Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсовая работа. Введение. 1 теоретические аспекты адаптации и повышения квалификации персонала




Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Техника и организация ресторанного сервиса»

 

Тема: Система адаптации и повышения квалификации персонала предприятия общественного питания

 

 

Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки Гостиничное дело Направленность (профиль) Ресторанная деятельность Кафедра Туристического бизнеса и гостеприимства   Студент Гареева Д. Д Группа ЗРД-18 Руководитель Старовойтова Я. Ю. Вяткин. А. В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5

1. 1   РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 5

1. 2   ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.. 13

1. 3 Квалификация персонала- основные понятия. 16

2  ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ГЛОБАЛ ФУД СИПАЙЛОВО». 19

2. 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ OOO «ГЛОБАЛ ФУД СИПАЙЛОВО» 19

2. 2 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 21

2. 3 АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ В ООО «ГЛОБАЛ ФУД СИПАЙЛОВО». 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Западные экономисты, проводя исследования, пришли к выводу, что организация профессионального обучения внутри компании стала одной из основных функций управления персоналом, а бюджет на решение этого вопроса — наибольшей (после заработной платы) статьей расхода многих организаций. Последние 10 лет практики показывают, что инвестиции в персонал приносят больше прибыли, чем вложения в средства производства.

Важную роль для предприятия имеет и адаптация персонала. Так как от нее напрямую зависит, выберет ли работник компанию как основное место работы, как он будет проявлять свои профессиональные и личностные качества на рабочем месте.

 В условиях пандемии проблема адаптации персонала и повышения его квалификации стала наиболее актуальной, особенно для предприятий общественного питания, так как данному сегменту рынка пришлось в сжатые сроки перестроиться и реформироваться.

Для успешного развития ресторанного бизнеса необходимо уметь эффективно конкурировать с похожими по услугам и товарам предприятиями. Залог успешной реализации компании –это персонал, ведь он является связующим звеном между предпринимателем и потребителем. От вовлеченности, лояльности, профессионально-личностных качеств работников зависят главные финансовые показатели фирмы.

Таким образом, цель курсовой работы- исследовать вопросы адаптации и повышения квалификации персонала.

Задачи курсовой работы:

¾ рассмотреть значимость адаптации персонала на предприятии;

¾ изучить виды и способы обучения персонала;

¾ выявить методы повышения квалификации персонала;

¾ проанализировать структуру предприятия общественного питания;

¾ проанализировать адаптацию и профессиональную подготовку персонала на предприятии питания;

¾ разработать рекомендации для повышения адаптации квалификации персонала.

Объект курсовой работы- предприятия общественного питания ООО «Глобал Фуд Сипайлово». Предмет курсовой работы- адаптация и квалификация персонала ООО «Глобал Фуд Сипайлово».

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов с подпунктами, раскрывающих суть каждого раздела, заключения и списка использованных источников.

 

                                       


 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

1. 1 РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Термин «адаптация» впервые появился в физиологии и изначально использовался в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом во второй половине 18 века и обозначал «изменения чувствительности ночных анализаторов к действию внешних раздражителей». Позднее известный утопист Г. Кампанелла рекомендовал в своих научных трудах водить начинающих работников «в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам» для выявления их наклонностей. А американский основоположник научной организации труда и менеджмента Ф. У. Тейлор стал автором теории об ориентации сотрудников. Он же и выдвинул предположения об обязательном присутствии наставника при новичке.

 Что же такое адаптация персонала? Адаптация персонала — это процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом и имеет особенные признаки, характеризующие ее.

Характеристика адаптации

¾ адаптация представляет собой процесс, так как занимает определённый   период жизни работника;

¾ адаптация возникает вследствие противоречий, сущность которых заключается в том, что изменяется роль, статус человека, его обязанности и возможности, отношения с другими людьми, нормы и ценности коллектива;

¾ адаптация вынужденный процесс, так как субъект адаптируется по необходимости;

¾ адаптация двухсторонний процесс- человек изменяет не только самого себя, но и условия окружающей среды в зависимости от собственных потребностей;

¾ адаптация субъективный и непрерывный процесс.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Поэтому необходимо рассматривать поднимаемый вопрос структурированно и тщательно.

Таким образом, целями адаптации работников со стороны работодателя являются:

¾ получить лояльного, максимально управляемого сотрудника;

¾  полное, быстрое и эффективное приспособление работника к организации и выполнению работы.

Задачами адаптации сотрудников с точки зрения работодателя являются:

¾  повышение эффективности организации, рост прибыли;

¾ повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника;

¾ снижение возможности его увольнения;

¾ формирование у сотрудника лояльности к организации;

¾ обеспечение работника практическими и теоретическими знаниями об организации и выполнения работы;

¾ установление у работника оптимальных для деятельности организации партнерских отношений в коллективе.

При управлении процессом адаптации необходимо учитывать ряд принципов.

Основные принципы формирования адаптации работников в организации:

¾ непрерывность и прогрессивность;

¾ научность и простота;

¾ перспективность и оптимальность;

¾ комплексность и оперативность;

¾ прозрачность и согласованность;

¾ гибкость и устойчивость;

¾ преемственность и экономичность.  

В таблице 1 представлены основные виды адаптации работника на предприятии.

Таблица 1 - Виды адаптации(онбординга)

Производственная Непроизводственная
Профессиональная Адаптация к бытовым условиям
Психофизическая Адаптация к внепроизводственном общении с коллегами
Социально-психологическая Адаптация в период отдыха
Организационно-административная  
Экономическая  
Санитарно-гигиеническая  

 

Рассмотрим по отдельности каждый вид адаптации.

