А III: ограничения, но не гонения; в каком-то смысле - возвращение к политики Ники I «самодержавие, православие, народность».
· Т.Н. «Правила 3 мая» 1882 года: «запрет вновь, отныне поселяться, вступать во владение и пользоваться имуществом вне городов и местечек, торговать по воскресеньям и христ. праздникам) НО: евреи не выселялись, их экономическая деятельность существенно не ограничивалась. Ограничения не распространялись на лиц имеющих «право повсеместного жительства по образовательному цензу» + не касались евреев, занимающихся земледелием + смягчительные разъяснения и отсутствие уголовной ответственности. Интересно: эти правила стеснили евреев в отношении винокурения, а потому они негодовали на «исключительную жестокость» «Правил 3 мая». Кроме того, основные волны еврейской эмиграции шли из Польши, Литвы и Белоруссии, а не Украины (где после убийства Александра были погромы), т.е. евреями руководили экономич. мотивы (скученность создавала значит. экономич. конкуренцию) · Согласно Земскому уложению 1890, евреи устранялись от участия в земском самоуправлении, НО служить в земстве по найму, т.н. «третьим элементом», евреям не было преграждено+ евреи жили большей частью в городах, так что им было как-то все равно. Но тут грянуло новое Городовое положение 1892 - евреи лишались права избирать и быть избранными в качестве гласных в городские думы и управы и пр. · Процентные квоты для поступления в учебные в высшие и средние заведения, НО куча исключений: квота не распространялась на женское население + была действительна только для обучения на бюджетной основе + ряд спец. учеб заведений (училище живописи, ваяния и зодчества, СПб психоневрологич. институт (…вот бы мне туда…) и пр. · Это же самое «НО» появляется и в случае приема в присяжные заседатели лиц нехристианского вероисповедания (становись помощником присяжного поверенного и делай то же самое, что и он) и ограничений в нефтебизнесе (добывать, конеч, нельзя, но перерабатывать – пожалуйста)
ИТОГ: отчуждение, обострение социальной ситуации Причины отчуждения: · Еврейское самоуправление, получалось своего рода «государство в государстве» (дописать про суть кагала и неподчинение его российским законам) · Духовное противостояние · Несостоятельность политики царизма в еврейском вопросе А) Отрицательная комплиментарность Не действовал патерналистский подход, евреи не нуждались в защите жизни и собственности, для них характерен высокий уровень культурного и финансового (интересно, а так можно говорить?) развития Б) Универсальные принципы нац. политики не сработали - установить сотрудничество с местной элитой, но элиты нет - веротерпимость, но здесь – духовное противостояние - невмешательство во внутреннюю структуру жизни, а здесь – попытки расколоть кагал - любой этнос как субъект, но еврей, по сути, объект политики (комитеты, ин-т еврейских депутатов(1807-1825) Евреи – блуждающий суперэтнос, Ек II рассматривала их как социальную группу В) Ничего не сделано для снижения духовной конфронтации; иудаизм – нелегитимен Г) Архаичность системы власти российских самодержцев в условиях подъема мощи еврейского капитала привела к эскалации еврейского вопроса Отдельно о недооценке пагубности черты оседлости: Создана Указом 1791 года, с целью ограждения русских промышленников и купечества от конкуренции еврейского капитала НО в 19 веке: 1) Ч/О – фикция и анахронизм, ее всегда можно было преодолеть. В результате, во всех крупных промышленных и губернских центрах существовали мощные еврейские диаспоры Центр еврейской духовной жизни перемещается из Одессы в СПб. После окончания промышленного переворота сформировалась русская буржуазия, но еврейский капитал также становится мощным политическим и финансовым фактором в масштабах всей России. Участвовали в добыче нефти и др. полезных ископаемых, т.е. Ч/О существовала только на бумаге
2) Ч/О – очаг социальной напряженности. Она не являлась резервацией, там жили все подряд, но евреи занималии привилегированное положение=> социальная напряженность => нац напряженность В 70-90-е погромы только начинались и царизм не имел к ним никакого отношения, в 1879, 1881 – столкновения евреев и греков в Одессе (евреи хотели передела сфер влияния, т.к. греки имели монополию на торговлю). Убийство Александра Второго тоже можно рассматривать как провокацию (типа народники хотели поднять народ на революцию, т.к. убийца царя – еврей). Фэйл. Только небольшие очаги напряжения в Новороссии Очаг напряженности становился источником рекрутирования для револ. Движения.
22. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы Российская Империя представляла собой многонациональное государство, империю особого типа. Сложности проведения имперской национальной политики заключалась в том, что было чрезвычайно сложно привести местные национальные и общегосударственные интересы к общему знаменателю, который обеспечил бы стабильность в национальных отношениях. К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии. С конца 18 века, после разделов Польши, на передний план в российской национальной политике выходят 3 главных вопроса: 1) Польский вопрос 2) Украинский вопрос и 3) Еврейский вопрос. На рубеже 19-20вв наиболее остро из них встал приобретший политическую окраску еврейский вопрос, что было вызвано рядом внутренних и, конечно, внешних факторов. Внутренние факторы. Еврейский национальный капитал стал крупнейшим, и ему стало тесно в и так довольно свободных границах, указанных ему имперской национальной политикой. Экономическая мощь еврейства значительно возросла, что вызвало стремление к политическим рычагам власти. Выросла популярность нигилизма, выдвинувшего еврейский вопрос на передний план. В 80-х годах 19 века в России завершился промышленный переворот, в обществе появились новые прослойки, активную роль стала играть разночинная интеллигенция. Нельзя забывать и про династии первых еврейских миллионеров в России: Гинцбурги, Поляковы, Бродские, Зайцевы, Балаховские, Ашкенази. В хлебной и лесной торговле еврейские предприниматели являлись, по сути дела, монополистами. Доля евреев в торговом классе России на рубеже XIX-XX вв. - более трети (35%). Еврейский капитал доминировал на железнодорожном и речном транспорте в Российском государстве. За исключение первых двух железных дорог (Царско-Сельской и Николаевской), большинство ж/д в России строились крупными концессионерами, среди которых евреи занимали видное место. Например, Иван Блиох – инициатор и крупный акционер ряда ж/д (С-П-Варшава, Либаво-Роменская, Киево-Брестская, Иван-город-Домбровская, Лодзинская, Тариспольская).
