Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс




ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

2. 1 Воспитание в педагогическом процессе

 

Взаимодействие трактуется в «Концепции среднего образования Российской Федерации» как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, подкрепляемой взаимопониманием, проникновением в духовный мир другого, совместным анализом этой деятельности. Важное место занимают отношения «учитель-ученик». В этом случае ученик не может выступать как объект образовательного процесса, а учитель - как субъект.

Во взаимодействии, сотрудничестве студент является предметом своей научной деятельности. В этом процессе два субъекта должны действовать вместе, быть товарищами, партнерами, ни один не должен стоять над другим. Часто учителя прибегают к авторитарным методам, считая, что заказы приводят к достижению желаемых целей в кратчайшие сроки. [13, с. 360]

Такой стиль общения исключает высокую культуру взаимоотношений, взаимопомощь, настоящую ответственность, инициативу. «Компетентность» диктатуры, навязывание воли отрицательно сказывается на отношениях педагога и образованного человека. В такой среде неизбежно разовьется культ силы, оппортунизма и лицемерия.

Взаимное уважение в повседневных отношениях должно проявляться в заботе, доброте, взаимной заинтересованности учителя и ученика. Он основан на уважении к чувствам другого человека. Высокомерие, унижение, оскорбление, гордость недопустимы. Развитие уважения в общении раскрывает учителю состояние уважения учеников к людям, способности к культурному и осмысленному поведению. Педагогическая потребность должна расти во взаимной точности детей и учителей.

Требование взаимодействия побуждает ребенка выполнять необходимые обязанности, нормы и правила, укрепляет в его сознании социально значимые установки. Требования воспитывают дисциплину, ответственность, силу воли.

Убеждения должны трансформироваться у детей в сознание и убеждения. Педагог должен ненавязчиво научить ребенка убеждать, выражать свою точку зрения, а не подавлять, дать возможность высказать собственное мнение о вещах. Для работы нужно создать атмосферу доброжелательности, поощряющую откровенность. Педагог должен открыто выражать искреннее сочувствие, внимательно слушать, стремиться помочь в решении проблем ученика. Ребенок обязательно откликнется на такое понимание, и возникнет особенно благоприятный климат взаимного расположения и симпатии. В результате одобрения взаимопомощи педагог узнает о глубоком душевном состоянии детей, их истинном образе мышления, настроениях и мотивах поведения. Взаимопонимание невозможно построить без доверия. [6, с. 112]

Воспитательная уверенность пробуждает в детях внутренние духовные и нравственные силы, формирует веру в идеалы и высокие нравы человека. Укрепляет отношения между учителями и детьми, доверие детей к учителям. Уверенность педагога заставляет ребенка дорожить своим мнением о себе. Приемы и приемы повседневного общения, взаимодействия и взаимоотношений педагогов с детьми, детей друг с другом являются гибкими и эффективными средствами многостороннего взаимодействия.

 

2. 2 Воспитание социокультурном процессе

 

Изменения в мировоззренческой, политической и экономической жизни российского общества, вызвавшие «деидеологизацию» общественной жизни значительно ослабили интерес к проблемам образования. Экономические трудности затянувшейся реформы обострили вопросы образования и в значительной степени перенесли его проблемы в практическую сферу самофинансирования. Однако очевидно, что продолжающийся процесс обучения человека в соответствии с его социокультурной подготовкой в ​ ​ изменившихся социальных условиях не снял проблему возможности влияния на тренировочный процесс, в том числе в образовательной системе. [10, с. 15]

Если в условиях идеологизированного общества образование отождествлялось с воспитательной работой, системой педагогических практик с преднамеренным воздействием, то практическое отсутствие таковых в измененном континууме российской действительности при очевидном наличии феномена образования, приводит к необходимости другой речи.

Наконец, даже вне пропагандистского давления образовательной деятельности получается образованный человек, вбирающий в себя объективно складывающиеся ценности материальной и духовной культуры.

Стало ясно, что образование существует не только как тотальный (и тоталитарный) идеал всесторонне и гармонично развитой личности в социалистическом обществе, но и как непосредственный процесс развития личности в условиях различных культурных моделей и социальных идеалов.

Одним из следствий обработки существующих постулатов воспитания как насильственной «обработки человека человеком» стало осознание того, что воспитание нельзя понимать, как самостоятельную деятельность, состоящую из воспитательной и воспитательно-просветительской пропагандистской работы по конкретным видам деятельности.

Такое сжатое понимание образования предлагали такие ученые, как С. Н. Иконникова, Д. Е. Клементьев, В. Т. Лисовский, В. Толстых, А. И. Яценко. Устранение устаревших образовательных концепций никоим образом не останавливает образовательный процесс, так как человека воспитывают на формирующихся ценностях культуры, что побуждает его искать новые основы воспитания, и прежде всего через включение личности в системе определенных социокультурных отношений. [11, с. 17]

Существующий потенциал педагогической теории в ее параметрах ориентации на сложившуюся практику воспитательной работы, идеологической и психологической регуляции тех процессов, под влиянием которых личность действительно воспитывается, явно непригоден для использования образования на собственном уровне. средства и собственное понимание цели.