Профессиональная адаптация – совершенствование профессиональных способностей на основе дополнительного освоения знаний, навыков, формирующих профессионально необходимых личностных качеств, положительного отношения к своей работе. Ускорить ее возможно с помощью наставничества, семинаров и курсов.

Психофизиологическая адаптация- освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда.

Климатическая адаптация- приспособление работника к экологической среде предприятия и региона, в котором он проживает.

Социально-психологическая адаптация- приспособление работника к руководителю, коллективу и организации, включающие его в систему взаимоотношений членов коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностной-ориентированностью.

Культурно-бытовая адаптация- освоение особенностей организации, ее быта, традиций проведения свободного времени в коллективе.

Организационно-административная адаптация – усвоение работником особенностей организационного механизма управления, понимание места и роли своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре.

Экономическая адаптация – знакомство с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, привыкание к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

Санитарно-гигиеническая адаптация- освоение работником требований трудовой, производственной и технологической дисциплины, правил трудового распорядка, санитарных и гигиенических норм.

Существует также классификация видов адаптации в зависимости от содержания и признаков[табл. 2].

 

Таблица 2 -Классификация видов адаптации персонала

Признаки Виды Содержание
По субъекту Адаптация работника Процесс приспособления работника к организации и его влияния на окружающую среду
  Адаптация организации Процесс приспособление трудовой среды к работнику
По отношению «субъект-объект» Активная Участник стремится воздействовать на трудовую среду с тем, чтобы изменить ее
  Пассивная Пассивное приспособление к трудовой деятельности
По результату воздействия Прогресс На участника было оказано благоприятное воздействие
  Регресс Отрицательное содержание
По уровню Первичная Работники не имеют опыта
  Вторичная Работники имеют опыт работы
По сфере возникновения К новой деятельности Новая деятельность
  К понижению в должности Пониженная должность
  К увольнению Увольнение работника
  Переадаптация Вновь приступать к своим обязанностям
По степени завершенности процесса Полная Высокая адаптация во всех аспектах
  Частичная Отдельные аспекты трудовой среды
  Дезадаптация Не смог приспособиться

 

 От того сможет приспособиться работник к организации, как быстро он приспособится или не сможет этого – зависит от факторов. Факторы онбординга персонала- условия, влияющие на течение, темпы и результаты.

 

Рисунок 1 – Факторы онбординга

 

ФАКТОРЫ

 

 


                                                                             

ОБЪЕКТИВНЫЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ

 


                                                                                                                                                        

                                                              

               

                                         
                         

                                                                             



 

Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:

1. Оценка уровня подготовленности новичка.

2. Ориентация.

3. Действенная адаптация.

4. Функционирование.

Функции при проведения адаптации распределяются между линейными руководителями(менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми службами), что иллюстрирует таблица 3.

Таблица 3 – Функциональные обязанности

Линейные руководители Кадровые службы
Консультируют по выделению существенных параметров оценки. Основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала.
Участвуют в аттестационных процедурах в качестве экспертов, готовят индивидуальные оценочные материалы для тестируемых. Разработка методических материалов.
Участвуют в работе аттестационной комиссии. Организуют аттестационные процедуры.
  Обучают линейных менеджеров эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований
  Контролируют реализацию аттестационных процедур.
  Обрабатывают и анализируют данные, осуществляют хранение и использование кадровой информации.

 


Управление профориентацией и адаптации строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня. Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, не существует.

В работе по проведению онбординга новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Она делится на специализированную и общую. Общая программа касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:

¾ общее представление об организации;

¾ оплата труда в организации;

¾  дополнительные льготы;

¾ охрана труда и техника безопасности;

¾ отношение работника с профсоюзом;

¾ служба быта.

После реализации общей программы, проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Включает в себя следующие вопросы:

¾ функции подразделения, цели и приоритеты, взаимоотношения с другими подразделениями;

¾ обязанности и ответственность, детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов, длительность рабочего дня и расписания, требования к выполнению работы;

¾ правила-предписания: правила технической безопасности, правила характерные только для данного вида работы, питание, курение на рабочем месте;

¾ осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы, места оказания первой помощи;

¾ представление сотрудникам подразделения.

Система адаптации персонала должна быть, прежде всего, эффективной как со стороны нового сотрудника, компании, коллектива, так и с позиции затраченных ресурсов. С позиции эффективности данного процесса можно рассматривать эффективность в целом системы адаптации, эффективность адаптационного мероприятия или эффективность адаптации конкретного сотрудника. В настоящее время важно иметь более точную оценку эффективности адаптационных процессов вновь принятых сотрудников.

К основным методам оценки эффективности разных аспектов процесса адаптации относятся:

¾ интервьюирование персонала после одного, двух или трех месяцев работы;

¾ анкетирование персонала по окончанию адаптационного периода;

¾ проведение опросов среди персонала, проработавшего в компании менее года;

¾ анкетирование персонала о системе адаптации и адаптационных мероприятиях компании.

При правильной работе кадровой службы в области адаптации персонала возможна также и оценка по объективным и субъективным показателям. Например, к объективным можно отнести: снижение затрат на нового сотрудника; численность уволенного персонала в испытательный срок; сокращение времени для достижения максимальной эффективности от нового сотрудника. К субъективным результатам адаптации относятся: удовлетворённость работой; улучшение климата в компании; принятие решения о работе в компании.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация – это длительный обязательный процесс, от которого зависит не только благополучие адаптируемого работника, но и состояние всей фирмы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...