Аварийность на улично – дорожной сети, как социально-экономическая проблема
Стр 1 из 31Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»
Утверждено На заседании кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения» протокол № 1 от 28. 08. 2012 г. Заведующий кафедрой Н.В. Пеньшин Вводится в действие с «01» сентября 20 12 г. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Учебной дисциплины Служба ГИБДД (наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)
Для студентов, обучающихся по специальности: 190702-«Организация и безопасность движения» (шифр и наименование образовательной программы) Специализация: (наименование специализации) Форма обучения: Очная Составитель: доцент Горюшинский Валентин Сергеевич (должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)
Тамбов 2012
Тема 1 Вводные положения Цель – ознакомление с основными направлениями обеспечения безопасности дорожного движения. 1. Аварийность на улично – дорожной сети, как социально-экономическая проблема. 2. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения. 3. Система законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. 4. Административная ответственность, уголовная ответственность, гражданско–правовая ответственность, ответственность военнослужащих за транспортные и смежные с ними правонарушения. 5. Место и роль ГИБДД в системе обеспечения безопасности дорожного движения. Правовой статус и основные направления деятельности ГИБДД. Нормативные документы, регламентирующие деятельность ГИБДД. Полномочия ГИБДД.
Аварийность на улично – дорожной сети, как социально-экономическая проблема В большинстве стран мира, в том числе и в России, проблема повышения безопасности дорожного движения в последние годы приобрела особую актуальность. Это связано, в первую очередь, с бурным ростом автомобилизации, совершенствованием дорожной инфраструктуры, выходом на рынок более мощных и скоростных автомобилей. Все эти приметы времени, особенно характерные для стран с рыночной экономикой, где для перевозки грузов и пассажиров все шире используется автомобильный транспорт, породили ряд проблем, требующих безотлагательного разрешения. Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с транспортом, без которого был бы невозможен технический и социальный прогресс. Роль транспорта, разумеется, нельзя сводить только к перемещению грузов и пассажиров. Транспорт способствует неуклонному росту и совершенствованию производства, систематическому повышению народного благосостояния. Он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства и особенно на продолжительность воспроизводственного цикла, на формирование запасов сырья, топлива и продукции, на емкость складов и т.д. Основной задачей транспорта является более полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, ускорение доставки грузов и передвижения пассажиров на основе существенного повышения мощности и качества всей работы транспортной системы. Вторая половина XX и начале XXІ века характеризуется неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Автомобилизация требует решения комплекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желанный эффект и положительное влияние автомобилизации на социальное развитие общества. Автомобиль как средство передвижения обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этим преимуществам относятся:
а) высокая мобильность; б) способность доставлять пассажиров и грузы «от двери до двери»; в) относительная простота управления; г) во многих районах страны (горная местность и т.д.) является единственным видом транспорта; д) автомобиль является необходимым средством и атрибутом быта в повседневной деятельности человека. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей. Ежегодный рост автомобильного парка составляет около 10 %. Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождается ростом числа пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если к началу XX века во всем мире было около шести тысяч автомобилей, то в настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает свыше 520 млн. единиц (из них примерно 75% - легковые автомобили). По данным статистики ООН, ежегодно от автомобильных аварий во всех странах погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн. получают телесные повреждения. По данным Национального Совета по безопасности движения США, ущерб от ДТП составляет в последнее время 50 млрд. долл. в год. В нашей стране по ориентировочным подсчетам потери от автомобильных аварий составляют более 3,5 трл. рублей в год (по ценам 1993 года). Относительная опасность автомобиля превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного - в 10 раз. На один млрд. пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится двадцать погибших, на воздушном - шесть, на железнодорожном - два. По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7 - 10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других. Реализация в США с 1968 года и Японии с 1970 года законов «О безопасности дорожного движения» и принятых на их основе национальных программ сокращения аварийности позволила значительно сократить число раненых и погибших при продолжающемся увеличении автопарка.
После принятия Государственной Думой России в 1995 г. закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» говорить о положительной статистике по этим показателям в нашей стране пока не приходиться. Если раньше обеспечение БДД сводилось к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, включающей совершенствование эксплуатационных свойств автомобилей, дорог, а также повышение мастерства водителей и уровня их транспортной дисциплины, то в последние годы в странах развитой автомобилизации отношение к проблеме безопасности движения коренным образом изменилось. Главные причины этого связаны с возросшей социальной и экономической значимостью проблемы. С одной стороны, рост автомобильного парка, вовлечение в дорожное движение все более широких масс населения приводят к увеличению тяжести последствий от ДТП, повышению ущерба и уровня опасности (характеризуемого, например, вероятностью гибели участника движения в ДТП). С другой стороны, все более сложным, требующим привлечения огромных людских и материальных ресурсов, становится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|