постепенно отстранялась от влияния на самодержца. Все это свидетельствовало об эволюции государственного строя России в сторону абсолютизма.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные историографические трактовки Смутного времени вам известны?

2. Определите, каковы были причины Смуты в конце XVI – начале XVII вв.?

3. На какие этапы делится Смута? Чем они характеризуются?

4. В чем заключались внутри- и внешнеполитические, социальные, социокультурные последствия Смутного времени?

5. Почему в России не состоятельной оказалась политическая альтернатива олигархического правления?

6. Какие основания позволяют историкам утверждать, что во второй половине XVII в. в России сложилась самодержавная система правления?

7. Чем была вызвана реформа патриарха Никона?

8. В чем заключались основные направления религиозной реформы 1650-1660-х годов?

9. Каковы были последствия церковного раскола? Как проведенная обрядовая реформа отразилась на обществе?

10. Почему XVII в. вошел в русскую историю как «бунташный»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...