Систематизация речевого материала по лексико-грамматическим темам
Первый период обучения. Осень. 1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов. 2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)? Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют. Тучи — собираются, плывут, летят. 3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают. 4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными: мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко. 5. Подобрать иллюстрацию к теме "Осень", ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя осень? Овощи. 1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан. 2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предмет): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т. д. 3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени. Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу.
4. Подобрать иллюстрации или демонстрировать действия и отвечать на вопросы: Кто это? Что он (она) делает? Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку. 5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?». 6. Выучить 2-3 загадки по теме. Фрукты. 1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград. 2. Закрепить образование множественного числа имен существительных: апельсин — апельсины, банан — бананы. 3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья? Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны. 4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчик кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику. 5. Выучить 2-3 загадки по выбору ребенка и исходя из его речевых возможностей. Посуда. 1. Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска— тарелка — блюдце. 2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назови ласково или скажи про большой предмет и маленький: стакан — стаканчик, миска — мисочка. 3. Составить предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения. У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная. Продукты питания. 1. Показывать, называть мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия (котлеты, сосиски, творог, сыр, ряженка). 2. Подбирать глагольный словарь: рыбу на сковороде...(жарят), в кастрюле...(варят), в духовке...(запекают). 3. Составлять словосочетания (притяжательные местоимения с существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье. 4. Изменять существительные по падежам. (Дидактические игры "Чего не стало?", "Что я вижу?", "Чем угостим медвежонка?", "Кто чем любит лакомиться?").
5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот? Сезонная одежда — обувь. 1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной. 2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... 3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксов. У Томы шапка, а у куклы —... Лена носит юбку, а кукла —... 4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам. "Оденем куклу на прогулку", "Как Толя собирается в детский сад". 5. Заучивание коротких текстов. "Не замерзни, Лидочка!" после составления предложений по демонстрируемым действиям в групповой комнате или с помощью фигурок на фланелеграфе. Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: "Смотри, Лидочка, не замерзни! Варежки не снимай. Шарф не развязывай". Домашние животные, их детеныши. 1. Показывать и называть домашних животных и их детенышей, части тела животных (корова, бык, теленок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок; кошка, кот, котенок; лошадь, конь, жеребенок). 2. Образовывать уменьшительные формы имен существительных (лошадь — лошадка, теленок — теленочек). 3. Образовывать приставочные глаголы (привел, вывел, подвел, отвел; приходит, уходит, выходит, подходит) и употреблять их в простых предложениях, отвечая на вопросы: Что делает кошка, когда хочет поймать мышку? (Крадется, подкрадывается, ползет, подползает). 4. Составлять предложения с предлогами. (У коровы теленок. Около лошади жеребенок.) 5. Выучить 2-3 загадки о животных. Игрушки. 1. Показывать и называть игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка — подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса, руль). 2. Называть форму, цвет, размер игрушки. 3. Образовывать уменьшительные формы имен существительных в единственном числе (кукла — куколка, кольцо — колечко, ведро — ведерко).
4. Выполнить и оречевить 1-2-х ступенчатую инструкцию. (Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе.) 5. Отвечать на простые вопросы: Что ты берешь? Что несет Таня? Что делает Коля? Наше тело. 1. Показывать, называть части лица и тела (брови, ресницы, нос, рот, глаза, уши, щеки, лоб, подбородок; голова, шея, руки, ноги, живот, спина, локти, колени) на себе, на кукле, на картинке. 2. Образовывать существительные с уменьшительными суффиксами: У Тани лоб, а у куклы — лобик. У Миши рука, а у куклы — ручка. 3. Подбирать приставочные глаголы (слушать, прислушиваться, услышать; бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать, отбежать). 4. Употреблять притяжательные местоимения. (Мои руки чистые, твой пальчик грязный.) 5. Составлять предложения по вопросам. (Что это? Что ты делаешь? Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом?) 6. Выучить 2-3 загадки о частях лица и тела. Второй период обучения. Зима. 1. Называть основные признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду. 2. Подбирать слова — синонимы и антонимы. Скажи, какой, какая, какое, какие? Зимой ветер какой? (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья). Скажи наоборот. Холодный — теплый, солнечный —..., пасмурная —... 3. Составлять разные типы предложений по сюжетным картинкам, со зрительной опорой на предметные картинки. Употреблять разные предлоги. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. (Наташа надела вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.). 4. Выучить загадки о явлениях природы зимой или детских играх и забавах. Посуда. 1. Образовать относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, деревянный. 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, употребляя предлоги в, на, под, из. На полке пластмассовая тарелка. На столе пластмассовые тарелки. Таня взяла пластмассовую чашку. Дима взял фарфоровый чайник.
3. Совершенствовать навык ведения диалога. (Моделирование ситуации сервировки стола, покупки посуды в магазине, мытья посуды.). 4. Выучить загадки о посуде. Продукты. 1. Употреблять относительные прилагательные (рисовая, овсяная, пшенная, манная, овощной, свекольный) и согласовывать их с существительными в роде и числе. (Дидактические игры "Приготовим обед", "У Мальвины день рождения", "Магазин"). 2. Активно употреблять предлоги в, на, под, из (2-3-х ступенчатые инструкции и их оречевление). 3. Развивать умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них в процессе сюжетно- ролевых игр "Магазин продуктов"» "Кафе". 4. Познакомиться в быту с профессиями продавца, повара, официанта. Сад — огород. 1. Уметь образовывать относительные прилагательные. Какой лист любит заяц? Какой сок приготовила мама из яблок? 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. (Цвет, форма, размер, вкус, состояние). Морковка длинная, помидор круглый, свекла твердая, яблоко сладкое. 3. Употреблять предлоги в, на, под, из. Морковка растет в земле, морковку выдергивают из земли. 4. Совершенствовать диалог, включая вопросы: Что это? Что ты делаешь? Где взял? Что ты приготовишь из капусты? 5. Вспомнить и загадать загадки (по 1-2 про фрукты и овощи). Сезонная одежда — обувь. 1. Образовывать относительные прилагательные, используя на-стольно-печатные игры, типа "Лото". Отвечать на вопросы: Из чего сделан? Какой? (Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.) 2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. (Мама купила Тане резиновые сапоги. Котенок забрался в резиновый сапог.) 3. Составлять предложения с предлогами в, из, на, под (2-3-х ступенчатые инструкции, оречевление выполняемых действий). Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет. 4. Совершенствовать навык ведения диалога. Сюжетно-ролевые игры "Магазин", "Обувная мастерская", "Ателье".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|