Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание как социокультурный и педагогический процесс




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

по направлению подготовки

44. 03. 04Профессиональное обучение (по отраслям):

«Экономика и управление»

Дисциплина «Методика обучения и воспитания»

 

 

Выполнила: студентка

заочной формы обучения

3 курса, 1 группы

гуманитарного факультета

Федосеева Алина Владимировна

 

Научный руководитель:

доцент, к. п. н.

Козлова Тамара Андреевна

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАНИЯ.. 5

1. 1 Социальные предпосылки возникновения воспитания. 5

1. 2 Понятие и сущность воспитания. 9

1. 3 Закономерности и принципы воспитания в педагогике. 17

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 20

2. 1 Воспитание в педагогическом процессе. 20

2. 2 Воспитание социокультурном процессе. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена ​ ​ тем, что в настоящее время воспитание растущего человека как формирование развитой личности является одной из основных задач современного общества.

Однако само по себе наличие объективных условий еще не решает проблему формирования развитой личности. Необходимо организовать системный процесс обучения, основанный на знаниях и с учетом объективных закономерностей развития личности, что составляет необходимую и универсальную форму этого развития.

Цель образовательного процесса - сделать каждого человека борцом за человечество. А для этого требуется не только умственное развитие детей, не только развитие их творческих точек зрения, умение самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развитие образа мышления, развитие отношений, точек взглядов, чувств.

Желание участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личное и социальное развитие, развитие различных навыков и желание участвовать в социально необходимой деятельности имеют важное значение.

Формирование личности как личности требует стабильного и сознательно организованного общества для совершенствования системы социального образования, преодолевающей традиционные, стихийно сформированные формы.

Подобная практика трансформации существующих форм обучения немыслима без опоры на научные, теоретические и психологические знания о закономерностях развития ребенка в процессе его формирования.

Главный результат образовательного процесса - формирование развитой, активной, зрелой личности.

Объектом исследования выступает воспитание.

Предметом исследования является социокультурный и педагогический процесс.

Цель работы выявить воспитание как социокультурный и педагогический процесс.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Проанализировать социальные предпосылки возникновения воспитания;

2. Рассмотреть понятие и сущность воспитания;

3. Изучить закономерности и принципы воспитания в педагогике;

4. Рассмотреть воспитание в педагогическом процессе;

5. Проанализировать воспитание социокультурном процессе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАНИЯ

1. 1 Социальные предпосылки возникновения воспитания

 

Последние археологические открытия предполагают, что изоляция человека от животного мира началась 2–3 миллиона лет назад. К этому времени также следует отнести начало формирования образования. Появление рабочих орудий, без которых существование предков человека было невозможно, потребовало передачи из поколения в поколение опыта их изготовления. Представления о наиболее эффективных формах орудий труда, знание свойств камня, дерева, кости, навыки и умения их обработки получить самостоятельно у детей в необходимом объеме не удалось.

Воспитание человека принципиально отличается от любого метода передачи опыта поведения и жизни, имевшего место в сообществах животных предков людей, но в то же время впоследствии связано с ним. Существует определенный тип переходной активности между особыми действиями животных по передаче опыта популяции последующим поколениям и фактическим обучением. Эту переходную деятельность специалисты называют предвестником, началом образования (его становления, начала формирования). [4, с. 17]

Существенная разница между воспитанием и действиями животных по передаче опыта молодым животным связана не с более длительными сроками обучения «молодых людей» (это чисто внешний, не столь существенный аспект этого процесса), а с принципиальными различиями междусами механизмы передачи этого опыта и его содержание. В процессе совместной деятельности у предков людей сложилось общение, возникла речь, ставшая важнейшим средством накопления и передачи опыта, воздействия на психику и поведение, в том числе в процессе обучения. Само воспитание не могло окончательно сформироваться, пока не возникла человеческая психика.

Становление образования как социального явления началось около 1, 5 миллиона лет назад и было связано с процессом зарождения языка, который во многом стимулировал процесс общения, развитие человека в целом. Язык становится важнейшим средством сбора и передачи социального опыта. Выработанное в процессе работы общение стало одним из важнейших средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых. Люди того времени - архантропы - обладали зачатками концептуального мышления и речи, жили коллективно. Делали каменный топор, правили огнем. Этот «первобытный очаг» способствовал формированию социального способа общения, то есть появлению публичных каналов обмена информацией.

Очевидно, что возникновение воспитания как педагогического явления исторически было связано с возникновением системы социальной наследственности. Если биологическая наследственность обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим, передавая материальные (генетические) структуры через эмбриональные клетки, то социальная сущность формируется в каждом человеке через усвоение им исторического опыта в процессе общественной и практической деятельности. Это определяется как социальная наследственность. [20, с. 114]

Система социальной наследования несет в себе фундаментальное, «вечное» противоречие: стихийные, стихийные, нерегулируемые процессы социализации и инкультурации не обеспечивают развитие и формирование у людей тех качеств и свойств, которые им необходимы и изменяются по мере исторической эволюции человечества. Попытки разрешить это противоречие образуют, в том числе, особую целенаправленную деятельность по созданию условий для развития определенных качеств и свойств у каждого растущего человека, а также различные формы ее осмысления, то есть педагогическую деятельность. Система социального наследования традиционной культуры была основана на практике коллективного опыта, сконцентрированного в традициях, которые были сформулированы либо как мудрость предков, либо как божественные или идеологические установки.

