Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовное противостояние русский и иудеев с 10 по 18 вв (до разделов Польши)




Противостояние – с образования Древнерусского государства. Первые контакты: войны Киевской Руси с хазарами + 986 евреи из Хазарии приехали к великому князю Владимиру, чтобы склонить его к принятию иудаизма; торговля с греческими колониями на черном море, кроме того, в Киеве, располагавшемся на «пути из варяг в греки», существовала еврейская община.

Настроения – антииудейские (не антиеврейский характер), т.к. иудаизм позволял ростовщичество и поощрял социальную замкнутость.

Далее- в хронологическом порядке:

1044 – Митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати» – критика иудаизма (теологические споры после 988 г)

Первое столкновение русских людей с иудаизмом произошло в VIII веке в степях юго-восточной части европейской России, где находился Хазарский каганат, верхушка которого была иудейской. На стыке VIII-IX вв. князья Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 г. Олег добился того же для радимичей. 965-969 – Святослав разгромил столицу Хазарии Итиль. В эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживления торговли с Византией и Западом, в Киеве появляются евреи – из Византии и греческих колоний Таврического п-ова.

В западной историографии трактуются как первые еврейские погромы в русских землях. 1069 –погром в Киеве. Но были погромы и у богачей неевреев, отсюда можно сделать вывод, что причины не этнического, а экономического характера.

1113 г. - согласно Ипатьевской летописи, киевляне разграбили двор тысяцкого Путяты, затем пошли на евреев и разграбили их. Евреи пострадали именно как приверженцы нелюбимого князя (Святополка).

1113 г. – Владимир Мономах принял решение о высылке евреев с территории Древнерусского государства. 1124 — поджог еврейского квартала — то есть НЕ выгнали

Андрей Боголюбский был убит при участии новообращённых христиан из числа иудеев, допущенных в дружину, главные убийцы – евреи Анбал и Офрем.

Т-м нашествие

С 13 по 15 век из русских летописей исчезает упоминание о евреях: после татаро-монгольского нашествия и общего упадка экономики многие евреи выехали в Польшу, г. – сбор дани и ростовщичество => восстание

После нашествия

15 век – движение иудеев на восток из Польши

15 век – в России ереси, так или иначе связанные с иудаизмом – 1) стригольники (Псков – осуждены собором 1420 года), 2) жидовствующие (смесь иудейства с христианским рационализмом, отвергали Апостольские и Святоотеческие писания, отрицали церковные установления, оскверняли православные святыни, учили соблюдать закон Моисеев, начало ереси 1471, когда в Новгород прибыл Сахария Таманский, отрицали таинство Святой Троицы, божественность Христа, выступали за избавление в культе от всего, что не упоминалось в Св. писании), привлекли в свою веру несколько высокопоставленных лиц, даже митрополита Зосиму и Елену Глинскую. На соборе 1490 ересь изобличена, 1504 – еретики сожжены/бежали в Литву

ИТОГО: священников стали обучать лучше, Библия была полностью переведена на русский язык, резко негативное отношение власти к иудаизму.

1551 - Стоглавый собор, статьи против ересей/еретиков

Соборное уложение: появилось понятие преступление против церкви (в т.ч. обращение православных в другую веру), за что полагалась смертная казнь

Интересно: после взятия Полоцка Иван IV утопил всех евреев не желающих креститься, причина – жалобы на «лихие дела и притеснения» от евреев (рез-тат – массовый исход евреев с территории Московского государства, однако не во всех источниках есть подтверждение данного события).

В Смуту – в России проживало много евреев. Семибоярщина в качестве условий возведения на княжество Владислава выдвигала требование «не разрешать жидам въезжать для торговли на территорию Московского княжества и не склонять никого ни в римскую, ни в другую веры».

Действия первых Романовых

Религиозная нетерпимость первых Романовых на российском престоле в отношении иудеев. Алексей неоднократно изгонял евреев из Москвы и других городов. В Могилёве в 1654 он даже приказал не только выселить евреев, но и конфисковать все «жидовские дворы». Алексей – за смертную казнь за совращение евреями православных в иудаизм.

1667 г. - Андрусовское перемирие между Россией и Польшей. После него в русских землях появилось оседлое еврейское население. Эти евреи в большинстве своём приняли христианство.

1678 – при Фёдоре в договоре с Польшей включён пункт, запрещавший евреям ездить на обе стороны со всякими товарами.