Это означает, что феномен образования охватывает весь социальный айсберг культуры с ее институциональными формами, определяющими развитие и формирование личности, включая образовательное учреждение, а не только и не столько ее «поверхностную» часть воспитательной работы. В противном случае образование, оторванное от важнейших факторов, питающих личность, становится лишь эпифеноменом образования, маскирующим его сущность. [15, с. 30]

На этом общем уровне остается понимание образования в современной психологической науке, где интуитивно правильные подходы, однако, корректируются традиционным разделением на воспитателя и образованного. «Под средствами обучения понимаются методы организованного и неорганизованного воздействия, с помощью которых одни люди - педагоги воздействуют на других людей - студентов - с целью развития у них определенных психологических качеств и форм поведения. В частности, под психологическим воздействием на личность мы понимаем действия, предпринимаемые педагогом с целью изменения личности воспитываемого ребенка».

Это касается и педагогической науки, хотя автор-«справочник», например, образовательные технологии, культурологические образовательные технологии, дифференцированное обучение по интересам детей И. Н. Закатова, «Диалог культур» В. С. Библер и С. Ю. Курганова или учебная литература по системе Е. Ильин как человекообразующий предмет раздвигает границы укороченного понимания образования. Однако степень их действия ограничена только учебным заведением и местом применения этих методов, а обучение выходит за пределы учебного заведения. [21, с. 49]

Создание концептуальной теоретической основы вышеупомянутой темы состоит в развитии важности социокультурного процесса как культурного творчества, основанного на действиях, и параллельном развитии человеческой личности, личности, индивидуальности в контексте созданной культуры, т. е. образование. [19, с. 115]

Развитие принципа социокультурного процесса заключается в том, что человек в своей деятельности выступает одновременно творцом и творцом культуры, на основе которой можно построить социокультурную теорию образования. Воспитание в социокультурном способе существования человека предстает как двусторонний процесс активного созидания культуры, с одной стороны, и ее развития, с другой. Только так воспитание можно представить не как акт предпринятого воздействия на «образованных», а как живой процесс реальной жизни со своими институциональными формами, в которых происходит развитие культуры и ее ассимиляция.

Когда мы говорим, что человек вырос, образован, культивируется, мы предполагаем наличие объективного механизма, средства, способа взращивания человека. Воспитание как двусторонний процесс происходит как со стороны объективации культуры, так и со стороны ее субъективации. Активно участвуя в социокультурном процессе, человек воспитывается, впитывая материальные и духовные артефакты и культурные ценности, созданные человеком.

Следовательно, сущность феномена образования следует искать в континууме тех норм, идеалов, образов, стереотипов, которые формируются в социокультурной основе человеческой деятельности. Культурным центром символического круга, представленного социокультурной деятельностью, является сам человек, стремящийся к расширению круга, - как сказал К. А. Свасян в статье, название которой уже стало своеобразным философским афоризмом «Человек как созидатель и творец культуры. " Во Вселенной, которую строит человек, он находится, и различия культуры должны быть соотнесены с ее интегралом, которым является человек и человечество во всем потенциале важных решений. Культура в этом понимании - это поиск человеческого лица, динамически понятого «всего человека», в остальном смысл и цель самих различий культуры теряются.

Таким образом, образование понимается как ориентированное на действия саморазвитие личности, которое осуществляется через культуру в процессе созидания и развития.

Современная наука уходит от старой дилеммы: экологическое образование, с одной стороны, и целенаправленное образование, с другой, в то время как сама «среда» кажется продолжением творческого потенциала человеческой натуры, но уже через социокультурные средства. [22, с. 16]

Отождествление сущности воспитания с процессом социокультурного, ориентированного на действия образования человека относится к этому процессу и координирует все факторы, участвующие в формировании личности: развитие, социализацию, образование - все это просто разные аспекты жизни. социокультурный образовательный процесс, ориентированный на действия.

Как сложный процесс самореализации человека, он также включает в себя движение от объекта к субъекту (образование, развитие) и от субъекта к объекту (социализация, самообразование). Сюда же входит фактор порядка, регуляции этих движений, что выражается в эпифеномене воспитательной работы.

Объяснение образования в самом широком смысле слова как активного социокультурного саморазвития человека подтверждает образование как универсальную форму культурно-исторического развития человека. Образование включается как производительный потенциал во всю систему обновленного существования человека, поскольку без образования ни создание, ни ассимиляция культуры не могут происходить, конечно, всегда в ее культурной и исторической самобытности. [17, с. 360]

В свою очередь, обучение, осуществляемое через определенные формы передачи знаний, навыков, компетенций, в том числе институциональную, является определенным этапом социализации человека и, как следствие, их формирования.

Таким образом, воспитание и образование взаимопроникают: образование выступает как неотъемлемая часть социокультурного воспроизводства человека в форме конкретного производственного потребления.

Образование как приобретение знаний, навыков, взглядов, идеалов и т. д. Дает возможность включиться в культурное «поле» общественной жизни, обусловливая развитие и созидание культуры, а, следовательно, и воспитание человека в определенный социокультурный образ его существования.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...