Таким образом, формирование образования в самом широком смысле слова происходило в антропосоциогенезе и являлось неотъемлемой стороной становления личности и общества, формирования системы социальной наследственности.

По мнению ученых, антропосоциогенез завершился около 40 тысяч лет назад: возникли люди современного физического типа, обладающие сознательной психикой и живущие в примитивных сообществах. В примитивных сообществах охотников и собирателей физическое созревание индивидов органически и естественно совпадало с усвоением ими накопленного коллективного опыта, сферой культуры, созданной предыдущими поколениями. [18, с. 170] Связь детей с обществом была прямой и непосредственной - ребенок с раннего детства жил той же жизнью, что и взрослые, его развитие происходило в этой жизни, являясь органической составляющей. Образование и обучение были частью их нынешней жизни и не рассматривались как специальная подготовка к будущей жизни. Подрастающие поколения усваивали нормы и ценности, принятые всей группой, одинаковые для всех членов коллектива и имеющие только половозрастные различия, обязательные для всех, естественные и общепринятые.

Французский этнолог Луи Винсент Тома определил африканскую личность как «последовательный плюрализм», который характеризуется, прежде всего, множеством составляющих его элементов (тело, двойник, несколько разных душ, имен и т. д. ), Каждый из которых относительно автономен.

Некоторые из этих элементов считаются внешними и локализованы вне одного и того же «Я» (реинкарнация предков, знакомство с бытием другого (через символическое родство и т. д. ). Кроме того, существует целая система специфических отношений, связывающих «Я» «С космосом, предками, другими людьми и вещами» и личное «Я» было заменено общим «Мы», которое приняло форму оценки поведения или эффективности группы. [1, с. 19]

Кон, размышляя об исторических и культурных детерминантах формирования «Я», обращает внимание на то, что развитие индивидуализации в самом общем виде является общебиологической закономерностью, отражением биологической эволюции, в ходе которой важность индивидуальный рост и развитие вида. Человек осознает себя только в процессе деятельности и благодаря ей. Он начинает считать себя особенным только тогда, когда его деятельность и отношения с другими людьми в принципе не сводятся к какой-либо одной системе связей. На ранних этапах развития общества разделение труда опирается на естественные основы, индивидуальные различия кажутся простыми модальностями одной и той же сущности. Социальное разделение труда означает, что люди занимаются разными делами, поэтому критерии оценки дифференцированы: уважение к человеку соотносится не только с качеством его работы, но также с социальной значимостью и престижем этой конкретной деятельности (роль, функция) что он выполняет. Воина можно сравнить только с воином, земледельца с фермером. Индивидуальные свойства теперь можно воспринимать и оценивать только в отношении социальной идентичности человека.

Основным фактором возникновения образования стал постоянный рост и усложнение социального опыта и, прежде всего, производственного опыта. Перефразируя известную позицию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека, можно сказать, что труд также создал образование, опыт, накопленный во все возрастающих объемах, не мог быть усвоен молодыми поколениями только через особое знакомство с ней, которое по мере созревания совести приобретало все более решительный характер. Эта ассимиляция не могла - из-за важности и сложности опыта, необходимости его быстрой и прочной ассимиляции новыми поколениями - происходить автоматически, путем включения детей в работу и другие социальные процессы, но должна была предшествовать этому включению. или хотя бы сопровождать его. Образование возникло как процесс, который органично сочетает в себе обучение, связанное с усвоением знаний, навыков и способностей, и образование в строгом смысле слова, понимаемое как процесс формирования эмоционального отношения к реальности. Управление физическим, умственным, нравственным развитием, трудовое образование слились в единый поток, обеспечивающий формирование необходимых каждому человеку качеств в первобытном доклассовом обществе с его крайне низким уровнем развития производительных сил и крайним уровнем развития. взаимозависимость всех членов сообщества. [26, с. 44]

Управление усвоением детьми социального опыта было направлено на то, чтобы вызвать такие изменения в их психике и поведении, которые обусловили появление у них доступности (определенного эмоционального ценностного отношения) и способности (определенных знаний, навыков и умений) создавать инструменты. Это руководство социальным развитием подрастающего поколения изначально было основным содержанием образования. Охота, составлявшая основу хозяйственной деятельности предков человека, сыграла важную роль в развитии воспитания. Охотники должны были знать местность и повадки животных, уметь обращаться с оружием и в то же время быть храбрыми, сильными и выносливыми. В остальном они были не только бесполезны, но и вредны в охоте, основными объектами которой были такие крупные и опасные животные, как мамонт, пещерный медведь, бизон и др. Прежде чем стать охотником, ребенок проходил специальную предварительную подготовку, необходимую Ему передавался опыт, и в нем формировались требуемые качества, т. е. он соответственно воспитывался.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...