Однако в 1896 Николай II одобрил правительственный указ о введении винной монополии. В результате более 100 тыс. евреев лишились заработка. С 70-х годов до начала 20 века российское еврейство «крепло, множилось и расцветало». Высокие темпы прироста, в 2,5 раза быстрее русских. Из всех евреев (4% населения страны) 94% - в черте оседлости. Однако в черту оседлости включены были обширные территории, но и черту было просто обойти. Процентные нормы на обучение евреев в высших учебных заведениях - составляли около 4% процентов населения России - евреи на рубеже веков составили до 16% российского студенчества. Грандиозен их вклад в развитие революционного движения: первые народнические организации («Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел») сформировали именно евреи (Натансон, Дейч, Аксельрод и другие). Инициаторами создания группы «Освобождение труда» наряду с Плехановым были П.Аксельрод, Л.Дейч, Игнатов, Стефанович. Гринберг - участница подготовки покушения на Александра 2, в 1982 - хозяйка подпольной динамитной мастерской. Евреи составили более 50% революционеров и более 70% террористов, своей деятельностью превращая внутреимперский вопрос регулировочного характера в политическую проблему, имеющую широкий международный резонанс.
В 1897 году возникла первая политическая партия в русском еврействе – Бунд, всеобщий еврейский рабочий союз в России, Польше и Литве, членами которой могли стать только иудеи. Бунд требовал для себя исключительных прав в российском социалистическом движении (в том числе, автономию в решении вопросов, касающихся еврейства). Социально-демократические организации создавались по территориальному признаку, Бунд же - собственная партия евреев: пролетариат каждой нации должен иметь свою партию. Из числа сионистских партий также можно назвать «Сионистов-социалистов» и «Трудящихся Сиона». Дейч, Аксельрод - редакторы партийных газет и журналов, акт деятель Иосиф Гецов. Царское самодержавие, изначально сочувствуя сионизму, выступило против его развертывания в России потому, что сионизм стал ощутимо крениться в сторону социализма; кроме того, участники движения, по сути, начали организовывать еврейство на местах вместо того, чтобы способствовать его эмиграции в Палестину. В 1901 создается опасный конкурент Бунда - «Независимая еврейская рабочая партия», партия еврейского пролетариата, созданная в России под контролем начальника Московского охранного отделения Зубатова, во главе - Мария Вильбушевич. Витте: «Составляя менее 5% населения России, евреи рекрутируют из себя 50% революционеров». Показательно, что политические требования российского еврейства не ограничивались равноправием с другими народами, но шли дальше: требовалось полноправие, т.е. равноправие плюс «национально-персональная автономия» еврейства. Суть национально-персональной автономии заключалась в том, что на общегосударственный счёт должны были содержаться чисто еврейские культурно-бытовые учреждения и организации (газеты, театры, учебные заведения и т.п.) в любом населённом пункте, где поселится некоторое количество евреев и полном невмешательстве государства в дела еврейской общины и прочее. Пока сионизм за создание был независимого еврейского государства в Палестине, куда уедет часть евреев, царское правительство не было против. Но сионисты стали пропагандировать еврейское национальное единство в самой России, сионисты подключились к борьбе за полноправие и радикализировались. Правительству же враждебные патриотическим чувствам группы были не нужны. Кроме того, сионистское движение стало ощутимо крениться в сторону социализма Внешние факторы: рост мирового антисемитизма (конгресс в Дрездене 1882 г.), а также оформление сионистского движения (1й всемирный сионистский конгресс 1897г.). Дело Дрейфуса (1894-1906 процесс по делу о шпионаже, в котором обвинялся капитан Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, по происхождению еврей), вызвал широчайшую реакцию со стороны международной общественности. Проводилась блоковая политика стран Тройственного Союза против стран Антанты (на стыке Германии, Австрии и России – три четверти мирового еврейства, которое испытывало влияние антироссийской пропаганды). И, конечно, использование еврейской карты для ослабления России.
В конце XIX - начале XX вв. происходят еврейские погромы в: России (Кишинёв, Гомель), 1899 - Марокко, 1900 - Австрии, 1902 - США. Ограничение прав евреев в России стало первопричиной ухудшения отношений между Россией и США – усилиями американского еврейства возникло внимание общественности к «царскому антисемитизму», а также госдеп был обеспокоен увеличением количества еврейских иммигрантов из России: еврейский вопрос в России перестал быть внутренней проблемой царских властей и превратился в проблему международных отношений и соблюдения взаимных обязательств. Целью политизации еврейского вопроса было «раскачать» внутреннюю национальную организацию российского государства, посеять смуту и заложить основу революционной обстановки. «Еврейские погромы» усиленно популяризируемые на западе, организовывались самими евреями, и по размаху не отличались от погромов в Польше и Австрии.
23. Великое княжество Литовское и Русское, несостоявшийся проект объединения русских земель. (синим - менее важное, можно безболезненно удалить) В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. Ряд древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и другие - попал в состав Литовской Руси. Таким образом, Великое княжество Литовские вполне реально могло бы стать центром объединения русских земель. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|