1.2 Понятие и сущность воспитания
Прежде чем рассматривать образование как процесс, интересно ознакомиться с различными взглядами на эту концепцию. В учебнике Н. И. Болдырева «Методика педагогической работы в школе», которым пользуется не одно поколение советских школьников, дается следующее определение. «Образование - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность педагогов и студентов, взаимоотношения которых в процессе этой деятельности способствуют формированию и развитию отдельных лиц и коллективов». С точки зрения деятельности Краткий психологический словарь, опубликованный в 1985 году, также дает определение. Правда, определение его было дано с ощутимым «вкусом» идеологии. «Образование - это деятельность, направленная на передачу новым поколениям социального и исторического опыта, диалектического материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идеологии, социальной активности, творческого отношения к действительности, высокого труда и культуры поведения». Опубликованный три года спустя «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает образование не как деятельность, а как процесс. «Образование - это объективно естественный процесс подготовки людей к работе и другой полезной деятельности в обществе, к выполнению различных социальных функций». С тех же позиций определил образование известный профессор-гуманист В. А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы». «Образование в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления». Л. Н. Толстой, внесший большой вклад в становление отечественной педагогики, определял образование как воздействие.
«Образование оказывает влияние на сердце тех, кого мы обучаем... Образование - это воздействие одного человека на другого с целью заставить образованных усвоить определенные нравственные привычки». Иммануил Кант писал, что образование - это искусство улучшения человеческой души. «В образовании кроется великий секрет улучшения человеческой натуры». Другая точка зрения высказана Г. Пуцером в пособии «Педагогика», изданном Ю. К. Бабанским в 1984 году. [23, с. 99] «Образование - это усвоение социально значимого социального опыта». В педагогике существует несколько определений категории «образование», но нет ни одного общепринятого. Признано также определение Х. И. Лиймеца, согласно которому образование - это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно очень близко к определению А. В. Мудрика и принципиально отличается от широко распространенного в педагогике определения образования как намеренной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что ядро образовательного процесса проецируется и реализуется Усилиями учителей является обучение - передача определенных знаний подрастающему поколению. Образование - универсальный процесс. Каждое жизненное пространство, в котором человек развивается, формирует и выполняет свое естественное предназначение, пронизано образованием. Воспитание - это объективный процесс. Это не зависит от степени его признания, терминологических споров и оппортунистических ходов. Это реальность человека. Образование - это многомерный процесс. Большинство из них связано с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждого человека. При этом другая часть проводится с помощью учителей, родителей, воспитателей. Образование, безусловно, отражает специфику конкретной исторической ситуации, общее состояние всего государства, включая систему образования. Идеальный путь к успеху - это гуманистическая образовательная система.
С понятием образования тесно связана дисциплина «Методы воспитательной работы» - в традиционном понимании это прикладная ветвь теории воспитания, изучающая направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы. Воспитательный метод в традиционном понимании изучает задачи и содержание конкретной воспитательной работы, планирование, методы и формы работы классного руководителя с учащимися и родителями. Сегодня вы часто можете встретить слово «технология» там, где раньше было слово «технология». [16, с. 77] Как отличить технологию от метода? Между ними действительно есть сходство: методика рассказывает о действиях учителя, приемах, правилах, условиях обучения, а технология практически одинакова. Техника учит, советует: есть те и другие приемы, правила, и их можно использовать. Однако технологический подход к обучению характеризуется особенностями, а именно: диагностическими целями и умением измерить степень их достижения; оперативное, алгоритмическое описание процесса, деятельности учителей и детей, всех участников образовательной деятельности; Повторяемость процедур, возможность повторения их в аналогичных условиях. В частности, технология должна быть описана как такой проект педагогического процесса, который описывает его от учебной задачи до контроля результатов таким образом, чтобы каждый учитель-предметник мог применить его. Это создает цепочку, связывающую теорию с практикой: теория обучения - метод обучения - технология - технология - личность учителя. [8, с. 420] Таким образом, образование - это как сложный процесс усвоения духовного и социально-исторического наследия нации, так и вид образовательной деятельности, и великое искусство совершенствования человеческой натуры, а также неотъемлемая структурная часть науки - педагогика. В своей работе В. О. Ключевский высказал почти категоричное мнение: «Образование состоит из воспитания и обучения, но эти сложные образовательные процессы легче различить в психологическом анализе, чем в педагогической практике». По мнению В. О. Ключевского, только педагогическое, а не ремесленное училище может служить продолжением начального образования, которому обязана каждая семья. «Детей, как и взрослых, воспитывают на интересной работе. Таким образом, воспитание и образование по сути тождественны: настоящее образование воспитывает человека, а другого воспитания нет», - пишет А. И. Фет в статье«Может ли образование быть товаром? ».
