Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. История законодательного регулирования фактических брачных отношений в России.




Различные формы сожительства известны со времен римского права, например, брачное сожительство (contubernium) — союз мужчины и женщины, характеризующийся наличием семейных отношений постоянного характера. Сегодня во многих странах Европы фактический брак имеет правовое закрепление. Например, во Франции существует институт гражданского партнерства, он был введен в 1999 г. для однополых союзов, однако приобрел свою популярность и среди традиционных семей. В основе данных отношений лежит «гражданский договор солидарности», он заключается между двумя людьми (pacte civil de solidarite), полежит государственной регистрации в судебном порядке или заверяется у нотариуса и имеет своей целью регулирование порядка семейной жизни фактических супругов. [14] В Швеции, ставшей первой страной, признавшей сожительство, закон о фактических брачных отношениях существует с 1987 года. Нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу жизни общества, с некоторыми отличиями существуют также в Германии, Норвегии, Бельгии, Испании, Исландии и других европейских странах.

История законодательного регулирования фактических брачных отношений в России берет своё начало 18 декабря 1917 г. В этот день был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР " О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" [15], который навсегда изменил, сложившийся в России порядок регистрации брака. Данным нормативно-правовым актом советская власть лишила былого статуса церковный брак, закрепив за гражданским браком роль официального. Актуальные идеи твоего времени нашли своё отражение в трудах Я. Н. Брандербурского: " Регистрация - пережиток, со временем она, конечно, исчезнет, но сейчас она сохраняется, главным образом как средство борьбы с церковным браком" [16]. Подобные воззрения вполне соответствовали духу европейского либерализма. Французский ученый и политический деятель Альфред Наке в своей книге " К свободному союзу" в 1908 году выразил позицию, предвосхитившую советских цивилистов: « В коммунистическом обществе люди не будут нуждаться ни в том, чтобы общество вмешивалось в союз полов, даже в виде простой регистрации, ни в том, чтобы хотя бы малейшее моральное давление оказывалось по отношению к индивидууму». Отсюда следует, что гражданский брак служил лишь переходной фазой от церковного брака к фактическим брачным отношениям.

Термин " фактические брачные отношения" официально был введен Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. [17] Данный кодекс не уравнял в полной мере фактический и гражданский брак, однако, упростил решение имущественных проблем в незарегистрированных отношениях. Согласно ст. 12 КЗоБСО такой союз должен был подтверждаться в суде на основе следующих доказательственных фактов: совместного жительства, наличия при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами, в личной переписке и других документах; также в зависимости от этих обстоятельств учитывалась взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. По определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР от 10 декабря 1939 г., «отсутствие этих доказательств во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной свидетельствует о наличии между ними не брачных отношений, а случайной связи, которая не охранялась законом, и наличие которой не влекло за собой никаких правовых последствий». В одной из последующих редакций за фактическим супругом были признаны права на пенсионное и страховое обеспечение, судебная практика уравняла их с официальными супругами в наследственных правах. Однако сожители были лишены права на общую фамилию и не могли претендовать на изменение гражданства в упрощенном порядке.

При данном порядке регулирования нельзя сказать, что правовые проблемы отсутствовали. Наоборот, с ростом числа фактических браков, по данным Наркомюста в 1926 г. их было 7% от общего числа браков, и имелась тенденция к росту, увеличивалось и количество проблем в сфере семейных и наследственных правоотношений, которые всецело легли на судебную систему. Поэтому Верховному Суду приходилось неоднократно высказываться по данному поводу, причем его разъяснения носили противоречивый характер. Так, с одной стороны, было признано, что отсутствие регистрации прекращения прежнего зарегистрированного брака не должно служить препятствием для признания фактических брачных отношений с другим лицом со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, так как формальное существование нерасторгнутого брака не может иметь значения, стороны могли бы оформить свои фактические отношения во всякое время, зарегистрировав прекращение первого брака. С другой стороны, определениями Верховного Суда РСФСР № 32927, 31325 и постановлениями Президиума Верховного Суда РСФСР от 16/17 сентября 1935 г. спустя почти десятилетие было указано, что суды не вправе допускать одновременного существования двух браков, признавать юридическое значение за фактическими брачными отношениями при одновременном существовании зарегистрированного брака. В этих случаях первый брак должен быть расторгнут, а органам ЗАГС предписывалось зарегистрировать его прекращение.

С утверждением указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. " Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания " Мать-героиня" и учреждении ордена " Материнская слава" и медали " Медаль материнства" [18] фактический брак был лишен юридической силы. Исключительным случаем признавалась ситуация, когда один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время войны. В этом случае, в судебном порядке допускалось признание такого гражданина супругом  на основании ранее действовавшего законодательства. Данное правило было введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. " О порядке признания фактических брачных отношений в случае пропажи без вести на фронте одного из супругов" [19].

В последующем семейное законодательство не раз подвергалось реформированию, однако, ни одно из дальнейших изменений, в том числе введенные кодексы - КоБС (Кодекс о браке и семье) РСФСР 1969 г. и Семейный кодекс РФ не регулировали простое сожительство и не содержали терминов " фактический брак", " фактические брачные отношения". Идея о том, что регистрация брака канет в лету, и государство не будет вмешиваться в союз полов, так и осталась на уровне идеи, как и многие другие представления об идеальном коммунистическом обществе.

Таким образом, подводя итоги исследований, приведенных в главе «Понятие и история развития фактических брачных отношений», можно сделать следующие выводы. История развития данного вида союза мужчины и женщины претерпела немало различных изменений. Она взяла своё начало в 1918 году с замены церковного брака гражданским. Затем, с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. последовала полная легализация фактических браков, позволившая на основе доказательственных фактов уравнять имущественные отношения между фактическими супругами. Между такими лицами возникала совместная собственность, сожители пользовались правом на получение содержания, как во время брака, так и после его прекращения, за фактическими супругами признавались наследственные права. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08. 07. 1944 г. фактические брачные отношения были лишены юридической силы, все последующие нормативно-правовые акты понятия «фактический брак» не содержали и не регламентировали.

 Несмотря на то, что многие европейские страны вполне успешно реализуют опыт введения норм о признании фактического брачного сожительства, для российского законодательства этот опыт можно назвать скорее негативным, чем позитивным. Что вероятно связано с неготовностью общества и правовой системы начала двадцатого века к столь радикальным изменениям. Однако, не смотря на столь многообразный опыт правового регулирования семейных отношений в зависимости от различных исторических и общественных изменений, союз сожительствующих мужчины и женщины с целью создания семьи существовал всегда и существует до сих пор.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит понятия «фактический брак», под фактическими брачными отношениями стоит понимать не зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния в установленном законом Российской Федерации порядке, союз двух, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей, имеющих близкие отношения на протяжении длительного времени. Для признания такого союза необходимо соблюдение следующих критериев: отсутствие регистрации в органах ЗАГС, создание семьи как цель совместного проживания, ведение общего хозяйства, продолжительность совместного проживания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...