Переменчивые настроения

В соответствии с Андрусовским перемирием 1667 г. в России появилось оседлое еврейское население, принявшее в большинстве своем христианство. Политика самодержавия по отношению к ним не отличалась последовательностью, например:

Пётр запретил въезд в Россию евреев: 1702 манифест о приглашении искусных иностранцев: лучше пусть приезжают мусульмане или язычники, чем евреи, они плуты и обманщики. 1721 – первые указы Верховного тайного совета о выселении евреев из сёл и деревень.

Екатерина I – продолжала линию: 1722 - началось дело Боруха Лейбы. Двое русских написали в Синод: при потворстве смоленского губернатора иудеи построили синагогу, насаждают иудаизм и попирают православие. Расследование тянулось 16 лет (так долго – из-за взяток): Б.Л. совращал в «жидовскую веру» русских людей и приказывал им совершать обрезание. В частности, он убедил сделать это отставного капитан-лейтенанта флота Александра Возницына. Возницын, которого возили в Польшу и окружили раввинами, стал «поносить имя Христа и Его учение». Б.Л. в 1738 был сожжён, согласно Уложению 1649, вместе с Возницыным. Указ о выселении евреев из Малороссии и городов (1727)

Петр II – евреям можно временно селиться в Малороссии для торговли (1728 и, конечно же, ничто так не постоянно как временное)

Анна Иоанновна – распространяет это постановление на Смоленскую губернию(1731), Слободскую Украину (1734), в 1736 г. евреям разрешена поставка водки из Польши в казенные кабаки. Но раскрыто дело Борухи Лейбы. Ужесточение позиции. 1739 запрет аренды земли в Малороссии, 1740 высылка оттуда за рубеж около 60 евреев.

Елизавета Петровна – указ о высылке евреев из России (1742) Ещё последовательнее, три указа по еврейскому вопросу – о систематическом удалении евреев за пределы государства. Когда Елизавете был представлен доклад, что закрытие евреям доступа на ярмарки Малороссии и в Ригу разоряет торговых людей и приносит убыток казне, она сказала «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». После этого вопрос о допущении евреев не поднимался до тех пор, пока многочисленная группа евреев автоматически не очутилась на территории России в результате разделов Польши.

Характер противостояния

Оно носило идейный, а не этнический характер, евреи рассматривались как враги веры Христовой (можно сумничать про идеологию евреев-талмудистов, типа иудеи избранные и спасуться только они, неприятие Христа, поощрение торговли и ростовщичества, презирание земледелия). Если иудей принимал христианство, он более не подвергался притеснениям.

При Екатерине II в 1764 г. в Россию легально прибывают евреи-эмигранты, а в 1769 – официально разрешено селиться в Новороссии (губернии). По итогам разделов Польши в состав Р.И. вошло ок. 1 млн евреев, они сразу же получили статус мещан. 1772 уравняла в правах с христианами, дала большие экономические права (1783 подвергла выселению из деревень в города, 1786 Сенат отменил это). Именным указом императрицы от 26 февраля 1785 г. было подтверждено их равенство с другими подданными Р.И (городовое положение, рассматривало сословия, а не нации), включены в состав купцов и мещан. 1791 – указ Екатерины II о распространении территории поселения евреев на вновь образованные Екатеринославское наместничество и Таврическую область. Главная цель указа – подтвердить для евреев равные с остальным населением присоединённых земель права. Но в то же время указ, положивший начало созданию черты оседлости для еврейского населения. Однако в конце XVIII в. все русские подданные, принадлежавшие к податным сословиям, не имели права свободного передвижения и свободного поселения. Каждый был «приписан» к местному «обществу» и мог заниматься своим делом лишь в данной местности.

Еврейские купцы имели льготы в черте оседлости по сравнению с купцами православной веры в других районах России. Русские купцы и мещане жили непременно в городах, а еврейское население могло проживать в уездных селениях, занимаясь, в частности, винными промыслами. В их руках сосредоточилась сельская торговля, они брали в аренду различные статьи помещичьих доходов, продажу водки в шинках. Купцы Белоруссии с 1782 могли переходить из города в город.

1791 – указ, уравнивавший евреев в правах с купцами, ремесленниками и мещанами тез городов и местечек, где они проживали при переходе этих территорий в состав России.

Екатерина II решила распространить на еврейское население двойную подать по сравнению с той, которую платили христиане. Цель, однако, - побудить евреев к переселению в Новороссию, потому что введенное там освобождение от податей ранее не привлекало на большой переезд.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...