В. М. Бехтерев противопоставляет образование воспитанию: «Если образование дает образованного человека, то воспитание создает умную и активную личность». Хотя образование и воспитание - две равные стороны образовательного процесса, мы считаем, что нравственное развитие имеет приоритет над интеллектуальным. В педагогике термин «образование» имеет несколько значений. [27, с. 115] В широком социальном смысле, когда образование рассматривается как социальное явление, как процесс передачи накопленного культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле под образованием понимается воздействие на учащегося различных социальных институтов с целью формирования определенных убеждений, стремлений, желаний, мировоззрения и т. д. В этом случае основную роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия. В широком педагогическом смысле, когда мы имеем в виду адресный учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебных заведений. Школа изучает социальную среду и влияет на нее через человека - детей, родителей, учителей. Это функция улучшения здоровья общества через школу. В педагогическом узком смысле, когда мы говорим о педагогической работе, проводимой с учащимися конкретного учебного заведения. Это дисциплина обучения в университете, где студенты изучают методологию формирования мнений и убеждений, личностных качеств и поведения. Необходимо до конца понимать ту простую истину, что каждый урок в школе должен учить, развиваться, воспитывать. В первом приближении качество урока можно оценить по тому, что ребенок вынес домой в тетрадь, в голову, в дневник и, самое главное, в свое сердце.
Патриарх системной педагогики Ян Амос Коменский рассказал об образовательном значении урока. Он считал, что надо учить всех: мальчиков и девочек, богатых и бедных, начальников и подчиненных, глупых и умных. На вопрос " Почему? " ответ был: «Женщину нужно воспитывать, потому что все человечество проходит через ее руки; глупо - бездонный кувшин, какой бы мой ни был, дна не достанется, но будет чистым; одаренный - ум может стать настолько плохим, что может на многое; Начальство - хорошее руководство; подчиненный - подчиняться разумно; богатые - без мудрости они откормленные отрубями свиньи; бедные - без мудрости они ослы, которых заставляют нести тяжелые грузы». Таким образом, ведущие мотивы образования никоим образом не коренятся в духовном развитии человека. Снова и снова отдельные ученые пытались утверждать, что, поскольку образование носит образовательный характер, о специальной воспитательной работе в школах не может быть и речи. [3, с. 250] Эта точка зрения подвергалась критике со стороны самых выдающихся учителей, как А. С. Макаренко в своей лекции «Проблемы советского школьного образования» (1938) сказал: должна содержать всю воспитательную мысль. Я не согласен с этим, я считаю, что образовательная область (... ) в некоторых случаях является отдельной, отличной от методики обучения. " Далее Макаренко утверждал, что даже с высочайшей подготовкой и навыками человек может быть неполноценным, если у него не сложились здоровые социальные и духовные отношения. Суть образовательного процесса заключается в том, что на основе опыта социальных отношений формируется жизненный опыт молодежи, включающий в себя отношение к миру, людям, событиям, знаниям, работе и т. д. Процесс воспитания - это процесс формирования у человека отношения к миру, законам его развития, себе, своему месту в жизни. [25, с. 203] Основа учебного процесса - активность и общение. Разноплановая деятельность (образовательная, рабочая, развлекательная, спортивная, художественная) развивает несколько аспектов личности для реализации идеи целостного развития человека, поэтому необходимо включать ее во все виды деятельности. Именно в деятельности усваиваются нормы общественной жизни, знания и методы познания, формируются мотивы действий, формируются взгляды и убеждения личности. Общение - еще один важный способ осознанной жизни человека. В общении учащиеся находят модели поведения, реакций, действий. Здесь возникают и формируются различные отношения, развиваются потребности и интересы.
Ломов Б. Ф. пишет, что можно «выделить такие коммуникативные функции, как организация совместной деятельности, знакомство с людьми, формирование и развитие межличностных отношений». [2, с. 12] Таким образом, чем разумнее организована полезная для общества деятельность школьников, чем разумнее построено их общение, тем эффективнее протекает образовательный процесс, такова его закономерность. Образование - это сложный диалектический процесс, в котором переплетаются социология, психология и педагогика. Главное в воспитании - это не только правильная организация деятельности, но и формирование общественно значимых закономерностей, ведь в одной деятельности формируются разные черты личности. Суть образовательного процесса заключается в личном усвоении требований педагогов, трансформации этих требований в требования к себе. Педагогический аспект образования заключается в рассмотрении условий, которые делают этот процесс эффективным, управляемым в разработке принципов, методов и приемов, форм воспитательной работы. При этом в теоретической и практической работе по формированию личности учителя исходят из того, что правильное осознание действительности и отношение к окружающим получается на основе взаимодействия трех факторов: - интеллектуального; - эмоционально-волевого; - действенно-практического. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности имеет свои отличительные особенности. [5, с. 85] К отличительным особенностям воспитательной работы как деятельности можно отнести ее длительность, необходимость преодоления множества других влияний на личность, большую индивидуальность этого процесса, сложность и скрытность результата. Критерии оценки одних и тех же черт, качеств будут в той или иной степени разными для людей разного возраста, для школьников и студентов. Например: проявление такого качества, как дисциплина, в молодом возрасте будет больше проявляться как трудолюбие, послушание, аккуратность, а в студенческом возрасте как самостоятельность, добросовестное отношение к своему делу, активная жизненная позиция. Профессор Э. И. Моношон - предлагает оценивать уровень сформированности космовидения по таким показателям, как: - оптимальное усвоение важнейших понятий, законов, теорий науки, имеющих определенное значение для понимания сути процессов развития в природе, обществе и мышлении; - устойчивое, осознанное и личностное отношение к изучаемому материалу, его идейному содержанию; - готовность реализовывать моральные, духовные, нравственные и эстетические ценности; - запись и анализ несоответствующих случаев и реагирование на них. [24, с. 203]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|